Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Поиск на сайте

Воспоминания питомцев адмирала Н.Г.Кузнецова. Ю.В.Солдатенков, И.С.Филатов, О.С.Филатов. Часть 15.

Воспоминания питомцев адмирала Н.Г.Кузнецова. Ю.В.Солдатенков, И.С.Филатов, О.С.Филатов. Часть 15.

Окончание училища.

Выпускные экзамены на аттестат зрелости с мая по начало июня 1951 г.

Золотые медали получили: 1. Бояршинов Борис Иванович. 2. Солдатенков Юрий Владимирович. 3. Ишаев Борис Петрович.
Серебренные медали получили: 1 . Быков Владимир Викторович. 2. Селезнев Анатолий Николаевич. 3. Коренной Виктор Михайлович. 4. Кротов Петр Иванович. 5. Маркидонов Виталий Яковлевич. 6. Орлов Александр Сергеевич. 7. Томич Михаил Александрович. 8. Штурмин Геннадий Александрович.



Передовики учёбы 3 четверти (4 рота, 2 курс, 1949-1950 учебный год): 1 ряд: Маркидонов, Тамойкин, Шпенёв, Монаков, Гостев, Толстиков, Виноградов. 2 ряд: Колесников, Титов, Романычев, Курганов, Захарьин, Рябцев, Садков. 3 ряд: Исакович, Чернышев, Челышев, Штурмин, Бояршинов, Зубов, Климов. (фото прислал Зотиков в марте 2002 года).

Общие результаты выпускных экзаменов на получение аттестата зрелости.

1 рота. Из 91 воспитанника, допущенных к сдаче экзаменов, сдали экзамены 83 человека. Не сдали экзамены 6 человек и не допущены 2 человека.
2 рота. Из 94 воспитанников: 2 человека не допущены к экзаменам. 3 человека, имеющие по одной «двойке» по предметам, допущены к экзаменам после осенней пересдачи. 4 человека не сдали экзаменов. Всего сдали экзамены 84 чел. 1 чел. находился на излечении в гарнизонном госпитале и ему впоследствии были зачтены 2 предмета (по физике и истории) по среднегодовым оценкам - «4» по ходатайству руководства училища, утвержденному решением ВВМУЗ. (Воспитанник Филатов О.С.)

Мнение руководства училище о наборе 1948 г. и выпуск 1951 г.

По сравнению с предыдущими и последующими наборами и выпусками, несмотря на значительное количество медалистов, руководство училища считало выпуск 1951 г. самым слабым из всех выпусков. Причина- «недостаточная подготовленность кандидатов в воспитанники при сдаче вступительных экзаменов в июне, июле и августе 1948 г. И это несмотря на значительный конкурс на одно место: более 10 человек на место, а в отдельные периоды свыше 22 чел. на место. Набор этого контингента был слабый. Около 35-40% на приемных испытаниях имели неудовлетворительные оценки» (ЦВМА Ф.1134 Оп.0020877 Пор. №4). По мнению авторов книги, это имело место по следующей причине. Надо учитывать исторический момент. После окончания войны прошло 2,5 года. На флотах страны было много юнг, молодых матросов, старшин, которые хотели получить образование. Находясь на кораблях и в отдаленных гарнизонах, они, разумеется, не могли получить полноценного образования по сравнению с юношами, жившими и учившимися в больших городах страны. Государство думало об их судьбе. Особенно велика роль в этом командующего ВМС адмирала Флота Н.Г.Кузнецова.



Он служил примером для Главкома ВМФ адмирала Флота Советского Союза. Семья Н.Г. Кузнецова.

Поэтому в части этого контингента кандидатов в воспитанники шли на послабления и поблажки. В целом такая практика себя оправдала. Людей не бросили на произвол судьбы. Известно только 3 случая отчисления по неуспеваемости таких воспитанников из-за их нежелания учиться дальше.

Конечный этап окончания училища.

После сдачи выпускных экзаменов на аттестат зрелости в июле 1951 г. отдельными потоками (2, 5, 7, 9 июля) воспитанники СВМПУ-1951 приняли присягу. Позже был зачитан приказ о распределении (направлении) в высшие военно-морские училища страны. С этого момента они стали именоваться «курсантами». Далее следовал очередной краткосрочный летний отпуск в течение месяца, после которого надо было прибывать по новому месту назначения в ВВМУ.
СВМПУ как самостоятельное заведение прекратило свое существование. Выпуск 1952 г. (3-й курс был оставлен в виде подготовительного курса при Училище ПВО, которое заняло место СВМПУ). Младшие курсы набора 1950 г. и 1951 г. были направлены в Ленинград, и были оформлены как подготовительные классы при 1-м Балтийском ВВМУ (впоследствии переименованное в Высшее Военно-Морское Училище Подводного Плавания).

И.С.Филатов. «Воспоминания о СВМПУ 48-51 гг.». Часть 2.

О воспитателях и преподавателях.


Старшины рот- старшины кадровой команды:
- Старшина I статьи Лушников Василий Иванович,
- Грачев Константин Иванович,
- Власов Георгий Федорович,
- Трифонов Николай Иванович,
- Старший сержант Лобанов Иван Иванович,
- Главный старшина Якименко Семен Павлович (потом мичман, затем лейтенант в 1951 г.)

Они были первыми нашими воспитателями с первого дня пребывания в Училище. Очень уважаемые и опытные воспитатели. Пользовались громадным авторитетом у воспитанников. Они возглавляли не только роты, но и на отдельных этапах нашею обучения и взводы (когда надо было «подтянуть» дисциплину). Помимо этих старшин были еще:
- Старшина I статьи Симаков Анатолий Алексеевич. Весьма заметная и колоритная фигура. Впоследствии он возглавлял учебное подразделение по физическому воспитанию воспитанников.
- Старшина I статьи Гайворонский Юрий Иванович (Возглавлял сборную команду училища по футболу)
- Старшина I статьи Трамбай Василий Иванович. Человек высокого роста и громогласный, хотя добрый и отзывчивый по отношению к воспитанникам, но воспитанники его побаивались и выполняли все его приказания.
Ст. сержант Лобанов И.И. был очень строг и поблажки не давал никому. Особенно строг он был по отношению к «отличникам». «ЮВС» (Солдатенков) одно время здорово от него напереживался. Было много старшин на других курсах и в ротах. Из-за ограниченного объема книги всех не перечислишь.



Из многих офицеров-воспитателей весьма сильно выделялся лейтенант Полудницын Аркадий Григорьевич. Практически он круглосуточно был среди воспитанников. Прекрасный спортсмен. Организовал кружки по борьбе, штанге и преподавал уроки гимнастики.  Наравне с майором Лаушкиным был признанным неформальным лидером среди офицерского состава училища, чем приносил «большую головную боль» руководству училища (особенно политотделу), своим сильным влиянием на офицеров (особенно молодых).
Говоря о старшинах и офицерах-воспитателях, необходимо отметить их доброту и душевность. За все время пребывания, воспитания и обучения ни разу не слышал ни одного слова площадной брани, ни грубого слова. Им достаточно было сделать лишь ударение или акцент на каком-нибудь слове в фразе или команде, и все становилось предельно ясно. Поэтому их команды и просьбы выполнялись беспрекословно. Занятия проводились по расписанию. Дневные занятия сменялись по распорядку дня обедом, ужином, самостоятельными занятиями, обязательными и ежедневными, обеспечивая непрерывный процесс обучения. Занятия проводились повзводно в отведенных классах. В классе размещались персональные столы на двоих человек, на стене висела большая классная доска. Между столами и доской имелась достаточно просторная площадка, на которой мог разместиться весь взвод (класс). Здесь же был расположен стол преподавателя. На первых порах проблемным было нахождение у доски для ответа по уроку. Не каждый воспитанник был в состоянии отвечать под пристальным взглядом 22-25 человек учеников-воспитанников и строгим взглядом учителя. И не все, разумеется, могли воспринять из преподанного урока. Поэтому числились в неуспевающих. Затем как-то стихийно все распределились по интересам и симпатиям друг к другу. И поэтому кто-то более подготовленный и сильный в предмете помогал своему другу или приятелю. Психологически проще пыхтеть, решая задачу или изучая литературу или историю на месте за столом, а другое дело - выйти к доске. Такой практики, как автоматическое списывание у соседа или друга, не практиковалось, т.к. все понимали, что без самостоятельного постижения предмета знаний не получишь. В училище в соответствии с распорядком дня учитель или педагог ежедневно находились в консультативных кабинетах, и воспитанник мог обратиться за помощью в любой момент. Например. Игорь Филатов, москвич, окончивший 8 классов московской школы и поступивший на I курс училища, что соответствовало 8 классу, имел недостаточную грамотность (где-то в районе 3-4 оценки). Он захотел преодолеть этот недостаток и обратился за помощью к капитану Афанасьеву Петру Ивановичу - начальнику цикла русского языка и литературы. Тот посоветовал выбрать тематический учебник или какую-либо книгу и писать диктанты.



С.Ю.Жуковский. Поэзия старого дворянского гнезда. 1912. - Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Биография. Творчество. Всё о писателе.

Игорь любил классику и выбрал ряд произведений Тургенева. Учение началось сразу и изо дня в день в течение полугода. Афанасьев ставил ежедневно оценки в классный журнал, так что все клетки против фамилии Игоря были заполнены. Их не хватило, и тогда преподаватель подклеивал дополнительные ленты с квадратами, куда заносились оценки. И что вы думаете? Первые оценки были сплошные «двойки»! Так продолжалось полторы недели. Потом сразу выскочила «четверка» и дело пошло.
Через 2 месяца появились первые «пятерки». И все это продолжалось еще 4 месяца. В основном это были «пятерки», но иногда и встречались «четверки». Метод сработал! К этому эксперименту подключились несколько воспитанников, которые тоже хотели повысить и закрепить свою грамотность. Правда, не все до конца выдержали этот марафон, но все же их успеваемость по русскому языку повысилась. Впоследствии Игорь отблагодарил капитана Афанасьева тем, что после практики в Севастополе и возвращения в училище, по дороге в одну из долгих остановок эшелона с воспитанниками, они побывали на экскурсии в Краснодоне на родине комсомольцев-краснодонцев. Реальность потрясла их своей драматической правдой. Написал сочинение на свободную тему - «Герои-краснодонцы» объемом в три тетради. Сочинение получилось весьма эмоциональным, патриотическим, литературным по форме изложения. Афанасьев послал это сочинение на какой-то конкурс в ВВМУЗ, где оно завоевало призовое место. Игорю, к его великой радости, вручили диплом и приз - книгу по морской тематике. Афанасьеву объявили благодарность и вручили денежную премию, а СВМПУ отметили как ведущее заведение по подготовке кадров. Понятно, какой громадный труд проделал Афанасьев, сколько сил и нервов потратил на обучение воспитанников.



Кадр из фильма "Молодая гвардия" (1948). - Молодая гвардия - город Краснодон.

Преподаватель истории Анна Степановна Чурсина была прекрасным педагогом. Великолепный методист. Весьма интересно и доходчиво вела свой предмет. При своей строгости была очень добрым и отзывчивым человеком. Весьма женственна. Ее очень уважали воспитанники за то, что она всегда защищала их, даже заведомых разгильдяев и лодырей. Вела исторический кружок в училище, который посещали многие воспитанники.
Преподаватель истории Рзянин также был прекрасным методистом. Отличался эмоциональностью изложения материала и увлеченностью историей. Воспитанники никогда не спали на его уроках, любили слушать его, а некоторые его выражения запоминались как афоризмы.
Начальник цикла истории и географии майор Лаушкин Константин Демьянович закончил Ленинградский Госуниверситет. Профессия - «археолог». Русский. Холост. В совершенстве владел французским языком. Немецкий читал со словарем. В 1941 г. принимал участие в военных действиях в Эстонской ССР на Кингисеппском направлении Северо-западного фронта. Вышел из окружения вместе с подразделением. Был награжден. Хотя на цикле (кафедре) было несколько преподавателей, в т.ч. и старших, их не хватало, и в случае их отсутствия Лаушкин часто сам вел уроки истории и реже - географии. Запомнились две первые лекции по географии, которую мы считали довольно сухим и неинтересным предметом, а иногда и скучным.
Он сумел так построить уроки, связал непосредственно с жизнью, воинской практикой, что география открылась очень живой и нужной наукой в жизни военного человека. А историю преподавал так, что все воспитанники старались не пропустить его занятий. Практически это были лекции как в университете. И была у него еще одна обязанность, как мы осознали, будучи в высшем училище - ведение курса марксизма - ленинизма. Как такового отдельного курса не было, и он, согласно требований программы, вкрапливал эти «знания» в общий текст уроков. И когда в своей лекции доходил до этих «знаний», речь его блекла, становилась серой, скучной и всем своим видом выражал пожелание: это пожалуйста не пишите, не верьте в данный момент этой «лапше, что Вам навешивают на уши!».  



Лаушкин единственный из всех офицеров-преподавателей, который ни разу не подвергался критике руководства училища как специалист. Наоборот, всегда отмечался его высокий профессионализм и его высокая методика преподавания. Единственный раз в 1951 г., имея в виду его неформальное лидерство среди офицеров, покритиковали за поведение в быту и вредное влияние на молодых офицеров. Отличался, выделялся из общей массы офицеров тем, что абсолютно избегал женского внимания и влияния! Сам он красивый мужчина, интеллигентного вида в очках (чаще в пенсне), которые ему шли. Однако поражал его взгляд: цепкий, немигающий, пронзающий насквозь. Об этом помнят многие воспитанники. Толя Селезнев так описал этот момент: «Сквозь пенсне на тебя смотрели холодные, словно застывшие из стекла глаза...»; от такого взгляда цепенели.
Был заядлым спортсменом, рыбаком, увлекался велосипедным спортом. Никогда никого с собой не брал. Любил одиночество. Жилья у него не было. Снимал комнату. У него был велосипед, на котором он уезжал надолго и далеко. Заднее сиденье он загружал коробками с питанием и двумя коробками, перекинутыми через раму. Летом часто вдоль рамы закреплял удочку. И при внимательном взгляде за ним, он вроде бы случайно демонстрировал, как у него разваливается какая-нибудь коробка и оттуда вываливается бутылка с водой или квасом, пара банок с консервами, завернутый хлеб или какие-нибудь спортивно-охотничьи принадлежности, т.е. проглядывалась какая-то нарочитость в его действиях. Казалось, что Лаушкин чего-то опасался и подчеркивал свою нейтральность в этих «показательных играх»: «смотрите, ничего недозволенного у меня нет». Некоторые поражались, как он мог изящно садиться на велосипед, закидывая ногу при такой плотной загрузке велосипеда.
Но интересно было наблюдать за ним, когда его атаковали женщины. Ведь они не могли согласиться, чтобы какой-то мужчина мог отвергнуть их чары. По-моему, среди женщин существовал сговор по его «охмуриванию» просто так, ради спортивного интереса, который, разумеется, очень подогревался его отношением к женщинам. Я несколько раз был свидетелем таких «атак» со стороны женщин и методом «отбытия» майором Лаушкиным. Это были незабываемые картинки. Какая-нибудь дама, подученная своими подругами, подлавливает его где-нибудь на переходе и начинает «делать ему глазки» и говорить различные комплименты, начиная с похвалы умения одеваться элегантно и носить одежду, в т.ч. военную форму.



Так и будешь строить глазки или погулять пригласишь?

О том, как он прекрасно выглядит, как садится на велосипед, словно Аполлон, и тому подобную муть. Он внимательно разглядывает даму, словно впервые ее видит, ничего не произносит, взор не отводит. Затем начинает постепенно медленно обходить даму, словно она мешает ему пройти. Дама, естественно, поворачивается тоже, а это есть психологический прием, который ставит ее в неудобное для нее положение. Ибо любая женщина выбирает такой ракурс подхода, чтобы выглядеть эффектнее, чем она есть. А он этот ресурс меняет, дама начинает нервничать и думать, а так ли я выгляжу хорошо, как в первоначальный момент?» И в этот момент Лаушкин наносит решающий удар. Он уже смотрит не на нее, а в сторону и вдаль и произносит: « Это Ваши дети там Вас дожидаются?» или « а это что, Ваш муж ждет Вас?». Женщина, как правило, огорошенная такими вопросами, тушуется и отступает. А потом жалуется подругам: «Я к нему с возвышенными чувствами, а он из прозы жизненного быта: Ваши или Ваш!?» Дальнейшая судьба майора Лаушкина странна, загадочна и трагична. Он, уже после нашего выпуска, в конце 1951 г. был арестован и после нескольких месяцев следствия в начале 1952 г. осужден. Приговор: «Лишить звания майор и наград (уволен из Военно-Морских Сил по ст.44 «Б». Осужден к 25 годам ИТЛ с поражением в правах на 5 лет за шпионаж в пользу западной разведки» (ЦВМА приказ ВММ от 04.04.1952 г.).

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю