Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты бережливого производства

Как в Зеленодольске
ускорили производство
"Грачат"

Поиск на сайте

Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 18.

Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 18.

Мои преподаватели. Ю.Н.Курако

Один из самых уважаемых и почитаемых – Леонид Николаевич Потапов, преподаватель рисования и черчения. Он был одним из самых образованных представителей педагогического коллектива училища. Именно ему я обязан своим увлечением рисованием и прикосновением к миру искусства.
Преподаватель физкультуры, майор Семенов. Ему было уже за 40 лет. Но для всех нас он был образцом подтянутости и мужественности. Он так работал на спортивных снарядах, что вызывал восхищение и был предметом «белой» зависти.
Ему мы обязаны наличию многочисленных секций, большому количеству соревнований, всему тому, что привило нам любовь к спорту, делало из нас сильных, крепких и здоровых будущих офицеров, командиров, руководителей, которые своим личным примером могли показать и сказать: - «Делай, как Я».



Преподаватель русского языка и литературы Ольга Федоровна Грицак.

Вот её и М.М.Шахназарову я боялся больше, чем огня. Русский язык для меня был камнем преткновения. Если сочинения я еще вытягивал, то диктанты были моей гильотиной. Обидно было, что, как правило, они проводились в конце недели, а это значило - прощай увольнения и вечерние увеселения: кино, вечера и.т.д. Вместо них самоподготовка и дополнительные занятия мне были обеспечены. За долгие годы учебы в ТНВМУ письменные работы меня постоянно доводили просто до отчаяния. Я мечтал только об одном - быстрее закончить и освободиться от письменного русского. Так что эти преподаватели - были для меня действительно самыми любимыми. Удивляюсь их терпению и вниманию. Последний раз я встречался с О.Ф.Грицак на 35-летии. Есть даже у меня фото, где она стоит с нашими боевыми подругами. Она вела себя как-то застенчиво, стесняясь нас шумных и радостных. Наверное, для нее мы по-прежнему были теми юными нахимовцами, которые доставляли ей много забот и проблем с нашей успеваемостью! Сколько вечеров она провела над нашими тетрадками, исправляя нашу орфографию, наверное, только ей известно. Сколько слез умиления над нашей беспомощностью она пролила, чтобы на следующий день быть уверенной, твердой, непреклонной в своей оценке. Они ей давались не легко, потому что она прекрасно понимала - в них тоже наши мальчишеские слезы: от бессилия, неуспеваемости и постоянных надежд на лучшее, а тут опять – ДВОЙКА! На встречу с нами она принесла свои тетрадки учета с нашими оценками, выписанными с журнала успеваемости. Для многих это стало большим сюрпризом.



Юбилей ТНВМУ 1974 г. в Тбилиси, нахимовцы выпуска 1953 г. с преподавателями О.Ф.Грицак (слева) и З.Н.Горбачёвой.



Старший лейтенант Шахназарова Маргарита Михайловна - была худенькой и стройной женщиной. Форма на ней всегда лежала ладно, она носила черные туфли на каблучках, которые подчеркивали ее тонкую фигурку и подтянутость. Внешне она всегда была строга и официальна, требовательна и непреклонна. Проблемы у нее со мной были все те же. Ей я благодарен также за тот огромный труд, который она вкладывала в каждого из нас. Может создастся впечатление, что только я один не успевал по русскому языку, конечно, нет. Не буду перечислять фамилии, а то еще кто-то обидется, сегодня они, кто академик, кто профессор скажу только, что я был не одинок. Безусловно, тот огромный труд и внимание к нам не прошли даром - никто из нас не был отчислен по неуспеваемости, а ведь такие случаи были. И причиной для этого были два предмета - русский и математика.
Причем характерно, когда наши ребята, исключенные за неуспеваемость, приходили в гражданскую школу, они очень даже прилично учились, а некоторые ходили в отличниках. Это лишний раз говорит об уровне требовательности и различии подходов, контроле учеников преподавателями. На наших занятиях не было случая и дня, чтобы тебя не вызывали, хотя бы с места, не только к доске. Это мы знали, поэтому на самоподготовке прорабатывали все предметы, а письменные домашние работы контролировались тщательно воспитателями. И это была ежедневная систематическая работа над учебным материалом.
Уровень требовательности со стороны наших преподавателей был очень высок. Каждая низкая оценка становилась, известна воспитателю и классному руководителю, ими тут же принимались меры, ужесточался контроль. Это была отработанная система контроля: преподаватель- воспитатель и наоборот. Она приносила свои положительные результаты.



«Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой». А.С.Пушкин «К морю». 1823 г. Картина Ю.Н.Курако.

Учителя нахимовцев. Валентин Владимирович Максимов, выпуск 1952 года.



Шахназарова Маргарита Михайловна (Марго).

Прочитал очень тёплые слова об учительнице русской словесности Шахназаровой Маргарите Михайловне. Действительно, именно она привила нам любовь к поэзии. Мне помнится, в те трудные годы она на свои деньги приглашала некоторых воспитанников на литературные вечера в Филармонию. Не знаю, как ей удавалось решать вопросы с увольнением, но посещения эти были в будние дни - она брала нас по 2-3 чел., и мы ходили на эти вечера. Мне посчастливилось так трижды.
Почему-то особенно мне запомнился вечер Всеволода Аксёнова. Увы, не осталось в памяти, кто тогда еще из воспитанников был. До сих пор помню, как В.Аксёнов читал речь лорда Байрона в английском Парламенте в защиту луддитов. Кстати, благодаря этому луддиты и "по истории" мне очень запомнились.
Маргарита Михайловна всегда остро реагировала на ошибки в речи. Тогда она больно брала за плечо - два тонких пальца впивались в сустав! - и она трагически шептала: "Деточка, как вы сказали?"
Мы очень любили свою учительницу. По установленному порядку наших учителей официально называли «товарищ преподаватель». Имена и отчества были не в ходу. Но вот всех своих учительниц русской словесности я запомнил с их полным именем!
Мы так по-доброму – впрочем, взаимно! - относились к Маргарите Михайловне, что между собой нарекли её «Маргоша» или «Марго». Не знаю уж, кто первый это сказал, но во всех ротах, где она преподавала, воспитанники всегда её так называли. И в звучании этого «прозвища» (а как это иначе?) были подлинное уважение и мальчишечья любовь.
Я благодарен Маргарите Михайловне за то, что она научила меня любить и ценить поэзию, находить в ней нечто, что привносило в мою жизнь какую-то гармонию и успокоение. Всю свою жизнь я любил, читал и запоминал стихи - Блок, Ахматова, Маяковский, Симонов, Гамзатов, Кулиев, что уж говорить о Пушкине, Лермонтове, - не буду больше "блистать"...
Добавлю, позднее мне довелось лет почти десять ездить в Крым в пионерские лагеря работать, и не раз на ночных встречах у костра мне приходилось читать стихи о Мужчине и Женщине по 1,5- 2 часа...
Несомненно, это заслуга Маргариты Михайловны Шахназаровой.



Нахимовец Владимир Михайлович Дольников на выпускном экзамене по русскому языку и литературе в ТНВМУ, май -1952 г., Тбилиси. За столом сидят - слева направо - представитель ВМУЗ, начальник училища капитан 1 ранга Георгий Иванович Гаврилин, преподаватель русского языка и литературы Маргарита Михайловна Шахназарова, представитель горОНО Тбилиси, цветы скрыли преподавателя Сусанну Вартановну Бурунсузян. Фото предоставлено Глебом Мануйловым, ТНВМУ_1952.

Татьяна Валентиновна Делюкина.



Сколько ни пытаюсь вспомнить, ничего не приходит на ум – нет, у неё не было питонского псевдонима – прозвища! Она была очень привлекательной женщиной, всегда безукоризненно ухоженной, опрятной, выдержанной, вежливой. По нынешним оценкам – как теперь принято оценивать слабый пол – она имела весьма сексапильный вид. Кстати, на этой почве было несколько эпизодов со стороны отдельных лиц из нашего брата. Надо заметить, она всегда безукоризненно выходила из щекотливых положений. Впрочем, пожалуй, это совсем другая тема, и ,может быть – может! - мы коснёмся и этого.
Но уважали и относились к ней доверчиво мы все. Даже те, кому она нещадно ставила двойки. Конечно, труднее всех было ребятам не русской национальности. Требования к учёбе в училище были очень высокими. Татьяна Валентиновна была терпеливой, очень доброй (повторяю!), но в то же время предельно требовательной. Она никогда никому из учеников не прощала неряшливой речи, кое – как выполненного домашнего задания, «эканья» и «мычания» у доски. Да, она ставила двойки, но при этом как – то так получалось, что ты садился на своё место, упрекая только себя – как это я не смог ответить на вопрос?.. Помнится, был у нас такой воспитанник – хочу думать, что он не обидится на меня за то, что я называю его имя, - Кавжерадзе. Время очень давнее, примерно 1946 г., середина прошлого века.
Практически в каждом диктанте или странице написанного текста у него бывало не меньше 30 ошибок. Но никогда он не обижался за свой «кол», потому что она, учительница, всегда при раздаче работ уделяла ему огромное количество времени, чтобы разъяснить, почему надо было написать так, а не иначе! Он с нами не дошёл до выпуска, но я уверен, что русский язык он всё – таки одолел.
А вот как тонко Татьяна Валентиновна чувствовала ученика, как глубоко знала психологию процесса обучения, говорит, пожалуй, такой факт из моей «биографии».
Мои сотоварищи, возможно, помнят, что на протяжении обучения я всегда учился очень прилично. Но вот был такой казус! Точно не помню, было это в 5 или 6 классе. По русскому мы проходили понятие «деепричастие». Я домашнее задание выучил, прочитал учебник – я «высчитал», меня могут вызвать. Таки, да, меня на первом же уроке вызывают, я был готов, я получил «свою» пятёрку. Как же я был удивлён, когда на следующий день меня снова вызвали первым! Не спасло выполненное письменное задание. Жирный «неуд» украсил мою строку в журнале. Конечно, вечером на самоподготовке офицер – воспитатель уделил мне внимание, всё задание я проработал, а утром получил пятёрку. Но Татьяна Валентиновна не успокоилась – она снова вызвала меня на ближайшем уроке, задала мне такой «экзерсиз» по деепричастию, что я не справился – снова получил двойку! Не буду утомлять вас далее, учительница вызывала меня подряд девять раз. Три двойки, следовавшие за оценками «отлично», приучили меня к тому, что уроки надо выполнять каждый день, не прибегая к «теории вероятности». Кстати, мне это в жизни всегда помогало – и в работе, и в учёбе.
А вы, уважаемый читатель, решайте сами!

Воспоминания нахимовца, выпускника ТНВМУ 1952 года Виктора Федоровича Ганича.



Из преподавателей хорошо запомнились Татьяна Валентиновна Делюкина (русский язык, литература), ее муж - подполковник Мишин (их сын - тренер знаменитого фигуриста Плющенко)...

Т.В.Делюкиной, любимой учительнице.

ИСПОВЕДЬ НАХИМОВЦА

Татьяна Валентиновна, вы помните мальчишек.
Полоской обнаженной деливших хлеб и соль
Застенчивых, как мышек,
И бравых хвастунишек,
Девчонок презиравших
И тайно тосковавших
По сказочной Ассоль?
Учительница милая, вы помните мальчишек
Обугленного детства огнем сороковых?
Уроки ваших книжек
Их поднимали выше
Над горем и над морем,
Всесильно вечным морем
Для павших и живых.
Им солнечная родина оттаивала души.
Мальчишек расклешенных щадил ее язык.
Под звуки медной туши
У них штормила суша.
А паруса и мачты
Дарил им настоящий
Фальшивый Геленджик,
И были те мальчиши потомки кибальчишей
Отравлены легендой о крейсере « Варяг ».
Луна топила крыши,
И весь Тбилиси слышал.
Как наяву, не в песне
И в доблести и чести
Наш погибал моряк...
Сегодня, Валентиновна, мальчишам тем за сорок,
За сорок "с малым гаком" от улицы Камо,
От двухэтажных коек.
Подъемов банных, двоек.
Их путь звенит от званий,
Непонятых призваний,
Как шум Сабуртало.
Маяк светил теплом нахимовских мальчишей
И поделивших с ними хлеб, сладости и соль...
Луна топила крыши,
А подполковник Мишин
Не ведал, кто ребятам,
Любовью виноватым,
Был сказочной Ассоль!

Тбилиси-Ленинград, 25 января 1980 г.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru

С вопросами и предложениями обращаться fregat@ post.com Максимов Валентин Владимирович


Главное за неделю