Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты бережливого производства

Как в Зеленодольске
ускорили производство
"Грачат"

Поиск на сайте

Березинский излом адмирала Чичагова1. Капитан 1 ранга, инженер-исследователь, к.т.н Дубровин Игорь, капитан 1 ранга, инженер-исследователь, к.т.н. Дубровин Евгений. Начало.

Березинский излом адмирала Чичагова1. Капитан 1 ранга, инженер-исследователь, к.т.н Дубровин Игорь, капитан 1 ранга, инженер-исследователь, к.т.н. Дубровин Евгений. Начало.

Умом Россию не понять…

Сражение на реке Березина практически последнее, крупное боевое столкновение регулярной русской армии с французскими завоевателями в Отечественной войне 1812 года на территории Российской империи. Однако русский генералитет в дальнейшем молчал о Березинских событиях, как будто их и не было вовсе.
Главная и бесспорная заслуга в победе на Березине принадлежит Третьей Западной армии и непосредственно ее главнокомандующему адмиралу Чичагову Павлу Васильевичу.
К сожалению, сегодня трудно восстановить в полной мере исторические события, произошедшие 200 лет назад на реке Березина, поскольку в России многие документы утрачены, а за рубежом значение этого важного события умышленно занижается.


Один из многих

Мировой истории известно множество примеров, когда сыновья и дочери, совершившие для своего Отечества великие и славные дела, в лучшем случае незаслуженно забывались после смерти, а в худшем – оплевывались и презирались еще при жизни. История не раз обезличивалась, для чего фальсифицировались и уничтожались документы, распространялись слухи и сплетни, сочинялись разного рода сказки и небылицы, переписывались страницы и целые главы истории. К сожалению, наша страна не является исключением, одним из убедительных примеров чему является судьба адмирала российского флота Чичагова Павла Васильевича после Березинской победы.

1 Настоящая статья посвящена исключительно адмиралу Чичагову П.В. и не рассматривает деятельность его подчиненных.



Адмирал П.В.Чичагов. Неизвестный художник. Возможно, это копия с работы Джеймса Сэксона. 1824. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Славное имя адмирала Чичагова Павла Васильевича в истории нашей страны незаслуженно предано забвению, однако не один он был оболган и забыт соотечественниками еще при жизни. Достаточно вспомнить адмиралов Ушакова Федора Федоровича, Григоровича Ивана Константиновича и Кузнецова Николая Герасимовича. К счастью, к настоящему времени по отношению к этим достойным сыновьям нашего Отечества историческая справедливость уже восторжествовала. Адмирал Ушаков Ф.Ф. канонизирован Русской Православной церковью. Адмирал Григорович И.К. прочно занял своё достойное место в отечественной истории, а его прах перенесен с чужбины в Россию и покоится в родной земле. Адмирал флота Советского Союза Кузнецов Н.Г. полностью реабилитирован и восстановлен в воинском звании. Именем этих выдающихся адмиралов названы современные боевые корабли и учебные заведения российского военно-морского флота, улицы и проспекты городов, им установлены мемориальные доски, памятники, бюсты, и, наконец, их могилы находятся под защитой государства. С адмиралом Чичаговым Павлом Васильевичем дело обстоит иначе, он по-прежнему несправедливо забыт потомками. Почему же так случилось, что яркая историческая личность, высоко нравственный и честный офицер, победитель Березинского сражения, адмирал российского флота, главнокомандующий Молдавской, затем Дунайской и Третьей Западной, армией и главный начальник Черноморского флота, а в недавнем прошлом и морской министр Российской империи, далеко не рядовой герой Отечественной войны 1812 года, попал в немилость? Даже если бы Чичагов и не участвовал в войне с Наполеоном, то он, как реформатор российского военно-морского флота и организатор первых длительных кругосветных плаваний заслужил достойную память в России, вместо этого его имя вот уже почти 200 лет практически вычеркнуто из истории нашей страны.


История – наука, а не жанр искусства

О Березинском сражении оставлено немало воспоминаний и мемуаров непосредственных участников и очевидцев. Это важное историческое событие заключительного этапа Отечественной войны 1812 года не осталось без внимания многочисленных российских и зарубежных историков и явилось предметом их научных исследований и споров.



Ю.Я.Коноплев. Отечественная война 1812 года. - Экспозиция "Отечественная война 1812 года" в Историческом музее.


К сожалению, с некоторыми выводами, заключениями и оценками Березинских событий, по мнению авторов, невозможно согласится, поскольку они являются субъективными и противоречивыми, не всегда соответствуют исторической действительности и, кроме того, не отражают в полной мере суть произошедших событий. Пусть необъективные выводы и несправедливые оценки этого важного для России и всего мира события останутся на совести сделавших их исследователей и мемуаристов. В любом случае, если история действительно является наукой, то изучать любое историческое событие, включая и сражение на реке Березина, необходимо комплексно, с системных позиций во взаимосвязи с историческими лицами, конкретными обстоятельствами и сопутствующими событиями. Успех любого научного, в том числе и исторического, исследования, как известно, априори невозможен без привязки исследуемого вопроса ко времени, к месту и конкретным, в нашем случае историческим, условиям. При этом исследователь обязан обосновывать свои выводы и оценки объективными данными и фактами, а не своими личными домыслами, предположениями или умозаключениями, избегать политической конъюнктуры и идеологических догм, исключить свое личное (позитивное или негативное) отношение к тем или иным историческим событиям и персоналиям. Основным способом научного познания, особенно далеких от нашего времени исторических событий, как представляется авторам, может быть только научное подтверждение выдвинутых версий и гипотез, в том числе и на основе результатов кропотливого изучения и всестороннего анализа различных дошедших до нас источников, включая документальные. Даже когда документы фальсифицированы или утрачены, а история заново переписана, следует четко знать, что произошедшие исторические события изменить уже невозможно. Невозможно изменить и Березинские события.




Река Березина


Березинские события и Петербургский план

Березинские события охватывают относительно небольшой промежуток времени с 8 (20) по 16 (28 ) ноября2 1812 года с момента подхода авангарда армии Чичагова к городу Борисов и до окончания Березинского сражения, которое происходило с 10 (22) по 16 (28 ) ноября 1812 года. Необходимо обратить внимание на тот факт, что события, произошедшие в период с 15(27) ноября и 16(28 ) ноября, малоизвестны, поскольку большая часть документов к настоящему времени по различным причинам в России утрачена.

2 Все даты приведены по старому и новому (в скобках) стилю.

Основным стратегическим замыслом [1,2,3] Березинской операции согласно плана Российского императора Александра I, получившего название Петербургский, являлось окружение и пленение императора Наполеона I. Разработанный придворными генералами в уютных кабинетах Зимнего дворца в угоду Европейским державам Петербургский план и поставленная войскам стратегическая задача по его осуществлению были оторваны от реальной действительности и, по мнению авторов, носили скорее политический характер, нежели военный. Значительная часть боевых генералов, включая и главнокомандующего русской армией фельдмаршала Кутузова М.И., не принимали план императора всерьез, на что у них имелись вполне объективные причины. Во-первых, в их понимании основной стратегической целью кампании 1812 года должно было стать полное и окончательное изгнание французских захватчиков, посягнувших на свободу и независимость любимой Родины, за пределы Российской империи. Во-вторых, боевые генералы, как никто другой, хорошо знали реальное положение дел, настроения солдатской массы и состояние действующей армии. И, наконец, скептическое отношение русского генералитета к плану Российского императора, по всей видимости, было вызвано и патологическим страхом перед военным гением Наполеона. Так, даже главнокомандующий всех русских сил, освободитель Отечества фельдмаршал Кутузов М.И., «будучи виленским губернатором, … как-то сказал одному из своих собеседников: «Если мне кто-нибудь скажет, что я смогу победить Наполеона, я тому плюну в рожу» [4]. Что же при этом можно говорить о военных руководителях более низкого ранга, если даже сам Михаил Илларионович Кутузов, ученик великого Суворова А.В. «…боялся Наполеона» (!!!) [4]. Петербургский план, несмотря на негативное мнение русского генералитета, всё же был принят царем.



Ю.Я.Коноплев. Александр I. - Экспозиция "Отечественная война 1812 года" в Историческом музее.

Согласно Петербургскому плану окружение французов и пленение Наполеона было возложено на три русские армии: Северную (главнокомандующий Витгенштейн П.Х.), Третью Западную (главнокомандующий Чичагов П.В.) и главные русские силы, в составе Первой и Второй Западных армий (главнокомандующий Кутузов М.И.). Поставленная планом цель должна была быть достигнута путем перекрытия всех имеемых дорог на запад силами армий Чичагова и Витгенштейна и теснения неприятеля с востока главными силами Кутузова. Выполнение поставленной перед русскими войсками задачи планировалось силами в 160000 человек, около 60000 [2] из которых по плану должны были входить в состав Третьей Западной армии, а остальные соответственно в состав армий Витгенштейна П.Х. и Кутузова М.И. Однако, забегая вперед, следует заметить, что Петербургскому плану так и не суждено было сбыться.


В преддверии сражения

Выполняя свой воинский долг, в полном соответствии с Петербургским планом, 8(20) ноября 1812 года Чичагов П.В. привел с боями от берегов Буга в район города Борисов свою Третью Западную армию, значительно сократившуюся с 60000 до 200003 человек [2] по причинам разделения войск, боевых потерь, ранений и болезней. Авангард чичаговской армии 9(21) ноября с марша вступил в боевое соприкосновение с неприятелем, занял г. Борисов и пленил 2000 французских солдат, одновременно, по мере подхода к Березине, другие части и соединения армии развертывались и занимали свои места согласно диспозиции, с надеждой ожидая подхода Северной армии и главных русских сил. Оказавшись в заданном районе, Чичагов П.В. не увидел ни одной другой русской армии. Между тем, о Кутузове и о Витгенштейне не было никаких известий. И только спустя сутки адмиралу Чичагову стало известно, что войска Витгенштейна движутся не на соединение с его Третьей Западной армией, как предусматривал Петербургский план, а в направлении Бобруйска, войска же Кутузова, в нарушении того же Петербургского плана, все еще двигались вдоль Днепра в 175 верстах4 от Березинской переправы, при этом от фельдмаршала по-прежнему не было никаких известий.



3 По другим источникам [3] количество войск у Чичагова оценивается в 23400 человек.
4 Верста – старая русская мера длины, 1 верста соответствует 0,4 французской мили или 1,0668 км.


Наполеон с остатками своей армии стремительно приближался к Березине, при этом говорить о том, что Наполеон и его войска планомерно и организованно отступали, значит не только не знать, сложившуюся в октябре-ноябре 1812 года обстановку, но и даже в первом приближении не понимать ее. Жалкие остатки французской армии, поредевшей за полгода нахождения в России более чем на три четверти, с ужасом и животным страхом, гонимые естественным инстинктом самовыживания, не оказывая русским активного сопротивления, а участвуя лишь в оборонительных боях, бросая по дороге военное имущество и награбленное добро панически бежали к западной границе Российской империи. Завоеватель же Европы и император всех французов, будучи уже осведомленным об умелом маневре и первых успехах Чичагова П.В., во главе преданной ему 8000-й старой гвардии стремился как можно скорее покинуть пределы России и мчался на запад, еще быстрее своих бегущих армейских частей. Поспешные и быстрые действия Наполеона [3,5], кроме всего прочего, были вызваны и его знанием во всех подробностях, не только Петербургского плана (о котором уже говорилось ранее), но местонахождения всех русских армий. Очевидно, что перспектива пленения русскими войсками абсолютно не устраивала французского императора, погибнуть со своей армией он также, по всей видимости, не стремился.
На 11(23) ноября 1812 года в районе Березины сложилась следующая обстановка. Третья Западная армия Чичагова численностью [2] не более 20000 человек, включающая 11000 солдат под ружьем со 100 орудиями и 9000 (абсолютно бесполезных для применения в условиях лесисто-болотистой местности – прим. авторов) кавалеристов, стояла на правом берегу Березины между Веселовым и Березиным, занимая по фронту около 50 верст. Здесь уместно особо отметить, что фронт армии был разорван, поскольку из-за особенностей ландшафта местности он объективно не мог представлять собой единой и сплошной линии, по этой же причине не могло существовать и единого тыла. К исходу 11(23) ноября Чичагов наконец-то получил ожидаемое от Кутузова М.И. известие, в котором фельдмаршал приказывал почему-то сменить диспозицию частей и одновременно сообщал адмиралу, что он почти уничтожил неприятельские войска. Между тем силы французов уже четвертые сутки концентрировались на противоположном берегу Березины непосредственно перед позициями Третьей Западной армии. Главные силы Кутузова и Северная армия Витгенштейна П. Х. так и не появились.




Ю.Я.Коноплев. М.И.Кутузов. - Экспозиция "Отечественная война 1812 года" в Историческом музее.


Имеемые к настоящему времени сведения достоверно доказывают, что ни Кутузов М.И., ни Витгенштейн П.Х. при внешнем согласии с планом Александра I вовсе не собирались исполнять его и приложили все свои усилия для срыва поставленной задачи [1,2,3]. Только этим обстоятельством и можно объяснить преступную медлительность продвижения главных сил Кутузова М.И. и Северной армии Витгенштейна П. Х. к Березине и их значительное удаление от сил Наполеона в момент решающей схватки. Становится очевидным, что фактически все боеспособные и готовые к использованию русские силы, принявшие на себя мощный удар наполеоновских войск на Березине, были представлены только одной Третьей Западной армией, состоящей всего лишь из 11000 пехотинцев, вместо предусмотренных Петербургским планом трех армий, включающих 160000 солдат.
Таким образом, адмирала Чичагова П.В. оставили один на один с лучшим полководцем того времени Наполеоном Бонапартом. Малочисленная, стесненная в своем маневре чичаговская армия, имеющая всего 11000 солдат под ружьем, противостояла рвавшейся любой ценой на запад французской армии, включающей около 40000 боеспособных и закаленных в боях человек [1] и столько же безоружных, опытных бойцов [2,3], которым уже терять было нечего. Справедливости ради необходимо отметить, что движение остатков французской армии, ее маневренность и боевые возможности также были значительно ограничены. Причинами чему явились природные климатические условия, утрата половиной армии своего боевого оружия, присутствие большого количества гражданских лиц, сопровождавших армию в русском походе, включая женщин и детей, наличие огромного малоподвижного обоза отступающей армии, а, главное, упадок морального духа, отсутствие снабжения и постоянный голод.
В таких, безусловно, трудных условиях Чичагов П.В. отчетливо осознавал, что враг готов идти напролом, а сложившиеся на Березине обстоятельства сделали задачу пленения Наполеона невыполнимой. Несмотря на это, адмирал, не теряя драгоценного времени, обязан был, как главный военный начальник, принять одно решение, а решений было не так-то много, всего лишь три. Либо отступить от реки Березины, дождаться другие русские армии и, объединившись с ними, сообща ударить по врагу. Либо безучастно наблюдать за переправой через Березину французских сил (как это сделал «защитник» Петербурга, генерал от инфантерии, граф Витгенштейн Петр Христианович после своего прибытия с большим опозданием в район боевых действий – прим. авторов).




Граф Пётр Христианович Витгенштейн. Портрет работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Либо активно противодействовать этой переправе и всеми имеемыми силами и средствами, громя ненавистного врага, посягнувшего на его любимую Родину, нанести неприятелю максимально возможный урон.
Сегодня, по прошествии 200 лет, можно с уверенностью сказать, что Чичагов П.В. принял решение, достойное русского полководца и истинного патриота своей Родины.


Березинское сражение

Березинское сражение собственно не является таковым в классическом понимании, поскольку представляет собой множество отдельных боевых столкновений между русской армией и разрозненными французскими силами, пик которых пришелся на период с 13(25) по 15(27) ноября. Место боевых столкновений регулярных русских частей с остатками французской армии – западная область Российской империи, находящаяся в труднопреодолимой, лесистой и болотистой местности бассейна верхнего течения реки Березина на территории современной Республики Беларусь.
Анализ различных отечественных и зарубежных источников, описывающих поступки и действия императора всех французов в рассматриваемый период времени, дает основание полагать с высокой долей вероятности, что Наполеон вообще не собирался участвовать в сражении при Березине, а хотел быстро и незаметно проскочить через эту естественную водную преграду. Очевидно, ни у кого не вызывает сомнений в том, что, решив дать сражение на Березине, Наполеон с имеемыми в его распоряжении силами и средствами легко бы разгромил выставленные против него русские силы, под чьим бы командованием они бы не находились. Будучи прекрасным тактиком и стратегом Чичагов П.В. также же хорошо понимал сложившуюся реальную обстановку и не испытывал никаких иллюзий, однако, несмотря на то, что его армия осталась в одиночестве, адмирал бросил вызов Наполеону.
Главным замыслом Наполеона в тот период было не противостояние русским войскам и, тем более, не проведение каких-либо войсковых операций. Император хотел как можно быстрее и более коротким путем, не теряя драгоценного времени, любой ценой, даже ценой гибели всей своей армии, покинуть пределы не поставленной на колени России и скорее прибыть в Париж еще до того, как покоренная им Европа узнает о его позорном поражении и сокрушительном разгроме французской армии. Однако, принимая решение об активном противодействии агрессору силами только одной своей, меньшей более чем в 4 раза, армии и беря на себя всю полноту ответственности за его выполнение, адмирал Чичагов П.В., естественно, не мог знать этого замысла французского императора. Наполеону даже в голову не могло прийти, что ему, покорителю Европы и великому полководцу, посмеет преградить путь какой-то там адмирал (даже не генерал) Чичагов со своей малочисленной армией, в то время, как только при его появлении бежали с поля боя или сдавались в плен, бросая свои боевые знамена к его сапогам, лучшие генералы и отборные армии всех Европейских держав.




Ю.Я.Коноплев. Наполеон Бонапарт. - Экспозиция "Отечественная война 1812 года" в Историческом музее.

Окончание следует


Главное за неделю