Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Автоматизация для судовых дверей и люков

Флоту предложили
двери и люки
на "автомате"

Поиск на сайте

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 60.

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 60.

ОПЕРАЦИЯ ЦРУ США «Дженифер»



Возвратиться к этой истории побудил меня американо-русский видеофильм «Трагедия ПЛ К-129», переданный по каналу НТВ 9 марта с.г. (комментатор фильма - Евгений Киселев). Основные фигуранты фильма с «российской стороны» - контр-адмирал (в отставке) В.Дыгало, контр-адмирал (в запасе) В.Алексин, И.Журавина (вдова погибшего старпома К-129), адмирал (в отставке) Н.Амелько и другие.
Фильм - на 90% американский, с комментариями вышеуказанных лиц. Я не могу иметь каких-либо претензий к американцам: в конце концов, они показали только то, что сочли нужным, а это 25% фактологического материала; остальное по-прежнему скрыто в анналах ЦРУ США. Это их дело. Они хвастливо показывают, как они провели так называемую операцию «Дженифер».
В фильме, несмотря на его подчеркнутый документализм, много полуправды (которая подчас хуже простой «неправды»).
На кадрах видеофильма показан «момент взрыва» в корпусе ПЛ с выбросом огня наружу. Эффект, рассчитанный на обывателя, но действующий на психику неотразимо. Весьма настойчиво подается версия: лодка-де погибла в результате взрыва аккумуляторной батареи внутри корпуса ПЛ. Это заведомая ложь: в истории подводных флотов мира было много случаев взрывов батарей, и ни в одном случае эти взрывы не сопровождались разрушением прочных корпусов ПЛ (хотя бы из-за противодавления масс забортной воды).
Согласно настойчиво подаваемой американцами версии, вспышка от взрыва на поверхности океана была зафиксирована РИС3 (разведывательным спутником США); при этом как-то опускается тот факт, что РИС3 США в марте 1968 года зафиксировал яркую вспышку в южной части Тихого океана, в то время как гибель ПЛ К-129 произошла в северной части Тихого океана, то есть на расстоянии свыше 2000 морских миль. Простая прокладка этих событий на карту сразу показала бы это несовпадение. Но никто из «специалистов» не потрудился сделать это.




Американцами тщательно замалчивается факт причастности к трагедии с ПЛ К-129 следящей за ней американской ПЛА «Суордфиш». Они не опровергали, а просто замалчивали этот факт.
Ссылка бывшего в 1968 году командующим ТОФ адмирала Н.Амелько на то, что «он узнал о скрытом заходе ПЛА "Суордфиш" в японскую ВМБ Йокосука для "косметических действий" якобы из какой-то японской газетки, является тоже "полуправдой"». Эти данные для адмирала Амелько добыла разведка флота, о чем следовало бы уважаемому адмиралу помнить - просто указанное ведомство не принято было афишировать. Кроме того, штаб ТОФ в то время не мог «привязать» столь необычные действия американской ПЛА к каким-либо характерным событиям в зоне ответственности нашего Тихоокеанского флота. И даже когда развернулись поисковые действия по не вышедшей на связь ПЛ К-129 в марте 1968 года, ни у кого из командования флотом не возникло мысли о близком совпадении двух фактов: такова логика «командного мышления» тех времен.
Душераздирающая демонстрация «выпадения» из корпуса ПЛ К-129 ракеты «с водородной головкой» с угрозой гигантского взрыва - даже непосвященному это очевидно - не более чем показ муляжа ракеты «под светом прожекторов и глазами телекамер»: в любом случае ракета находилась в шахте с закрытой массивной крышкой и вывалиться просто так не могла; известно, что ПЛ К-129 лежала на грунте океана в «нормальном положении» и при подъеме в клещах не переворачивалась. Эти кадры придуманы киношниками от ЦРУ, что очевидно даже неопытному глазу.
Сама погибшая ПЛ К-129 никогда не несла на борту это название; она имела бортовой номер 574, который перед выходом в поход закрашивался. Кадры, рассчитанные на неискушенного зрителя-обывателя. Не исключено, что этот психологический эффект придуман самим Е.Киселевым, главным комментатором сего фильма и извратителем правды.
В фильме показаны кадры «благородного перезахоронения» погибших подводников числом 6 человек, под двумя флагами (США и СССР) и под гимн Советского Союза. Съемка зафиксировала церемонию перезахоронения только двоих (возможно, для показа самой процедуры). Однако уже в 1974 году мы (разведка ТОФ) знали, из носовой части ПЛ К-129 были извлечены не 6, а 58 погибших подводников.




Экипаж К-129 перед последним походом. В центре – старпом Журавин.

Вопрос: куда дели остальных? Судя по кадрам фильма, перезахоронение 6 подводников произведено где-то в районе Восточного побережья США, в то время как сама операция по «извлечению содержимого из ПЛ» была проведена в районе острова Мауи (необитаемого в то время) в системе Гавайских островов. Но это детали.
И так далее. В фильме красной строкой проводится мысль - она подобострастно поддерживается «продюсером Киселевым», - что «русские», то есть «мы» с идиотской наивностью гадали, что же там, в середине океана, затеяли эти американцы. Между тем, почти за год до главной фазы операции ЦРУ США «Дженифер» разведка Тихоокеанского флота предпринимала отчаянные усилия по вскрытию замысла этой тайной операции и организации помеховых действий (что, вообще-то говоря, не относится к функциям разведки; но в те времена существовал принцип - «ты создал проблему, вот и разгрызай ее сам»).
Современного российского обывателя, привыкшего к осознанию всемогущества американского доллара и одичавшего от собственного безденежья, безусловно, ошарашивает тот факт, что «сверхбогатые янки» отвалили на операцию «Дженифер» аж 350 миллионов (!) долларов. Видимо, по их расчетам, извлеченные секреты окупают всю операцию. И это их дело, если эти доллары «некуда девать». Между тем сама расходная часть операции выглядит не таровато, а глуповато.
Однажды в личной переписке со своими бывшими коллегами по специальной деятельности я позволил заметить, что «если бы нам выделялась хотя бы десятая часть этой суммы, мы бы смогли поставить американцев "на уши"». К сожалению, разведка ВМФ (а разведка ТОФ - ее составная часть) была вынуждена действовать по столь модному во времена «развитого социализма» так называемому «хозспособу», то есть разгрызать проблемы, исходя из утлых сил и средств и «перенапруги гениев поневоле».
Ниже - о фактуре событий того времени.


1



24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке вышла на внеплановое боевое патрулирование в восточной части Тихого океана дизельная ракетная ПЛ К-129, бортовой номер 574. Подводный крейсер имел на борту 3 баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, кроме того - две торпеды с ядерными зарядами. Командир подводного крейсера - капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь, один из опытнейших подводников того времени.
Следует принять во внимание, что К-129 прибыла на базу из своего планового похода за полтора месяца до этой даты. Материальная часть требовала восстановительного ремонта, а экипаж был измучен изнурительным предыдущим плаванием. Однако очередная ПЛ оказалась «не готовой», и по устоявшемуся порядку командование ТОФ начало выпихивать в поход злополучную К-129. По принципу - «за того товарища». До настоящего времени не ясно, понес ли какое наказание командир неподготовленной ПЛ. И тем, возможно, уберег свою жизнь и свой экипаж.
Конечно же, экипаж ПЛ К-129 принял очередную задачу «с зубовным скрежетом», но... приказ есть приказ. Подводная лодка К-129 начала экстренную подготовку к новому походу.
Удалось отозвать из уже «успевших улизнуть в отпуска на материк» только часть офицеров. Недостающих пришлось доукомплектовывать с других ПЛ соединения. Кроме того, на борт была принята группа матросов-учеников из учебного отряда подплава.
Насколько качественно и ответственно готовилась к походу ПЛ К-129 со стороны штабов и служб дивизии, лучше всего мог бы ответить командир дивизии контр-адмирал В.Дыгало (или командир 15-й эскадры контр-адмирал Я.Криворучко).




Дыгало, Виктор Ананьевич.  Криворучко Яков Ионович.

Обращает на себя внимание, однако, тот факт, что на КП эскадры не оказалось списка экипажа ПЛ К-129 (подписанного лично командиром и заверенного печатью корабля), о чем спохватились только 12 суток спустя, когда К-129 не вышла на связь. С военной точки зрения - это не просто разгильдяйство, а преступление. Подчеркиваю: подводная лодка ушла не на прогулку, не в полигон БП, а в боевой поход (!).
8 марта в поворотной точке маршрута подводная лодка не дала обусловленный боевым распоряжением короткий сигнал о проходе контрольного рубежа. Первым обратил на это внимание оперативный дежурный ВМФ на ЦКП ВМФ, который объявил тревогу.
Спустя некоторое время силами Камчатской флотилии, а в последующем и флота, с переброской авиации даже с Северного флота были организованы поисковые действия с центром в расчетной точке маршрута К-129. Однако поиск результатов не дал. Слабая надежда на то, что ПЛ дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели поиска. Шум и гам в эфире привлек внимание американцев, которые «любезно» обратили внимание «русских» на «масляное» пятно в океане. Анализ собранной с поверхности пленки показал, что пятно соляровое и присущее подводным лодкам ВМФ СССР.
Обращает на себя внимание факт, что якобы катастрофу погружающейся в океанские пучины лодки по треску и шуму разлома корпуса обнаружили и запеленговали донные БГАС «Сосус» США. Но если даже и принять во внимание эту версию, подсунутую нам американцами впоследствии, эти же американцы не проинформировали ТОФ СССР о месте гибели ПЛ. Оставив, так сказать, это «для себя». Сама эта версия не заслуживает доверия, поскольку ближайшая БГАС этой системы находилась на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 морских миль. Точность ее пеленгования не выше 1-3, поэтому база БГАС могла бы дать точность места «события» не выше «пятна» с радиусом 30 миль. В действительности не рекламные возможности системы «Сосус» еще ниже.
Ясно, что лодка погибла по не установленным тогда причинам. Со временем поисковые действия были свернуты, и этот грустный факт был вытеснен другими событиями на Тихоокеанском и других флотах. А в штабах и на соединениях об этом предпочитали, стараниями особых отделов и политотделов, помалкивать.




Американская атомная ПЛ «Суордфиш», обнаруженная во время поисковой противолодочной операции в заливе Петра Великого. Лето 1973 г.

По нашей (разведки флота) версии, с выходом ПЛ К-129 в обусловленный графиком боевых служб срок, за ней было установлено скрытое слежение «дежурившей» в Авачинском заливе американской атомной подводной лодки «Суордфиш», которая, по нашим данным, в указанный период в базах 7-го и 3-го флотов США не отмечалась.
Известно, однако, что 11-12 марта, предположительно через 3-4 суток после времени невыхода К-129 на связь, ПЛА «Суордфиш» прибыла ночью в ВМБ Японии Йокосука со смятым ограждением боевой рубки. Лодке в течение ночи был выполнен «косметический» ремонт (наложение заплат, подкраска). С рассветом ПЛА «Суордфиш» покинула ВМБ Йокосука и убыла в неизвестном направлении. Много позднее удалось установить, что с экипажа ПЛА была взята подписка о неразглашении какой-то тайны. Во всяком случае, ПЛА «Суордфиш» не отмечалась в море впоследствии около полутора лет.
Был ли связан этот факт с фактом гибели ПЛ К-129, я не знаю, так как в это время служил в должности командира дизельной ПЛ на 6-й эскадре ПЛ ТОФ (б. Улисс).
Впервые я занялся проблемой К-129, когда в середине 1970 года перешел на должность заместителя начальника разведки ТОФ и начал заново создавать направление «разведки подводных сред».
Последующие утверждения представителей командования ТОФ США, что якобы ПЛА «Суордфиш» получила повреждение от столкновения с айсбергом, не заслуживают внимания: в марте в центральной части Тихого океана айсберги отсутствуют, да и вообще в этот район океана они не «заплывают» даже в конце зимы и по веснам.




Разведке флота уже тогда было, на основе многочисленных признаков, известно, что американцы пытались установить сопроводительное слежение за всеми выходящими на патрулирование в океан советскими подводными лодками, и особенно неукоснительно этот порядок выдерживался, когда на смену дизельным пришли атомные ПЛ-ракетоносцы.
Предположительно ПЛА «Суордфиш» вела скрытное слежение за ПЛ К-129, удерживаясь в ее кормовых «теневых» секторах 150-180-150° на малошумных скоростях малых ходов. Но с присущей командирам американских ПЛА наглостью периодически сближаясь на критические дистанции и с подныриванием.
Нельзя не учитывать, что по установившейся практике, в целях достижения максимальной «радиолокационной» скрытности, подводным лодкам боевой службы того времени прямо предписывалось - находиться не менее 90% времени в «подводном положении», то есть на глубинах от перископной до обеспечивающей радиоприем с берега (как правило, 30-40 метров). Такому смешанному «скрытному» режиму движения в наибольшей степени соответствовал режим движения «под РДП» (работа дизеля под водой). Командирам прямо предписывалось, в унаследование от тактики времен Второй мировой войны, максимально возможно использовать режим РДП. И одним из критериев успешности выполнения задач похода являлся процент времени плавания под РДП, что впоследствии явилось критерием своеобразной лихости. ПЛ К-129 отнюдь не была «отстающей» в искусстве плавания под РДП на океанской волне.
По нашей версии, подводная лодка бортовой номер 574 (К-129) была непреднамеренно протаранена при повороте нашей ПЛ на новый курс следящей за ней в кормовом «теневом» секторе на критически малых дистанциях и прозевавшей поворот американской подводной лодкой. Мы утверждаем - непреднамеренно, ибо дураков рисковать и тогда не было. Наша подводная лодка, наиболее вероятно, следовала на перископной глубине в режиме РДП в условиях повышенной шумности.
Как нам представляется, американская ПЛА обычно следовала за нашей субмариной на дальности скрытного слежения и резко сближалась именно при постановке ПЛ под РДП, не рискуя быть контр-обнаруженной. При этом опасно маневрировала, вплоть до подныривания под корпус нашей ПЛ. При столкновении ударила своей боевой рубкой (лобовой частью) в корпус нашей ПЛ в районе 3-го отсека (центрального поста), о чем свидетельствует рубленая вертикальная трещина в корпусе погибшей К-129.


Продолжение следует.


Главное за неделю