Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение в судостроении

Как "Северная верфь"
решила вопросы
импортозамещения

Поиск на сайте

Рижское Нахимовское военно-морское училище. Краткая история: люди, события, факты. 1952 г. Часть 8.

Рижское Нахимовское военно-морское училище. Краткая история: люди, события, факты. 1952 г. Часть 8.

На старости лет выпал жребий возобновить контакты с целой группой бывших нахимовцев. Этими ребятами оказались Сергей Карасёв, Николай Верюжский (он, правда, окончил Нахимовское на год позже меня) и Владимир Гриневич. Возобновил я контакты с ними пока только виртуально через сайт в Интернете «Одноклассники». А подтолкнула меня к этому Катя Жатова. Она связалась с ними и своим поступком очень обрадовала меня.
С большим вниманием прочитал подборку материалов, подготовленную бывшими нахимовцами-питонами. С огромным интересом ознакомился с повестью В.Ф. Касатонова «Его поглотило море» о гибели дизель-электрической ракетной подводной лодки 613-ого проекта, переоборудованной из обычной торпедной путём установки на палубе в кормовой части двух контейнеров для пуска крылатых ракет. Лодка затонула в то время, когда я ещё служил на флоте. О причинах её гибели ходило много легенд, и только сейчас я узнал ориентировочную причину трагедии.
С другими материалами тоже ознакомился с интересом, но они посвящены повседневной боевой деятельности лодок, о которой я знал по собственному опыту...
О моей первой жене. Женой она стала случайно, приближалось окончание училища. Это означало, что жизнь без жены снова ждёт казарменная. Приём пищи в столовой, отдых на железной койке в кубрике, то есть в комнате казарменного типа. Многие из нас до конца не осознавали, но понимали, что, только женившись, можно избавиться от сверх надоевшего быта в казарме. Поэтому многие выпускники интуитивно чувствовали, что только семейная жизнь может внести в неё новые штрихи. Не понимали мы, что выбор подруги должен быть тщательным и разумным.
Ничего этого я не сделал, взял в жёны, как вскоре выяснилось, похотливую бабу со смазливой рожицей, которая служила приманкой для блудливых и непорядочных мужиков, а таких во флоте сверх достаточно. Убедился я в этом очень скоро.



Таким мужиком оказался выпускник нашего курса Пузаков Геннадий Петрович. Его служба, так же как и у меня началась в бригаде дизельных подводных лодок в Усть-Двинске – пригороде Риги. Жильё, то есть комнату в коммунальной квартире получили не только в одном доме, но и в одном подъезде Генка на втором этаже, а я на первом.
В жёны Генка взял ещё в курсантские годы жительницу Риги Алевтину, которую называл Алькой. Она, не стесняясь, рассказывала своим подругам о блудливых похождениях своего мужа и демонстрировала женщинам фотографии похорон младенца, рождённого, по словам Пузаковой, любовницей Геннадия и умершего от какой-то болезни. Генка с гордостью хвастался, что сожительствует с младшей сестрой жены.
О том, что Пузаков клеится к Светке, я долго не догадывался. Просветил меня в этом мой сосед по квартире заместитель командира подводной лодки по политической части нашей бригады Юрий Толмачёв, который оказался случайным свидетелем похода в ночное время Светки в Пузаковскую квартиру и задержавшуюся там очень надолго.
Служебная карьера у Пузакова шла успешно. Его назначили старпомом на новостроящуюся подводную лодку, которая после ввода в строй ушла на постоянное базирование в Петропавловск-Камчатский. Всё шло к тому, что он сможет повторить карьеру Геннадия Хватова, то есть войти в элиту командного состава Тихоокеанского флота. Но судьба сложилась иначе.
Завершилась служба у Геннадия трагически. После очередных загулов мужа в Петропавловске-Камчатском его жена повесилась в туалете. Начальники не простили ему этого происшествия и назначили со значительным понижением в должности - командиром роты в учебный отряд на острове Русский во Владивостоке. Не сумел любитель клубнички дослужиться даже до звания капитана первого ранга, хотя командиром лодки всё-таки стал.



Заброшенная учебная база ВМФ на острове Русский.

У меня же возник вопрос: «Что делать мне?» На руках у меня двое малолетних детей. В советское время во флоте разводы считались грехом, который препятствовал нормальной карьере. Я принял самое простое решение – перестал хранить верность Светке, соблюдая при этом осторожность. Не повторять же опыт Геннадия!
Всевышний покарал блудницу. Когда мы находились в Токио, у Светы в недоступной для операции части головного мозга появилась опухоль, которая оказалась злокачественной.
Послом Советского Союза в Токио в то время был Олег Трояновский очень влиятельный потомственный дипломат. Когда ему доложили о сложившейся ситуации, он, не задумываясь, принял решение отправить нас в Москву самолётом через Северный полюс. В то время нормальной воздушной линии между Москвой и Токио не было, билет же через полюс стоил дорого, но Трояновский без всяких консультаций с МИДом отправил нас в Москву самолётом.
В Главном клиническом военном госпитале имени Н.Н, Бурденко операцию по удалению опухоли сделали, но завершилась она смертью пациентки. В 34 года я стал вдовцом, имея на руках двух малолетних детей – четырёх и девяти лет...



В Эстонии я до этого бывал в столице и в её пригороде Палдиски. Этот городок впоследствии стал учебным центром для подводников. Во время поездки мне удалось ещё раз посмотреть почти все республики, в те годы входившие в состав Советского Союза. Больше всего меня поразило состояние кладбищ в Эстонии. Элитное кладбище Свято-Данилова монастыря выглядит не таким уж ухоженным. В пригороде Таллина Палдиски в бригаде малых подводных лодок в течение шести месяцев я проходил стажировку после сдачи государственных экзаменов. Могу твёрдо сказать, что Эстония недолюбливала Россию больше, чем Латвия, хотя в целом население воспринимало русских людей, даже одетых в военную форму, вполне лояльно. Свою оценку поведения эстонцев я могу дать только в тех сферах, которые сам видел или чувствовал. В первую очередь русскоязычное население общалось с местными жителями через розничную торговлю и места досуга, которые посещали все слои населения – кинотеатры, театры, танцевальные клубы. Сегодня их называют, как мне кажется, дискотеки.
Начну не с магазинов, а с погостов. Сейчас очень модно ругать правящую элиту Эстонии за перезахоронение останков погибших при освобождении столицы республики Таллина и перенос памятника погибшим героям. А что здесь плохого? Убрать мавзолей с саркофагом Ленина с Красной площади и не устраивать кладбище рядом с Кремлёвской стеной – это хорошо! А почему-то аналогичное деяние только рангом пониже для Эстонии - кощунство? «Что можно богам, то нельзя быкам!» Ну, хоть кроха серого вещества у крикунов имеется? Меня удивляет, что эстонцы не ответили аналогично. Замечу, кстати, что у эстонцев рядовое кладбище под Таллинном содержится не хуже, а, возможно, и лучше нашего погоста у кремлёвской стены.



Памятник Воину-Освободителю в эстонской столице переименовали. Теперь он называется «Монумент воинам Советской армии, оккупировавшим в 1944 году Таллинн».

А уж коли я начал философствовать с магазинов, то замечу, что здесь прекрасно понимали, лишний клиент - это дополнительный доход. Могу заметить, что когда мы путешествовали по Прибалтике и пересекали Таллин, позавтракать заехали в кафе на западной окраине города. Меня потрясло, что почти всё местные посетители заказывали себе на завтрак приличную порцию вина. Употреблять спиртное, особенно в ранние утренние часы, их русские что ли научили?
Теперь о дискотеках. Матросские клубы и дома офицеров молодые девицы-эстонки почему-то не посещали. В отличие от латышек эстонки проводили время только со своими парнями в местных танцевальных клубах. Сразу отмечу, что латышки весьма охотно веселились с офицерами Военно-морского флота СССР. После танцев они довольно навязчиво затаскивали своих партнёров к себе на квартиру. Не менее целенаправленно латышки цеплялись к морским офицерам в ресторанах. Аналогичная картина наблюдалась и других общественных местах – в транспорте, на улицах, пляжах и т.п.
Весьма охотно латышки шли замуж за офицеров. Фамилии моих коллег, совершивших такой шаг, в памяти почему-то не остались. Могу только сказать, что мои знакомые женского пола, обладавшие заметным латышским акцентом, высказывали сожаление, когда узнавали, что у их собеседника штамп о регистрации брака в паспорте уже имеется.
Латвия, где я прожил, неся службу в Военно-морском флоте, более десяти лет особых новшеств мне не открыла. Но всё равно я увидел то, что для меня оказалось интересным. Сдачу молока государству они осуществляли, оставляя около ворот свого дома наполненный этим продуктом бидон, а работники колхозов или совхозов приезжали и забирали товар. Отношение к русскоязычному населению в целом было хорошим. Во всяком случае, проявления вражды к нам мы ни разу не видели. О том, как меня и моего приятеля Геннадия Пузакова исколошматили латышские парни-нацианалисты, я подробно рассказал в «Воспоминаниях».



Смотреть диафильм В советской Литве

Если Эстонию и Латвию, как мне казалось, я знал неплохо, то Литва в большей степени, чем их соседи, недолюбливала советскую власть. Сейчас мне понятно, что все три республики примерно одинаково относились к России. Впрочем, это теперь не имеет никакого значения. Все три прибалтийские республики уже давно не просто самостоятельные, но и являются членами НАТО.
Отдельно необходимо сказать о той части Прибалтики, которая до победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, была осиным гнездом фашистской Германии — это о Восточной Пруссии. Мне часто приходилось посещать Калининград – у немцев Кёнигсберг – и Балтийск – у немцев Пиллау. В этой части Прибалтики советские лидеры поместили Главный штаб Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) – Калининград - и главную базу Балтийского флота – Балтийск.
О Калининграде. Кёнигсберг немцы построили на века. Даже особняки для обитания офицерского состава возводились добротно и со всеми удобствами. В одном из таких особняков обитал выпускник нашего курса Юра Щёткин. До него в этом домике проживал его отец, служивший в Военно-морском флоте. Разница всё же была. У немцев в таком двухэтажном особняке проживала одна семья, и дом являлся её собственностью, а советским офицерам давали только один этаж.



Хороши были и многоквартирные дома, да только ... восстановить их было тяжеловато. Но приехавшие на постоянное жительство в Пруссию россияне селились в разрушенные почти до основания дома. Как они это терпели, понять трудно.
А восстанавливать разрушенный город новые хозяева не торопились. Даже собор, где размещается могила известного германского философа Иммануила Канта, основоположника немецкой классической философии, восстановили только в наши дни. В чём причина такой медлительности, можно только гадать. Мне кажется, что советская власть просто не верила в то, что эти земли станут русскими навсегда, а власть не хотела зря тратить ни ресурсы, ни свою энергию. Возможно, я ошибаюсь, но другой причины я не вижу.
В этом городе я, как ребёнок, любил заглядывать в зоопарк. Он практически не был разрушен при взятии города нашими войсками. Когда я приезжал в Калининград в командировки, такие экскурсии были весьма приятными и полезными для того, чтобы убить свободное время.
Пиллау при его взятии нашими войсками почти не пострадал, во всяком случае, ни разрушенных домов, ни изуродованных причалов я не видел. Нашей лодке довольно часто приходилось по разным причинам посещать эту базу Военно-морского флота СССР, например для демонстрации техники военно-морского флота выпускникам Академии Генерального штаба или для рассредоточения боевого состава ВМФ в период кризисных ситуаций, возникавших в мире довольно часто. Яркий пример такой ситуации Карибский кризис 1962-ого года.



Личный состав подводной лодки С-174, в центре снимка её командир капитан 2-ого ранга Виктор Петрович Каширин, слева в первом ряду- капитан-лейтенант Николай Георгиевич Вечеслов.

Необходимо отметить, что немцы прекрасно спланировали и построили эту военно-морскую базу. Она располагала удобным входом для кораблей любого класса и прекрасно размещенными причалами. Ещё одна особенность состояла в том, что на одном из причалов располагался ресторан, который имел и символическое морское название - «Золотой якорь». Ресторан обладал необходимым ассортиментом крепких напитков, а повара владели прекрасным мастерством в приготовлении всех видов блюд...
В период Карибского кризиса наа Балтийском флоте все боеготовые субмарины были выведены на боевые позиции, На нашей лодке в море вышел командир бригады капитан 1-го ранга Кабанов Иван Петрович. Климатические условия на Балтике ни для техники, ни для личного состава проблемой не являются. Пришлось, правда, заходить в Балтийск для погрузки торпеды с ядерной боеголовкой. Но сделать это заставила не погода, просто никто не предвидел, что нужно быть готовым вести боевые действия реально. Мне выйти в море пришлось даже с направлением на стационарное лечение в госпиталь. В море пришлось проболтаться около месяца. Всевышний помиловал, с жизнью не захотели расставаться верховные правители обеих сверхдержав. Ядерной катастрофы не произошло. За всю мою не очень короткую жизнь это была самая серьёзная угроза возникновения ядерной катастрофы.



Капитан-лейтенант Н.Г. Вечеслов проверяет готовность радиоаппаратуры к работе в боевых условиях.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю