Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Комплект для ремонта электрожгутов в полевых условиях

Как отремонтировать
электроцепи в жгуте
прямо в "поле"

Поиск на сайте

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 16.

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 16.

ДИВЕРСАНТЫ



Как-то на днях, по «ящику» показывали документальный фильм про подводных диверсантов-спецназовцев, и я вспомнил свой опыт общения с ними.
Дело было, кажется, летом 1966 или 1967 года, во всяком случае, я уже тогда командовал ПЛ «С-337». Шло какое-то флотское командно-штабное учение, экипажи лодок находились на казарменном положении, а командование эскадры сидело на БФКП, в «подземке». «Подземка» — глубокая выработка в сопке, железобетонный туннель с массой помещений для размещения штабных постов со средствами связи, обслуживающим оборудованием и системами длительного жизнеобеспечения в условиях применения противником средств и оружия массового поражения (химического и ядерного).
И вот, как-то в один из дней этого учения сижу в курилке у пирса; перерыв окончен, моряки потянулись на лодку для продолжения работ и занятий. В это момент подсаживается рядом какой-то незнакомый офицер, представляется и показывает документы посыльного из штаба флота, а затем вручает пакет, адресованный лично командиру ПЛ «С-337». Читаем. Не дословно, но по существу приказано следующее.
С наступлением темного времени скрытно, не ставя в известность ни командование бригады, ни эскадры, ни дежурную службу, не включая ходовые огни, соблюдая максимально возможную тишину, отойти от пирса, выйти из базы в Уссурийский залив, прижимаясь к берегу Русского острова, зайти в одну из бухт, принять на борт группу подводных диверсантов. Затем скрытно одним из проливов между островами Римского-Корсакова выйти в Амурский залив, погрузиться и в подводном положении в заданной точке подойти к северному берегу Амурского залива, выше пос. Славянка, лечь на грунт и через торпедный аппарат десантировать диверсантов. После выполнения задачи также скрытно до рассвета вернуться к своему пирсу.
— Ха! Неслабо! И вы считаете, что проделать все это скрытно возможно?
— Я ничего не считаю. Я только курьер! Распишитесь в получении пакета.
После ужина экипаж отправился не в казарму, а на лодку. Любопытным ответ — ночные тренировки на боевых постах, ученья ведь! Как стемнело, тихо отдали швартовы, тихо под электромоторами вышли из бухты Улисс, проливом Босфор Восточный мимо о. Скрыплев в Уссурийский залив. Со страху дизель запустили, только оставив Скрыплев далеко позади.



Удивительно, но ни свой, улиссовский, ни скрыплевский посты СНиС нас прожектором не «окликнули», не затребовали наши позывные. Конечно, ночь безлунная, но погода-то тихая, ясная, видимость ночная полная, ходовые огни катеров, судов видны далеко. Неужели действительно так уж незаметна подводная лодка на фоне темной воды, тем более что в воде отражаются световыми дорожками береговые огни? Удивительно, но факт — нас не заметили! Почему-то даже береговая РЛС на Скрыплеве не подняла тревогу. Может, потому, что мы пристроились близко в кильватер выходящему рыболовному сейнеру?
Часа через два в тихой укромной бухте острова Русский приняли на борт диверсионную группу, человек десять амбалов в пятнистом маскировочном обмундировании с большими баулами. Еле-еле протиснули их и их баулы через рубочный люк в лодку и далее в 1-й отсек. В баулах оказались надувные резиновые лодки и черные гидрокостюмы с аквалангами.
Пошли дальше... Стою на мостике, сам себе соображаю, как дальше выполнять задачу.
Что-то с временем не клеится, явный просчет. Ночь летит быстро, а еще до высадки пилить и пилить! Пока идем полным ходом под обоими дизелями. Если под водой форсировать Амурский, то значит под электромоторами, значит средним ходом, а это значит к моменту подхода к берегу электролит в аккумуляторных батареях довести до состояния «мочи» — и дальше что? А дальше надо обеспечить шлюзование всей группы через ТА! А как этих здоровяков, да еще в гидрокомбинезонах с аквалангами вообще засунуть в торпедный аппарат? Ну ладно, а где время затемно вернуться к пирсу? Кто это все планировал?..
Спускаюсь вниз, на карту к штурману. Считаем... Да-а, самый жесткий вариант — залив пересечь под водой, но под дизелем, под РДП! Рискованно — мелких судов, хоть и ночь, туда-сюда снует много. Но что делать! Времени на шлюзование тоже нет — больше трех человек в аппарат не засунешь, а может, и по два надо — у них же поклажа... Так — значит, никакого шлюзования, высажу всухую надувными лодками. К берегу как можно ближе, чтоб рейс покороче да побыстрее... И ходу-ходу полным ходом домой!
Иду в 1-й отсек изложить ситуацию командиру группы. Против ожидания командир, не помню, то ли старлей то ли каплей, даже обрадовался, что не надо лезть в аппарат. А они уже облачаются в свои черные гидрокомбинезоны, готовят акваланги, увязывают в компактные по диаметру трубы ТА тюки поклажи... Ура! Все взад! Плоское катать, круглое таскать!



Погрузились, встали под РДП. Море спокойно, ветра нет. С винт-подкруткой (остаточная мощность дизеля на электромотор другого борта) развил и предельный ход под РДП, почти 9 узлов! До места высадки добежали довольно быстро, хотя дважды пришлось срочно сниматься из-под РДП и нырять, уклоняясь от столкновения с мелкими судами, шныряющими с одного берега залива на другой. По карте и лоции подобрали подходящее место для подхода к берегу на кратчайшее расстояние. Всплыли. Ночь черна, ни луны ни звезд, на берегу тоже ни огонька. Как раз то что надо! Балласт продули не полностью на случай, если вдруг посадка на мелководье (поддул балласт — и свободен). Повернулись кормой к берегу, антенну РЛС развернули прямо в корму, без вращения (чтоб не демаскировать себя) включили на излучение и, контролируя дистанцию, медленно под моторами двинули к берегу. Эхолотом, конечно, глубину меряем.
— Мостик, глубина под килем 10 метров... 5 метров... 3 метра! Мостик, метрист, до берега полтора кабельтова... Мостик, эхолот не показывает! Мостик, береговая черта в мертвой зоне!
— Внизу, моторами толчок вперед! Стоп моторы! Диверсанты уже на мостике, протискиваются в тесном ограждении рубки на кормовую надстройку.
— Командир, — это командир диверсантов, — ни черта не видно! Сколько до берега?
— Да тут рядом... Слышишь, волна под берегом шелестит.
— Ну ладно, первую группу отправляем. Только как бы не потеряться на возврате — вас-то в этой черноте не разглядеть.
— А мы кильватерный огонь включим — у него луч узкий, точно на лодку выйдете.
Первая группа отплыла. Буквально минут через десять резиновая шлюпка с командиром группы опять у борта.
— Ну, командир, берег совсем рядом! Спасибо тебе, столько времени сэкономили!
— Да ладно! Счастливо, дерзайте!
Вторая группа быстро загрузилась, растворилась в темноте.
— Внизу, оба мотора вперед малый, готовить оба дизеля на винт, правый с продуванием балласта! Штурман, курс в базу, прямо на Токаревский!



Несмотря на полный ход под дизелями, в базу входили уже засветло. Шли с ходовыми огнями. С постами СНиС, как положено, обменялись позывными. Странно! Никаких вопросов. Швартуемся к пирсу, на свое место. На пирсах тишина, в казармах побудки еще не было. Неужели действительно никто ничего не заметил? АН нет — вот бежит к пирсу дежурный по бригаде. Ясно, вызывают «на ковер» в подземку!
Только вошел в прохладу подземелья — навстречу командир эскадры. «Квакин», как всегда, «мать-перемать» и т. д. Мол, почему втихаря своих не предупредил, уже мол «фитили» вставляют... «Мать-перемать!».
Оказывается, диверсанты на шоссе захватили пару машин, быстро проскочили вдоль побережья Амурского залива, захватили и «вывели из строя» несколько пунктов связи, БРЛС, какого-то фельдъегеря и еще что-то натворили...
А мне в конце концов — благодарность!

«ВОЕННЫЕ ИГРЫ» В ТИХОМ ОКЕАНЕ

Автономный поход в Филиппинское море обещал быть интересным. Это район активных действий 7-го оперативного флота ВМС США. На ближайших островах несколько передовых баз флота и авиации: Йокосука, Сасэбо, Наха (Япония), Субик-Бей, Кьюби-Пойнт (Филиппинские острова), Аганья (остров Апра, Марианские острова), на Апрежеи передовая база 15-й эскадры атомных ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) системы «Поларис». Да и Вьетнам недалеко!..



Летом 1967 года командование Тихоокеанского флота проводило поисковую операцию по выявлению районов боевого патрулирования американских ПЛАРБ системы «Поларис». В составе привлекаемых сил подводной лодке «С-337» нарезалась полоса поиска в северной части моря. Кроме того, после завершения обследования заданного района предусматривалось «рандеву» в заданной точке с отрядом наших боевых кораблей и с ходу торпедная атака главной цели торпедами с установкой на потопление по прохождении полной дистанции. Ну и, понятное дело, в задачу входило в течение всего похода ведение разведки, выявление тактики действий противолодочных сил «вероятного противника».
Задачу ставил и лично инструктировал командующий флотом адмирал Амелько.
— Командир, задача ясна?
— Так точно.
— С документами на поход ознакомят начальники оперативного и разведотделов. Больше ни с кем на эту тему не разговаривать. Командованию бригады доложите, что получили спецзадачу на выход в океан на полную автономность. Пакет с документами на поход доставит офицер штаба флота перед выходом в море, вскроете после выхода из базы и поставите задачу экипажу в части, касающейся. На подготовку к выходу две недели. Вопросы и пожелания?
— Товарищ командующий, прошу поставить лодку в завод хоть на неделю. Необходимо подварить ограждение боевой рубки, маломагнитка треснула по сварке в последнем выходе от ударов волн, когда выходил на перехват ОБК. И еще, прошу прикомандировать опытного штурмана, у меня командир БЧ-1 молодой, в дальние походы пока не ходил.
— Это решим. Еще что?
— Товарищ командующий, вопрос личный...
— ..?
— Я зачислен кандидатом в академию, но в связи с походом опаздываю на подготовительные сборы и, возможно, на вступительные экзамены...
— Вопрос не личный. Это мы тоже решим. Обратимся к главкому, зачислят без экзаменов, потом сдадите.
— Все ясно. Разрешите идти?
— Да. Счастливого плавания.



Амелько Николай Николаевич. И.А. Пензов. - «Адмиралы и генералы советского и российского флотов. Портретная галерея Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации.».

Подготовку завершили вовремя. За сутки до выхода на борт прибыл «опытный» штурман. Каково же было мое удивление, когда им оказался давний знакомый по Ракушке, штурман одной из лодок. Как-то однажды он привел меня своим штурманским искусством в «дикое изумление». Дело было так. Комбриг поручил мне быть старшим на выходе в море при одном вновь назначенном командире. Выход короткий, но ночной. Выходим, маневрируем на внутреннем рейде. Ночь черна, берегов не видно, изредка мелькают береговые огни. Вот-вот должен открыться передний створный. Штурмана на мостике нет. Как правило, он должен быть у пеленгатора и вовремя дать доклад на начало поворота для точного выхода на выходные створы.
— Где штурман-то? — спрашиваю командира.
— Внизу, запросите у штурмана время поворота... Пауза затянулась. Ну и порядки, думаю...
— Давай, командир, ворочай, иначе проскочим. У меня свой ориентир.
Повернули. Вышли почти точно на створ, чуть-чуть перевалили, хотя пришлось руль класть на борт. В этот момент доклад снизу:
— Мостик, штурман дает время поворота.
— Внизу, курс.., легли на створы для выхода из базы.
— Командир, впереди по курсу чисто, я спущусь вниз, посмотрю на штурмана.
Штурмана на своем месте не оказалось. Нашел его сидящим на корточках в рубке радиометриста с мятой, затертой, сложенной вчетверо на коленях картой. Огромным карандашом «Ратмир» с тупым грифелем в мизинец толщиной он от руки на карте ставил точки перемещения лодки по данным замеров радиометриста!.. Понятное дело, изумлен и возмущен я был до крайности. И вот теперь я вижу его у себя на борту... Сдержался, может изменился к лучшему. Посмотрим, что будет дальше.
В поход вышли по плану. В заданной точке погрузились, начали скрытный переход курсом через Цусимский пролив в Восточно-Китайское море, далее проливом между японскими островами Токара и Амами в Тихий океан, в северную часть Филиппинского моря. Через сутки по радио с КП флота дали «стоп» — задержаться в N-й позиции. Оказывается, в Японское море вошел американский новейший фрегат УРО «Бронштейн», маневрирует на подходах к Корейским проливам.



Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю