Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Комплексные решения по теплоизоляции

Комплексные решения
по теплоизоляции
для судостроителей

Поиск на сайте

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 21.

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 21.

ПО «БОЛЬШОМУ КРУГУ»

Пройти по «большому кругу» — это значит, например, сформировать экипаж будущей ПЛ на Камчатке, перелететь с экипажем в Эстонию, в Палдиски для обучения в специальном учебном центре, перелететь на Дальний Восток, в Приморье для стажировки на действующем атомоходе в течение полутора-двух месяцев, по железной дороге переехать в Комсомольск-на-Амуре к месту строительства своей подводной лодки, достроиться и вместе с кораблем по Амуру сплавиться в специальном транспортном доке в Японское море, отплавать заводские и государственные испытания при достроечной базе Комсомольского судостроительного завода в бухте Большой Камень, перейти в пункт временного базирования в Приморье, отработать и сдать курсовые задачи по боевой подготовке, получить «добро» для перехода на Камчатку и, наконец, совершить этот долгожданный переход. «Большой круг» длится полтора-два года, для некоторых и больше. И все это время большинство семей офицеров корабля следуют за своими мужьями, бедствуют и ютятся на временной и случайной жилплощади. Начали свой «большой круг» и мы.



Капитан 1 ранга А.Н.Луцкий — командир ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-258». 1971 год.

КАМЧАТКА

На Камчатку в конце августа 1970 года я прилетел один, семья до переезда в Палдиски осталась в Питере. За пять лет, прошедших с прошлого моего захода на дизельной ПЛ «С-150», здесь многое изменилось. Развернуто строительство. Формируются новые соединения атомных лодок. Потом будет самостоятельная флотилия ПЛА, а пока эскадра подчиняется КВФ. Моей дивизии еще нет, хотя командир уже назначен. Это мой однокашник по академии капитан 1 ранга Громов Борис Иванович. А мой экипаж формируется при другой дивизии —дивизии атомных подводных лодок, основным оружием которых являются крылатые ракеты для удара по берегу и кораблям. Командир здесь капитан 1 ранга Ганрио, известный мне еще по Улиссу. Лодок мало, еще строятся или временно базируются на Приморье. В будущем эта дивизия будет нацелена только для удара по авианосным соединениям. А пока в ее штабе озабочены разработкой методики боевой подготовки и тактикой действий ПЛАРК против АУГ.



Ганрио Аркадий Викторович. - Боевой путь 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского Флота.

Пока собираются, подъезжают из отпусков мои офицеры, начальник штаба привлек и меня для разработки документации и схем действий ПЛАРК. После академии эти проблемы мне хорошо знакомы. Кстати, тогда же я им предложил отрабатывать в ходе боевой подготовки групповой метод действий лодок в едином боевом порядке. «Ну, что ты! Нам бы пока одиночные действия освоить. Одни стрельбы чего будут стоить...». Знаменательно, что через четыре года я приду в эту дивизию командиром и займусь именно групповыми действиями этих лодок. Так что нынешние мои тактические разработки мне еще пригодятся.
Формирование нашего экипажа происходило поэтапно. Сначала здесь, на Камчатке, скомплектовали офицерскую часть экипажа. Из 32 человек только семь имели опыт службы и плавания на атомных подводных лодках первого поколения. Все младшие офицеры, командиры групп и управленцы БЧ-V были молодыми выпускниками училищ. Вторая часть экипажа, самая многочисленная — молодые выпускники Одесской школы мичманов — прибыла к нам в середине обучения в Палдиски. Это были молодые парни, совсем без опыта флотской службы, поступившие в школу мичманов сразу после десятилетки. И третью часть экипажа, самую малочисленную, мы с помощником капитан-лейтенантом В.И.Белозеровым привезли с Камчатки уже к концу обучения в учебном центре. Здесь были два мичмана сверхсрочной службы, боцман Мамонов и баталер Дудченко, и полтора-два десятка моряков срочной службы, которые на других кораблях числились за штатом и в море не ходили. Белозерова уговорили забрать почти всех заштатников, мол, пригодятся. Мичман Мамонов был опытным и очень толковым моряком. Баталер Дудченко, вообще-то, был не мичманом, а прапорщиком, так как служил до этого на зенитной ракетной батарее в войсках ПВО.
Вот такой, по существу малоопытный экипаж почти с «нуля» предстояло обучить и научить управляться с современнейшим ракетным подводным крейсером стратегического назначения, вооруженным 16 баллистическими ракетами средней дальности, соответственно с малым временем подлета к назначенным целям и значительным боекомплектом торпед для действий против кораблей в океане после решения основной задачи — удара по береговым целям. Между прочим, по состоянию на 1972 год наша лодка была самой укомплектованной по численности мичманами среди лодок ВМФ, за что мне приказом главкома ВМФ была объявлена благодарность. Однако я думаю, основная заслуга в этом была не моя, а управления комплектования ВМФ, старпома Ю.А.Кайсина и помощника В.И.Белозерова.



Вице-адмирал Юрий Анатольевич Кайсин на встрече с однокашниками-нахимовцами.

Кто первым появился из моих офицеров, не помню, кажется, это были выпускники училищ. Размещались в каютах плавказармы. Знакомились. У них дни в основном проходили в унылом ожидании. Я же был занят довольно плотно. Начал формироваться штаб родной дивизии, прибыл командир дивизии капитан 1 ранга Б.И.Громов, начальник политического отдела капитан 1 ранга Е.Д.Зародов и кое-кто из флагманских специалистов.
Комдив возложил на меня обязанности начальника штаба. Привели на буксире новую плавказарму. Ее установкой к берегу между пирсами, естественно, пришлось заниматься мне. Эти и другие дела по формированию штаба, разработке документации, предложений по обеспечению зимнего базирования кораблей нашего проекта и т. д. занимали все время — с утра до поздней ночи. Так что всю работу с офицерами собственного экипажа вели старпом капитан 3 ранга Ю.А.Кайсин, замполит капитан 3 ранга В.А.Задоян и помощник капитан-лейтенант В.И.Белозеров. Когда пришло время улетать в Палдиски, старпом просто сказал: «Все готово. Можно улетать».
От прощания с комдивом и начальником ПО запомнился коротенький эпизод.
— А что бы его не назначить начальником штаба, а?.. — это начальник политотдела. — Справляется ведь.
— Не назначат. Рано, — возразил комдив.
Так и не пришлось мне послужить начальником штаба, только и.о. в академии да тут. Но все же одно представление на меня с дивизии ушло, только не с родной, а с дивизии формирования, формально мы числились там. Срок хождения в звании «капитан 2 ранга» давно вышел, в академии представлять не могли, так как слушателем я был с должности командира корабля 2 ранга, а теперь «ранг» РПКСН позволял. Написали. Недели через три случайно встретившийся кадровик проинформировал: «Представление застряло в политотделе КВФ».
— А кто сейчас ЧВС на КВФ?
— Капитан 1 ранга Катченков.
— Иван Архипович?
—Да.



Комсомольская конференция в 1960-е годы. И.А.Катченков проводил тренировку предстоящей комсомольской конференции флотилии. Начальники политотделов изображали публику: выступали, голосовали, читали резолюции, пели гимн Советского Союза и Интернационал и даже имитировали обеденный перерыв. И.А.Катченков следил, кто как поёт и говорил: "...Вот ты слабо поёшь, не слышно твоего голоса..." И вот этим они занимались три дня. - А.С.Берзин.

— Так, я завтра же и съезжу к нему на прием. Приезжаю. Дежурный по политотделу преградил дорогу, прием по личным вопросам в другой день.
— Да Вы доложите обо мне, он примет. Точно. Провели к кабинету.
— О-о-о, здравствуй, дорогой. Проходи, садись, рассказывай, с чем пришел... Где, как, что ты?
— Да вот, Иван Архипович, кончил академию, назначен на атомоход, формирую экипаж...
— Очень хорошо, молодец, рад тебя видеть... Как мы с тобой у Кодеса воевали, а?.. Ну, ладно, а ко мне-то что?
— Да вот, представление мое на «первого ранга» где-то у вас в политотделе завязло.
— Да-да, правильно, оно у меня... — порылся в бумагах на столе, положил перед собой, почитал, — а конспекты где?
— Какие конспекты?
— Конспекты первоисточников по марксистско-ленинской подготовке. У нас порядок, когда приглашают на собеседование в связи с представлением на звание или на должность, надо приносить с собой конспекты лекций и первоисточников по МЛП.
— Иван Архипович, я же здесь накоротке, с портфельчиком, все мои вещи в Ленинграде, там и конспекты. Я же только что академию окончил, с отличием, в представлении об этом же есть. Да и вечерний университет марксизма-ленинизма во Владивостоке, вы же знаете, тоже с отличием. Так что какие могут быть сомнения в уровне моих знаний марксизма-ленинизма? Иван Архипович, да вы ж меня знаете, как облупленного!
— Да, конечно, но конспекты где? Вы же тут уже месяц. Что нового законспектировали? — Он перешел на «вы». — Например, по материалам последнего пленума?



— Ну, конечно, есть. Я же сам со своими офицерами занятие проводил...
— Хорошо, приноси, разберемся, а представление пошлем. Будь здоров, заходи, вспомним былое...
Ушел. Заходить и клянчить звания больше не хотелось — в душе ощущение оплеванности.
В начале декабря первый эшелон нашего 1-го экипажа РПКСН «К-258», офицеры, улетел в Палдиски, вернее, в Таллин, а в Палдиски электричкой.

Вот наши имена.

Список офицерского состава 1-го экипажа РПКСН «К-258»

1. Командир капитан 2 ранга Луцкий Анатолий Николаевич
2. Ст. пом. командира капитан 3 ранга Кайсин Юрий Анатольевич
3. Замполит капитан 3 ранга Задоян Виктор Антонович
4. Пом. командира капитан-лейтенант Белозеров Владимир Иванович
5. Ком. БЧ-1 капитан-лейтенант Калиш Виктор Андреевич
6. Ком. ЭНГ лейтенант Германов Николай



Контр-адмирал Германов Николай Никитович. Выпускник ТОВВМУ им. С.О. Макарова 1970 года. Прошел все ступени служебного роста от командира электронавигационной группы до командира дивизии. Участник 26 съезда КПСС. В 1993 году уволен в запас. Скоропостижно скончался в марте 2008г. – похоронен в г. Владивостоке.

7. Ком. БЧ-2 капитан-лейтенант Чекин Африкант Петрович
8. Ком. РГ лейтенант Волков Валентин



9. Ком. БЧ-3 старший лейтенант Рудой Василий Иосифович
10. Ком. БЧ-4 капитан-лейтенант Авласенко Федор Яковлевич
11. Ком. БЧ-5 капитан 3 ранга Евсеенко Феликс Александрович



12. Ком. Д-1 капитан-лейтенант Капитонов Дмитрий Иванович. Выпускник Ленинградского НВМУ 1958 г., ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского.
13. Ком. ТГ лейтенант Мачача Виктор
14. Ком. гр. КиП лейтенант Аксеновский Евгений
15. Ком. ГДУ лейтенант Иовлев Владимир
16. Лейтенант Показеев Александр
17. Лейтенант Минский Александр
18. Лейтенант Марков Анатолий
19. Лейтенант Капустин Николай
20. Лейтенант Исхаков Михаил (Мударис)
21. Лейтенант Кирсанов Николай
22. Ком. ГДУ лейтенант Новицкий Анатолий
23. Ком. Д-2 капитан-лейтенант Прийма Владимир Назарович
24. Ком. ЭТГлейтенант Трухан Николай
25. Ком. Д-3 капитан-лейтенант Антонов Владимир Викторович
26. Нач. РТС старший лейтенант Костяев Юрий Михайлович
27. Ком. г/а гр. лейтенант Тропин Юрий
28. Ком. гр. БИУС лейтенант Роженцов Александр
29. Лейтенант Дементьев Виктор
30. Лейтенант Коробков Владимир
31. Нач. Сл-Х лейтенант Казарин Виктор
32. Нач. Сл-М старший лейтенант Шараевский Георгий Юрьевич



Генерал-майор м/с Шараевский Георгий Юрьевич. - Знаменитые люди Тихоокеанского флота. Биографический справочник В.М.Йолуховский.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю