Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новые возможности комплекса наблюдения и разведки серии Пластун

Зоркий "Пластун"
на военной службе

Поиск на сайте

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 27.

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 27.

Как обычно договорились, пришли в район, погрузились, сближаемся. Примерно в расчетное время по ожидаемому пеленгу акустик обнаружил малошумную цель. По всем признакам цель подводная, обороты винта прослушиваются слабо, но почти наши. По величине и стороне изменения пеленга идет контркурсом... Ну, значит, моя цель. Ну, и пальнул! За шумом торпеды цель, естественно, потерялась. Когда затих шум торпеды, всплыли и пошли в расчетную точку всплытия торпеды, навели на всплывшую торпеду торпедолов. Лодка-цель всплыла, связались на УКВ ЗАС. Докладывает, что нашу торпеду не слышал. Что за черт! И торпедолов пожаловался, что вовремя зацепил торпеду, хотела булькнуть! Когда пришли в базу, позвонил начальник МТЧ:
— Ваша торпеда кого-то стукнула. Нижняя часть практического зарядного отделения торпеды повреждена, зацепила какие-то черные куски неизвестного материала, по корпусу аккумуляторного отделения гофры. Торпеду придется списать. Но самописец сработал, самонаводилась. Вот так-то! Я думаю, что «зацепил» кого-то из «американок» типа «Пермит» или ранних «Лос-Анджелес». Они тогда любили (по данным разведки) частенько «пастись» в наших районах БП*.
Наверно, полюбопытствовал, что это отрабатывают два новых атомохода, и нарвался. Конечно, практическая торпеда современному атомоходу существенных повреждений не нанесет, но страху нагнать может. Черт его знает, какая на тебя идет торпеда! Практическая или боевая? Опасны эти игры в океане...



* В книге Е.А.Байкова и Г.Л.Зыкова «Разведывательные операции американского подводного флота» (СПб., Изд-во «Галея Принт», 2000, с. 43) сообщается без подтверждения наших источников, что в мае 1974 года на подходах к Петропавловску-Камчатскому будто бы имело место столкновение американской АПЛ «Пинтадо» с нашим ракетоносцем типа «Янки» (проект 667А). Я лично не помню, чтобы в мае 1974 года имел место такой случай с какой-либо лодкой нашего соединения. Скорее всего, именно удар моей торпеды был воспринят американцами как легкое столкновение с лодкой.

ОЧЕРЕДНОЙ ШАГ КАРЬЕРЫ

1974 год обещал быть интересным. Ожидали, что, вернувшись из отпусков, вновь примем от второго экипажа свою лодку и начнем готовиться к исключительно ответственной задаче — стрельбе полным 16-ракетным залпом. Да-да, именно такие упорные слухи, что нам доверят выполнить «ЭТО», ходили тогда в УБП и в УРАВ флота и ВМФ. Но не случилось... Второй экипаж при выгрузке одной из ракет на РТБФ допустил оплошность и повредил внутреннее оборудование ракетной шахты. Встал вопрос не об исключительной стрельбе, а о срочном ремонте. И было принято решение совместить ремонт с модернизацией ракетного комплекса. Вот так, приняли лодку и «убежали» опять в Приморье на пару-другую месяцев. Вернулись уже летом, приписав к своему проекту буковку «У», ПЛАРБ проекта 667АУ. Понятное дело, наши боевые возможности возросли, но 16-ракетный залп остался неосуществленной мечтой.



Залп АПЛ "Новомосковск" 16-ю МБР - YouTube.

Стреляющая лодка, к сожалению, видеть это феерическое зрелище сама не может, но представить «ЭТО» вполне возможно. Наверняка, военные кинооператоры это бы взяли на пленку, и когда-нибудь, возможно, «ЭТО» удалось увидеть на экране.
На Камчатке меня ждала новость. Предложили должность командира дивизии атомных подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами. Честно говоря, я ожидал повышения. Уже второй год шли разговоры и приготовления к формированию второй дивизии атомных ракетных лодок с баллистическими ракетами и к развертыванию нашей эскадры в самостоятельную флотилию АПЛ. Я про себя подумывал о должности начштаба или замкомдива этой дивизии ПЛАРБ, но чтобы сразу комдивом да на другую дивизию, принципиально с другим родом ракет, с другой тактикой... Это была полная неожиданность. Чья это была идея? До сих пор не знаю. Конечно, и крылатые ракеты, и тактика ПЛАРК мне по командирским классам и академии были знакомы, и кадровики об этом тоже знали. Или кто-то вспомнил, что я в год формирования экипажа в этой же дивизии занимался разработкой документов по групповому использованию ПЛАРК против авианосцев? Не знаю.
Расставаться с ПЛАРБ «К-258» и экипажем было жалко. В лодку просто влюбился, несмотря на огромность, послушна была, как и маленькая дизелюха. Конечно, такой она была благодаря экипажу, офицерам, мичманам, старшинам и матросам, их умению, старанию, доверию. Я не помню ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них подвел хоть в одном маневре. Я пишу свои воспоминания спустя тридцать и более лет после тех событий. Поэтому многие из них, да и отдельные детали описываемых событий остались, как говорится, за бортом. И пишу я с позиции командира, т.е. только то, что сам видел и чувствовал. Это не роман, поэтому домысливать, как вел себя и что чувствовал тот или иной член экипажа в определенной ситуации, я не могу, хотя и знаю, кто и что должен делать. И раз такое-то событие или действие состоялось, то это значит — все и каждый сделали только то, что надо было сделать. Да-да, и в этом смысле, раз меня представили сразу на должность комдива, то в этом заслуга всего нашего экипажа. И я ему и тогда, и сейчас благодарен.
Чтобы назначиться на должность комдива, нужно «профильтроваться» в Москве через кадровиков и высшие партийные инстанции. Флотские кадровики особенно настораживали на одного генерала в управлении кадров Министерства обороны. Говорили, что требует знания наизусть обязанностей командира части из устава внутренней службы, корабельного устава и целого перечня статей из дисциплинарного устава, и назубок формулировку задач, поставленных министром обороны, по боевой подготовке войск и флотов на текущий год, и.., и... В общем, запугали. Учил, конечно. Выписки сделал, подсматривал, пока летел в самолете, своими словами получалось, но чтоб «назубок» — ни-ни. Однако было не так. И все же беседа с этим генерал-лейтенантом запомнилась.



Ковтунов Георгий Никитович. Всей мощью огня. — М.: Воениздат, 1982.

Спрашивает:
— Что ж это вы так долго засиделись в командирах? Считай 10 лет, с 1964 года. Командир лодки — это же все равно, что командир полка! Я вот командиром полка был всего два года и дальше... А вы 10 лет!
Я опешил! Собрался с духом, отвечаю:
— Действительно, долго, но только, чтобы в академию кандидатом зачислили, нужно иметь стаж командирства не менее двух лет, плюс год попридержали, не отпускали, плюс три года в академии, плюс два года «большой круг» со строительством корабля и плюс еще полтора-два года на новом корабле, чтоб себя проявить... Вот 10 лет и набралось.
— Да-а, а что ж после академии-то в начальники не взяли?
Это, думаю, он хитрит. В личном деле все же есть, читал, наверно: в аттестациях и перед, и после академии аттестован на начштаба или заместителя командира соединения.
— Предлагали и настаивали, но я имел право выбора и добился назначения на атомоход. Добивался давно, еще с командирских классов, но не получалось.
— Да-а, но... после академии снова на лодку?.. Командиром полка?
— Лодка лодке рознь! Это ж не лодка, а крейсер-ракетоносец, 16 баллистических ракет стратегического назначения. В РВСН это, пожалуй, две бригады, а не полк!
Генерал хитро смотрит на меня:
— И сколько же теперь у вас в дивизии будет лодок?
— 10-12 единиц с тактическими крылатыми противокорабельными ракетами. Если назначат, конечно.
— С ядерными боеголовками?
— Частично. Пока в боекомплект входят.
— Ну что ж, двигай по инстанции дальше.
Ф-у-у, а я про себя все думаю, когда же он задаст вопросы из уставов? Пронесло...
Назначение состоялось в сентябре. Лодку сдал бывшему командиру 2-го экипажа капитану 2 ранга Спирину, теперь он стал командиром 1-го экипажа РПКСН «К-258».



Контр-адмирал Спирин Юрий Федорович.

Перед уходом аттестовал своих помощников и командиров боевых частей на повышение. Попрощался и вскоре перед строем был представлен личному составу дивизии, которой предстояло теперь командовать.

ПРОТИВОАВИАНОСНАЯ ДИВИЗИЯ

Вообще говоря, такого официального названия дивизия не имела, было просто — 10-я ДИПЛ. В состав дивизии входили несколько атомных подводных лодок 1-го поколения пр. 675 с противокорабельными крылатыми ракетами средней дальности (ПКР СД) надводного старта и одна 2-го поколения пр. 670 с ПКР малой дальности (ПКР МД), но подводного старта. Пока у пирсов стояло только шесть лодок К-10, К-108, К-116, К-189, К-48, К-201, остальные находились в ремонте и на модернизации. Для лодки пр. 670 было два экипажа, основной (командир капитан 2 ранга Н.Д.Кольцов) и «второй» — 305-й экипаж (командир капитан 2 ранга Н.Н.Алкаев). Для лодок пр. 675 тоже был один «второй» — 273-й экипаж. Одна из действующих лодок была пр. 675М с системой космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Касатка». Через год-два ожидался подход еще лодок второго поколения пр. 670 и 670М с ПКР МД. В целом оперативная направленность дивизии —действия в открытом океане во взаимодействии с ракетоносной авиацией ВМФ против крупных группировок надводных кораблей, в основном против авианосных ударных соединений и групп (АУС, АУГ).
Честно признаться, первое время на дивизии мне было неуютно. Дело в том, что начальником штаба дивизии был капитан 1 ранга Капранов Марат Павлович, мой командир на дизельной ПЛ «С-334», когда я еще был командиром БЧ-3, а замкомдива был капитан 1 ранга Куприянов, хотя и мой одногодок, но явно надеявшийся, что сам будет назначен на должность комдива. Нет, никаких явных трений не было, однако напряженность чувствовалась. Кадровики, конечно, ситуацию понимали, и довольно скоро сначала Капранова, а затем, где-то через год, и Куприянова перевели в западном направлении. На их место пришли соответственно капитан 1 ранга Крестовский Олег Андреевич и капитан 1 ранга Берзин Альфред Семенович, мой однокашник по 1-му Балтийскому училищу.



Крестовский Олег Андреевич - выпускник Ленинградского (Тбилисского) НВМУ 1952 года, сын Крестовского Андрея Васильевича, Героя Великой Отечественной войны.

С ними и другими офицерами штаба, электромеханической службы и политотдела с самого начала установились добрые отношения и взаимопонимание.
Заместителем командира дивизии — начальником ЭМС был инженер-капитан 1 ранга Баклашов Леонид Ефимович, всегда отличавшийся прекрасным расположением духа, уверенностью и оптимизмом, здоровым юмором. Не помню ни одного случая, чтобы возглавляемая им служба как-то подвела, хотя трудности и проблемы эксплуатации стареющей техники лодок 1-го поколения были. Его помощниками тогда были:
— капитан 2 ранга И.Н.Михалевский — заместитель начальника ЭМС;
— капитан 2 ранга Ю.М.Зыбин — помощник начальника ЭМС по электрочасти;
— капитан 2 ранга Г.Н.Босый —помощник начальника ЭМС по живучести;
— капитан 3 ранга В.П.Кравцов — помощник начальника ЭМС по контрольно-измерительным приборам и автоматике.



На выходе АПЛ пр.675МК в полигон боевой подготовки. Приблизительно 1980 г. Слева направо: командир дивизии контр-адмирал А.С.Берзин, командир К-204 капитан 1 ранга А.А.Чернышев, заместитель начальника электромеханической службы по ГЭУ капитан 2 ранга И.Н.Михалевский. - Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.

В основу работы ЭМС были положены три направления:
1) поддержание технической готовности подводных лодок;
2) предупреждение аварийности технических средств;
3) повышение уровня боевой подготовки экипажей подводных лодок.
В работе по этим направлениям были достигнуты определенные успехи: не было выходов из строя техники, которые могли бы повлечь за собой срыв сроков выхода подводных лодок в море или досрочное их возвращение в базу. Я не припомню ни одного случая возгорания (не говоря уже о пожарах) или затопления отсеков подводных лодок.
Особое внимание в боевой подготовке экипажей подводных лодок уделялось полноте и качеству отработки курсовых задач № 2 (одиночное плавание подводной лодки). В течение двухнедельного плавания ПЛ в полном объеме отрабатывались режимы боевого использования технических средств. Возражения некоторых офицеров о том, что техника старая и над ней «издеваться» нельзя, во внимание, как правило, не принимались. Опыт плавания подводных лодок в длительных походах, в том числе и на боевой службе, в полной мере доказал правильность такого подхода к отработке задач боевой подготовки.
Электромеханические боевые части подводных лодок, от которых в первую очередь зависело безаварийное плавание, в большинстве возглавляли опытные, высокопрофессиональные офицеры, такие как капитан 2 ранга Ю.Н.Кудицкий, капитан 2 ранга В.Н.Маркин и другие. Многие из них неоднократно поощрялись командованием. Баклашов тоже был отмечен достойно — награжден орденом «Знак почета», а в 1978 году назначен на должность заместителя начальника технического управления — главного корабельного инженера Тихоокеанского флота, и в этой должности в течение девяти лет занимался вопросами технической готовности кораблей флота. В 1987-1992 годах он возглавлял кораблестроительный факультет Военно-морской академии, защитил кандидатскую диссертацию. В 1992 году был уволен в запас по возрасту.
Начальник политотдела капитан 1 ранга К.Р.Першуткин и его заместитель капитан 3 ранга А.М.Белый в целом умело поддерживали благоприятную для успешной боевой подготовки обстановку в дивизии. И, конечно, благодаря этим людям, нашей совместной согласованной работе, дивизия неоднократно по итогам боевой и политической подготовке занимала на флотилии первое место.



Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю