Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

Новая "литейка"
Кингисеппского машзавода

Поиск на сайте

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 28.

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 28.

Среди командиров лодок был и засидевшийся ветеран, мой же однокашник по высшему училищу капитан 1 ранга Аркаша Толстиков. Вскоре и он перевелся на Запад, остальные командиры тоже недавно сменились и были еще молоды. А с молодыми надо работать, как говорили, «вывозить» в море.
Первым делом для меня было освоить технику атомоходов первого поколения, многое тут было еще на уровне дизель-электрических ПЛ, конечно, кроме ГЭУ — атомной главной энергетической установки. ГЭУ первого поколения имела некоторую специфику в использовании средств движения. Оружие и тактика его использования мне были знакомы по командирским классам и академии, да и осенью 1970 года, ожидая формирования своего экипажа РПКСН, по просьбе замкомдива 10-й ДИПЛ капитана 1 ранга Кнута занимался разработкой документов по групповому использованию лодок с противокорабельными ракетами. Именно тогда появились первые мысли по действиям в единых боевых порядках. Освоить управление лодкой пр. 670 было проще, все-таки лодка второго поколения, особенность только в одновальной ГЭУ со сложным винтом (так называемый ТАНДЕМ).
Особенности управления и технику ПЛАРК пр. 675 постигал на выходах в море то одной, то другой лодки в ходе отработки курсовых задач боевой подготовки. А выходы следовали один за другим. Иногда приходилось пересаживаться с лодки на лодку прямо в море. Надо сказать, что плавающих дней в течение года у меня на дивизии стало значительно больше, чем в должности командира лодки. Как-то в одном из годов подсчитали — оказалось более 200 суток плавающих.



АПЛ пр.675 ТОФ.

Между выходами в течение первого года комдивства вместе со штабом и командирами лодок на семинарах, тактических летучках и групповых упражнениях изучали теорию и отрабатывали практику групповых боевых действий наших ПЛАРК в единых боевых порядках против АУГ. На второй год начали отработку практических групповых действий в море, но пока в пределах районов БП, прилегающих к берегам Камчатки от м. Лопатка до м. Шипунский. Было весьма тесновато. Вообще-то говоря, полномасштабный развернутый боевой порядок ударной группы атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок для действий против АУС (АУГ) занимает по площади огромное пространство. Диаметр окружности, в пределах которой располагаются огневые позиции ПЛАРК, почти равен расстоянию от Санкт-Петербурга до Москвы. А в будущем, когда в состав дивизии пришли бы ПЛАРК третьего поколения пр. 949 (типа «Курск»), боевой порядок ударной группировки занял бы пространство, равное почти территории европейской части Союза. Мы же для отработки организации взаимодействия работали на сокращенных дистанциях. Условные пуски ракет на тактических учениях подтверждались затем специально организованными практическими ракетными стрельбами по морской мишенной позиции. Однажды удалось организовать совместную ракетную стрельбу по одной мишенной позиции двумя ПЛАРК пр. 675 и пр. 670 с разных направлений, т.е. почти как в реальной боевой обстановке. Организация таких стрельб требует привлечения значительных сил и средств обеспечения. Только на охрану опасного в плане поражения ракетами района привлекается более десятка надводных кораблей, и в воздухе постоянно барражируют самолеты и вертолеты. Усилия не пропали даром — обе мишени были поражены, а одну их них прошили две ракеты, ПЛАРК пр. 675 пустила две ракеты.



Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (проект 670) «Скат».

5 мая 1976 года мне присвоили звание контр-адмирала. Достаточно неожиданно: ранним утром 6 мая, когда я еще спал, раздался звонок — на проводе оперативный дежурный ВМФ капитан 1 ранга Саня Смолин, мой однокашник по 1-му Балтийскому и сослуживец по Улиссу — поздравляет с «мухой»! Спросонья думаю, ну, развлекается, мол, решил разыграть — на должности комдивов все ждут. Хи-хи, спасибо, конечно, но пока— хи-хи! С женой обмолвились— розыгрыш. Как правило, о представлении на флотилии было бы известно, так как это обсуждается на Военном Совете, а тут ни гу-гу. Однако через несколько минут— обвал звонков и поздравлений от ОД флота, флотилии и дежурного по дивизии. Ясно, состоялось. Потом уже, в частной беседе, будучи на пенсии, Борис Иванович Громов, бывший командующий флотилии, раскрылся, что когда был еще в феврале в Москве на серьезном мероприятии, кадровики, мол, подсказали: «Чего не пишешь представление?». Взял и написал. Как принято, конечно, обмыли всенародно в гарнизонном кафе, но уже летом, раньше все море да море. Кстати, роль тамады на этом незабываемом многолюдном мероприятии прекрасно исполнил капитан 1 ранга Виль Тушурашвили, командир ПЛАРК «К-10» (выпускник Тбилисского НВМУ 1951 г.).



Под флагом дивизии. 1975 год.

Звание отрабатывать надо. Случай представился. Летом общефлотское учение «Океан-76». Юго-восточнее Японии, почти на севере Филиппинского моря группа из двух ПЛАРК пр. 675М и 670 условно обозначает боевой порядок из четырех ПЛАРК и одной многоцелевой ПЛА, нацеленный на «АУГ противника». «АУГ противника» обозначает группа судов Морфлота СССР, случайно оказавшихся на переходе из Сингапура в порты Японии или далее. Их «мобилизовали» и скомпоновали в ордер, как бы похожий на ордер АУС. Я, командир ударной группы, на флагманской ПЛАРК пр. 675М «К-48», командир ПЛ капитан 2 ранга Н.В.Анохин— кстати, будущий командир дивизии. Периодически, в специальные сеансы связи всплываем под перископ, поднимаем антенну МКРЦ и принимаем информацию с разведывательных космических спутников «КА». На экране дисплея масса одиночных и групповых точек — суда и корабли под какими-то флагами на значительной акватории океана. Кто из них «цель», подсказку даст управляющий береговой командный пункт, ЦКП ВМФ или КП ТОФ. Между сеансами поиск «цели» ведем самостоятельно, согласованно маневрируя в заданной полосе поиска. И так несколько суток. Наконец, с КП ТОФ получаю целеуказание по «АУГ противника» — и тут же приказание принять на себя управление ударной группой подводных лодок и информация о начале «военных действий» в ближайшее время. Та-а-к, горячо! Быстренько обменялись информацией в тактической сети взаимодействия короткими сигналами внутри тактической группы, команда на сближение на гидроакустический контакт с назначенным «АУГ» и готовность к атаке ракетами по команде. Где-то через пару-другую часов доклад командира ПЛАРК «К-201» капитана 1 ранга Н.Н.Алкаева (он тогда со своим «вторым» экипажем держал лодку): «Обнаружил АУГ, широта.., долгота... Курс... Скорость... Слежу оружием».



Алкаев Николай Николаевич. - Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.

Час-другой ожидания, сопровождаем оружием. Наконец, очередной сеанс связи с КА, уточнение координат цели. Еще несколько минут ожидания. И вот сигнал «Начало военных действий... оружием. Нанести удар... оружием по назначенным целям». В тактической радиосети даю короткий сигнал «Нанести удар по назначенной цели... и обычным оружием условно. "Ч" удара — время подхода ракет к цели... час... мин мск, далее атаковать торпедами в своем секторе».
Еще пару суток бороздим филиппинские воды — и, наконец, команда следовать в базу.
В базе разбор учений. На разборе присутствует Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков. Хотя я с ним встречался перед назначением на должность и беседа прошла вполне доброжелательно, но оторопь перед докладом была. Официальную оценку доклада и действий не помню. Запомнилась реплика сослуживца, когда расходились на перерыв сразу после моего доклада, кажется, это был Николай Тарасович Иванов, комдив соседней стратегической дивизии. «Ну ты даешь! Быстро освоился на новом месте!». Точных слов не помню, но смысл был таков. Это была лучшая оценка, признание своих товарищей.
К сожалению, не все так безоблачно было за 3 года на дивизии. Были и неудачные пуски ракет, было и столкновение. Как-то зимой, возвращаясь с моря на одной из лодок, пришлось в Авачинской губе катером-торпедоловом перейти на другую ПЛАРК пр. 675 «К-116», командир капитан 3 ранга Шестак, которая выходила в море на отработку курсовой задачи. Погода была мерзкая, штормовой ветер, густой снег, видимость периодически уменьшалась до 1-2 каб. На подходе к горлу Авачинской губы встретились с тральщиком-конвоиром, встали ему в кильватер в дистанции 5 каб. и пошли на выход. Штормовой ветер в правый борт, очередной снежный заряд закрыл ТЩ, свое место держим по РЛС, доклад радиометриста каждые 2-3 мин (индикатор кругового обзора РЛС только в рубке радиометриста в 3-м отсеке, на ходовом мостике нет). И вот в самом узком месте горла вдруг доклад радиометриста:
— Мостик, метрист. Прямо по курсу на входе в базу крупная цель, дистанция 10 каб. Цель быстро сближается с тральщиком. Метки цели и тральщика сливаются...
Что за черт? При выходе подводных лодок флотилии ОД КВФ закрывает рейд, входы и выходы всех кораблей и судов запрещаются! Командиру:
— Стопори ход! Радистам:
— Запросить тральщик...
Но доклад радиста перебивает:
— Мостик, 1-й докладывает: «Опасно разошелся левыми бортами с сухогрузом».



К-116

Доклад этот слышу уже в боевой рубке, скользя вниз по трапу в ЦП. Пулей в рубку радиометриста, мельком взгляд на экран индикатора РЛС — «амеба» меток ТЩ и сухогруза растягивается к центру экрана. Да, точно, идет прямо на нас. Пулей вновь на мостик, еще из рубки кричу:
— Давай ход левой, право на борт...
Но уже поздно... Из снежной летящей кисеи с правого борта медленно надвигается высокий нос огромного судна. Скользящий мягкий удар позади рубки, скрежет металла, отрывающиеся листы обшивки контейнера пусковой установки ракеты, а там боевая ракета... Время остановилось. Та-а-к, пожара и взрыва нет. Из лодки доклад механика: «Замечаний нет». С высокого мостика судна:
— На лодке! Чего стоите поперек фарватера?
— Какого черта претесь на вход в такую видимость, когда рейд закрыт?
— А мы откуда знаем, что он закрыт. Нам дали «добро» на вход.
Ясно, прошляпила оперативная служба, прошляпил тральщик-конвоир. Но почему мы-то поперек? Та-а-к, ясно, когда застопорили ход, нос ветром развернуло влево, рубка-то впереди миделя, парусность носа больше... Эти размышления уже на возвращении в базу. Выход сорван, корабль поврежден... Впереди выгрузка ракетного боезапаса, ремонт ПУ, а мне — серьезное разбирательство.
Московская высокая комиссия Главкома разобралась довольно быстро. Официально мне только вынесли порицание, всю вину возложили на оперативную службу ОВРа и КВФ, кого-то сняли с должности, кого-то наказали чуть полегче. Свои ошибки мы тоже учли, сделали разбор в штабе. Мало открыть радиолокационную вахту для наблюдения за внешней обстановкой, для удержания своего места в строю в плохую видимость, надо жестко задать режим наблюдения на соответствующих шкалах дальности, чтобы и место четко держать на шкале малой дальности, и внешнюю обстановку периодически иметь на шкалах большей дальности. У нас же, как выяснилось, оператор РЛС как вперился в метку ТЩ-мателота на шкале 10 каб., так и обнаружил очередную огромную, но расплывчатую из-за погодных помех метку опасной цели, когда она уже начала наползать на метку ТЩ. Так-то, на корабль-конвоир надейся, а сам не плошай!
Между прочим, наверно, с тех времен, когда цапались на разборе этого ЧП, у меня испортились отношения с Дмитрием Михайловичем Комаровым.



Комаров Дмитрий Михайлович (командир подводной лодки СФ, соединения лодок Северного флота, впоследствии - начальник штаба и командующий Камчатской флотилией, первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ, адмирал).

Он в ту пору был заместителем начальника штаба КВФ. Выпуском из нашего училища он был старше меня на год и, думаю, втихаря страдал оттого, что он еще капитан 1 ранга, а я уже адмирал. А дальше — больше. Через год я стал заместителем командующего флотилией атомных подводных лодок. Правда, еще через год я оказался на КВФ в должности командира отдельного дивизиона АСС, где он уже стал НШ КВФ и звание контр-адмирала вскоре получил, но взаимных симпатий это не прибавило. Так и пошло. Еще через пару лет я стал заместителем командующего КВФ по ВиС, он НШ, а затем командующий КВФ, вице-адмирал, но и это не скрыло затаенную неприязнь. Может быть, подпитывало давнюю «болячку» некоторое уважительное ко мне отношение командования флота? Несмотря на то, что я занимал должность заместителя командующего КВФ по ВиС, мне командующими ТОФ, сначала адмиралом Сидоровым, а потом и Хватовым, поручались дела общефлотского масштаба, совсем не связанные с должностью: то руководство аварийно-спасательными операциями ПЛАРК «К-429» и северокорейской ДПЛ пр. 633, потопленной рыбацким сейнером, то назначение старшим перехода в нашу передовую базу Камрань во Вьетнаме... Не знаю. Впрочем, я отвлекся.
Кажется, летом же 1977 года была короткая поездка в Обнинск. Там в учебном центре ВМФ предстояло познакомиться с ПЛАРК третьего поколения пр. 949. Встретился тогда с однокашником Володей Мочаловым, он с Северного флота, тоже комдив. Чертежи и цветные демонстрационные плакаты новой лодки — «убийцы авианосцев» — впечатлили! Но всякое воображение превзошло оружие подводного крейсера, особенно ракетный комплекс «Гранит». Фантастика! Столько лет прошло, но ничего лучше в мире до сих пор не создано! А тогда подумалось, дождусь ли? Он дождался. А я нет.
В конце лета полет в Москву, быстренько опять «сито» перед новым назначением. Все так же: номер в гостинице «Москва», беседы в кадрах ВМФ и МО СССР, прием у ГК ВМФ, Старая площадь.
Осенью — приказе назначении заместителем командующего флотилией. Дивизию сдал Алику Берзину.



Берзин Альфред Семенович, выпускник Рижского НВМУ 1951 года. - Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
Фото:


Главное за неделю