Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Системы контроля и индикаторы для авиации

Импортозамещенные
бортовые системы
для боевой авиации

Поиск на сайте

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 34.

А.Н.Луцкий. ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА (воспоминания и размышления подводника ветерана «холодной войны») 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург 2010. Часть 34.

К моменту 11.30 «Курск» шел на перископной глубине, только что дослали «толстую» торпеду в ТА, готовились к торпедной атаке, акустики уже имели контакт с гидролокатором боевого надводного корабля, т.е. все соответствовало состоянию «Готовность № 1», захлопки должны были быть закрыты — и если бы порядок и дисциплина на корабле были на высоте!.. Тогда бы после первого взрыва личный состав 2-го отсека не получил бы баротравму, ГКП за 138 секунд смог бы аварийно продуть балласт, всплыть в надводное положение...



Так выглядел торпедный отсек «Курска». Кадры видеосъемки, сделанной капитан-лейтенантом Байгариным, командиром минно-торпедной боевой части.

Тогда бы, если второй взрыв был неотвратим, он произошел бы в надводном положении. Катастрофа?! Да. Но кормовая часть ПЛ могла бы остаться на плаву и весь ход последующих событий был бы иной.
Конечно, история сослагательных наклонений не терпит. Но если радеть за то, чтобы не повторялись подобные трагедии, следовало бы и эту ПРАВДУ озвучить.
Вы правильно помянули ПЛАТ «Комсомолец». Если бы командование лодки, флота и ВМФ хорошо помнили и учли трагический урок «К-8» (ее командир капитан 2 ранга Сева Бессонов, мой однокашник по 1-му Балтийскому училищу подводного плавания), погибшей в 1970 году в Бискайском заливе! На «К-8» в ходе пожара в кормовых концевых отсеках выгорели резино-сварные патрубки забортных отверстий, в результате разгерметизации концевые отсеки затопились, и лодка, потеряв продольною остойчивость, с большим дифферентом на корму ушла под воду.
На «Комсомольце» пожар в кормовых концевых отсеках развивался по тому же сценарию. На 24-й минуте пожар перекинулся на соседний отсек. С этой минуты командованию следовало, продолжая борьбу за живучесть, начать готовить средства индивидуального и коллективного спасения личного состава и, внимательно контролируя дифферент и посадку (площадь действующей ватерлинии), вовремя дать команду на организованное покидание обреченного корабля. А до того следовало, определив, что штатные средства пожаротушения не загасили пожар в концевом отсеке и температура межотсечной переборки продолжает увеличиваться до опасных значений, решительно затопить концевой отсек. Побоялись ответственности! Развернутые посты АСР и в штабе СФ и ГШ ВМФ оказались некомпетентными и нерешительными, не способными на ближнюю перспективу оценить складывающуюся реальность. Агония корабля продолжалась более 4 часов! Более чем достаточно для того, чтобы толково распорядиться спасением людей. Все это время море под бортом в районе кормовых отсеков кипело, корпус в конце концов прогорел, прогорели и переборочные сальники, вследствие чего отсеки затопило, и «Комсомолец», как и «К-8», потерял продольную остойчивость и кормой вниз пошел на дно.



Корабельные часы подводной лодки «Комсомолец». На часах зафиксировано время затопления 1-го отсека.

Человеческий фактор! Вот чтобы он не давал сбой, следует знать всю правду (разумеется, там, где это нужно, соблюдая секретность).
Еще одно. «Все лица, участвовавшие в проектировании, изготовлении, хранении и эксплуатации практической торпеды калибра 653, не предвидели возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем и по обстоятельствам дела такой возможности предвидеть не могли» (стр. 258 Вашей книги).
Калибр 650, а не 653 — опечатка, конечно. Но я не об этом. Вы действительно думаете, что те, кто проводит разборку и вновь сборку торпед после модернизации или планового очередного технического осмотра и освидетельствования по прошествии установленного срока хранения (эксплуатации), не знают, к чему может привести установка бывшей в употреблении прокладки вместо новой, ГОСТовской? Знают. Их этому учат, должны учить, должны проверять знания, квалификацию и допускать документально к выполнению своих обязанностей. Конечно, маловероятно установить, кто и что делал именно с этой торпедой. Но чтобы такой вывод сделать! Я не юрист, но, на мой взгляд, это сразу ВСЕМ и ВО ВСЕМ оправдание. Да тот же горе-автолюбитель... «Я знать не знал, что протечка манжеты на тормозном цилиндре может привести к отказу тормозов... Да к тому ж откуда мне знать, что при этом этот козел вздумает переходить улицу...». И срок ему дадите.
Может, и горе-реформаторы тоже потому... Мол, не знали, что творим.
Извините за беспокойство и все же спасибо Вам за книгу, успехов Вам и достойных результатов в Вашем трудном и ответственном (уверен — опасном) деле и труде.



С уважением, А. Луцкий
Декабрь 2004 г.

Письмо отправлено с уведомлением. Уведомление пришло. Ответа не последовало.

ЕЩЕ РАЗ О «КУРСКЕ». А МОЖЕТ БЫТЬ, ЕЩЕ И НЕ РАЗ...

Прошлогодний пятилетний печальный юбилей гибели АПРК «Курск» отметили рядом публикаций новых и старых версий о первопричинах этой катастрофы, причем в самых неожиданных изданиях. Как-то, 22 декабря прошлого года, ожидая электричку на платформе ж. д. станции Детское Село (г. Пушкин), остановившись около журнально-книжного лотка, не мог не обратить внимание на обложку иллюстрированного бульварного журнала, где рядом с секс-дивой пламенел ярко-красный заголовок «АПЛ "КУРСК": западная версия». А незадолго до того дня имел возможность просмотреть телефильм по ранее прочитанной книге В.Устинова «Правда о "Курске"», где не все правда, и обменяться по этому поводу с заинтересованными и компетентными людьми. Естественно, журнальчик взял. И теперь решил выразить свое отношение к ранее и свежеполученной информации, тем более что эта тема мне профессионально близка и занимает меня с первого известия в СМИ о катастрофе.
В журнале «Вне закона» издательского дома «Калейдоскоп» № 51 (410) от 19 декабря 2005 г. на стр. 10-11 под рубрикой «Тайны спецслужб» автор, некто Валерий Родиков, пересказывает и комментирует прошедший по канадскому телевидению французский документальный фильм телекомпании «Les Films Grain De Sable» «"Курск": Подлодка в бушующих водах», снятый режиссером Жаном-Мишелем Карре, который пытается доказать, что АПЛ «Курск» погибла в результате торпедной атаки или столкновения с американской подлодкой.



В наличии американского следа в гибели «Курска» создатели фильма и автор статьи не сомневаются. Причастными к катастрофе они считают американские АПЛ типа «Лос-Анджелес», «Мемфис» и «Толедо». Однозначных доказательств нет. Версия косвенно подтверждается рядом событий, последовавших сразу после катастрофы.
Во-первых, срочными телефонными переговорами между президентами В.В.Путиным и Биллом Клинтоном, прибытием в Москву для срочных консультаций директора ЦРУ Джорджа Тенета, и приведенными ниже публикациями в некоторых СМИ.
22 августа 2000 года на крупном российском интернет-сайте появилось краткое сообщение: «В субботу, 12 августа, инцидент, произошедший в Баренцевом море, мог привести к третьей мировой войне. В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и любой неверный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатическим путем».
И далее официально в прессе: «Президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Соединенных Штатов Билл Клинтон после многочисленных конфиденциальных телефонных переговоров сумели договориться о мирном урегулировании дела».
Во-вторых, сфотографированная из космоса АПЛ «Мемфис» в норвежском доке порта Берген и рассказ в «New York Times» о загадочных приключениях АПЛ «Толедо», а также круглая дыра в правом борту «Курска», якобы пробитая торпедой Mk-48 с «наконечником из обедненного урана!».



Кроме того, в статье справедливо отмечалось, что версия столкновения была одной из трех основных в самом начале расследования. Так, 25 октября 2000 года бывший Главком ВМФ адмирал флота Куроедов заявил, что уверен в версии столкновения «Курска» с подводной лодкой, а бывший командующий Северным флотом Попов об этом же говорил и в интервью испанской газете «E1 Mundo». 17 ноября в интервью газете «Известия» начальник штаба СФ Моцак вновь привел новые доказательства того, что «Курск» погубила американская подводная лодка.
Официальная же российская версия пока что изложена в заключении Государственной комиссии под председательством И.Клебанова, подтверждена заключением Генеральной прокуратуры РФ и ее руководителем В.Устиновым и состоит в том, что никакая иностранная подводная лодка не имеет отношения к гибели АПРК «Курск», а катастрофа произошла вследствие взрыва, возникшего в результате нештатных процессов внутри резервуара окислителя практической торпеды «65-76А» в ТА № 4.
Только вот вопрос: вследствие чего возникли эти «нештатные процессы», что первично?
К настоящему моменту, когда мне известны определенные действительные факты (французский фильм я тоже посмотрел) и суждения других компетентных людей о том, что связано с трагедией АПРК «Курск», я однозначно убежден, что первопричина его гибели — случайное столкновение с американской АПЛ «Мемфис» или ее преднамеренный провокационный таран. О возможности версии по варианту «или...» года два спустя, имея в виду возможную провокацию ЦРУ, высказался как-то экс-президент США Билл Клинтон. Это его интервью почему-то не удостоилось особого внимания наших СМИ. А вот версию случайного столкновения я реконструирую так, как опишу ниже. Хотя, строго говоря, при повреждении трубопровода ВВД (об этом ниже) последствия, может быть, вопреки желанию, такие же, что и при преднамеренной провокации.



Схема предполагаемого столкновения атомного подводного крейсера (В.И.Алексин)

Итак, АПЛ «Мемфис», следуя, как и «Курск», на перископной глубине параллельным курсом, с несколько большей скоростью и обгоняя его по правому борту (заметим: перископ «Курска» развернут на 160° правого борта), сблизившись на недопустимое траверзное расстояние (что привело к «слипанию» двух корпусов по законам гидродинамики), навалилась своей левой «скулой» на корпус «Курска» в районе 1—2-го отсеков, смяла легкий корпус, вероятно, повредив в межбортном пространстве трубопровод, объединяющий баллоны ВВД (600 кг/см2!), а проходя дальше, левым горизонтальным стабилизатором ударила в кормовую часть 2-го отсека, оставив конусообразную вмятину по ходу движения и рванину (рванину по чьему-то приказу водолазы позже вырезали, осталась круглая дыра), что хорошо видно на стоп-кадре из телефильма' «Правда о "Курске"» (правая кромка дыры закрыта рваным листом металла, развернутым вторым взрывом).
Такой эффект задира металла хорошо известен мастерам-авторемонтникам: когда машина, оборудованная усиленным бампером, так называемым кенгуру, наваливаясь при боковом столкновении на другую машину, «клыком кенгуру» сначала как бы «натягивает» металл (конусообразная продольная вмятина), а затем прорывает округлую дыру неправильной формы, заваливая лепесток металла вовнутрь, и, натолкнувшись на образовавшееся уплотнение, отскакивает в сторону. Так и тут. Стабилизатор, натолкнувшись на скос уплотнения оторванного «лепестка», соскользнул, довернув «Мемфис» еще влево, в сторону «Курска».



В те же мгновения на «Курске» разрывается поврежденный трубопровод ВВД, воздух под высоким давлением с производительностью не менее 75 м3 в секунду (оценка инженера-специалиста) врывается в подволочное межбортовое пространство носовой оконечности лодки, вытесняя воду сверху вниз меж труб торпедных аппаратов (ТА) через флоры (большие круглые конструктивные отверстия) горизонтальной плоской переборки, отделяющей торпедные аппараты от выгородки гидроакустического комплекса (ГАК). Бурлящая воздушно-водяная масса под давлением, значительно превосходящим забортное, врывается в выгородку ГАК и отрывает стеклопластиковый обтекатель, который первым впереди по курсу лодки падает на дно. Одновременно с этими явлениями бурлящая воздушно-водяная масса, проходя мимо труб ТА, вызывает их сильную вибрацию, подобную «флаттеру», оказавшуюся особенно губительной для торпеды в ТА № 4, и от запредельной тряски в торпеде «65-76А» разгерметизируются уплотнения трубопроводов и резервуаров воздуха, керосина и окислителя, керосин смешивается с перекисью водорода, от тряски же возникает «дизельный эффект» — взрыв!.. Головная часть торпеды «65-76А», примерно одна треть, вышибая переднюю крышку вместе с волнорезным щитом, вылетают вперед по курсу и, вслед за обтекателем ГАК, осколками, фрагментами рассыпается на дне. Средняя и хвостовая часть торпеды вместе с продуктами взрыва (более 10 000 м2), отрывая заднее кольцо ТА, разрывая кремальеру и вышибая заднюю крышку ТА, круша все на своем пути, влетает в 1-й отсек, вслед за ней забортная вода. Вследствие повреждения одного (а может, и более) боевого зарядного отделения стеллажной торпеды, произошла так называемая дефлаграция — «местное горение». Люди в первом отсеке погибли мгновенно. Переборка между 1-м и 2-м отсеками, наверняка, выдержала, но ударная волна через систему вдувной и вытяжной вентиляции лодки (клинкеты, вопреки требованиям подводной морской культуры, оказались открытыми!) ворвалась в центральный пост лодки, контузила командование и всех остальных в отсеке (нарастание давления более 1 кг/см2 в секунду), вследствие чего никто из них за время, остававшееся до второго взрыва (135 секунд), не был в состоянии аварийно продуть главный балласт и обеспечить всплытие лодки в надводное положение.
Тем временем лодка от толчка столкновения и приема забортной воды в 1-й отсек со все увеличивающимся дифферентом, «пропахав» носом грунт, легла на дно. И, вероятно, от заливки горящего БЗО забортной водой под давлением оно сдетонировало, а за ним еще и другие, общей массой до 7,5 тонн тротила... Катастрофический второй взрыв!



На цветной вклейке представлена схема положения на грунте погибшего АПРК «Курск» и разброса фрагментов первого и второго взрывов. В точке под № 6 — стеклопластиковый обтекатель ГАК, фрагмент, который мог быть вырван только водно-воздушным потоком еще до взрыва торпеды в ТА № 4, так как выгородка ГАК отделена от вышерасположенной выгородки ТА ТА. Между обтекателем и ближайшими другими фрагментами расстояние около 30 метров, порядка 10 секунд хода лодки, это время развития «нештатного сложного физико-химического процесса» внутри энергоотсека торпеды.
Обращает на себя внимание отсутствие на схеме фрагментов, наверняка ранее оцифрованных №№ 21, 38, 40-46, 53, 55, 59-63. Похоже, отсутствующие фрагменты потом были почему-то убраны. Что скрывается за отсутствующими номерами? Пока этот вопрос остается без ответа.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
0
01.06.2013 15:46:59
Вот редкая фотография "Курска" в доке.

Говорят, что эта вмятина палубы носовой надстройки образовалась в результате пульсаций газового пузыря при взрыве боезапаса. Мол, палуба туда-сюда болталась, а потом вот так и остановилась, так как у пузыря сила кончилась пульсировать. Под вмятиной виден перебитый шпангоут. Пузырём перебило и согнуло вниз.

Про пузырь не верю. Про резинку, сопревшую в торпеде, тоже не верю.
Ссылка 0


Главное за неделю