Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Комплект для ремонта электрожгутов в полевых условиях

Как отремонтировать
электроцепи в жгуте
прямо в "поле"

Поиск на сайте

Казус "Корчица". Принятые "по протекции".

Казус "Корчица". Принятые "по протекции".

К 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища.

Фамилия нахимовца "Корчица" присутствует в списке выпуска 1953 года исключительно вследствие одного забавного случая, а также вследствие заслуг и особенностей биографии, характера, личности отца. Даже имени не сохранилось, фамилия и отчество.

Семевский Р.Б.: "Из воспоминаний о жизни в главном корпусе за первые 2 года осталось в памяти, как в тёплое время  после отбоя одетые в белые ночные рубашки наиболее лихие из нас переходили по наружному карнизу 5-го этажа от одного окна к другому, вызывая недоумение редких прохожих на Петровской набережной."

5-й этаж - последний.

"Здесь же позднее был известный всем выпускникам нашей роты случай с сыном генерала войска польского Корчицем, который, спускаясь с 5 этажа по водосточной трубе вниз, повис под окном, громко взывая к старшине класса Скибе (помощник офицера-воспитателя 1-го взвода) помочь взобраться ему в окно, на что последний, спокойно достав из кармана блокнот и карандаш, ответствовал: «сейчас я вас запишу в блокнот и потом помогу», не обращая внимания на отчаянные крики Корчица. С Корчицем было связано еще несколько анекдотичных случаев и не удивительно, что отец очень скоро забрал его из училища, очевидно, убедившись в полной бесперспективности сделать из него военного человека."

Вехи биографии отца, офицера, участника 1-й мировой войны, репрессированного, освобожденного, участника обороны Москвы, преподаватель Высшей школы штабной службы, преподавателя Военной академии им. Фрунзе, командира стрелковой дивизии, заместителя командующего армией, начальник штаба 1-й ударной армии, начальника штаба, командующего 1-й армией Войска Польского, начальника Генерального штаба Войска Польского – вице-министра национальной обороны ПНР.



Корчиц (Korczyc) Владислав Викентиевич (1893-1968), польский военный деятель.  

"Корчиц (Korczyc) Владислав Викентиевич (1893, деревня Богдановичи, близ Слонима - 1968), польский военный деятель, генерал-полковник. В составе русской императорской армии участвовал в 1-й мировой войне, офицер. В 1919 добровольно вступил в РККА; участник Гражданской войны, в т.ч. операций на Юге России и советско-польской войны 1920. В 1929 начальник штаба 19-й стрелковой дивизии. В начале Великой Отечественной войны командовал 182-й стрелковой дивизией (26.1-29.8.1942), возглавлял штаб 1-й ударной армии и Северного фронта; генерал-майор (4.8.1942). В 1944 в числе других военнослужащих РККА (носивших фамилии хотя бы как-то напоминавшие польские) зачислен в состав формирующихся советским правительством «польских» частей и назначен заместителем командующего 1-й польской армией. В окт. 1944 сменил ген. Ж. Берлинга на посту командующего армией. В конце дек. 1944 заменен ген. С.Г. Поплавским. После окончания войны занимал должность начальника Генерального штаба Войска Польского - 1-го заместителя министра национальной обороны Польши. В 1954 уволен в запас." (Корчиц по национальности был поляк. - Ред.)



Людвик Свобода (слева) поздравляет Владислава Корчица.



Евгениуш Кушко (слева) - начальник Главного Политуправления Войска Польского, Владислав Корчиц  - начальник Генерального штаба Войска Польского (фото из gazeta pismo periodyk Polska Zbrojna WP).



Корчиц В.В. - начальник Генштаба Войска Польского.

О репрессиях во время войны - Партизанская База.  Репрессии в Красной Армии.  КОМБРИГИ (из 400 комбригов 220 репрессированы).

"153. Корчиц Владислав Викентьевич (1893-1966) комбриг, генерал-полковник, поляк, прапорщик, кандидат в члены ВКП(б) в 1930-1938 гг.,
в 1935 г. начальник штаба 19-й стрелковой дивизии, начальник штаба 14-го стрелкового корпуса,
репрессирован 09.05.1938-12.01.1940г., освобожден, преподаватель Высшей школы штабной службы, преподаватель Военной академии им. Фрунзе,
1941 г. – командир 245-й стрелковой дивизии,
1942 г. – командир 182-й стрелковой дивизии, заместитель командующего 34-й армией,
1942-1944 гг. – начальник штаба 1-й ударной армии,
1944-1945 гг. – начальник штаба, командующий 1 армией Войска Польского,
1945-1953 гг. – начальник Генерального штаба Войска Польского – вице-министр национальной обороны ПНР."
орден Суворова 1 ст. – 09.08.1945
Орден «За воинскую доблесть» 3 ст.
Орден Грюнвальда 2 ст."

На наш взгляд, желание найти логику в действиях "начальства", в жизни, в поворотах судьбы неискоренимо, естественно. Когда оно пропадает, наступает "пофигизм". Или мы не правы? Желающим разобраться, кого и почему репрессировали, почему и кого затем реабилитировали, вновь рекомендуем исторические исследования Вадима Кожинова.

ВИФ2 NE.  

"По командующим дивизиями принимавшими участие в ельнинской операции. 103-я моторизованная дивизия Корчиц В. В. (10.07.1941 - 22.07.1941), комбриг."

В одном из рекомендованных исторических исследований Вадима Кожинова содержится аргументированный, опирающийся на документы и свидетельские показания очевидцев, сохраненные в мемуарах, ответ на вопрос о действительном "героическом" участии Власова в обороне Москвы, вообще о действительной роли генерала-предателя в Российской и Европейской истории.

Шатилов В.М. А до Берлина было так далеко... — М.: Воениздат. 1987.  

"Шел август 1942 года...
Срочно принимайте дивизию у генерал-майора Корчица.
Владислава Викентьевича Корчица я знал еще с 1929 года, когда был командиром взвода и у меня был нарукавный знак — один квадрат, а у него, начальника штаба 19-й стрелковой дивизии, был уже ромб. Корчиц часто по делам службы приезжал в городишко, где дислоцировался мой 56-й стрелковый полк. Владислав Викентьевич проводил занятия с командным составом, проверял боевую готовность подразделений. Это был опытный командир, хороший организатор. Бывший офицер старой русской армии, он с первых дней Октября встал на сторону Советской власти.
Спокойный, немногословный, Корчиц умел выслушать и подбодрить подчиненных, подать пример собранности и требовательности. Он не оставлял без внимания ни единого факта нарушения воинской дисциплины, но был справедлив [169] и не терпел командиров, которые допускали бестактность в отношении подчиненных.
За эти качества его любили и уважали. Бывало, приедет в полк, высокий, стройный, и одним своим внешним видом заставит командиров и бойцов как-то сразу подтянуться. И вот я сменял генерал-майора В. В. Корчица, который уходил на должность начальника штаба 1-й ударной армии...
Много теплых слов в этот вечер было сказано в адрес Владислава Викентьевича Корчица. Желали успехов на новой должности. Засиделись допоздна. Но вот все разошлись, в блиндаже остались я и Корчиц. Долго не ложились спать, все вспоминали службу в 19-й стрелковой дивизии, которой с 1931 года командовал Василий Иванович Морозов.
Тех, кому довелось близко знать этого военачальника, всегда восхищала его воинская эрудиция. Он изучил прекрасно тактику врага, знал ее сильные и слабые стороны, много читал военно-исторических трудов и в трудные минуты боя всегда подбадривал высказываниями, поговорками и пословицами великих полководцев прошлого. Войну он встретил командующим 11-й армией, которая под его руководством проявила стойкость в обороне и особенно отличилась в июне 1941 года при нанесении контрударов в районе Сольцы и в августе под Старой Руссой."

Тульское СВУ.  "7 ноября 1944 г., в день 27-й годовщины Великой Октябрьской революции, состоялось торжественное открытие училища. Многим офицерам, сержантам, рядовым, вольнонаемным были выданы денежные премии (200 рублей), и объявлены благодарности (в том числе и воспитанникам училища) за добросовестный труд по подготовке учебно-материальной базы училища. Вручение Красного Знамени, на котором было начертано “ТУЛЬСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ” состоялось 8 ноября при построении всего личного состава училища. Его принял начальник Тульского Суворовского военного училища генерал-майор Хохлов И.С. из рук начальника Управления военно-учебных заведений ГУК НКО генерал-лейтенанта Морозова В.И."

Шатилов В.М. А до Берлина было так далеко... — М.: Воениздат. 1987.  "— Вам, Василий Митрофанович, видимо, будет интересно узнать кое-что из истории 182-й стрелковой дивизии, — спросил Корчиц.
И он рассказал, что формировалась она на территории Эстонии. В сентябре 1940 года Народная армия Эстонии [171] преобразовывается в 22-й Эстонский территориальный стрелковый корпус.
Первый бой новое соединение приняло 7 июля 1941 года на рубеже Малые и Большие Пети, Словкавичи, Застружье. Командовали им в то время полковник Иван Игнатьевич Курышев, а затем полковник Михаил Семенович Назаров. После ожесточенных боев дивизия отошла вместе с соединениями 22-го стрелкового корпуса Северо-Западного фронта к городу Псков. Снова беспрерывные бои. Враг пытался занять город. Упорно оборонялись эстонцы. Многие из них проявили мужество и отвагу.
Корчиц немного помолчал, а затем продолжал свой рассказ.
— Когда я в январе 1942 года принимал это соединение, то внимательно ознакомился с журналом боевых действий. Расскажу о подвиге командира шестой стрелковой роты 232-го стрелкового полка старшего лейтенанта Лайпандиса. Рота обороняла высоту у реки Пети. На эту высоту наступало до двух батальонов фашистов. Их встретили огнем и заставили откатиться на исходный рубеж. Вскоре последовала вторая атака при поддержке танков. И эту атаку отбили. Отбрасывая наседающих гитлеровцев в течение четырех часов, рота удерживала высоту. Фашистам не удалось продвинуться на этом участке. Тогда через мощные громкоговорители начал вещать фашистский диктор:
— Эстонцы! Сложите оружие, и вы сможете свободно уходить по домам! Эстония позади, вам некуда дальше отходить!
Старший лейтенант Лайпандис сказал своим подчиненным:
— Друзья! Мы защищаем свою родину — свободную Эстонию! Огонь по врагу!
Вновь и вновь фашисты пытались захватить высоту, и всякий раз атаки отбивались.
До последнего держались эстонцы. Погиб и командир...
О том, как дрались в этом бою эстонцы, рассказал тяжело раненный красноармеец, который ночью добрался все-таки до полка.
Корчиц чиркнул спичкой, прикурил, затянулся и продолжал:
— Вот еще эпизод из боев 182-й дивизии в районе Большие Пети. Противнику удалось расчленить 232-й стрелковый полк. Седьмая и восьмая рота были отрезаны от основных сил полка и оказались во вражеском кольце. Комбат капитан Востриков принял смелое решение — роте лейтенанта [172] Клайпанова незаметно проникнуть в расположение врага и внезапно нанести ему удар с тыла. Благодаря такому искусному маневру кольцо окружения было разорвано.
Дивизия отходила с боями, нанося врагу значительные потери.
Отличились в эти тяжелые дни комбаты Комаров и Востриков, командир артиллерийского полка Добылев, командир стрелкового полка Тихомиров, комиссар дивизии старший политрук Островский.
Генерал Корчиц рассказал об участии 182-й стрелковой дивизии в наступательной операции войск Северо-Западного фронта по окружению и уничтожению группировки немецко-фашистских войск в районе Демянска. Эта операция была проведена с 7 января по 20 мая 1942 года.
Тогда 182-я дивизия, в сильные морозы, в условиях полного бездорожья, по глубокому снегу, через лед многочисленных озер, рек, через лесные массивы, прошла 50 километров по тылам врага, освободив 18 населенных пунктов, и вышла к окраине Старой Руссы. Этим она способствовала успешному наступлению 11-й и 1-й ударной армий...
Меня заинтересовал рассказ Корчица, и я спросил:
— А как была окружена демянская группировка?
— Как? В условиях бездорожья и глубокого снежного покрова, — продолжал рассказывать комдив. — 29 января 1942 года возобновилось наступление наших войск. 1-й гвардейский стрелковый корпус продвигался юго-восточнее Старой Руссы в направлении Рамушево. Перерезав коммуникации демянской группировки, корпус должен был соединиться в районе Залучье с частями 34-й армии, наступающими с юга. Одновременно, не встречая серьезного сопротивления противника, 2-й гвардейский корпус наступал на город Холм. Он наносил удар из района Старой Руссы. 25 февраля части 1-го гвардейского стрелкового корпуса в Залучье соединились с подразделениями 42-й стрелковой бригады 34-й армии.
Таким образом, старорусская и демянская фашистские группировки противника были разъединены. В окружении оказалась демянская группировка в составе шести дивизий 16-й армии...
— Кстати, — продолжал генерал Корчиц, — в то время нашей дивизии противостоял 56-й егерский полк 16-й армии. Немного расскажу и о противнике. — Корчиц задумался. — Оборона врага состоит из хорошо оборудованных узлов сопротивления и системы опорных пунктов, сильно насыщенных огневыми средствами и инженерными заграждениями. [173]
Большинство опорных пунктов и узлов сопротивления противника очень выгодно расположены в тактическом отношении: с хорошим круговым обзором и обстрелом всех подступов к ним.
Мы тоже создали прочную оборону. Блиндажи, дзоты тщательно замаскировали, так, что обнаружить их трудно. Стены и потолки достаточно прочны и неуязвимы от прямой наводки артиллерии — из еловых и сосновых бревен в два наката. Все это было- сделано в первую очередь. Предстоит еще сделать бани, кухни, землянки для личного состава. Нет переправ через реку, кроме железнодорожного моста, приспособленного для проезда машин, танков.
— Вот в таких условиях мы и живем уже около года. — Владислав Викентьевич вздохнул. — Лес да болота вокруг... Была уже глубокая ночь. Корчиц взглянул на часы:
— Пора и нам отдохнуть."

Знаменитые земляки.  

"Корчиц Владислав Викентьевич... Родился в 1893 г. в д. Богдановичи на Слонимщине. Солдатом (? - Ред.) принимал участие в Первой мировой войне в составе русских войск. В 1919 г. добровольно вступает в ряды Красной Армии, принимает активное участие в разгроме Деникина и белополяков. В годы Великой Отечественной войны занимал должности командира стрелковой дивизии и начальника штаба армии Северного фронта. По просьбе польской стороны был направлен в Войско Польское в период его формирования..."

Радзиванович В. А. Под польским орлом. — М.: Воениздат, 1959.

"Через несколько дней после сосредоточения бригады в Клеванских лесах меня вызвали для доклада к начальнику штаба 1-й Польской армии генералу Корчицу. Высокого роста, сухощавый, с острым, пытливым, удивительно ясным взглядом, подтянутый и строгий, он производил впечатление человека с сильной волей.
Генерал встал, расправив плечи, чтобы выслушать мой рапорт. Его выправка говорила о долголетней офицерской службе.
С большим вниманием слушая меня, что-то мысленно оценивая и взвешивая, Корчиц изредка задавал вопросы. Я отвечал на них по-солдатски прямо, ничего не скрывая. Это мое всегдашнее правило. Лгут только трусы и негодяи.
Постепенно разговор с Корчицем перешел к 4-й пехотной дивизии имени Килинского, прибывшей в Клевань одновременно с кавалеристами. Дивизия была прикована к месту выгрузки, так как совершенно не имела положенного ей штатом конского состава. Чтобы двинуть ее вперед, необходимо было отобрать у кавалерийской бригады четыреста лошадей.
Тактичный и дальновидный генерал Корчиц, сам бывший кавалерист, отлично понимал деликатность и сложность этого дела. Но он сразу расположил к себе мое сердце, и когда встал вопрос о необходимости отдать лошадей генералу Киневичу, я сделал это безропотно...
В 1-й Польской армии опять произошли важные перемены. Генерал Корчиц сдал командование ею генералу Поплавскому и вступил в должность начальника генерального штаба Войска Польского."

Поплавский С. Г. Товарищи в борьбе. — М.:Воениздат, 1974.

"В резиденцию Главкома я прибыл чуть раньше указанного срока. Каково же было мое изумление, когда дверь приемной, в которой я находился, отворилась и на пороге показался Корчиц. К тому времени он заменил Берлинга на посту командующего 1-й армией. Едва мы успели поздороваться, вошел Сверчевский. Оказывается, всех троих вызвали к одному времени.
Когда часы пробили восемь, мы вошли в кабинет Главкома. Поднявшись с кресла, Роля-Жимерский торжественно объявил:
— По решению Верховного Главнокомандующего Войска Польского Болеслава Берута производятся перемещения в высших командных должностях. Генерал Корчиц возвращается на должность начальника Главного штаба. Командующим Первой армией назначается генерал Поплавский. А вы, генерал Сверчевский, примете Вторую армию.
Мы переглянулись, потом перевели глаза на Главкома. Тот продолжал:
— Время не ждет. Обстановка требует, чтобы не позже чем через три дня все приступили к исполнению своих новых обязанностей. Все, панове генералы, исполняйте!
Мы покинули Главный штаб, углубленные каждый в свои мысли. Думаю, один я был доволен этой переменой, хотя дела и люди 2-й армии стали для меня очень близкими. Но кто бы не желал принять под свое командование армию, имеющую немалый боевой опыт и готовую к зимнему наступлению совместно с советскими войсками?
А вот Корчиц явно огорчился. Тяжело вздохнул и Кароль Сверчевский, мечтавший скорее попасть на фронт."

Книги Сергея Шишкова. Кавалеры ордена Суворова I степени, награжденные этим орденом трижды.  

104. Корчиц В.В., генерал-полковник - 9.8.1945.

ПАРАД ПОБЕДЫ.

Особой колонной прошли части Войска Польского. Возглавлял их начальник генерального штаба Польши генерал В.В. Корчиц.



Командиры Войска Польского ведут свои войска на параде.

Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Начало.  Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Часть 2. Война.  Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Часть 3. Нахимовское.  Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Часть 4. Нахимовское (окончание). Становление. На распутье.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ.

Для поиска однокашников попробуйте воспользоваться сервисами сайта nvmu.ru.  
Просьба к тем, кто хочет, чтобы не были пропущены хотя бы упоминания о них, например, в "Морских сборниках", в книгах воспоминаний, в онлайновых публикациях на сайтах, в иных источниках, сообщайте дополнительные сведения о себе: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. А мечтаем мы о том, чтобы собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Примерно четверть пути уже пройдена, а, возможно, уже и треть. И поэтому - еще и о том, что на указанные нами адреса Вы будете присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.

Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.

198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
0
Екатерина
25.02.2011 11:47:08
Большое спасибо за необыкновенно ценную информацию. Как нужна она нашей  молодёжи в эпоху информационной войны.
Ссылка 0


Главное за неделю