Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Когда завершится модернизация Северной верфи?

Как продвигается
модернизация
Северной верфи

Поиск на сайте

Ю.А.Панов «Линия жизни. Страницы из биографии». Часть 2.

Ю.А.Панов «Линия жизни. Страницы из биографии». Часть 2.

Деревня Дудинец

Все мое детство прошло в деревне Дудинец, Теблешского района, Калининской области у моей бабушки. В середине 1950-х годов Теблешский район ликвидировали, после ликвидации района территориально деревню присоединили к Горицкому району (в настоящее время Рамешковский район Тверской области).



Деревня Дудинец. 2005 год. Самый крайний дом Пчелкиных.

Дудинец - это небольшая деревня - десять жилых домов с дворовыми постройками и приусадебными участками, десяток старых бревенчатых сараев, зернохранилище, овощехранилище, небольшой маслольнозавод. На берегу речки скотный двор, конюшня и кузница. Деревня располагается в 3 километрах западнее села Киверичи, в 41 километре от Рамешек, 101 километр от Твери, на северном скате холма (около 180 метров над уровнем моря). Проезд автобусом с автовокзала города Твери по маршруту: Тверь – Рамешки – Киверичи – Ивановское до села Киверичи, далее 3 километра по грунтовой дороге, или до деревни Морозовка, далее 2 километра по пешеходной тропинке. К западу от деревни вытянутая ложбина глубиной до 15 метров, в 2 километрах юго-западнее – верховое болото «Глядины»; по преданию, в недалеком прошлом здесь было озеро. Близ деревни проходит старая проселочная дорога идущая до д. Топориха, Диево, Холмы. Западнее деревни - крупный лесной массив, так называемый «Удел». Севернее деревни протекает небольшой ручей Безымянный, правый приток реки Городни. Происхождение названия деревни связывают с древним именем «Дудин». Предположительно, это указанная в писцовой книге 1626-1629 гг. в «… пустопорозших землях» пустошь Дудинская. Заселение пустоши началось примерно около середины Х1Хв. удельными крестьянами деревни Большухи Крутой.
По статистическим сведениям за 1887 год в выселке Дудинец Теблешской волости Киверичского прихода Бежецкого уезда проживали крестьяне бывшие удельные, русские, было два двора два жилых дома и 18 нежилых построек, 2 колодца, 2 пруда, 18 жителей, двое грамотных мужчин. Надельная и купленная земля – вместе с крестьянами деревни Большуха Крутая. Земли не хватало, она арендовалась. 3 арендатора за 1 десятину пашни и 16 десятин покоса платили владельцу земли – 42 рубля в год. Вода на полях застаивалась, почва – подзол, подпочва – глина. Собирали средний урожай (без семян): ржи – 6, овса – 2, ячменя – 3, картофеля – 7, льносемян – 2 четверти с десятины. Для корма домашних животных накашивали сена - 1090 пудов. В хозяйстве содержалось 5 лошадей, 9 коров и быков, 2 нетели и 2 теленка, 8 овец. Выгон для лошадей и крупного рогатого скота – был свой.



Дом Козловых. В этом доме жил мой прадедушка. (Этому дому уже более 100 лет).

Обязательное страхование строений составляло – 4 рубля 50 копеек. Дров покупал каждый двор на 2 рубля в год. Пастуха нанимали на все лето и платили ему – 45 рублей. В деревне 1 мужчина и 1 женщина занимались промыслом.
В 1901 году в деревне 3 двора, прихожан Троицкой церкви в селе Киверичи – 15 мужчин и 16 женщин. Престольный праздник – Преподобного Кирилла игумена Белоезерского, в народе – Кирилловская, отмечали ежегодно 22 июня.
В 1910 году в деревне – 3 двора и 21 житель. Арсению Королеву, на правах собственности, принадлежали: ветряная мельница и маслозавод.
С мая 1931 года деревня Дудинец входила в состав колхоза «Новая жизнь», с 1970 года деревня в составе совхоза «Киверичский». А в связи с переходом на рыночные отношения с 13 августа 1996 года – земли возле деревни в сельскохозяйственном кооперативе «Киверичский».
В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. погибли два уроженца деревни Дудинец: Козлов Яков Егорович и Козлов Григорий Егорович.
В 1976 году в деревне Дудинец – 8 дворов. По данным переписи населения 1989 года, постоянного населения в деревне нет, жилые здания и дворовые постройки использовались под дачи. В январе 2001 года постоянных жителей в деревне так же нет: 5 домов принадлежат наследникам и дачникам.



Дом Виноградовых и дом Королева Ивана. Этот дом я использовал как дачу в течении 10 лет.

Топонимы: Глядино – верховое болото, Бесхвостое – болото, Удел – лесной массив, Бычков хутор, Горев – хутор, Трешкалов – хутор.

ДЕТСТВО

Итак, я повторяюсь в деревне было десять жилых домов. У каждого дома в деревне – своя судьба: в доме номер 1, у самого пруда, проживали Ермолаевы. Я был маленький, но помню, что они были беженцы, приехали в нашу деревню в самом начале войны, летом 1941 года. У Ермолаевых был сын Олег, старше меня лет на пять или шесть. Отца у них не было. Помню, что жили они очень бедно, у них ничего не было. Олег постоянно ходил в школу в одном спортивном костюме, лыжных ботинках и зимой и летом (лыжный костюм и спортивные ботинки, как спортсмену, ему выдали в Киверичской школе). Он был в хорошей спортивной форме, постоянно участвовал во всех спортивных мероприятиях, проводимых в школе и в Горицком районе.
В следующем доме под номером 2 проживали Королевы. Дед Иван (деревенские жители звали его «Сивый») и баба Анна. Семья Королевых была большая: два взрослых сына Анатолий, Николай и две взрослые дочери Надежда и Вера. Анатолий Иванович в 1953 году, по контракту, уехал на работу в Польшу, в течение двух лет работал строителем на строительстве высотного дома «Дружбы» в Варшаве (высотное здание в центре города).



Подарок Сталина Варшаве — Дворец культуры и науки.

Надежда Ивановна вместе с мужем жила в городе Калинине. У Веры Ивановны был сын Женя. Он младше меня на один год, дата его рождения - 8 марта 1946 года – я хорошо запомнил, так как 8 Марта, Международный женский день. Детские и школьные годы мы провели вместе, были друзьями, да и судьбы у нас одинаковые: ни у него, ни у меня не было отца. Зимой – мы катались на лыжах и санках, строили снежные крепости, играли в снежки. Весной – безобидное пускание бумажных корабликов в ручейке, плавно переходившее в экстрим: рискованное катание на льдинах во время ледохода на речке. Вместе ходили в школу, вместе играли, ловили маленьких щурят в речке, ходили купаться в деревню Корино на Кориновский омут. Осенью ходили в лес за грибами и ягодами. Иногда ссорились, ругались и даже по-мальчишески дрались. Но это было временное явление, в основном мы дружили. Часто вспоминаю, как мы с ним ловили рыбу в ручье. Я уже упоминал, что с северной стороны деревни протекал Безымянный ручей. Весной, когда таял снег, ручей сильно разливался и превращался в полноводную реку. В полноводье в речку заходила на нерест щука. В конце июле в начале августа, ручей местами пересыхал, образовывались плесы, в которых водилась рыба. В этих плесах мы с Женей голыми руками ловили маленьких щурят.
В августе 1962 года, наши жизненные пути разошлись. После окончания школы я поступил в Ленинградское Арктическое училище и уехал на учёбу в Ленинград, а он остался жить в деревне и работать в колхозе. Евгений окончил водительские курсы в городе Калинине и долгое время работал шофером на грузовой машине. Встречались мы редко, когда я приезжал в деревню на зимние и летние каникулы. В настоящее время связи мы не поддерживаем, иногда перезваниваемся по телефону. Но я знаю, что он женат и проживает с семьей в Тверской области в городе Торжке. Его дедушка - дед Иван, вместе с братом дедом Арсением работали на маслозаводе (это небольшой кустарный заводик, на котором производили льняное масло). Вера Ивановна Королева (мы ее звали, тетя Вера) долгое время работала колхозным бригадиром. К нам она относилась очень хорошо, уделяла внимание – заставляла работать в полеводческой бригаде колхоза. Одним словом была нашим воспитателем. Позже я узнал, что тетя Вера умерла в деревне Дудинце, в 1974 году.



Д.К.Тегин (1914–1988). Эскиз к картине «В КОЛХОЗНОЙ КУЗНИЦЕ».

В следующем доме под номером три жил кузнец с семьей (фамилию его я не помню..), он приезжий из другой местности. Кузнец работал в колхозной кузнице. Хорошо помню кузницу на берегу ручья: грохот и звон молотов и молотков о наковальню. На всю жизнь помню специфический запах раскаленного до красна металла. Мы, с другом Женей, кузнецу иногда помогали: поддерживали огонь с помощью специальных кожаных мехов, подносили из ручья воду, таскали в корзине древесный уголь, охлаждали в холодной воде кованые из железа различные заготовки. Нам было все интересно, особенно смотреть, как кузнец работал с металлом, ковал подковы и потом ими подковывал колхозных лошадей. Ковал железные обручи для колёс (деревянные колеса изготавливал мой дедушка). Осенью 1956 года кузнец жилой дом продал и из деревни уехал, кузницу закрыли, а позже она вообще перестала существовать. В следующем доме жили Виноградовы: дед Василий с женой. Дед Василий был слепой, он постоянно сидел возле дома на скамеечке. Мы с Женей читали ему книги, что-то рассказывали, иногда над ним «шутили». Вспоминается такой эпизод. В вечернее время к его калитке мы привязали длинную бечевку и периодически ее дергали. Дед Василий на стук в дверь несколько раз выходил на улицу, но никого не было, он возвращался обратно в дом. Сейчас я горько сожалею об этом. Но он на нас не обижался. Мы его звали дядя Вася – «веревочкин…», потому что по деревне он ходил только с помощью поводыря, держась за веревку или за палку. У Виноградовых было двое взрослых детей: сын - дядя Саша Виноградов – работал в Ивановской МТС трактористом-механиком. Потом его выбрали колхозным бригадиром. Дочь Антонина Васильевна работала в школьном интернате. Дядя Саша был страшный самодур ( особенно когда пьяный), лучше было в это время обходить его стороной. Жители нашей деревни его боялись и не любили. У него была, на мой взгляд, единственная заслуга – он был инициатором постройки общественной бани в деревне. На правах колхозного бригадира, дядя Саша Виноградов собрал на сходку все мужское население, предложил общими усилиями построить баню. Помню, что с его предложением все согласились. Началась стройка, строили баню с большим энтузиазмом. В строительстве принимали участие все жители двух деревень и даже школьники, в том числе и я. Я хорошо помню как мы с Женей ездили на верховое болото за мхом. Мох на болоте теребили, потом на тракторе привозили на стройку. Мох раскладывали на солнышке, сушили, месили глину, подносили кирпичи, крыли дранкой крышу. В течение месяца баню общими усилиями построили, и она начала функционировать.



А.М.Герасимов (1881-1963) «Деревенская баня».

Хорошо помню - какое это было счастье, в деревне был настоящий праздник. Топили баню исключительно по выходным и праздничным дням в порядке общей очереди. Я хорошо помню, что в начале марта 1961 года, когда ещё лежал снег на дороге, дядя Саша Виноградов разбился на мотоцикле.
В следующем доме проживали наши близкие родственники - Козловы: Григорий Егорович и Прасковья Васильевна. Григорий Егорович, 1902 г.р. брат моего дедушки.



Мой дедушка Иван Егорович Козлов (на переднем плане слева). Семёновский полк. Зимний дворец. Санкт-Петербург. 1917 г.

Осенью 1941 года Григорий Егорович погиб на Ленинградском фронте, и был похоронен в г. Ленинграде на Пискаревском кладбище. У Козловых было четверо взрослых детей: сыновья Михаил, Александр, Николай и дочь Валентина. Старший Михаил Григорьевич, в настоящее время с семьей проживает в городе Ржеве. Александр Григорьевич с семьей проживал в городе Твери, умер в 2002 году. Николай Григорьевич проживет в деревне Вербежи, Бежецкого района, Тверской области. Дочь, Валентина Григорьевна, постоянно проживает в городе Твери, но на все лето приезжает в деревню, в свой родительский дом.



Мои близкие родственники: бабушка Козлова Анна. Ивановна., Панов Юра, дедушка Козлов Иван Егорович, Козлова Раиса Кузьминична, Козлов Михаил Иванович. Дер. Дудинец 1954 год.

В следующем доме проживали Орловы: тетка Надежда и ее два сына Анатолий и Николай. Старший сын дядя Толя жил и работал в селе Немерово, (он был водителем председателя колхоза). Николай Орлов был старше меня лет на шесть или семь. После прохождения действительной военной службы, поступил на службу в РОВД Горицкого района, Калининской области. В течение 1962 года Николай жил и работал в поселке Горицы участковым уполномоченным. Потом он женился на учительнице физики из Киверичской школы. Учительницу звали Зоя Жукова, отчество не помню. Позже они переехали в город Весьегонск. В 1970-годах Николай Орлов трагически погиб (разбился на мотоцикле). В настоящее время родительский дом Орловых не сохранился.
По соседству с нами проживали Королевы: Дед Арсений Королев - родной брат деда Ивана – «Сивого» (работал на колхозной маслобойке). Хорошо помню - дед Арсений был очень злой и суровый - полная противоположность брату Ивану. Он мне напоминал «кулака» из кинофильма «Поднятая целина». Дед Арсений Королев постоянно ходил в старомодном сюртуке, косоворотке с кушаком, носил длинную седую бороду. На голове носил картуз с козырьком. Ходил, прихрамывая на правую ногу, всегда с палкой. У него было две дочери: тетя Наташа, тетя Таня и сын Федор. Сына Федора я не помню, он рано ушел из жизни.
У тети Наташи были три дочери Нина, Люся и Галя. Люся и Галя были старше меня на три или четыре года. Вместе с ними я ходил в школу. До войны тетя Наташа жила в Ленинграде. В 1941 году тетя Наташа приехала в нашу деревню, а в 1959 году она уехала на постоянное место жительства, в Ленинград.

Продолжение следует


Главное за неделю