Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Электроэнергетическое оборудование для ледокола ЛК-120

Электроэнергетическое
оборудование
для ледокола "Лидер"

Поиск на сайте

Тревоги и будни спасателей. А.Адамович, Г. Васенко, А.Жбанов. Ч.2. История бригады в делах и лицах спасателей

Тревоги и будни спасателей. А.Адамович, Г. Васенко, А.Жбанов. Ч.2. История бригады в делах и лицах спасателей



Как я стал спасателем



Капитан 1 ранга в отставке Калентьев Владимир Ильич, ветеран Поисково-спасательной службы ЧФ

Вступив в должность помощника, через полгода командира СС-15, особое внимание обращал на организацию службы, сплочение офицерского состава, экипажа. Что такое служба в заводском ремонте, переоборудование корабля представлял. А тут ещё надо создавать и сплачивать новый экипаж. От бригады траления остались командир БЧ-5 Пономарев В., штурман Бородин, боцман Боголюбов, матросы, в основном, мотористы и сигнальщики, которые не подошли бригаде. От 409 дивизиона спасательных судов прислали старшего водолазного специалиста Нестеренко Г., фельдшера Урусова Л., старшину команды мотористов Рябинкина И., старшин команд водолазов Ивлева и Лейтранса, водолазов, такелажников. Через полгода пришли замполит Машек Н. и помощник Туровский Я.
Становление офицерского и мичманского коллектива прошло успешно без эксцессов, иначе и не могло быть; каждый ответственный, грамотный, высокопрофессиональный специалист, душой болеющий за своё дело, изучал специфику аварийно-спасательной службы, водолазного дела, да и своей специальности осознанно, помогали и учились друг у друга. Нестеренко, Урусов, имея богатый опыт в водолазном деле, прошедшие горнило Великой Отечественной войны, объясняли особенности новой для нас службы. Не жалея времени и усилий, обучали старшин и матросов, прививали навыки и любовь к сложной и ответственной профессии «спасатель». Применительно к заводским условиям проводили занятия, тренировки. Уделяли не меньшее внимание досугу, спорту. Не умеющих плавать научили. Каждый познал шлюпочное дело. На всех спортивных соревнованиях, которые проводили по праздникам в дивизионе, большинство призов – наши. Шлюпка Туровского на всех флотских регатах представляла дивизион, ниже седьмого места не занимали. Это дало результаты. Экипаж сплотился в дружный коллектив.
С выходом из завода начали осваивать и отрабатывать практические навыки. Задачу К-1 сдали успешно и вовремя. Элементы задач К-2 и К-3 отрабатывались педантично, не спеша, основательно. Практические навыки, совершенная морская практика, знания и опыт приобретались постоянными тренировками в море, на учениях.
Признателен и благодарен командирам-наставникам: начальнику АСС ЧФ инженер-кап. 1 ранга Башуку Б.Г., главному инженеру АСС ЧФ инженер-полковнику Друкеру И.И., водолазному специалисту АСС ЧФ капитану 2 ранга Безжанову М.С., командиру 409 ОДАСС инженер-полковнику Павлову. Учили вдумчиво, настойчиво, последовательно. Спрашивали жёстко, расхлябанность не терпели. Интересно инженеры учили нас морской практике. Заключалась она в том, чтобы поставить корму корабля точно над местом работы водолаза. Становились на два якоря и бочку, или вместо бочки спасательный буксир, а также на две, три, четыре бочки, на них разворачивались по 90° и 180°. Впервые увидел, что швартовные кнехты перепиливаются стальными концами. Грамотные, опытные, высокие профессионалы, имеющие богатый боевой опыт, заботливые и чуткие к подчинённым, начальники не давали повод усомниться, что можно исполнять обязанности кое-как, выполнять указания спустя рукава. Инженер-полковник Друкер сам проводил занятия с командирами. Учил, как рассчитать остойчивость повреждённого корабля по документам непотопляемости, рассчитать быстро по формуле количество поступающей воды в отсек, какими средствами и методами её откачивать, как бороться с огнём. Привил навыки грамотным действиям по оказанию помощи аварийному кораблю. Жаль, с уходом Друкера в запас эти занятия прекратились.
Скрупулёзно готовили и учили водолазов. Время не жалели. Нестеренко, Хильманчук настойчиво прививали навыки работы под водой на больших глубинах. Вдумчивая, кропотливая работа офицеров дала свои результаты. Успешно сдали задачи. Вступили в боевое ядро спасательного отряда. Первый урок вдумчивого отношения к водолазному делу и особенности службы в АСС преподал начальник АСС ВМФ контр-адмирал Чикер И.П.

В заводе на СС-15 впервые ставили трёхотсечные барокамеры. Июнь 1958 года, работы в разгаре. Вызывает комдив и сообщает: «В Севастополь прибыл Чикер, через два дня будет на СС-15. Готовься». Помня о том, что при инспектировании корабля высоким начальством особое внимание уделяется порядку, чистоте, опрятному внешнему виду, чёткости докладов, проинструктировал офицеров и старшин команд, к назначенному времени всё, что смогли, сделали. Прибыл Чикер, поздоровался с экипажем и сразу в мою каюту, переоделся в приготовленный по подсказке Башука комбинезон. По сигналу «корабль к смотру» пошли по кораблю. Начали с водолазов. Внимательно осмотрел барокамеры внутри и снаружи, осмотрел баллонный отсек, водолазные помещения, машинное отделение, мимоходом заглянул в кубрики, каюты, осмотрел наглядную агитацию. Меня поразил метод осмотра. По ходу задавал мне и офицерам вопросы по устройству, назначению, принципу действия того или иного механизма, но не в плане проверки знания, а можно ли усовершенствовать сделанное. А так как мы достаточно уделяли внимание поставляемой технике, то ответы были вполне грамотными. По окончании осмотра отметил опрятный внешний вид корабля, подчеркнул особо, что офицеры знающие и подготовленные, своим должностям вполне соответствуют. Потом Башук сказал, что основное для Чикера – знания и умение офицера исполнять обязанности, как спасателя. Он сам проводил проверки таким же методом.
Еще один урок. Сдаём задачу К-3 в Балаклаве на «живой» ПЛ. Принимает задачу начальник АСС ЧФ Башук. Глубина небольшая, погода хорошая, отработанный экипаж выполняет вводные довольно споро. Очередной раз спускаюсь с мостика на ют. И – о ужас! Водолазы, стоящие на шланг-сигналах, курят. Это на зачётном-то учении! Соответствующее внушение сделал Нестеренко по окончании учения и разбора. Задача принята с хорошей оценкой. Башук приглашает меня в каюту и по-отечески журит. «Шашкой махать» на водолазов, тем более, когда они под водой, негоже. Связь водолаза под водой и стоящего на шланг-сигнале особая, интуитивная, замена не рекомендуется. Усвоил, но курение Нестеренко уже не допускал.
Служба в АСС не прощает легкомысленного отношения, необоснованной самоуверенности.
Идет учение Стран Варшавского Договора. 1962 год, мы в Болгарии, на рейде Балчик. Получаем указания, стоять будем семь дней. Разрешается зайти в Балчик, получить продукты. Зашли, получили свежие овощи, воду, провели экскурсию по городу. Закралась мысль, почему бы не провести спуски водолазов на 160 метров, тем более очередной срок отработки водолазов на исходе, по прибытии в Севастополь сразу придётся идти под Ялту дней на десять. Прогноз хороший. Добро получили. Утром вышли в район. Погода – штиль, течения нет. Стали на якорь, начали спуски на 150 метров. Водолазов с платформы не спускаем, так как на ней смонтирована «эпроновская выгородка» ПЛ. Третья пара – мичман Ивлев и матрос Васильков пошли наверх.
Вдруг погода меняется. Подул ветерок «норд-ост», пошла волна. Решили поднимать водолазов по ускоренному режиму, глубина 100 метров. Время идёт очень медленно, а ветер всё крепчает, волна до трёх баллов. Амортизаторы СПУ водолазного колокола сжимаются до предела. Благо корму не водит, глубина 65 метров. Заводим водолазов в колокол. Завели, глубина 60 метров. Водолазы взялись на подвесы, отдраили иллюминаторы, отдали шланги, глубина 55 метров. Время выдержки растет. Ветер крепчает, волна захлестывает палубу.
В этот момент у Василькова обрывается подвес и он вываливается в люк. Хорошо, что Ивлев успевает поймать левой рукой за его иллюминатор, а тот расставил локти и застрял. Быстро пошёл под воду страхующий водолаз, мичман Авраменко, опытный водолаз, более 2000 тысяч часов под водой. Но, не дойдя до отметки 40 метров, даёт сигнал «мне плохо». Срочно одеваем второго страхующего водолаза, ст. 1 ст. Мостового. Авраменко поднимаем наверх, в барокамеру. Волна и ветер играют не на шутку. Рывки колокола становятся всё чаще, как выдерживают амортизаторы и троса СПУ, не знаю. Спасибо Нестеренко П., который при приёмке от завода СПУ три раза менял пружины и троса, пока не подобрал эти. На юте обстановка напряжённая, но все действуют чётко, грамотно. Денисов и Хильманчук уверенно руководили действиями водолазов, такелажников. Урусов проверил камеру, подкорректировал выдержку. Беспокоил только врач Никитин. Приказал ему убраться, чтобы не мешал. Ивлев уже не кричит, умоляет быстрее страхующего, рука онемела, поменять не может, сам на подвесе, не согнуться. Через сколько времени уже не помню, Мостовой под водой, почти камнем «дошёл» до платформы. Удачно обрезал галоши у Василькова, подставил спину, помог тому окончательно залезть в колокол и закрыть крышку. Быстро подняли платформу с колоколом и Мостовым на палубу, завели в барокамеру. Вроде обошлось.
Провёл маленький разбор: действия водолазов и такелажников чёткие, умелые, быстрые. Делалось всё молча. Поблагодарил команду. Впоследствии, Авраменко и Никитина убрал с корабля. Авторитет они себе подорвали. От Башука в Севастополе получил головомойку. Совсем не лишнее для спасателя, а водолаза особенно, не только знание, умение, но и смекалка.
Проводится очередное зачётное учение 409 ОДАСС по подъёму затонувшей ПЛ в 60-метровом полигоне б. Казачья, положили подлодку (болванку) на грунт. В носу и корме у неё установили подъёмное устройство ШУ-200 и решили его испытать с фактическим креплением 400‑тонных понтонов.
Все эпизоды и вводные согласно плану учения выполнены успешно. Заведены и закреплены на ЗПЛ все предусмотренные концы и остроплены 400-тонные понтоны. Руководил учением Ганенко, командир 409 ОДАСС. Принимал задачу Башук. Водолазы работали в носу СС-15, в корме СС-13. Командир – Никифор Балин. Продули понтоны, ЗПЛ благополучно всплыла, отбуксировали её в б. Стрелецкую, положили на грунт в районе Щитовой. И начали освобождать её от всего того, что завели в полигоне. Мы в носу, СС-13 в корме, работа спорилась. Мы даже по времени обгоняли СС-13 часа на два. Естественно, самодовольствия и зазнайства выше крыши. Осталось только отсоединить понтон от ШУ-200. И тут загвоздка, первый водолаз за 20 минут не справился, второй тоже никак не отпускает ШУ-200 понтон. СС-13 нас догнал, осталось только расстропить понтон. Пошёл у них Фёдор Кремляков и за десять минут понтон всплыл, мы, как говорится, в луже. Молча выслушали совет Кремлякова и по его рекомендации под незлобные подначки друзей СС-13 освободили понтон. Кремляков сообразил и сделал всё очень просто.
Не рычагом сжимал пружины, захватывающие тарелки, чтобы они свободно открылись, а приспособил специально приготовленные штыри. Подставил их под тарелки, приспустил понтон, тарелки спокойно поднялись и освободили головку захвата. Понтон всплыл.
Служба на СС-15 проходила успешно. Было всякое, но в основном удача сопутствовала нам. И не мудрено. Экипаж сплочённый, офицеры и мичманы исключительно ответственные, любящие и знающие своё дело. Замполит Машек Н., помощник Туровский Я., командир БЧ-5 Пономарев В., штурман Лежепёков В.Л., водолазные специалисты Нестеренко П., Хильманчук, Домарев, фельдшер Урусов, мичманы Рябинкин, Ивлев, Лейтранс, Крюков, Боголюбов, Махонин. Очень жаль, что не выдержал испытания морем Крюков И.И., интендант от бога, не укачивался, но не мог долго, более двух недель находиться в море. Ностальгия и тоска по берегу мучили его нещадно. До этого я не верил, что такое может быть. Действительно, не каждому дано ходить по морям.
Подготовили и дали путёвку в жизнь флотскую замечательным людям – Бабенко, Кучерявому, Косареву, Крысине, Лихоманову. Командование отмечало наше старание, награждало не только «фитилями», но и ценными подарками, в основном часами. Объявили корабль одним из лучших на флоте. Награда отличившимся – бинокль, представлять на правительственные награды командование не решалось. Башук объяснил: надо присваивать очередные звания, а должностей нет. Да и мало ли что, лучше не рисковать, корреспонденты и проверки замучают.
Продолжение следует ...


Главное за неделю