Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Единая судовая энергетическая система

Как создать
единую судовую
энергетическую систему

Поиск на сайте

КОГДА ЗА КОРМОЮ ОСТАЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЕК

КОГДА ЗА КОРМОЮ ОСТАЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЕК

. Лодка вернулась домой в Палдиски.  « Будто целую вечность мы здесь не были, - писал в письме командир Сергей Николаевич Боровков, - но как быстро пролетели эти полтора года «…
И рассказал  о том, как прощались  с Болдерая, где жили  во время ремонта на плавбазе « Смольный».   Как тяжело расставался экипаж и командир с ребятами, которые оставались дослуживать срок,  и были переведены на другие подводные лодки. Командир, умеющий сдерживать свои эмоции, признался: …» Знаешь, Светлана, как будто живое тело раздирали на части…до боли в сердце…»
    Лодка уходила… а  Саша Щекин,  Володя Панфилов , Виталий Потапенко и другие моряки из экипажа оставались на берегу. И как сами написали мне, не сдерживая слез, махали и махали бескозырками, пока  она не скрылась из виду.
     Человек и  лодка . Что  за связь возникает между ними, что при расставании,  душа рвется на части ?  Как назвать эту силу притяжения ?  Как  ее объяснить ?  
    В этом случае легче понять  моряков. Ребята сдружились,  не раз выручали друг друга , делились самым сокровенным… А я ?   Краешком судьбы прикоснулась к той  жизни далекой от моей по сути?  Почему я  тоже с трудом,  справлялась с эмоциями, когда наша  С-95  уходила от пирса  Болдерая  в море на отработку необходимых задач..  И  находясь на пирсе,  пока еще могла видеть ее, махала букетом ромашек, который мне подарили. Умом понимала, что  лодка  уходит ненадолго, « работать «  в  море,  и обязательно вернется  к  родному причалу. Но в ту минуту, что-то  трудно объяснимое, творилось  в душе. Как - будто  отрывала  дорогое и важное  буквально от сердца.  Что же эта за сила такая ?
Но ,возможно,  потому, что один только раз , испытав такие эмоции, хорошо  понимала  признания командира и ребят : « На своем корабле – ЖИВЕШЬ, на чужом – СЛУЖИШЬ «. Видимо, еще в этом заключалась истина.
   Вот  и  здесь  в блогах  увидела фотографии , наверняка, вызывающие самые сокровенные эмоции.  Фотографии, запечатлевшие  минуты прощания с уходящими в море кораблями. Разворошило память прочитанное  маленькое  эссе о крейсере « Невском «.  Нашла  в этих строках то, что как бы выстроило и мои  не сформировавшиеся ранее мысли: « ни одно флотское сердце никогда  не сможет забыть  РОДНОЙ корабль. Корабль -  и дом твой, и крепость, и университет, и оружие, и отец, и защита, и приют… « И, пожалуй, самое главное, о чем   думалось : «корабль – живое существо…» .
    И стали понятней слова  одной из песен:…. «Расставание – маленькая смерть «…  И  это не только  о  двух любящих сердцах..  Незримыми нитями  сердечной, душевной  связи  скреплены  корабль и  люди,. И когда они рвутся, действительно больно.
Не показался  чем-то необычным и  тот факт,  что через какое-то время, будучи  в  командировке в Калининграде, командир выбрал  время и заехал в  Болдерая, чтобы еще раз  встретиться с  теми, кого  перевели на другие лодки, узнать у них самих, как идут дела, поговорить с  их  командирами.    Дорогого стоила  эта встреча для  ребят. Доволен  отзывами  командир .Не приходилось не только ему   краснеть за них, но  и предостеречь  однополчан-командиров  от излишних похвал в их адрес, чтобы  в новых экипажах не возникло  отчуждения между своими и   вновь пришедшими. На лодке С-381, куда  попали  моряки нашей лодки, уже служил пермяк, с инструментального цеха завода Юра Посохин, который был нередко «гидом» по Перми в своих разговорах. А тут еще и  Саша Щекин, уже побывавший в нашем городе.  Трогательное письмо мы получили на заводе от Виталия Потапенко в декабре 1970 года : « Часто с Сашей Щекиным сядем где-нибудь, и он мне про ваш город рассказывает,-писал он. –Уже почти уговорил ехать к вам. Осталось только дослужить. Конечно, многое может измениться, всего не предусмотришь, но если мысль засела в голову, ее трудно изжить…»
  А вот  теперь,  прочитав  много книг, воспоминаний, рассказов о службе, о счастливых  и трагичных событиях, я   поверила  в то, что у кораблей есть  ПАМЯТЬ.  Память, которая хранит тепло рук, бережные  их прикосновения  к каждой детальке механизмов и приборов , хранит  радость успехов, горечь неудач… всех тех, кто их строил, кто управлял ими на воде и под водой. Может  эта  особая  память  даже  в самые труднейшие минуты  поломок,  отказа  механизмов делает человека  и  «железо» союзниками ,  и они  в невыносимых условиях  выходят победителями.  Может эта особая память и благодарность  кораблю   «заставила « командира поместить   рядом со свадебной фотографией, в такой же рамке фотографию  нашей подводной лодки С-95.  А многие   наши ребята ( как впрочем и все другие моряки )  бережно хранят  морские атрибуты , тельняшки, бескозырки, гюйсы,  флаг, альбомы с фотографиями,   и в День  ВМФ начинают праздник с подъема на флагштоке  Военно-Морского флага ,  поют полюбившиеся песни о море и кораблях .
    В нашей семье нет моряков. Но вот  маленькая   причастность к святому морскому братству, вписалась  в   сердца, словно, возраст в паспорт.  И  я  по-прежнему    » в тревоге  за всех моряков».
         Меняется жизнь. Время  приносит немало  нового, в том числе и  такого , что не принимает ни душа, ни сердце, живут в разладе  эмоции и  логика , отчего порой в бессилии сжимаются кулаки  и мысли   не дают  покоя  ни днем, ни ночью…  Не проходящая боль  живет  глубоко в сердце   после гибели  « Курска». Неспокойно на душе от того,  что  где-то ржавеют у пирсов  брошенные людьми корабли.  Что в пучине  нашли  последнее пристанище  лодки,  которые были гордостью и славой  Военно-Морского флота. Что  продолжится суд  над командиром… «Нерпы», несмотря на подписи ( есть в подписном листе подписи и нашей семьи ) в их защиту.  И только потому, что в наше время  легче назначать виновных, чем находить их.  Что  последнее время появляются   « писаки» среди офицеров, не имеющих, как видно,  чести ,.которые  чернят службу  на лодках и их экипажи.  Не зная видно, что упасть в грязь легко, отмыться – трудно.  К счастью,   таких совсем немного.


     На снимке: эта фотография сделана в декабре 1972 года. Я и моряки  на собрании комсомольского актива электроприборного завода. Старшина 1 статьи Анатолий Тлекемпашев, мичман Михаил Ицков и старшина 1 статьи Михаил Узун ( только часть делегации моряков ) .Но я уже  работаю корреспондентом городской газеты , в совсем другой области интересов и  публикаций.  Но все те же  незримые нити душевной связи и  дружбы с моряками  привели и меня в этот зал..
      ( продолжение следует )


Главное за неделю