Из небольшого жизненного опыта знала, начни излагать свои идеи и сторонники найдутся. Потому что идеи и знания имеют « огненную природу». Поделился огоньком – его больше стало. Поделился знаниями – их стало вдвое больше. Сделал доброе дело – оно добром и вернулось.

Это я к тому, что все повторялось при встречах с новыми экипажами новых шефов. Для меня, завершающей активное участие в шефстве ( я тогда получила предложение из редакции городской газеты перейти на работу к ним ) было очень важно, чтобы «заглавные» шефы Люба Масалович , Тамара Казымова , Валя Пегушина загорелись не только идеей, но и почувствовали необходимость . важность, значимость этой работы. С первых шагов сумели бы завоевать сердца и души, завязать свои узелки доверия и понимания. И с большим чувством удовлетворения отмечала - это удалось.
Вот что написала в многотиражке завода Тамара Казымова , комсорг сборочного цеха, о первой встрече с экипажем С-267 , где командиром был назначен капитан 2 ранга Боровков Сергей Николаевич. «Рассказываем о нашем заводе, с помощью открыток «совершаем» экскурсию по Перми, дарим сувениры на память и среди них походный фонарь. С улыбкой говорим : « Взгрустнется, включите его . Пусть огонек напоминает, что есть друзья, которым не безразличны ваша судьба, настроение, дела, успехи и неудачи». ( заметили, подобное уже было… только в случае с экипажем С-95 были конфеты цветной горошек – «витамины радости» ) . В ответ замполит Юрий Георгиевич рассказал о ребятах, их службе, традициях, которые сложились в экипаже. « У нас никогда не было шефов, - сказал он.- А мы слышали о вашей дружбе, которая много лет уже существует. И очень хотим тоже иметь шефов, с которыми можно было бы делиться своими успехами, вниманием и заботой «
« А потом , - пишет Тамара Казымова в своей заметке в газету , назвав ее «Мы-шефы ! « - тесный круг. Негромкие звуки гитары, песня : « Вдали от дома время речкой плещется. Вдали от дома сердцу нелегко. То, что глазам как близкое мерещится, для ног моих далеко-далеко…» словно, растопила лед отчуждения. Все меньше и меньше голосов вторили запевале. Лица ребят погрустнели. Что-то и я взгрустнула, вспомнив о доме. И сразу стало понятно, нельзя, не имеем мы право не отдавать кусочки своего тепла, заботы этим ребятам. Ведь человеку порой так немного надо - приветливое слово, добрый взгляд, чуточку внимания и понимания, дружеский совет и поддержка. И расставаясь, я заверила - мы будем вашими шефами «…

Даже дорога в тысячу километров начинается с первого шага. Нами был сделан первый шаг. И он был правильный. Потому что повторился, хотя после него шли своей дорогой. И это тоже было верно. Другой экипаж – другая семья. Свои взаимоотношения , свои условия службы. Имею ввиду, что наша подводная лодка С-95 была « в идеальных» условиях ( если я это правильно понимаю ). Надолго пришвартована к причалу судоремонтного завода. Больше было возможности для встреч, даже личных, больше времени для общения и особой душевной связи.

А комсомольцам инструментального цеха, которые чуть раньше сборочного объявили себя шефами , над подводной лодкой С-381, где командиром был капитан 2 ранга Волошин Олег Васильевич , оставалось только пожинать плоды своей работы. Там было все основательно и серьезно. Лодка, как услышали шефы при встрече , стала лучшей в бригаде. Ей присудили первое место в соревновании экипажей и вручили переходящее Красное знамя Пермского обкома комсомола. И на торжественном собрании, по случаю праздника, прозвучало, что в этом есть большая заслуга инструментальщиков завода. Что было особенно радостно. При встрече Люба Масалович рассказала ребятам о том, как работает вернувшийся со службы на лодке Юра Посохин ( первый посланец завода на службу в подводный флот ). О ребятах, которых снова провожали всем цехом служить на Балтику. О том, как ждут они писем из Перми и что рассказывают о первых своих шагах и впечатлениях. Что именно их цех был назван лучшим по работе с призывниками и они тоже получили награду – Военно-Морской флаг , переданный экипажем лодки С-95

Письма, встречи в Перми и на Балтике, безусловно, много значили в жизни каждого, кто был причастен к шефству. У заводчан – шефов появлялось много друзей. « Мы дружбу скрутили канатом, гордимся мы дружбой такой « - говорили моряки.. И это были не только красивые слова, но и дела. Письма, встречи дарили тоже столько душевного тепла, возможности поделиться и быть услышанным, столько радостных мгновений и маленького счастья, что и праздники были красивыми, и будни были нескучными., как и у нашего экипажа., как и нашим ребятам, , новым --подшефным было дорого, что где-то еще, кроме дома, их помнят и любят, тревожатся и ждут возвращения из дальних походов, радуются успехам и огорчаются вместе с ними . А значит, река дружбы не обмелела, не превратилась в маленький ручеек.. И я ,«главшефа» , могла уже быть только наставником, отступить в сторонку, давая дорогу молодым. Так и сделала …
( продолжение следует )
GJLTKBIMCZ JUJYMRJV