Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Непотопляемый катер РК-700

КМЗ показал
непотопляемый
катер РК-700

Поиск на сайте

ПОЛПРЕДЫ, НАЗНАЧЕННЫЕ СТРАНОЙ... ( по следам опубликованного )

ПОЛПРЕДЫ, НАЗНАЧЕННЫЕ СТРАНОЙ... ( по следам опубликованного )

«  Суровый век. Холодный год. Сердца не жалует погодка. Уходит в плановый поход сегодня дизельная лодка. Контрольный выход – чехарда.  И  проверяльщиков  -  блокада.  Страна  сказала : « Не беда ! «.   Страна сказала : « Надо ! «     А командир ответил : «Есть!»  стране у старого порога, и от заката до восхода сам держит время на весах в походах трудных год от года. Он весь из кожи  и костей, но у него надежней нервы, не ждет хороших новостей  и ест тушеные консервы. Полпред, назначенный страной, стоять в морях на страже мира. ОН – из упряжки – коренной  и кто есть выше командира ! «
         Эти стихи, прислали моряки-подводники экипажа подводной лодки С-95 , написав : «Они, как будто про нашего командира ! «.  Спасибо. И в первую очередь автору, североморцу, капитану 1 ранга Николаю Гульневу   за точность образа командира – полпред !   Я   думаю, что такими высокими  словами  вправе   называть всех  командиров кораблей и,  бесспорно ,  командиров подводных лодок, участвовавших  в дальнем походе на Кубу.

   Тридцать четыре части. Тридцать четыре дня ( да еще неделю )  день за днем   внимательно читала книгу  « Карибский кризис. Противостояние. Сборник  воспоминаний участников событий 1962 года. Составитель контр-адмирал В.В.Наумов «.
      Книга зацепила меня так, что  захотелось поделиться хоть немного этим.
        Для меня ЭТА КНИГА  была  ОТКРЫТИЕМ  того, что я хорошо не знала. Что в свое время прошла мимо глубокого интереса  к той проблеме,  и , видимо, хватило  скупых новостей  о  том, что страна стояла на пороге ядерной войны и эту угрозу предотвратили. Что связано это было с размещением ракет на территории Кубы, что все это называлось Карибским кризисом. А вот теперь со страниц  воспоминаний  непосредственных  участников этих событий  открылась такая глубина проблемы, столько нового, что  не только заинтересовало, но и по-настоящему потрясло.

     Книга  ПАМЯТЬ  о  пережитом и незабываемом .  Книга, которая несомненно  в ряду   с теми, которые рассказывают о  выполнении воинского долга. О героизме и мужестве.  О преодолении самих себя в невыносимых условиях.  Книга , которой нет равных, об искусстве выживания, о  безграничной  выдержке, противостоянии, самообладании.  Книга – учебник ,  как и что НАДО и МОЖНО  сделать,  чтобы не только выжить, но и победить.  Сверх того  бесценный вклад   в морскую науку,  потому что именно эти экипажи  лодок  «   отработали на практике взаимодействие в отдаленном районе мирового океана, обрели опыт преодоления противолодочных рубежей и уклонения от преследования. На своей шкуре испытали методы борьбы американского флота с подлодками противника.  После данного похода на Кубу  была усовершенствована система связи, а сами подводные корабли дооборудованы, применительно к действиям в тропических широтах «.

      Им сказали :  « мы вас живыми и не ждали «,  а они  ВЕРНУЛИСЬ,  заставив    американцев,  уважать  моряков подводников   и их командиров.

      При обсуждении итогов похода  генералы потребовали от начальника штаба  бригады Архипова  В.А.  своими словами  рассказать правду…
       И они   РАССКАЗАЛИ. Да,  такую  ПРАВДУ, от которой,  даже  сейчас,  буквально «цепенеешь «.

      Сборник воспоминаний о Карибском кризисе написан  НАСТОЯЩИМИ   МУЖЧИНАМИ  !!!  Сильными, красивыми,  мужественными, профессионалами  своего дела … и   такими же людьми,  умеющими понимать   шутку,  не обращать внимания на розыгрыши,  на  крепкое флотское слово , ценить  слова  благодарности, похвалы, поддержки. Людьми  из плоти и крови,  но с большой выдержкой и крепкими нервами.

      Написано по-флотски, сдержанно, без жути и жалоб. И эта голая правда  содержит  огромную силу воздействия на чувства, эмоции, ощущения…, ощущения того, что ты и сам рядом, видишь, терпишь, проживаешь, побеждаешь.  А повторения  каких-то  деталей обстановки и условий,  не усложняют  чтение, они  делают эту правду многогранной   еще   более яркой .

       Кому-то могут показаться высокопарными слова  : « Полпреды, назначенные страной !.. Но  это так и было :   « Нам было сказано, что этим подводным лодкам предстоит выполнить задание Советского правительства, - пишет в своих воспоминаниях   командир бригада Агафонов В.Н., - скрытно пройти через океан в одну из дружественных стран для дальнейшего базирования в этой стране …»
     Значит, все точно !   ПОЛПРЕДЫ  страны  во всех походах, во всех морях и океанах, на воде и глубине .

   Тридцать четыре дня  « необычной  автономки «  ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ.   Об одном главном событии – походе четырех  дизельных подводных лодок к берегам  Кубы.  Но в воспоминаниях  каждого, кто пишет, есть такие детали, такие слова, такие описанные мгновенья, что без них картина всего происходящего не была бы такой яркой, многогранной, зримой и такой впечатляющей.   Я приведу   несколько, чтобы освежить  в  памяти прочитанное залпом  , подтверждающее  хоть чуть-чуть  все сказанное, не указывая авторов строк :

  …»  Начиная с Азорских островов, мы не могли высунуть  « носа «,
    …» при всплытии подводной лодки  Б-59 самолеты и вертолеты авианосца   12 раз облетали  подводную лодку  на высотах 20-100 метров, при каждом облете производилась стрельба из авиационных пушек ( всего было произведено 300 выстрелов  )…»
    …» на одной подводной лодке железо не выдержало, люди выдерживали, они были крепче железа …»
    …» часа два мы маневрировали, сопровождаемые сериями глубинных бомб …»
    …» уже пик кризиса миновал, Советский Союз обязался вернуть ядерные ракеты домой, а три «Фокстрота» ( тип наших лодок по натовской классификации ) продолжали свои танцы вокруг Кубы…»
   …» без малого месяц ежедневной бомбежки, маневры на пределе сил, изматывающая гонка, преследования…»
    …» казалось, будто американский корабль, провел граблями по нашим   головам.  Иначе говоря, от гибели нас отделяли каких-то метра полтора …»
    …» но прежде, чем  Б-36 заставить подняться, американцам  пришлось 36 часов ее непрерывно преследовать.  Обстановка в отсеках чудовищная, люди задыхались и падали   от усталости….»
    …» я, впрочем, как и другие командиры  подлодок нашей бригады, не спал несколько суток и больше всего боялся потерять сознание. Выручал нашатырный спирт, флакон которого предусмотрительно дал мне военврач   …»
    …» Акустики выдерживают 30 минут и иногда падают в обморок. Втаскиваем их в первый отсек, здесь « в прохладе»  ( все сорок три градуса ) они быстро приходят в себя и отдохнув идут сменить товарища. Прохожу по лодке, смотрю, как чувствуют себя моряки. Все нормально, жалоб нет, даже шутят…»  


        Сколько в  этих ,казалось бы, буднях похода  примеров высокого профессионализма, смекалки, самопожертвования,  героизма. Ведь это была  не просто работа по спецальности, это было преодоление САМОГО СЕБЯ в  условиях  невыносимых для замкнутого пространства,  драматической обстановки, ожидания   десятков человек, которые еще не знают, а получится ли устранить поломку и  чем это закончится. Ожидания и  надежды.  …» От бомбежек, от высокой температуры расплавился сальник ввода в боевой  рубке  и хлынула вода. Подводной  лодке  грозило сильное затопление. Всплывать на поверхность нельзя. Сверху  надводные  корабли, могли бы под таран попасть. Подводной лодке  нужно было  удержаться на безопасной глубине от таранного удара, это где-то 25-30 метров, а боевую рубку поддувать воздухом, чтобы не затопить отсек. В то же время нужно было устранять прорыв воды. Вода могла затопить отсек и лодка затонуть. Нашлись  ДОБРОВОЛЬЦЫ. Мичман Костенко заделал пробоину и течь  была приостановлена…Мы вытащили его и ОТХОДИЛИ тем же  компотом из персиков…»   Один пример, а сколько их  за этот нелегкий дальний поход было.

     Может двадцать, а может сто двадцать раз повторенная фраза : подводники умирают вместе,  и побеждают вместе.  Да хоть тысячу раз ее скажи. Она , как  сама истина – не померкнет от повторения.  Но я бы еще  добавила   стрессовая ситуация тоже одна  на всех. И по разному на нее реагируют, но   там, в тех условиях  :   « некоторые безмолвно сидели, «уткнувшись « взглядом в определенную точку. Или лежали… Несмотря на такие условия никто  из экипажа не роптал, не впадал в истерику, даже не жаловались на плохое самочувствие , - это  пишет воеврач  В.И.  Буйневич…..» Вместе  с заместителем  командира по политической части .капитаном 3 ранга В.Г. Сапаровым мы выискивали, помогали и поддерживали  ослабевших подводников, как могли…  А когда была  объявлена  боевая тревога  для всплытия лодки в надводное положение, люди как будто  « ОЦЕПЕНЕЛИ» , с широко раскрытыми глазами смотрели друг на друга, как будто хотели что-то спросить, но МОЛЧАЛИ. Ведь впереди была неизвестность…. «

     А вахты ?  Сколько о них написано в  книгах.  Но эта  у меня  остается  в памяти  той  « картинкой», которая  так ярко нарисована  :
  …»   - Товарищ командир ! Старший лейтенант  Шеховец  вахту принял исправно !   Погода не располагала к выходу  наверх для  перекура и кроме нас с сигнальщиком на мостике не было никого. Мы стояли с ним напротив, по диагонали, видя лица друг друга, непрерывно осматривая : я- носовую полусферу, он – кормовую. Если полностью накрывало  нас сравнительно редко, то ведро-другое холодного  крутового  рассола мы имели от каждой второй и третьей волны, ударявших  в лобовую часть мостика. Но вот  повышенный взлет лодки, зависание, и площадка,  на которой мы стоим стремительно и долго уходит из-под ног вниз : « Берегись ! «   Отплевываясь и т.д. мы еще перешучиваемся и хохочем…. Хотя море требует уважения к себе, и в этом походе легкомыслие и неуважение к морю, было не раз наказано переломом ребер, выбитыми зубами, вывихами рук, пальцев, разбитыми носами и просто «фонарями «.

   …»   Про океан. Он может стать и кипящим , и шальным. Но мы с ним никогда не будем в ссоре. Друзья навек !   Не зря мы съели вместе с ним   побольше пуда океанской соли « ( из стихов в интернете ).  Да, уж…
    Сколько « ПТЮХ «  съел каждый   в этом  походе , а потом и до демобилизации считать не будем  ( «птюха»  -   я и не слышала такого еще слова.  Это , оказывается,  стандартная булка белого хлеба, разрезанная вдоль и поперек на 4 части, выдается на завтрак для 4 матросов. Сверху «птюха»  намазывается сливочным маслом, накладывается   сыр, колбаса, возможно, вареное яйцо или рыба ( лучше семга ) с таким расчетом, чтобы высота и «надстройка» на него были равные по толщине  и высоте)  , а вот что   ПО ПУДУ СОЛИ , может чуть-чуть меньше,  « съел « в этом походе   каждый. Об этом есть в воспоминаниях тоже.

     Я могу долго пересказывать про то, что «зацепило» за душу, нервы, эмоции, мозги, но….пожалею  читающих или уже прочитавших эту  интереснейшую книгу, где все…. не оставляет равнодушным,  и  фото,  и смешное ( про « фингал» командира лодки от   прилетевшего графина с водой, во время экстремальной ситуации),   и розыгрыши, и  подшучивание над специалистом по манной каше, которую можно было ножом резать …, А  инструкцию по правильному пользованию гальюном в стихах… Классная  вещь…» гальюнное  устройство не кустик за углом…» , просто «песня».    И  про  профессионально  выполненную операцию по удалению аппендицита   на глубине 150 метров,  когда « на столе –больной, под столом медбрат в обмороке…» тоже только читать, а не пересказывать надо.

 У  любого   человека, от природы эмоционального,  не может не остаться в памяти  одна деталь – маленькая во всей этой жути и круговерти…  « Всплываем. Погода ясная и теплая. Море балла четыре. Лодка вспарывает волны и поднимает стаи летучих рыб. Изумительное зрелище Впереди виден красно – белый предмет. Подходим ближе – бакен, где-то сорвало с якоря и вынесло в океан ураганом. Вдруг  с бакена взлетает маленькая птичка и вьется над нами. Как она попала за сотни миль от берега ! Прости, милая, ничем помочь не можем ! «  Я   прочитала и…ком в горле.
Известное , вроде,  всем уже : птичку жалко…  но не это « царапает»   нервы  и эмоции, а та нерастраченная нежность, которая   сохранилась   в   этих тревожно бившихся сердцах….

    « Сколько бы веков над землей не промчалось, будут жены слезы ронять у причала. Так устроен мир, что подолгу не могут корабли у пристани стоять …»

      Все верно.   Но в книге есть  такое  « пронзительное»  воспоминание Мухтаровой Аллы Сергеевны., жены   командира   БЧ-3 подводной   лодки Б-36.    С первой фразы  «сжимаются нервы « :… «  29 сентября 1962 года  я выписалась  из больницы и шла домой, ГДЕ МЕНЯ НИКТО НЕ ЖДАЛ…»  Оказалось, что по этой причине Алла Сергеевна   была единственной, кто не смог проводить мужа в  дальней поход. И ее  доставляют на плавбазу,  где она может хотя бы  короткие минуты побыть  с мужем.  Утром  ей разрешают подняться на палубу , чтобы взглядом проводить уходящие лодки.

….» Началось движение. В то время  принято не было, но что-то меня осенило и я стала крестить каждую уходящую лодку. Первая лодка  повернула от места стоянки и по прямой пошла по заливу.  На   какой был муж, я  не знала. Старые бортовые номера были закрашены. Когда первая лодка заворачивала за скалу, выходила вторая. И так они шли с интервалом в 20-30 минут. Последняя лодка уходила, когда уже начинался рассвет. Утро было хмурое, холодное. Боцман сказал мне : «Идите , погрейтесь в каюте !  «. В каюте я подошла к иллюминатору  - ждала катер. Мне казалось, что я не плакала, но слезы невольно текли  по щекам …» ( и у меня они тоже выступили , и  мои эмоции  меня захлестывали ).
   Я читала и думала о том, что такими и должны быть вниги,  они должны задевать самые тонкие струны души, заставлять   цепенеть, замирать от неизвестности,  переполняться гордостью,   сопереживать, улыбаться, словом , «проживать» гамму  всех своих  чувств и эмоций . Такие остаются не только в памяти, но и во времени.  Они для внуков и правнуков.  Настанет время и  по таким книгам  будут проводиться в школах уроки  мужества, уроки  выживания в  экстремальных ситуациях.
     Потрясающая концовка  в  коротких воспоминаниях Анны Сергеевны Мухтаровой. «…  Потом встречали…жены, дети. Такое впечатление, - пишет  она, - ЧТО ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ….»

    А ведь действительно вернулись с «войны «.   НЕОБЪЯВЛЕННОЙ. «  Война», в которой главным было,  не  нарушить   МИР  на планете. «Война» , где были свои сражения  и бои . «Бои» - на  выдержку  нервов при постоянном  силовом давлении и психических атаках. « Сражения « за живучесть корабля, где в невыносимых условиях проявлялось мастерство, смекалка, хитрость,  тактика и боевое мастерство.  « Бои», где надо было побеждать   самих  себя – вынести, выдержать  все  без жалоб и стонов ,   сохранить ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ОТВАГУ  и  ЧЕСТЬ…И  ВЫ ПОБЕДИЛИ   в этой «войне».
   Спасибо вам за такую книгу  от всех   сердец, любящих флот.


     
     
     


Главное за неделю