Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Универсальный бронекатер

Быстроходный
бронекатер
для силовиков и спасателей

Поиск на сайте

Подготовительные училища ВМФ. Горьковское, Саратовское ВМПУ. Часть 8.

Подготовительные училища ВМФ. Горьковское, Саратовское ВМПУ. Часть 8.

Метаморфозы "K-77".  Сергей АПРЕЛЕВ. Капитан 1 ранга. 2003. Северодвинск. Статья была опубликована с сокращениями в газете "Северная Неделя" (Северодвинск) 24.03.2003 г. Окончание.



Они были в аппаратах ИДА-59  (Индивидуальный дыхательный аппарат образца 1959 г.- прим. авт.) Остальные - без всяких средств индивидуального спасения. Усилиями врача и его помощников, удалось вернуть в сознание десять моряков. Затем бросились к находившимся в аппаратах ИДА-59. Сняли с них маски, но оба не подавали никаких признаков жизни. Первая медицинская помощь, искусственное дыхание не принесли никаких результатов. Тогда врач В.Кублицкий с разрешения командира пошел на крайнюю меру - шприцом ввел адреналин в сердца пострадавших. Однако и это не дало положительного результата. Командир моторной группы капитан-лейтенант А. Кочнев и командир отделения мотористов старшина 1-й статьи П. Тоос скончались от отравления фреоном и кислородного голодания. Местом их гибели стал Бискайский залив в Ш= 52 град. 50 мин. Сев. и Д= 17 град. 50 мин. Зап. Надев маски, и включившись в аппарат, они не смогли открыть вентили кислородных баллонов, так как потеряли сознание. Перед выходом в море всем членам экипажа было выдано портативное дыхательное устройство (ПДУ), которое теперь является постоянным спутником подводника, чем бы он ни занимался. Простое и надежное средство - ПДУ в то время еще не успело завоевать доверия у моряков. Действовали по старинке, отработанными приемами - включаясь в громоздкий аппарат ИДА-59 по любой вводной. Используй они ПДУ и никто бы из моряков не пострадал.
Возвращение подводной лодки в базу после четырехмесячного плавания было омрачено. Вместо оркестра на причале стояла машина
скорой помощи...
При выяснении причины возгорания оказалось, что во время ремонта подводной лодки на судоремонтном заводе кто-то из рабочих оставил в переключателе ППС гаечный ключ. Подача фреона в 7-й отсек вместо 5-го также произошла по вине ремонтников. При сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка, что и стало причиной трагедии. Проверка системы ЛОХ на всех подводных лодках соединения показала, что на "К-67" и "К-304", только что вернувшихся из ремонта, маркировка на клапанах системы ЛОХ была также перепутана.
Старшину 1-ой статьи Пауля Тооса похоронили на Родине, под Таллином. А инженер-капитан-лейтенант Анатолий Кочнев был похоронен недалеко от Видяево, близ аэродрома Килп-Ярв, рядом с отцом летчиком-испытателем, также погибшем при исполнении своих обязанностей...



Подводная лодка «К-77» в гавани Провиденса (США).

Будем надеяться, что ветерану «холодной войны» - бывшей «К-77» будет уютно в чужой гавани. Руководство фонда «Саратога», заявило, что подводная лодка станет памятником героической эпопее, в которой участвовали подводники Соединенных штатов и Советского Союза, а также символом мира, установившегося между нашими народами, если не навсегда, то, по крайней мере, надолго»...
Учитывая своеобразное понятие о миролюбии, демонстрируемое американцами в последнее время, поверить этому нелегко.
Но не век же разглядывать друг-друга в перископы и визиры прицелов?

Муругов Виктор Семенович. Выпуск 1946 г.



Муругов В.С. - автор книги "Воспитанники и воспитатели. (История курса Горьковского военно-морского подготовительного училища 1946 года выпуска в воспоминаниях, фактах и цифрах)". М.: ЭКОМ, 2000. 464с.

Выпуск морского братства. Анна МОИСЕЕВА. - Волго-Невский проспект. 22 сентября 2006 года № 19.

Когда в 1950-м году в Советском Союзе началось бурное строительство Военно-морского флота, в том числе атомных подводных лодок, именно выпускники училища 1946 года оказались среди тех специалистов, благодаря которым это строительство было осилено и успешно завершено. Тогда Российский флот впервые со времен Петра I приобрел мировое значение.
Горьковское военно-морское подготовительное училище до Великой Отечественной войны носило название 3-й военно-морской спецшколы и подчинялось Министерству просвещения СССР. В 1944 году школа была передана в Министерство Военно-морского флота и стала училищем. Через два года из его стен вышло 204 курсанта, о которых идет речь в нашей статье. Судьба разбросала их по всем высшим военным училищам страны, в числе которых Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе (г. Ленинград), Тихоокеанское высшее мореходное училище (г. Владивосток) и другие.
Из легендарного выпуска вышли адмиралы — командующий Каспийской флотилией, начальник Калининградского высшего военно-морского училища В.М. Буйнов, заместитель командующего Северным военно-морским флотом В.П. Денисов, генерал Ракетных войск Н. Красов и другие; профессора Н. Груздев, Б. Гудков и другие, а также капитаны 1 ранга, подводники. В управлении Волжского пароходства работал Н. Брагин. В. Розенберг был начальником отдела по новой технике в Министерстве речного флота. В Горьковском институте инженеров водного транспорта преподавали В.И. Андриенко, Ю.К. Семенов. А.Д. Галка участвовал в строительстве судов на подводных крыльях. В Горьковском, затем Нижегородском , речном училище работали воспитатель В.И. Семеновский и преподаватель Л.С. Юматов.



Виды города Нижнего Новгорода

Первая встреча товарищей произошла в 1981 году. Тогда выпускники посадили у Нижегородского Кремля 35 елочек и назвали это место Аллеей моряков. За 25 лет, в течение которых бывшие курсанты продолжали ежегодно встречаться, молоденькие деревца, хоть и осталось их чуть больше двадцати, превратились в раскидистые ели.
В этом году официальная часть встречи и праздничный обед моряков прошли в стенах Нижегородского речного училища. Их было 26 человек, многие пришли с женами и внуками. На следующий день 70-летние выпускники совершили прогулку по реке на теплоходе «Волга-13».
Увы, через неделю с небольшим им пришлось собраться вновь, но по печальному поводу. Ушел из жизни основной организатор встреч, выпускник Горьковского военно-морского подготовительного училища 1946 года Николай Новиков. Провожая товарища, бывшие курсанты пообещали, что встречи будут и впредь продолжаться ежегодно.

Морские подводные двигатели [Текст] / Г. Н. Алексеев, В. С. Муругов. - Москва : Транспорт, 1964. - 124 с.
Муругов В. С., Яременко О. В., Морские суда на подводных крыльях, М., 1962.

Розман Рем Матвеевич. Выпуск 1948 г.

Рассказ сына, Владимира Розмана, об отце, выпускнике Горьковского ВМПУ. - Большой Русский Альбом - Галерея.  (в сокращении)

Когда началась война отцу было 12 лет. Его отца, Матвея, призвали в армию еще до начала войны. Город Малин, где жила семья в то время, был занят немцами уже в первый месяц войны. Предприятия города организованно эвакуировали и моя бабушка со своими двумя детьми уехала в г.Правдинск Горьковской области. ВСЕМ давали возможность уехать, не было никаких ограничений по какому-либо признаку (партийность, национальность и пр.)
Жизнь в Правдинске была полна лишений. Однажды отца и его одноклассников отправили на работы с лесом, сплавляемым по реке. Баграми надо было формировать плоты из пригодных бревен. Дети были так малы и немощны, что и багры-то держать не могли... что уж говорить о бревнах. Отец на работе неудачно поставил ногу на бревно и провалился в воду, повредив при этом голень. Развился остеомиелит и отец чуть не умер - антибиотиков тогда не было и по его словам "вокруг люди мерли как мухи". Весной 1944 Рема получил похоронку на отца - матери как всегда не было дома. Он не смог сказать ей о гибели Матвея, положил похоронку в карман брюк и решил выждать подходящий момент. Мать через пару дней взялась "отпаривать" (гладить) его брюки и, по привычке проверив карманы, нашла похоронку на мужа.



15-летний Рема на первом курсе подготовительного училища. Несколько месяцев назад на фронте погиб его отец, мой дед. Горький, Подготовительное училище Военно-морского флота, 1944 г.

Три года жизни во флотском коллективе явно пошли на пользу моему отцу. Он имел возможность помогать своей матери и младшему брату, которые, как и очень многие в то время, жили впроголодь.
Отец вспоминал, как однажды он стоял в карауле и уже поздно вечером неожиданно началась стрельба, потом салют, а потом строго уставная атмосфера училища взорвалась ликующими криками... Это было 9 мая 1945 года. Все обнимались, скакали по лестницам и возбужденно что-то кричали друг другу. А он был часовым и не имел права говорить. Он стоял молча. И плакал. Беззвучно.



Горький, Подготовительное училище Военно-морского флота, 1947 г.

Выпускник "подготов" Рем Розман получил распределение на учебу в Ленинград.



1 курс Высшего Военно-Морского инженерного училища имени Дзержинского (ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского). Мой отец Рем Матвеевич Розман - крайний справа Адмиралтейство, Ленинград, 1948 г. Курсанты-первокурсники (наверно на занятиях по огневой подготовке).

В том 1948 году в училище происходили трагические события. Фронтовики-курсанты, евреи по национальности, вдохновленные визитом в СССР Голды Меир, посланника только что созданного Государства Израиль и благожелательным отношеним Сталина к ней, проявили инициативу и составили список коммунистов и комсомольцев среди курсантов старших курсов (3,4,5), имевших боевой опыт и желавших защищать Израиль в Войне за Независимость 1948-го года. Списки по уставу были переданы ротным командирам, которые их визировали и передали на рассмотрение начальнику училища. Еще до того как адмирал что-то успел сообразить в первом попавшем на его стол списке, органы арестовали всех поименованных (я не знаю, сколько человек там было указано), трибунал рассмотрел их дела и все они получили сроки (до 25 лет) в лагерях. Списки из рот менее расторопных командиров успели уничтожить.



Третьекурсники-дизелисты - курсанты ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского. Мой отец - 5-й слева в верхнем ряду Адмиралтейство, Ленинград, 1950 г.

Курсантов поднимали в 6 утра на физзарядку и целыми ротами в любую погоду они бегали по Александровскому саду в ботинках, синих трусах и бескозырках. Бегать надо было в ногу. Они и бегали в ногу, хотя и спали на ходу. Настоящая побудка происходила, когда такая вот бегущая в ногу рота оказывалась на траверзе общественных туалетов, от которых несло так, что просыпались все и окончательно.
Крепкая, на всю жизнь, мужская дружба и неподражаемый флотский кураж. Какие они все красивые, здоровые и цельные парни!



Третьекурсники после возвращения с практики на Балтике. Мой отец - в центре Либава. База ВМФ Балтийского флота, 1950 г.

Курсантов каждое лето отправляли на практику - поплавать и пообтесаться во флотских коллективах. Было очень престижно попасть на большие корабли, которые, к тому же, ходили в походы.
Надпись на обороте: "На память другу Реме, в честь штормовых походов. 1950 г. От Леши. Либава, Балтийский флот. 3.10.".



Выпускной 1952 год. Розман Рем Матвеевич, мой отец - в верхнем ряду крайний слева Адмиралтейство, Ленинград, 1952 г.

Курсанты 5 выпускного курса из роты отца. На снимке командир роты сидит в первом ряду в центре. На его кителе орденские планки. В верхних рядах три человека в офицерской форме - это тоже курсанты из... Албании. Они уже офицерами поступили в училище на первый курс в рамках военной помощи СССР Албанской республике. Когда отношения между двумя странами резко ухудшились, всех албанских курсантов обязали отказаться от своей родины и забыть о возможности возвращения. Что с ними стало после окончания училища я не знаю.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю