Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Модернизация Коломенского завода

Когда завершится
модернизация
"Коломенского завода"

Поиск на сайте

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 17.

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 17.

Киттель Владимир Владимирович.



Киттель Владимир Владимирович родился 9 октября 1929 года в Ленинграде. После окончания с серебряной медалью ЛНВМУ закончил ВМУ им. М.В. Фрунзе.

Николай Павлович Соколов о своем однокашнике.

"Разные судьбы свели нас в Нахимовском училище. У Вовки Киттеля, паренька с Петроградской стороны, она была типично блокадной: смерть родителей, детский дом, ремесленное училище. Не потому ли, рано и враз лишившись семейного очага, Вова, как только сменил свой статус воспитанника на курсанта, первым из нас женился. Сразу же, но не вдруг: на Ниночке из библиотеки Нахимовского училища, в которую, кстати, не один он был влюблён. Но, видимо, библиотечный формуляр воспитанника В. Киттеля произвёл на девушку наиболее благоприятное впечатление. И вскоре курсанты 214 класса ВВМУ им. Фрунзе простым голосованием нарекли первенца 1-ой роты Нахимовского училища победным именем Виктор. (Сегодня Виктор Владимирович, как и его папа, носит погоны капитана 1 ранга)
По окончании училища им. Фрунзе лейтенант В. Киттель, как «сел» на тральщик, как начал «пахать» (а точнее, допахивать) послевоенные воды Балтики, так и «пахал» их, не знаю, долгих ли, коротких ли для него, семь лет, в конце которых на его личном счету было семь ликвидированных боевых мин. На учёбу в Высшие офицерские классы капитан-лейтенант В. Киттель пришёл с приколотыми к кителю почётными знаками «Ветеран ДКБФ» и «За боевое траление». Закончил он учёбу по классу командиров противолодочных кораблей с отличием и занесением на Доску почёта. И снова на семь лет на корабли Балтийского флота командиром сначала сторожевика, потом миноносца.
Через пятнадцать лет после принятия присяги в училище им. Фрунзе В. Киттель возвратился в его стены, чтобы передавать будущим офицерам опыт своей службы на различных классах боевых кораблей. Преподаватель, адъюнкт, старший преподаватель, начальник кафедры «Тактика ВМФ». Помимо чтения лекций по основным разделам курса он вел большую методическую и научную работу, являлся членом Специализированного совета по защите кандидатских диссертаций, членом научно-методического Комитета по тактике при Главном управлении ВУЗ Министерства обороны и членом научного Совета НИИ ВМФ.
В 1990 году кандидат военно-морских наук, профессор капитан 1 ранга В. Киттель ушел в отставку и остался в должности профессора на «своей» кафедре, которая в бытность его её начальником, в течении последних шести лет была передовой в училище и головной среди командных училищ.
В августе 2003 года исполнилось 50 лет научно-педагогической деятельности почетного профессора, почетного заведующего кафедрой тактики ВМФ Военно-морского института - корпуса Петра Великого капитана 1 ранга в отставке Владимира Владимировича Киттеля, известного на флоте ученого - специалиста в области тактики действия противолодочных, минно-тральных кораблей и боевого использования их оружия. Сотни и сотни его учеников служат на всех флотах России. Нынешнее состояние флота Владимир Владимирович переживает болезненно, говорит, что "трудно стало преподавать тактику Военно-Морского Флота, корабли которого постоянно испытывают нехватку горючего, простаивая у причальной стенки». Им написаны 54 научных и методических работ, в том числе, учебник «Тактика ВМФ» и «Правила маневрирования и стрельбы противолодочным оружием противолодочными кораблями различных проектов». Поэтому на флоте В. Киттель известен как учёный-специалист в области тактики действий противолодочных, минно-тральных кораблей и боевого использования их оружия. По результатам службы, научной и педагогической деятельности капитан 1 ранга В. Киттель награждён орденом «Почёта» и шестнадцатью медалями."

Конечно, как всякий нормальный человек и офицер, Владимир Владимирович Киттель живет болями своей страны и своего флота. Приведем выдержку из автобиографии:

"Распад СССР перенес болезненно, и в первую очередь - развал флота.
В этой связи преподавать такую дисциплину, как "Тактика ВМФ" весьма сложно, а тем более воспитывать такие качества у курсантов, как патриотизм, любовь к Родине, Флоту, училищу и т.д.
Пока сегодня надежды на восстановление флота нет, а что будет - жизнь покажет...
Всегда с большой любовью вспоминаем (я, жена, сын) добрые времена обучения в ЛНВМУ, своих воспитателей: Изачика Н.Г.,  Поленова Л.А.,  Карпетченко Г.М.,  Щепетьева И.Г. и многих, многих других старшин и педагогов.
Тем более эти чувства обостряются, так как я вырос сиротой - мама и отец умерли в Блокаду в 1942 году от голода, и по сей день я считаю .местом их захоронения «Ботанический сад». Много пережито, много получено обид, трудно вспоминать. Но много было и хорошего, особенно наше Нахимовское братство, дружба и встречи. К сожалению, многие уже ушли в мир иной...
И спасибо большое Н.П. Соколову за издание воспоминаний о нашем детстве и юношестве, создание памятных альбомов Сычевым С., организацию встреч Корякиным-Черняком Л.В."

Киттель Владимир Владимирович ... С началом ВОВ, обстрелов и бомбежек города со своими сверстниками бегал по крышам домов на ул.Рентгена, тушил или сбрасывал на улицу немецкие зажигалки и подбирал осколки от зенитных снарядов. Наступила блокада, голод. В день прибавления хлеба со 125 гр. до 150 гр. 24 января 1942 г. умерла мама, а в апреле и отец. Мать и отца мы с братом отвезли на санках в Ботанический сад, а где их потом захоронили никто не знает.



Сын и отец на праздновании юбилея Нахимовского училища. Прежде чем перейти к рассказу о сыне Владимира Владимировича Киттеля, считаем своим долгом остановиться на судьбе его офицера, воспитателя, о котором ранее мы только упомянули однажды.

Щепетьев Иван Георгиевич.



Иван Георгиевич стоял у истоков создания Нахимовского училища в Ленинграде, на его ум и волю опирался будущий начальник училища - Н.Г. Изачик.

Интервью с первым начальником училища контр-адмиралом в отставке Н. Г. Изачиком. - Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.

"Я спросил:
— А в каком помещении будет располагаться училище?
— Не знаю,— ответил Исаков. — Его пока нет.
— Как же так?
— А вот так. Вы смотрели оперетту «Свадьба в Малиновке»? Помните, как атаман назначал Яшку-артиллериста начальником гарнизона в Малиновке? «Какой же гарнизон в Малиновке?— удивился Яшка.— Одни женщины».— «Неважно,— ответил атаман,— был бы начальник, а гарнизон будет». Вот так и у нас с вами. Был бы начальник училища, а училище будет.
После долгих поисков остановились на законсервированном здании 85-й школы — бывшем городском училищном доме имени Петра Великого. Близость Невы, соседство с Домиком Петра I — все это говорило в пользу избранного места.
Срок, отведенный нам для подготовки училища, был очень коротким. Поэтому все мы дружно взялись за дело. Вопросы возникали самые непредвиденные, но большую помощь нам оказывали партийные и советские организации города, командование Военно-Морского Флота. Многое делалось силами офицеров, назначенных в училище, преподавателей, рабочих и служащих. Как не вспомнить капитана 3-го ранга П. Морозова, заместителя начальника по учебной части капитана 1-го ранга С. Благодарева, капитана 3-го ранга П. Бурдяшкина, капитан-лейтенанта В. Туркина, офицеров-воспитателей первого набора старших лейтенантов Г. Карпеченко и Г. Щепетьева, старшину А. Щедеркина и многих других."

Каким воспитателем был Щепетьев, какие приемы использовал, как неизменно с душой, с пониманием и с требовательностью относился к опаленным войной подросткам, рассказал летописец первого выпуска Соколов Н.П. Достоинством рассказа, на наш взгляд, является сравнение с командирами - воспитателями конца девяностых годов, некоторые из которых, как и сегодня, прошли питонскую закалку.

ЗВАНИЕ ИЛИ ПРИЗВАНИЕ? - «Гардемарин» 25.02.1999. - Соколов Н.П. Нахимовцы вчера и сегодня. Санкт-Петербург: Ленстройинжсервис. 2007.

Призвание — природное расположение, наклонность, дарование, назначение, предопределение.
Из «Толкового словаря» В. Даля

Передо мной роман И.А. Гончарова «Обрыв». На титульном листе его надпись чернилами: «Николаю Соколову. Помни Обломова и не будь таким. Офицер-воспитатель И. Щепетьев. 15.06.48 г.» Наверное, не случайно была сделана такая надпись, да и выбрана сама книга, которую перед выпуском из Нахимовского училища подарил мне офицер-воспитатель 12-го класса 1-й роты первого военного набора.



Иван Гончаров. "Обломов".

Высокий, крупного телосложения, немного неуклюжий в своих неторопливых движениях, с мягким выговором и спокойным внимательным взглядом, Иван Григорьевич был, как теперь понимаю, воспитателем по призванию. С ним нам было легко, без лукавств и хитростей. За четыре года (с 7-го по 10-й классы), он изучил нас и хорошо знал способности, наклонности и возможности каждого из двадцати четырех своих воспитанников. Мне, не отличавшемуся военной выправкой, но хорошо рисовавшему и чертившему, он перед выпуском посоветовал идти учиться дальше не в командное училище имени М.В. Фрунзе, а в Инженерное по подготовке специалистов по проектированию и строительству военно-морских баз и сооружений, что дало возможность наряду с профессией военного инженера-строителя получить прекрасную гражданскую специальность.



Сегодня на календаре 1999 год. На третьем этаже ставшего широко известным бело-голубого (цветов Андреевского флага) здания Нахимовского училища, в кабинете командира 2-й роты, идет разговор о роли офицера-воспитателя в формировании личности нахимовца, будущего офицера Российского флота. Его участники — командир роты капитан 2 ранга А. Балыбердин, ротные офицеры-воспитатели капитаны 3 ранга А. Клечкин и А. Фомичев, капитан-лейтенант С. Мазепов, старший лейтенант В. Тарасов и я — нештатный корреспондент «Морской газеты». Примечательно то, что все, за исключением одного, — бывшие нахимовцы, то есть знающие жизнь Нахимовского училища, как говорится, изнутри.



Балыбердин Андрей Геннадиевич. Клечкин Андрей Геннадьевич. Фомичев Антон Валерьевич.



Мазепов Сергей Витальевич. Тарасов Владислав Сергеевич. Соколов Николай Павлович.

Лидирует в разговоре командир роты. И не потому, что он старший по должности и званию. Совсем нет. Если для его более молодых сподвижников по воспитательной работе нынешние их питомцы будут у кого первым, у кого вторым выпуском, то для Андрея Геннадьевича Балыбердина за его десять лет работы в училище предстоящий выпуск будет уже четвертым. Кстати, один из первых его выпускников, старший лейтенант А. Дерлеменко, пришел в прошлом году работать офицером-воспитателем в 5-ю роту.
Но вернемся к нашему разговору. О какой бы стороне училищной жизни ни шла речь, я получал полную и ясную картину. А невольное сопоставление ее с тем, что и как было в училище в нашу бытность полувековой давности — военных и первых послевоенных лет, — удивляло и радовало меня своими переменами. К примеру, хорошей придумкой в соревновании с параллельной по курсу ротой под названием «Морские мили». Суть ее сводится к следующему. Состояние учебы, дисциплины, физподготовки, несение службы, содержание ротных помещений и другие составляющие многосторонней жизни нахимовцев еженедельно оцениваются и через систему баллов, коэффициентов и других показателей переводятся в некую условную линейную величину пройденных за неделю «морских миль», которые и откладываются на карте Мирового океана на заданных курсах. Кто быстрее и... дальше?! Или взять физическую подготовку воспитанников.
С введением в строй второго корпуса с физкультурными залами, двадцатипятиметровым четырехдорожечным бассейном и тиром физическое воспитание ребят вышло на совсем иной уровень: ни одного не умеющего плавать, подтягиваться на перекладине пятнадцать раз! А морская практика! Это уже не хождение на шлюпках по озеру Суоло-ярви (нынешнему Нахимовскому) или, в лучшем случае, на учебно-парусных судах по Финскому заливу в пределах острова Котлин, а участие в дальних морских походах на боевых кораблях, а также, наравне с курсантами военно-морских институтов — в официальных визитах отрядов военных кораблей Ленинградской ВМБ в иностранные порты. С выходом нашего флота на морские просторы изменилось в училище отношение к преподаванию и освоению воспитанниками иностранных языков, в первую очередь английского. Преподавание ведется по современным методикам в специально оборудованных кабинетах с возможностью получения к выпуску свидетельства военного переводчика.



Многое еще изменилось. Стали присваивать воспитанникам звания младших командиров — старшин 2 и 1 статьи командирам отделений и старшинам классов. Активизировалась клубная работа. Гордостью училища стал хорошо зарекомендовавший себя среди вокальных коллективов города сводный хор с участием в нем курсантов институтов — вчерашних нахимовцев. Особо следует отметить традиционно выдерживаемое с первых дней создания училища самообслуживание воспитанников, в которое, как и прежде, входят: уборка классов и кубриков, работы на камбузе и в столовой, уход за собственным обмундированием, несение дежурной службы, — то есть, привитие ребятам основных житейских навыков, необходимых как будущим офицерам, так и вообще мужчинам в их переменчивой жизни... И за всем этим стоит ежечасная, ежедневная, продолжающаяся из года в год кропотливая работа офицера-воспитателя, требующая немалой выдержки и терпения, с круглосуточными дежурствами по роте, по училищу, с походами по выходным дням в театры, музеи...
Произошедшие за последние годы (для многих, правда, не бесспорные, демократические сдвижки во взаимоотношениях между командирами и подчиненными вообще, а в нашем случае отчасти еще и потому, что молодые офицеры, сравнительно недавно прошедшие нахимовскую школу, воспринимаются воспитанниками как «свои») во многом изменили общую обстановку в училище, уже мало что общего имеющую с той суровой, даже жесткой подчас, требовательностью, предъявлявшейся к нам в первые годы создания училища со стороны наших первых воспитателей, старшин и офицеров, отозванных из действующих войсковых частей и соединений. Практиковавшиеся тогда изнурительные ночные марш-броски в полном боевом снаряжении, с пробежками и надеванием противогазов, тяжелые работы по разгрузке прибывших в адрес училища барж с углем или дровами, неувольнения (до месяца) в город, сажание в карцер, лишение частично или полностью отпуска и другие наказания теперь уже не являются неотъемлемыми атрибутами воспитательного процесса, как не способствующие созданию нормальной, психологически здоровой атмосферы в коллективе, основанной на соблюдении с обеих сторон человеческих прав и достоинства. Помощниками офицеров-воспитателей здесь выступают специалисты недавно созданной в училище психологической службы. Лучше ошибиться, незаслуженно похвалив воспитанника, чем незаслуженно наказав его! Потому как первое взывает к совести его и соответствующей перестройке поведения, второе же своей несправедливостью унижает воспитанника, вызывает с его стороны озлобление и внутреннее сопротивление, что всегда чревато спонтанными нарушениями дисциплины.
По окончании общего разговора мне для более детального ознакомления с воспитательной работой в роте коллегиально был представлен офицер-воспитатель 24-го класса капитан 3 ранга Антон Валерьевич Фомичев, который благодаря своим ярко выраженным способностям, вывел свой класс к середине второго курса в число лучших не только в роте, но и по училищу в целом.
Прошло несколько дней. И вот уже в другом помещении того же третьего этажа, в канцелярии роты, из окна которой, совсем близко, кажется, протяни руку — дотронешься, видны вздымающиеся трубы «Авроры», мы с Фомичевым ведем неспешную беседу.



Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю