Здания, построенные еще в период русско-японской войны 1904-1905 годов, находились в запущенном состоянии, требовали серьезного ремонта. Они плохо отапливались, плохо освещались (на класс одна лампочка), вместо стекол в оконных рамах зачастую была фанера. Довольно часто электроэнергию отключали, а ведь вечером по распорядку дня были часы самоподготовки. Не хватало мебели, особенно классных столов и стульев. Полы были в основном цементные, поэтому в помещениях постоянно ощущалась сырость.
Однако, несмотря на трудности и недостатки организационного периода, благодаря умелому руководству командования училища и настойчивой работе офицерского и преподавательского состава занятия начались, как и планировалось, в установленный срок — 2 октября 1944 года. В честь этого события 9 октября был проведен парад с участием курсантов и постоянного состава училища. Парад принял начальник училища, командовал парадом начальник строевого отдела.
В октябре 1944 года училище посетил замнаркома ВМФ генерал-полковник Рогов И.В. (О Иване Васильевиче Рогове подробно расскажем в очерке о выпуске ЛНВМУ 1948 г. - ред.). Его сопровождали ЧВС ТОФ генерал-лейтенант Захаров С.Е. и начальник ПУ ТОФ генерал-майор Муравьев А.А. И.В. Рогов положительно оценил проделанную работу по формированию училища. В декабре 1944 года училище проверила Инспекция ВМФ под председательством Начальника ВМУЗ ВМФ вице-адмирала
2 мая 1945 года член военного совета Тихоокеанского флота генерал-лейтенант береговой службы Захаров С.Г.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
... В соответствии с утвержденными штатами для координации действий преподавательского состава и повышения уровня педагогической работы было создано семь циклов (нечто аналогичное вузовским кафедрам)...
Одним из самых любимых курсантами предметов являлись основы военно-морского дела, собственно, это был первый специальный курс, вводивший воспитанников в сферу их будущей профессии. Ведь до поступления в училище немногие из них имели какое-либо представление о военно-морской службе, разве лишь привлекала красивая флотская форма.

Руководитель цикла капитан 2 ранга Бачинский Ф.А. и сменивший его впоследствии капитан 2 ранга Кондогури Л.Н. создали коллектив единомышленников из кадровых флотских офицеров и старшин. Это были преподаватели — капитан 3 ранга Иванов Б.И., капитан-лейтенант Баранов А.И., старший лейтенант Тылкин В.Н., боцман плавсредств мичман Хромов М.А. и боцмана кабинета ВМД главный старшина Мочалов Н.М. и старшина 1 -и статьи Трофимов Н.А. Любовь к флоту прививали курсантам все офицеры училища. Рассказывали об истории флота, роли ВМФ в защите Отечества и его восстановлении в предвоенные годы, о морских и океанских плаваниях русских моряков, которые открыли Дальний Восток для России.
В качестве основного учебного пособия использовался учебник Н.Ю. Авраамова, написанный для курсантов ВМУЗ. Курсантов завораживали слова флотской терминологии, с которой они столкнулись впервые: гроты, фоки, марселя и т. п. Они учились основам такелажных работ — вязанию морских узлов и плетению матов. Изучался флажный семафор и азбука Морзе, работа клотиком. Устраивались соревнования по флажному семафору и клотику. Бывший флотский юнга Артем Марков семафором передавал 90—100 знаков в минуту и почти столько же клотиком. Конкуренцию ему составлял бывший корабельный сигнальщик Володя Кульбанин. За ними тянулись и остальные курсанты. Занятия по военно-морскому делу были одними из самых любимых. Так закладывались основы будущей профессии.
Преподавательский состав состоял, преимущественно, из вольнонаемных учителей. Большая часть их пришла из Владивостокской военно-морской спецшколы, а остальные были набраны в училище по конкурсу из городских школ. Большинство женщин-преподавателей были женами офицеров, проходивших службу в училище.
Агния Николаевна Ширяева, возглавившая цикл русского языка и литературы, безусловно была специалистом высокого класса: она постоянно сетовала на низкий уровень грамотности курсантов, невысокую культуру их речи и слабое общее развитие и вместе со своими коллегами старалась помочь им преодолеть эти недостатки. Она чем-то напоминала гоголевскую Наталью Петровну из «Мертвых душ», к ней так и прилипло прозвище

Художник П. Боклевский. 1895 г.
Старшим преподавателем цикла математики являлся известный в городе, как незаурядный методист и математик Анатолий Михайлович Гредасов. По его инициативе в училище проводились математические олимпиады. Так, в 1945 году победителем в олимпиаде стал 325-й класс, курсанты которого в качестве приза получили путевку на коллективное посещение краевого драматического театра. Призеры олимпиады в индивидуальном зачете получили ценные подарки: Виктор Зуев за 1-е место получил том избранных произведений И. С. Тургенева, Эдуард Шмальев за 2-е место — третий том из собрания сочинений Г.И. Успенского, Рев Иванов за 3-е место — книгу
С теплотой и благодарностью бывшие курсанты вспоминают скромный труд преподавателя черчения В.Е. Шумакова. Благодаря нему у воспитанников на всю жизнь остались навыки грамотного оформления чертежей и схем. Не раз, уже будучи офицерами, они добрым словом вспоминали своего педагога, вычерчивая всевозможные схемы на кальках, графики маневрирования кораблей при выходах в торпедные атаки, артиллерийских стрельбах и минных постановках. В.Е. Шумаков был не только высококлассным педагогом, но и изобретателем. Задолго до появления современных шариковых ручек, он на уроках черчения, еще в 1945 году показывал ручки и рейсфедеры собственного изобретения и изготовления, действовавшие по тому же принципу, демонстрировал их преимущества при исполнении схем и чертежей. Он же составил к изобретенным чертежным принадлежностям и высококачественные мастики. Жаль, что скромный труд этого талантливого педагога не стал достоянием широкой гласности.

Даниил Кондратьевич Шевчук и сменивший его выпускник 1937 года Ярославского техникума-института капитан а/с Яшинин Николай Иванович составляли противоположность друг другу. Если первый был строг к себе и к курсантам, то Николай Иванович отличался демократичностью и непредсказуемостью поведения. Если на уроках Д.К. Шевчука царила деловая атмосфера, то на уроках Н.И. Яшинина можно было услышать смех и возню.
Бывало, по понедельникам Н.И. Яшинин, придя в аудиторию и приняв рапорт дежурного, задавал вопрос: «Поднимите руку, кто вчера был в увольнении?» Поднимался лес рук. «Спать после увольнения хотите?» Следовал дружный ответ: «Хотим». Николай Иванович командовал: «Дежурный! В ружье!» Дежурный по классу брал в руки двухметровую указку и становился с ней в караул у входа в аудиторию. «Всем спать десять минут» — следовал приказ начальника цикла физики и астрономии и он сам, положив голову на руки, скрывался за кафедрой. Склоняли головы на столы и курсанты. Через десять минут дежурный по классу оставлял свой пост и громко командовал: «Встать! Смирно!» Н.И. Яшинин командовал: «Вольно! Продолжить занятия!» — начинался очередной урок.
Своеобразно на занятиях проходили и устные опросы курсантов. Каждый из названных отвечать по уроку должен был строевым шагом подойти к доске, изложить свой ответ на поставленный вопрос и строевым же шагом вернуться на свое место. За ответ испытуемый получал от Николая Ивановича среднюю оценку: «Подход — 5, отход— 5, средняя оценка — 3. Балл снижен за пролетарское происхождение».
«Демократизм» начальника цикла физики иногда оборачивался серьезными последствиями. Так, 16 декабря 1947 года во время контрольной работы в 323-м классе, проводившейся преподавателем П.Т. Хлестковым, разразился скандал. Класс отказался писать работу по физике в лабораторном корпусе под тем предлогом, что в кабинете физики было холодно (около 8° С). Начальник цикла отстранил от занятия преподавателя и урок провел сам, но при входе в аудиторию у курсантов были изъяты все учебники и конспекты. Курсанты снова отказались писать контрольную работу, а Юра Кассель, Володя Козлов, Гриша Портнов, Миша Хальфин, Юра Дорофеев, Коля Бабенко, Володя Бельченко, Володя Быков, Женя Маврин, Саша Новиков, Леня Чаблин, Витя Чаблин, Арий Филиппов и Саша Шкуратов на листах для контрольной работы стали рисовать ноты, чертиков и прочую ерунду.

Из 25 воспитанников только пять человек предъявили работы и получили по «тройке». Последовала незамедлительная реакция командования училища. Было возбуждено ходатайство об отчислении из училища «зачинщиков бунта»: Мишу Хальфина, Виктора Долуля и Женю Ижболдина. Сашу Новикова, он был дежурным по классу, арестовали на пять суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте. Славу Рыкова разжаловали из «вице-старшины» в рядовые и отстранили от должности старшины класса. Володе Козлову за нетактичное поведение и дерзость дали пять нарядов на службу вне очереди. За неудовлетворительную организацию урока преподавателя П.Т. Хлесткова уволили из училища. Начальник цикла капитан а/с Яшинин Н.И., заместитель командира курса по политчасти майор Богданов И.А. и командир роты старший лейтенант Малышев М.Н. были наказаны в дисциплинарном порядке.
И все же, несмотря на все издержки преподавания дисциплин цикла, курсанты получали достаточно твердые знания по теории и практике предмета. Абсолютное большинство выпускников на государственных экзаменах показали прочные знания программного материала.
Среди преподавателей цикла истории и географии запомнилась Галина Ивановна Рейтер. Внешне привлекательная, с девичьим задором, она проводила занятия, широко используя карты и схемы, на которых можно было найти все: от дат выдающихся событий до анекдотов на темы повседневной жизни курсантов. На этой почве с ней случались курьезы. Так, обнаружив в одном из классов разрисованную курсантами карту, она решила выбрать другую, более подходящую по теме урока, но когда она открыла классный шкаф, то с возгласом «Ах!» едва не упала в обморок. В шкафу вместо карт на полках спали три курсанта, «отдыхавшие» после воскресного увольнения в город. После этого случая Галина Ивановна открывала шкафы только с дежурным по классу.
Большой интерес вызывали уроки географии, которые проводил Георгий Павлович Савчук. Его ровный, рокочущий баритон наполнял всю аудиторию. Речь его была образна, ярка и настолько убедительна, как будто бы он сам посетил все те места, о которых рассказывал на уроке.
Цикл естествознания и биологии вел Михаил Григорьевич Зобнин вместе с Валерией Викторовной Гуссовой. Михаил Григорьевич обладал высочайшей эрудицией и невероятным воображением. Его рассказы о том, как

Самым демократичным был цикл иностранных языков. Валентина Ивановна Кокина — одна из старейших и опытнейших педагогов города — сумела подобрать коллектив высококлассных преподавателей английского языка — В.Н. Агафонов, В.А. Гольцева, Е.П. Кислова, Е.И. Лазаренко, Л.А. Осинская; немецкого — С.И. Квятковская, О.Ю. Цапко, В.Г. Мекленбургская, Е.И. Гаврилова. Под руководством В.И. Кокиной в этом дружном, творческом коллективе были разработаны учебные пособия и материалы по флотской, общественно-политической и культурной тематике с использованием фрагментов из биографий В.И. Ленина, Ф.Ф. Ушакова, Иоганна Гете, Фридриха Шиллера, Генриха Гейне; текстов «Суворов под Кинбурном», «Один против семи», «Подвиг "Стерегущего"» и ряд стихотворений на английском и немецком языках.
Изучение иностранных языков было поставлено настолько эффективно, что в 1947 году после трех лет обучения воспитанники Юра Орлов, Веня Маслов, Георгий Карасев, Толя Демин, Владлен Смирнов, Петя Павленко и Володя Рогалис сносно изъяснялись на английском языке, а воспитанники Володя Гонцюта, Иван Пика, Афанасий Серков, Валя Чернов, Иван Золотухин и Петр Сомов прилично разговаривали на немецком.
СТРОЕВАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА

Большое внимание в училище уделялось строевой и физической подготовке как основы сплочения воинского коллектива и укрепления силы и здоровья молодых людей, посвятивших свою жизнь флоту.
Энтузиастом этой работы был начальник строевого отдела училища капитан 3 ранга Подпорин Сергей Алексеевич. Казалось, своей активной деятельностью этот подтянутый, энергичный офицер заполнял все то время, которое оставалось у курсантов от сна, учебных занятий и самоподготовки. Его голос был слышен повсюду: в спальных корпусах, на плацу, при переходах рот в столовую, на учебные занятия, на разводе суточного наряда, на работах. Трудно было себе представить, как училище могло бы существовать без этого деятельного офицера. Сергей Алексеевич окончил училище имени М.В. Фрунзе в 1935 году, поступив в него по рекомендации Московского ГК ВЛКСМ. Службу проходил в Тихоокеанском ВВМУ на строевых должностях и преподавателем кафедры морской практики, вплоть до назначения во Владивостокское ВМПУ. Его организаторские способности были замечены, и после расформирования подготовительного училища, он продолжил службу в Организационных управлениях ГШ ВМФ и Генерального штаба ВС СССР. Уволился в запас Сергей Алексеевич в звании капитана 1 ранга в 1969 году.
Еженедельно на общевойсковую и физическую подготовки отводилось по восемь часов. Строевые занятия и изучение уставов проводились под руководством строевых командиров рот и курсов, привлекался и старшинский состав. В целом строевая подготовка была хорошей, что демонстрировалось на многочисленных парадах и строевых мероприятиях, проводившихся в городе. Батальоны курсантов часто получали аплодисменты горожан, приветствовавших их стройные колонны. Были и свои трудности: не хватало общевоинских уставов, не только для курсантов, но и для руководителей занятий; у молодых офицеров, закончивших краткосрочные курсы, не было должного опыта и методической подготовки, но все это были трудности роста, усугубленные военным временем.
Были сложности и с проведением физической подготовки. В наследство от ШМАС осталась лишь примитивная спортплощадка с самодельным турником. На площадке можно было лишь играть в волейбол и отрабатывать элементы игры в баскетбол. Спортивного зала и спортивных снарядов не было. Тем не менее, начальник цикла старший лейтенант Кудинов П.А. со своими преподавателями кроме занятий по физподготовке активно проводил спортивно-массовую работу в ротах и на курсах.

Были организованы секции гимнастики, борьбы, бокса, лыжная. Приказом начальника училища назначались физорги рот и курсов. Весной в мае и летом в июне-июле проводились Спартакиады, в ходе которых выявлялись не только победители, но и проводилась массовая сдача норм комплекса ГТО 1-й и 2-й ступеней.
Чемпионами училища в 1945 году по вольной борьбе стали: Павел Кращенко, Петя Ваганов, Саша Токарев, Боря Иванов и Юра Деменко. В соревнованиях по боксу триумфаторами стали: Юра Феоктистов, Толя Титяев, Саша Баранов, Миша Путинцев, Саша Раков, Толя Ткаченко, Толя Стрелков, Володя Антипов и Гена Саяпин. Валя Копейкин и Саша Сероус первенствовали в фехтовании, Витя Однораленко и Коля Кошелев — в гимнастике, Роман Чернецкий и Антон Широкий — в лазаний по канату, а Юра Юдин и Антон Широкий не имели равных в плавании в обмундировании.
Систематически в летнее время проводились гонки на шестивесельных ялах и десятивесельных катерах. Неоднократно училищная команда легкоатлетов одерживала победы в соревнованиях на Кубок флотской газеты «Боевая вахта».
Организация спортивной работы в училище привила любовь к спорту многим выпускникам на долгие годы службы, укрепила их здоровье и дух.
По окончании зимнего периода обучения курсанты 1-го и 2-го курсов выезжали в летний лагерь, организованный на Русском острове. Здесь курсанты приобретали навыки в гребле на шестивесельных ялах и десятивесельных катерах, учились ставить и убирать паруса, ходить под парусом. За время практики каждый курсант проходил все стадии обучения на шлюпке — от впередсмотрящего до командира шлюпки. Летняя практика заканчивалась проведением второго этапа училищной Спартакиады по различным видам: военно-морское многоборье, гребная гонка на шестивесельных ялах на 7 кабельтовых, комбинированная гонка на шестивесельных ялах на 32 кабельтовых и гонка десятивесельных катеров на 10 кабельтовых. Проводились и дальние походы на шлюпках. Так, в 1947 году воспитанники 2-го курса совершили шлюпочный поход на веслах и под парусом вокруг острова Попова, преодолев дистанцию в 20 миль. В том же году, после окончания летней практики, воспитанники вернулись в училище на 11 шлюпках, преодолев расстояние в 15 миль (из бухты Мелководная к Первой Речке); руководил переходом капитан 2 ранга Афанасьев Г.Е.
В 1945 году салют Победы прогремел над Москвой, но опасность на востоке страны еще оставалась, поэтому летняя практика курсантов проходила с учетом этой обстановки. Приказом начальника гарнизона острова Русский, коменданта Владивостокского сектора береговой обороны ТОФ генерал-майора
Продолжение следует.
Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.
Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.

Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru