Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Уникальные сплавы для промышленности

Военным предложили
изделия из стали
с уникальными свойствами

Поиск на сайте

Специальные военные школы: артиллерийские, морские и авиационные школы. Часть 9.

Специальные военные школы: артиллерийские, морские и авиационные школы. Часть 9.

Морские спецшколы. Воспитанники.

Дыгало, Виктор Ананьевич. Одесская ВМСШ. Окончание.




Дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота Б-62, которой командовал В. А. Дыгало. Рисунок автора.

Если когда-нибудь в будущем добросовестный исследователь истории флота произведет соответствующие "подсчеты", то, убеждены, подтвердит наше интуитивное соображение, среди подготов и первонахимовцев доля поэтов и художников больше, чем среди последующих поколений. Таковы были время, школа, воспитатели и педагоги, таковы были любовь к Отечеству, устремления к знаниям и культуре.

Судьба быть моряком. Записки контр-адмирала эпохи Николая Кузнецова и Сергея Горшкова.

Морская культура, по мысли автора, командовавшего соединением подводных лодок и защитившего диссертацию по теме: «Борьба с авианосными соединениями противника баллистическими ракетами подводных лодок», прививает любовь к флотской службе и кораблям, на которых служишь, формирует личность офицеров флота. «Когда я стал командиром, – замечает он, – то убедился в том, что корабль никогда не проявит непослушания, если ты знаешь и любишь его».
По каким-то неведомым причинам Виктор Ананьевич опустил в книге важные эпизоды своей биографии. Например, ни слова не говорит о том, что, когда осенью 1942 г. группа армий «А» фашистской Германии под командованием генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа начала наступление на Кавказ, курсантов подготовительного класса Высшего военно-морского училища имени Фрунзе, расквартированных в Баку, для укрепления фронта бросили под Моздок. Среди них был и Дыгало. 10 октября 1942 г. шестнадцатилетний боец был тяжело ранен. Ему грозила ампутация ноги. Но он умолил военврача Ольшанского спасти ногу. Тот в течение двухчасовой операции собрал кости юноши. Боли в этой ноге мучают сейчас старого моряка.
Когда я спросил Виктора Ананьевича, почему он не упомянул в книге об этом фронтовом случае, тот ответил:
– А что тут особенного, героического? В первом же бою был ранен осколком авиабомбы. Но ведь остался жив! А многие мои товарищи погибли в той траншее, которую мы выкопали за день до боя.
Зато автор указывает, что когда его спрашивают, какой день он считает самым счастливым в своей жизни, то он отвечает – день окончания Великой Отечественной войны. А когда спрашивают о самом знаменательном событии в жизни, называет парад Победы  24 июня 1945 г., в котором ему довелось участвовать в составе сводного полка Военно-морского флота.



С болью пишет В.А. Дыгало о гибели в марте 1968 г. подводной лодки К-129, входившей в состав 29-й дивизии подводных лодок, которой он командовал. Причина катастрофы до сих пор остается невыясненной. Много внимания он уделяет и другой тайне – гибели 1 сентября 1983 г. южнокорейского лайнера «Боинг-747» у берегов Сахалина. По приказу главкома ВМФ контр-адмирал В.А. Дыгало возглавил тогда поисково-спасательные работы. И его мнение на этот предмет многого стоит. Считается, что это была одна из крупнейших авиационных трагедий ХХ века, во время которой погибло 269 человек. «Я смею опровергнуть это заявление, – отмечает автор «Записок», – так как во время тщательного поиска жертв катастрофы не обнаружили; они, словно растворились в пучинах вод». Такого количества пассажиров на борту лайнера не могло быть, утверждает автор. Самолет упал в море, где глубина составляла всего 200 м, течения в этом районе почти нет, ветер имел устойчивое направление к берегу, и все что плавало, дрейфовало именно к нему. «Мне стало ясно, что «Боинг-747» был без пассажиров или почти без пассажиров», – к такому выводу пришел руководитель поисково-спасательных работ. Кстати, недавняя гибель аэробуса А-330 компании Air France в водах Атлантики косвенно подтверждает этот вывод. Французский самолет затонул в месте, где глубины составляют более 1,5 км и где имеется значительное течение, однако поисковики обнаружили тела 51 человека.

Воспоминания подводников. Дыгало В.А. К-129.  Комдив ДПЛ, в которой состояла К-129."Баллистический" снайпер. Человек, который попал баллистической ракетой в щит-мишень.

В 1995 году первый заместитель Главкома И.В.Касатонов пригласил на круглый стол представителей военно-морских сил США, посла в Москве, я был приглашен туда для того, чтобы сказать свои доводы в пользу версии гибели подводной лодки К-129 от удара подводной лодки "Суордфиш".
Там я заявил о том, что за последние 20 лет не было ни одного года, чтобы не было столкновения с вашими подводными лодками по причине нарушения элементарных требований о не вхождении иностранных подводных лодок в районы боевой подготовки. Это нарушается и сейчас, и не только в районы боевой подготовки, но и в территориальные воды. Очень резкое заявление сделал Касатонов. Было это связано с подводной лодкой "Батон-Руж", последним наиболее ярким столкновением. В результате столкновения больше пострадал "Батон-Руж". ..... Командира сняли с должности. Наша лодка после проведения небольшого ремонта снова вышла на боевую службу.
Как результат я сказал, что в 1968 году ваша подводная лодка "Свордфидш", зашедшая в базу и ремонтировалась. Была виновницей этой трагедии. Надо разобраться. Пока еще жив командир "Суордфиша" и другие, кто занимался подъемом ПЛ, поднять ту документацию, которую вы подняли с нашей подводной лодки, и документацию особенно "Суордфиш" все это представить независимой комиссии. Чтобы снять этот вопрос. чтобы тайна, в конце концов, стала явью.
Тогда было гробовое молчание...



Тогда был такой Волкогонов (пожалуй, самый позорный персонаж среди политработников, - ред.), который занимался поиском пропавших наших и иностранных военнослужащих в годы второй мировой войны. Я обратился к нему, узнав, что к нам едет Гейц (директор ЦРУ) . Я через Волкогонова передал письмо Президенту, с очень кратной запиской с просьбой задать вопрос Гейцу, что делается для того, что бы раскрыть завесу тайны гибели подводной лодки К-129.  Особенно связанные с ее подьемом и тайным захоронением наших моряков. Прошло время, Гейц уехал, я прибыл к Волкогонову . Он говорит, что передал письмо, но Президент (самый позорный глава государства, - ред.), очевидно, не возымел желания задать этот вопрос. В тоже время Гейц поставил вопрос о военнослужащих с момента Корейской войны, наш Президент Ельцин дал указание разобраться и по каждому доложить. О наших 98 человеках задано ни одного вопроса не было. Мы: Адмирал Амелько, Бец и я на 100 процентов уверены, что причиной гибели К-129 была американская подводная лодка "Свордфиш"...

См. также очерк Контр-адмирал Наумов Владлен Васильевич. Первый командир. Бец Валентин Иванович. Подлинные друзья настоящих подводников. Часть 5.

Судьба быть моряком. Записки контр-адмирала эпохи Николая Кузнецова и Сергея Горшкова.

Огромный интерес представляют главы, посвященные двум выдающимся деятелям советского Военно-морского флота – Н.Г. Кузнецову и С.Г. Горшкову. Первый был и, несомненно, остается кумиром автора. И он не скрывает своего восхищенного отношения к человеку, с которым ему довелось случайно познакомиться еще в курсантские годы (в феврале 1947 г.), когда Кузнецов стал жертвой первой опалы и был назначен начальником управления военно-морских учебных заведений. Вторая встреча произошла много позже – в 1974 г. Будучи главным редактором старейшего российского журнала «Морской сборник», В.А. Дыгало обратился к Н.Г. Кузнецову с предложением написать статью в номер, посвященный 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бывший главком и министр ВМФ, обладавший недюжинным литературным талантом, с блеском выполнил поставленную задачу. Статья «Некоторые вопросы организации и руководства флотами в Великой Отечественной войне», подвергнутая, правда, правке в политическом управлении ВМФ, увидела свет уже после смерти Кузнецова, но не в юбилейном номере за 1975 г., а в 7-м и 9-м номерах за тот же год. А сам Дыгало приобрел злейшего врага в лице начальника политуправления ВМФ адмирала В.М. Гришанова, который отзывался о руководителе флотского журнала так: «У главного редактора мышление вредное и направлено не в ту сторону».



О С.Г. Горшкове автор «Записок» вспоминает иначе, хотя знал его, пожалуй, даже больше, нежели Н.Г. Кузнецова. Он, главным образом, отмечает его выдающийся вклад в строительство Военно-морского флота, который ему удалось превратить из фактически прибрежного в океанский ракетно-ядерный. Отмечая, что сейчас принято обвинять С.Г. Горшкова во многих грехах, Виктор Ананьевич совершенно справедливо пишет: «Сегодня мы можем (и, наверное, должны) говорить о том, что С.Г. Горшкову не удалось, что он сделал неправильно, но не затем, чтобы его судить, а чтобы не повторить ошибок прошлого».
В заключительной части книги автор коротко делится своими соображениями относительно перспектив развития отечественного ВМФ. «Если в эпоху расцвета ВМФ наша флотская разведка отслеживала состояние и передвижение практически всех боеготовых группировок вероятного противника, наводила на них (когда было нужно) наши силы, то сейчас мы слепые и глухие», – с сожалением констатирует он. Поэтому делает вывод, «что мы должны приложить максимум усилий для возрождения сил и средств освещения обстановки, разведки, системы целеуказания и РЭБ. Естественно, на новом качественном уровне». По мнению автора «Записок», «без создания этих систем мало смысла строить новые корабли и подводные лодки». Вторая по значимости – морская составляющая стратегических ядерных сил – оружие возмездия. Этим силам «нужны соответствующие силы охранения и защиты. Расчеты такие есть, дело за их выполнением».
Затрагивает В.А. Дыгало и такую модную нынче тему, как строительство авианосцев: «Нужны ли нам авианосцы? В принципе – да, но это требует огромных финансовых вложений и в обозримом будущем нереально». В то же время он обращает внимание на острую необходимость развития морской авиации берегового базирования, а «на Черном и Балтийском морях в борьбе с группировками флота противника первенство должно принадлежать морской ракетоносной авиации».



РОССИЙСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК средней дальности Ту-22М в полете.

Предостерегает он и от увлечения крупными надводными кораблями: «Корабли должны быть среднего водоизмещения (фрегаты, корветы), вооруженные современными унифицированными системами оружия, способные бороться с надводным, подводным и воздушным противником».
«Записки» контр-адмирала Дыгало, безусловно, с интересом будут встречены читателями – и теми, кто отслужил на флоте, и теми, кто только делает первые шаги в военно-морской карьере. Книга дает большой материал для осмысления отечественной военно-морской истории новейшего времени и позволяет заглянуть в будущее… «Были бы понимание национальных интересов России в морях и океанах, – подчеркивает автор книги, – и политическая воля в решении архисложных и важных задач».

Емельянов Николай Федорович. Владивостокская ВМСШ.



В бой идут одни пацаны. - Олег Жунусов"Золотой Рог", № 34 2009 г.

Ветеран Второй мировой войны Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, чье имя вписано в энциклопедию "Лучшие люди России", за свои почти 82 года жизни повидал многое и многих. Мальчишкой строил дзоты, юношей спускался в морскую пучину, в зрелые годы работал и преподавал. В числе его учеников губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН и многие достойные люди.
Война застала Николая Емельянова 13-летним мальчишкой. Оставалось только мечтать о фронте. После 8 класса он подал документы и поступил в Военно-морскую спецшколу, которая готовила будущих курсантов ТОВВМУ им. адмирала С.О. Макарова.
1 сентября 1942 г. он впервые прикоснулся к войне. В первый день нового учебного года всех учеников 4-й Военно-морской спецшколы посадили на баржу и отправили на полуостров Де-Фриз. Пацаны строили дзоты - деревоземляные огневые точки. Ребята рыли землянки, укрепляли их срубом и покрывали сводом из брёвен, маскируя под местность. Мальчишки более месяца провели на фортификационных работах, укрепляя берега Владивостока.
- Много лет с тех пор прошло. Детали стерлись. Но никогда не забуду постоянно мучившее нас чувство голода, - вспоминает Николай Емельянов.
По окончании Военно-морской спецшколы всех перевели в подготовительное училище. Но Николай Емельянов попросился на флот. И его определили в Учебный отряд подводного плавания. Так он стал подводником. Первый раз погружался в воду на "Малютке".
- Страха не было. Мы ведь тренировались. Во время погружения лишь слышно, как вода журчит. Ну, немного уши закладывает. Минута - и мы уже на дне.
Войну на Дальнем Востоке Емельянов встретил уже на "Щуке". Точно такая же стала мемориалом Тихоокеанского флота на Корабельной набережной Владивостока.
Боевые действия против японцев Красная Армия начала 9 августа 1945 г. Но Тихоокеанский флот вышел в море еще 3 августа и занял позиции "на путях возможного следования военно-морских сил Японии". "Щука" Емельянова встала недалеко от Сахалина. Однако в бой они так и не вступили. Советские сухопутные войска так быстро разгромили Квантунскую армию, что японцы не сумели организовать переброску войск морским путем. Так что сразиться с неприятелем морякам не довелось.
- Ну и слава тебе, Господи, - решили тогда моряки-подводники и вернулись на свои базы.
После окончания Второй мировой войны Николай Емельянов еще семь лет служил на подводном флоте.
- У нас был очень сплоченный, дружный коллектив. Служили не за страх, а за совесть, - с чувством вспоминает Емельянов.
Из Порт-Артура его 4-ю бригаду перебазировали во Владивосток в бухту Улисс, где она находится до сих пор. Только в 20 лет Николай окончил среднюю школу. Зато с серебряной медалью. И поступил в Дальневосточный политехнический институт на судостроительный факультет. Работал на Дальзаводе, в Дальневосточном морском пароходстве. Около 30 лет, он преподавал в ныне Морском государственном университете им. адмирала Г.И. Невельского, где читал лекции курсантам, среди которых был и Сергей Дарькин.



"Паллада" - гордость Дальрыбвтуза.

В 1965 г. Николай Емельянов защитил диссертацию кандидата технических наук. Он опубликовал 120 печатных работ, в том числе 4 монографии и 9 учебных пособий. Отличная теоретическая подготовка и богатый практический опыт позволили ему стать ведущим специалистом на Дальнем Востоке по теории и практике ходкости судов и судовых двигателей, утверждают специалисты. Ветеран Второй мировой войны до сих пор востребован и находит силы и сегодня преподавать в Дальрыбвтузе.
Так Николай Емельянов прошел путь от 15-летнего ученика Военно-морской Спецшколы до 80-летнего корабельного профессора - с морским флотом России и для него.

Ефремов Олег Николаевич.



История театра - Олег Ефремов: Риск с надеждой на успех - Кино-Театр.РУ

- Вы писали, что хотели стать моряком... (Г. Шарапова, Омск.)
- Да, когда был в эвакуации (1941—1942 годы), не раз посылал заявления в военно-морскую спецшколу, но ничего не получилось. Так меня туда и не взяли.

Жильцов Лев Михайлович. Московская ВМСШ. 1945 г.



Официальный сайт администрации г. Ивантеевка Московской области. О городе. Знаменитые люди Ивантеевки

Контр-адмирал, Герой Советского Союза Жильцов Лев Михайлович (1928-1996) Родился 2 февраля 1928 г. в г. Нахабино, Московской области. В 1935 г. семья переехала в Ивантеевку Московской области. В 1942 г. поступил в Московскую военно-морскую спецшколу. После окончания в 1949 году Каспийского высшего военно-морского училища служил штурманом, затем помощником командира на малой подводной лодке М-113 на Черноморском флоте. В 1951 г. старшего лейтенанта Жильцова направили на учебу в Ленинград на высшие курсы подводного плавания. Курсы он окончил с отличием. В 1952 г назначен помощником командира средней подводной лодки С-61. В августе 1954 г. Лев Михайлович назначен старшим помощником командира строящейся первой опытной атомной подводной лодки. В июне 1959 г. Л.М. Жильцов за активное участие в создании первой атомной подводной лодки был награжден орденом Ленина и в этом же году назначен ее командиром. Летом 1962 г. атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Л.М. Жильцова совершила проход под паковыми льдами Северного Ледовитого океана и 17 июля, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности молодого атомного флота нашей страны и высокое мастерство советских подводников. За этот беспрецедентный по тому времени поход (тогда рейды атомных подводных лодок сравнивались с полетами в космос) 21 июля 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Л.М. Жильцову было присвоено звание Героя Советского Союза
1963-66 гг: учеба в Военно-морской академии, после окончания которой он назначается заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В 1975 г. ему присвоено звание контр-адмирала. С 1976 г. служил в Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. С 1987 г в отставке.
Л.М. Жильцов – соавтор капитального труда «Атомная подводная эпопея», изданного в России, Франции, Испании, Чехии В 1988 г. Л.М. Жильцову было присвоено звание «Почетный гражданин города Ивантеевки». В 1997 г. в ознаменование 35-й годовщины всплытия на Северном полюсе атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» под командованием Л.М. Жильцова, в г. Ивантеевке на доме, где прошли детские годы Л.М. Жильцова по адресу ул. Первомайская, 30/2 была открыта мемориальная доска. Одна из улиц города носит имя Адмирала Жильцова.

См.: Контр-адмирал Наумов Владлен Васильевич. Из "дизелистов" в "атомники". Командиры АПЛ 1-го поколения. Автобиография Наумова В.В. Часть 8.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю