Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Виртуальное прототипирование в Зеленодольском ПКБ

Как виртуальное
прототипирование
помогает
создавать корабли"

Поиск на сайте

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 25.

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 25.

Леоненко Игорь Владимирович.



8 ноября 2008 года в связи с кончиной капитана 1 ранга Леоненко Игоря Владимировича был опубликован краткий биографический очерк Дружба длинною в более чем 60 лет  и дневник нахимовца Леоненко 1946-1948 гг. Сегодня в нашем распоряжении есть "ЭВРИКА! (фрагменты биографии Леоненко Игоря Владимировича, нахимовца I выпуска, состоявшегося в ионе 1948 года)", так назвал это произведение сам автор. В нем рассказ о том, как формировалось у мальчика в довоенном Ленинграде стремление стать моряком, что пережил подросток, находясь на временно оккупированной фашистскими захватчиками территории, какие преграды уже умудренный жизнью и невзгодами подросток преодолел на пути к первому этапу реализации своей романтической мечты. Публикуем полностью. Просим особо с вниманием отнестись нахимовцев 1989 и 1990 годов выпуска. От них зависит, удастся ли уточнить интереснейший факт биографии И.В.Леоненко, Ленинградского Нахимовского училища и их собственного выпуска. А также - цензуры того времени. Узнаем и историю ранее опубликованной трогательной фотографии маленького Игоря Леоненко.

ЭВРИКА! (фрагменты биографии Леоненко Игоря Владимировича, нахимовца I выпуска, состоявшегося в ионе 1948 года

"Кто привык за победу бороться, -
С наш вместе пускай запоет:
Кто весел - тот смеется,
Кто хочет - тот добьется,
Кто ищет - то» всегда найдет!"

(из песни Роберта в кинофильме "Дети капитана Гранта")



Ленинград. Набережная Невы. Петр Кончаловский 1931 г.

Родился я "на берегах Невы", в Северной Пальмире, под знаком Стрельца. 17 декабря 1928 года, в семье служащих. Отец, являясь инженером-строителем, участвовал в возведении промышленные и жилых зданий на правом берегу Невы, в районе Малой Охты. Ездил; в командировки в Архангельск, где участвовал в строительстве, - как он говорил, - "эллингов для больших кораблей". Мама, закончив библиотечный институт им. Н.К.Крупской, а также студию Яхонтова - известного в Питере мастера художественного слова, работала в библиотеках города: сначала - в библиотеке горуправления милиции на Мойке, а затем - в библиотеке "имени 17-го Партсъезда", относящейся к 1-й Образцовой школе Куйбышевского района, на Фонтанке, куда я был приведен мамой в 1-й класс и где проучился до 5-го класса, оконченного перед началом В.О.В., в мае 1941 года.
Как и многие ленинградские мальчишки, я рано стал мечтать о профессии военного моряка, читать книги о морских приключениях, с большим интересом относиться к людям и событиям, имеющим отношение к флоту, морским путешествиям, экспедициям, - всему, что связано с историей и развитием флота. Еще дошкольником, родители, внимая моей просьбе, "экипировали" меня фуражкой с золотым "крабом" и бушлатом, что было зафиксировано на фотографии.



Интерес к флоту и его людям ширился и креп после посещения замечательных кинофильмов "Четвертый перископ", "Мы из Кронштадта","Балтийцы","Моряки", "Петр I", а также прекрасных выставок в День ВМФ на Кировских островах и в залах Музея истории ВМФ, находящегося неподалеку от Ростральных колонн. Меня впечатляла демонстрация стендовой отработки главных машин торпед, ослепительно надраенных и,"зловеще сверкая", ревущих при запуске по команде: "прочь от гребных винтов"...
На водной глади Невы очень красиво выглядели стоявшие на бочках боевые корабли с развевающимися флагами расцвечивания, сияющие медью надраенных рынд, которые каждые полчаса синхронно и гулко отбивали склянки. Гремели духовые оркестры, на эстрадах и в концертных залах выступали лихие, ловкие, озорные, сильные и симпатичные матросы и их командиры, демонстрировавшие танцевальные номера и поющие душевные морские песни.
Все это воодушевляло, манило, привлекало и влекло к мужественным, красивым и надежным защитникам морских рубежей Отчизны. Хотелось стать такими же сильными, дружными, умелыми и стойкими, какими воочию и "на скрижалях" впечатляли, покоряли мысли и чувства мои и сверстников наш славные, преданные своей суровой и прекрасной профессии рыцари океанов и морей Великой Державы...
.. .Школа моя являлась одной из лучших школ Ленинграда и называлась 1-й Образцовой школой Куйбышевского района № 206, с просторными классами, специализированными учебными кабинетами, кинозалом, спортивным залом, большим актовым залом с креслами, обтянутыми красным бархатом, столовой и санчастью.
Преподавательский состав был весьма авторитетный, высококвалифицированный - воистину сеятели мудрого, доброго, вечного. Наш 5-"А", запечатленный на фотографии предвоенной поры с любимой классной воспитательницей Евгенией Николаевной Цейс. превратился за пять школьных лет в дружный, любознательный, благодарный коллектив, в послевоенное время часто собиравшийся на теплые встречи. Коллектив патриотов советской Родины, твердо и уверенно идущий "с песней по жизни".



Ленинград. Набережная Зимней канавки и Эрмитажный мост

Мы посещали различные кружки, - хоровой, спортивный, художественного слова, юного ворошиловского стрелка, - были "значкистами" как минимум трех значков (ПВХО, ГСО, ГГО). Ходили во Дворец пионеров, в парки - летом, на катки - зимой. Участвовали в самодеятельности, катались на лыжах, велосипедах и самокатах, ходили друг к другу в гости, устраивали культпоходы в кино и театры, делали различные макеты, строгали и пилили. Довольно метко научились стрелять из "воздушки" в тире, куда заглядывали после школы .Тир располагался вблизи Аничкова моста в подвальном помещении дома, где жил одноклассник Ожег Макарьев, - на углу Невского и Фонтанки (рядом с конями скульптора Клодта).
Об Олеге Макарьеве, как о моем ближайшем товарище, следует упомянуть особо. Он появился в нашем, уже 3-"А" классе, в полном матросском обмундировании, как юнга в форме № 3, и сразу стал мне симпатичен своим живым, задорным характером. Вскоре мы подружились, после чего я уже стал реже захаживать в читальный зал, где всегда по многу просиживал за журналами "Пионер", "Костер", "Техника молодежи", книгами Жюля Верна и Беляева, а также новинками юношеской советской литературы, например "Тайной двух океанов", "Человеком-амфибией" и другими, которыми щедро "одаривала" мама, принося для прочтения из нашей школьной библиотеки то, что не дочитал там. Естественно, с приходом интересного и общительного Олега-"макаки"(которую он комично мог изображать), я стал больше уделять времени ему, часто бывая "после тигра" у него в гостях, встречаться с его доброжелательными, интеллигентными и высококультурными родителями.
Отец Олега Леонид Федорович Макарьев - известный артист, один из основоположников и активных деятелей советского театра для детей (ТЮЗа). С 1939 г. - профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Осуществляя шефстве над кораблями и частями флота, Леонид Федорович был в дружеских отношениях с руководящим составом ВМФ.
Комната, выделенная Олегу, содержала много замечательных книг, была наполнена морской атрибутикой - сводом штатных сигнальных книг и флагов, большим крейсерским флагом и гюйсом, морским компасом, биноклем, хронометром. На стенах висели картины и литографии с морскими баталиями. На столике лежали различные подарки от моряков, в том числе курительные трубки, которые потешно мы примеряли, изображая старых морских волков.



Макарьев Леонид Федорович.  Л.Н. Гозентд.

Макарьев Леонид Федорович  [родился 12(24).8.1892, Пермь], русский советский актёр, режиссёр, драматург и педагог, народный артист РСФСР (1956). Член КПСС с 1940. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1917) и Высшие педагогические курсы (1919). Организовывал первые трудовые школы, преподавал, вёл лекторскую работу. В 1919 поступил в студию Передвижного театра П. П. Гайдебурова. М. — один из основоположников и активных деятелей советского театра для детей. Участвовал в создании Ленинградского театра юных зрителей (открыт в 1922). Автор пьес, в том числе «Тимошкин рудник» (1925, ЛенТЮЗ) — одной из первых пьес для детей о современности. Роли: Эйно («Винтовка № 492116» Крона), профессор Ведель («Продолжение следует» Бруштейн), Франц Моор («Разбойники» Шиллера), Тартюф («Тартюф» Мольера) и другие. Поставил: «Аттестат зрелости» Гераскиной (1949), «Её друзья» Розова (1950), «В садах лицея» Дэля (1957) и другие. С 1932 руководитель и педагог Студии при ЛенТЮЗе; с 1936 педагог, с 1939 руководитель кафедры актёрского мастерства Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1939). Автор многочисленных статей, ряда книг («С утра до вечера в театре», 1930, «Творческий путь Ленинградского театра юных зрителей», 1933, и других). Награжден 3 орденами, а также медалями.

С Олегом мы часто посещали спектакли в ТЮЗе.  В "Емельяне Пугачеве "главную роль Пугачева исполнял сам Леонид Федорович, удививший меня мастерством актерского перевоплощения. Неизгладимое впечатление осталось и от сыгранной отцом Олега роли офицера-белополяка, прихвостня германских оккупантов в фильме"Щорс".
Обозревая ретроспективно предвоенный и военный этапы жизненного пути, обнаруживаешь в той поре мимолетное проявление судьбоносных знаковых кодов.
...Коль скоро и елико возможно "собравши последние силы", меня обуревает потребность открыть моим друзьям-нахимовцам - и убеленным сединой. и юным - "дверь топки", вот уже пламенеющей в новом, 21 веке и 3-м тысячелетии, попытаюсь раскодировать некоторые из знаков. Они, благодаря Богу, родным и всем добрым товарищам, освещали путеводно, помогали жить со смыслом, "бороться и искать. найти и не сдаваться".



Памятники сказочным героям.  В.Каверин: "Мне кажется, этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа "Два капитана"".

А познав эти два этапа, легче и проще мне будет описать один из главнейших в моей жизни третий этап - этап самопознания и достижения цели.
...Возвращаясь к своим "барашкам-пятиклашкам" на фотографии предвоенной поры (где в правом нижнем углу написано "Класс 5 "А" 206-й школы г Ленинграда, 1940/1941 уч. год), хочу обратить внимание, что все мы, двадцать двое мальчишек и двадцать девчонок, в четыре ряда были сфотографированы за месяц до начала В.О.В. в кабинете военного дела. "Лео", (приставшее ко мне пожизненно прозвище) встал на скамейку в верхнем ряду, поближе к плакатам со станковым и ручным пулеметом. Пониже его, в морских бушлатах с якорями на пуговицах, стояли "Туляк" и "Макака" (имевшие прозвища, близкие по звучанию к фамилиям Тулякова В. и Макарьева О.)
...У нас был и замечательный учитель пения Валериан Владимирович (негласно - "Валериан"). Мы дружно, под аккомпанемент рояля и по подсказке написанного на доске текста, исполняли массу песен советских и русских композиторов. Это - "Тачанка", "Раскинулось море широко", "Море в ярости стонало", "Разве есть еще страна на свете?".
.. .Помню, как меня и Борю Гончаренко - нашу "первую перчатку" класса - Валериан вызвал к роялю, поставил рядом и предложил спеть дуэтом песню "О винтовке". Припев нам подпевал класс хором: "Эх, бей, винтовка, метко, ловко! Беспощадно по врагу!" ...После исполнения "с душой" песни Валериан Владимирович умиленно привлек нас к себе и сказал: "Отлично, молодцы!".
Да, мы старались! А наш класс - поддержал! Подобных школьных: эпизодов можно вспомнить много. Учителя наши не скупились на похвалу, а мы старались не подкачать, почти у всех годовые оценки за пятый класс в наших табелях составляли "отлично" и "хорошо".
Конечно, не все и не всегда нам, ровесникам первой пятилетки и озорным наблюдателям бурно развивающихся событий в стране и за рубежом, представлялось в пастельных тонах, Проявляя любопытство и активное осмысление обильной информации, а также желание не только наблюдать, но и совершать, мы уже многое знали, желали принять участие, откликнуться, по-своему отреагировать. А события, о которых мы слышали из репродукторов дома, от взрослых, регулярно читаемых в то время "наших" газет "Ленинские искры" и "Пионерская правда", также видели воочию в почти бесплатном кинотеатре "Новости дня" (где можно было многократно, без доплаты, смотреть захватывающие кадры кинохроники), будоражили ум, "заставляли в унисон ступать сердца". На экране отображались республиканцы в Испании,  восставший народ Абиссинии,  гитлеровский аншлюс  и, конечно, подвиги наших героев-летчиков, героев боев у Халхин-Гола,  у озера Хасан, героический подвиг командира подводной лодки Щ-311 Вершинина, и т.д., и т.п.



Пионерская Правда, №51, 1940 год.

Мы не только пели "Если завтра война, если завтра в поход - будь сегодня к походу готов! ". С четвертого класса мы с Олегом уже регулярно делали утреннюю физзарядку, обтирались водой "как маршал Буденный", который на одной из газетных страниц "Пионерской правды" был сфотографирован на зарядке в трусах, стоящим у форточки, с лихо торчащими усами и распахнутыми в сторону руками.
У меня сохранился блокнот со старательно зарисованным в нем эскизом пулемета "Максим" и обозначением всех его частей. В блокноте также записана азбука Морзе, которую мы использовали для переписки между собой на уроках. Отдельная страничка заполнена флотским семафором, который я разучивал с Олегом Макарьевым.
Иногда, как и положено мальчишкам, мы дрались и боролись, соблюдая кодекс чести - "до первой крови","лежачего не бьют".
Возвращаясь веселой ватагой из школы - "вдоль, да по речке, вдоль, да по Фонтанке", - доверительно сообщали подсмотренные, подслушанные ненароком сценки из жизни взрослых - с шуткама, анекдотами и выразительными телодвижениями и гримасами.
...В конце марта 1941 года, с появлением на свет моего "запоздалого" брата Олега, в нашей семье было решено: ряд функций по"жизнеобеспечению братца "замкнуть" на меня (покупка лекарств в аптеке, доставка спецпитания, прогулки с коляской вблизи дома), и мое "корпоративное внеклассное участие" в променадах по облюбованному маршруту нашего Питера сократилось. ...
Выехали мы с мамой и ниспосланным братом-младенцем, провожаемые отцом, 5 июня 1941 года. Помню внезапно налетевший снежно-крупяной заряд, когда мы направлялись к вокзалу, вывешенные на фронтонах привокзальных зданий огромные полотнища с изображением в полный рост товарища Сталина И.В. - в простой, без регалий шинели, и Ворошилова К.Е. - в форменной шинели, с маршальскими звездами на воротнике. Это был наш прощальный и безвозвратно последний день, когда мы видели и слышали живого отца. Вместе с ним проследовали до поезда, удалившего нас от любимого человека, от родного и прекрасного города, еще объятого мирным, но уже хмурым предвоенным июньским небом.
Мы неминуемо и непредсказуемо приближались  к трагической для народа, страны, ее армии и флот а, небывалой во всем мире катастрофе, обрушившейся на всех нас огненной, всеразрушающей, смертельной лавиной, - войне.



22 июня 1941 г. Халдей Евгений Ананьевич

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю