Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Современные средства противодействия беспилотникам

Единый день
экспертизы
по противодействию
беспилотникам

Поиск на сайте

Агронский М.Д. Записки морского офицера. Часть 5.

Агронский М.Д. Записки морского офицера. Часть 5.

2.2.4. «Чёртов мост». Окончание.



Сейчас на месте Сталина лежат два якоря.

Три года в Полярном были годами интенсивного плавания, которые стали хорошей школой для многих молодых офицеров, которые впоследствии уверенно командовали большими кораблями.
Сложности быта, о которых упомянуто выше, без ропота разделяли и наши семьи, попавшие после цивилизованного города в заполярную провинцию. Некоторой отдушиной был ежегодный отпуск, которого с нетерпением ждали.

2.2.5. Свадебное путешествие.

После интенсивного плавания в прошедшую зимнюю навигацию получил отпуск в начале лета и вместе с женой Александрой (домашние и я тоже называли её Алей, чтобы отличать от мамы Шуры и папы Саши) отправились в южном направлении. Этот вояж на юг можно назвать свадебным путешествием, совершённым в июне 1959 года, т.е. спустя более чем полугода после свадьбы.
В выборе маршрута сомнения не было – Черноморское побережье Кавказа. Поездом доехали до Сочи. На всех южных курортах проблем с временным жильём не было: толпа предлагающих сдать койку встречала на платформе каждый поезд с северного направления. Доверились одной из первых женщин, предложившей две койки, по её словам, невдалеке от пляжа, и безропотно двинулись за провожатой.
Планы были смелыми: за две недели познакомиться со всеми достопримечательностями побережья от Сочи до Батуми в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Погода стояла солнечная и умеренно жаркая. Цвели магнолии. С утра уходили из дома и бродили по городу-курорту, любуясь непривычными красками субтропической флоры, и купаясь на оживлённых каменистых пляжах от парка Ривьера до южной оконечности Приморской набережной.



Приморская набережная (открытка). Город Сочи.

Посетили дендрарий и тисосамшитовую рощу, поднимались к Агурским водопадам и гору Ахун, откуда открывается живописная панорама города.
Один из дней был посвящён насыщенной впечатлениями поездке на озеро Рица. Небольшие открытые автобусы отправлялись рано утром в южном направлении. Проезжая Хосту, Адлер, Гагры, вслушивались в рассказ гида об истории и современности этого благодатного края.



Фотография в Гаграх у аллеи финиковых пальм. Аля в белом платье в среднем ряду группы, крайняя справа, я – перед ней на корточках.

Первая остановка для кратковременного отдыха была на мысе Пицунда, где вышли из автобуса, чтобы размять занемевшие члены. Начальная часть пути – около 90 километров, пролегающая по Черноморскому шоссе вдоль берега моря, была позади. Удивлялись сохранившейся рощей реликтовой пицундской сосны, протянувшейся вдоль берега на 7 километров, и чистейшим песчаным пляжем – лучшим на Черноморском побережье.
Впоследствии прочитал в газете о бездумной акции: на территории этой уникальной рощи построили семь четырнадцатиэтажных коробок – отелей из стекла и алюминия.
После Пицунды узкая асфальтированная дорога петляла по ущельям горных рек Бзыби, Геги и Юпшары.



Фото на фоне Гегского ущелья по дороге на озеро Рица. На таких открытых автобусах возили экскурсантов по горным дорогам. Мы с Алей сидим в последнем ряду (у меня на голове белый носовой платок от солнца).

Следующая остановка в Бзыбском ущелье, где под крутой скалой притаилось крохотное озеро Глубокое удивительно ярко-голубого цвета, который не блекнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду. Совершив омовение своего бренного тела в холодной воде горного озера, считающейся целебной, двинулись в дальнейший путь в горы.



Голубое озеро по дороге к озеру Рица 27 июня 1959 года. Аля на переднем плане крайняя слева, я стою за ней.

Через тридцать с лишним километров открылся сказочный вид на обширное горное озеро, лежащее среди скал на высоте 950 метров над уровнем моря. Это озеро Рица, расположенное в 125 км от Сочи, площадью около 1,3 кв. км и глубиной до 116 м, которое образовалось в результате тектонического опускания гор. Красота дикой природы резко контрастировала с примитивным туристским сервисом. Оборудованной зоны отдыха нет, ресторан на одном из островов озера не функционировал. Довольствовались невзрачным прибрежным ресторанчиком, где кроме жидких остатков чахохбили из кур, ничего съедобного предложить не могли.
После нескольких дней отдыха купили билеты на красавец-теплоход «Адмирал Нахимов» и отправились в плавание до Батуми. Учитывая непродолжительность пути и с целью экономии денег, которые таяли как сахар, купили «палубные» билеты. Действительно, дневное путешествие в хорошую погоду на палубе огромного лайнера доставляло удовольствие и прошло незаметно. Около 10 часов вечера вышли прогуляться на промежуточной двухчасовой стоянке в Сухуми. Дальнейшее пребывание на палубе в ночное время было испытанием воли и характера. Ранее не представлял, что с виду удобные деревянные топчаны и шезлонги могут стать орудием пытки людей. Уже через час всё тело, казалось бы, удобно устроившегося на ночлег человека, начинают ныть и отекают все части тела. Приходится вставать и разминаться. Промучившись сначала в шезлонгах, перебрались на голые деревянные топчаны, где и провели остаток практически бессонной ночи.
Туманным утром наступившего дня покинули теплоход и передохнули на ароматной траве поляны близлежащего парка возле небольшого озера, под аккомпанемент яростно квакавших лягушек. Посетить ботанический сад на Зелёном мысу времени не оставалось, т.к. могли опоздать на электричку в сторону Сочи.
На обратном пути вышли в Сухуми, где осмотрели питомник обезьян, оставивший безрадостное впечатление от содержания животных. В районе железнодорожного вокзала зашли в не блиставший чистотой буфет, где я имел глупость подкрепиться каким-то мясным блюдом. Вообще надо заметить, что общепит был сносно организован только в Сочи, где хоть как-то соблюдались нормы санитарии, и готовились съедобные блюда. Ассортимент блюд был скудным, за всё время пребывания на юге нам не удалось попробовать натурального шашлыка из баранины. Около 14 часов сели в электричку и двинулись к дому. В районе Нового Афона я почувствовал, что расстроен желудок. Пришлось выйти из вагона и оккупировать местный привокзальный туалет типа сортир. Осматривать местную достопримечательность – Новоафонский монастырь, основанный монахами-выходцами из старого Афона в Греции во второй половине XIX века, уже не было ни времени, ни сил. Я улёгся на травянистый склон ближайшего от вокзала (и сортира) холма, а Аля пошла искать аптеку, чтобы купить какое-нибудь средство от разобравшего меня поноса. Вскоре проглотил принесённые таблетки, подремал немного на свежем воздухе и почувствовал облегчение. Уехали из Нового Афона на одной из последних электричек и поздно вечером возвратились в Сочи. Наше непрезентабельное жилье (в небольшой квадратной комнате, разделённой пополам висящими на веревке простынями, было втиснуто четыре кровати) после такого путешествия сошло за комфортабельную гостиницу.



Памятник обезьяне - единственный в мире. - Сухум

2.2.6. Корабельная сопка.

Надо обладать недюжинным писательским даром, чтобы правдиво отразить особенности повседневных забот молодого флотского офицера, обременённого семьёй. На эту тему практически не пишут профессиональные писатели. К тому же, написанные романтические произведения о моряках, как правило, не отражают ту поистине вопиющую неустроенность быта этой категории людей, призванных защищать морские рубежи страны.
Аля приехала в Полярный осенью 1959 года. Временно нас приютили на своей квартире семья Мельниченко, жившая на окраине города в кирпичном одноэтажном домике, построенном совсем недавно хозспособом. В квартире было две комнаты, одну из которых отвели нам. Качество этого жилья, построенного военными моряками на скорую руку, мы сразу же испытали на своей шкуре. Натопить квартиру с помощью некачественного угля до нормальной температуры было невозможно. Пока топиться печь, вроде бы тепло, но через несколько часов - пробирает колотун. Но другого нормального жилья не было. Спасибо, что нашлась добрая душа, которая нас приютила, превратив квартиру в коммуналку. Причем, если не привезти жену к месту службы, то вообще твою просьбу о квартире никто из командования всерьёз не воспримет.
Жена приехала и ждала ребёнка. Начальство было вынуждено чесать репу. Несколько месяцев ожидания и хождения на приём к начальнику гарнизона возымело некоторый успех. К Новому году нам выделили собственную комнату в финском домике на Корабельной улице в так называемом Новом городке. Сохранилась фотография: Аля сидит рядом с украшенной ёлочкой, значит, наступающий год имели возможность встретить у себя дома.



Новый 1960 год встретили, похоже, в тепле своей комнаты. Аля с куклой сидит на табуретке, рядом на полу Тамара, жена Вадима Харькина, другой мебели, видимо, ещё не было.

Ради справедливости замечу, что это было за жильё? Одноэтажный т.н. финский домик щитовой конструкции с засыпкой утеплителем. Для севера такие дома можно оправдать только военным временем как времянки. Фактически там мучились люди десятилетиями. Все «удобства» в виде продуваемых будок на улице, чаще всего на значительном расстоянии, вода в колонке у подножия сопки. Сам домик состоял из двух трёхкомнатных квартир, имеющих свой отдельный вход с разных сторон дома. В каждой небольшой комнате жила семья, т.е. это были настоящие коммуналки без удобств. Отопление – автономное водяное: в каждой квартире стояли угольные котелки – «тарзаны», из которых нагретая вода поступала в комнатные батареи. Котёл нужно было топить беспрерывно, иначе он погаснет и снова растопить его будет проблемой. Ночью, особенно зимой, нужно был вставать, чтобы подбросить угля, иначе заморозишь систему отопления и жильцов тоже. Но даже при интенсивной топке нашу маленькую 9-метровую комнатку нагреть до комфортной температуры было невозможно. Когда появлялся маленький ребёнок, вставала проблема поддержания приемлемого тепла.
Маша родилась 29 февраля в городском роддоме Полярного, находившемся в старой верхней части города. Роды проходили с осложнениями и Алю дольше обычного продержали в роддоме. К счастью, всё закончилось благополучно. Наступала весна, отступали на второй план бытовые трудности. Дочка росла и прибавляла в весе. Первой приехала в гости тёща – Александра Евгеньевна. Прорвалась в закрытую зону как-то даже без пропуска и без предупреждения. Гостила, кажется, не долго, что не удивительно: в нашей крохотной комнатке и с удобствами на свежем воздухе долго не выдержишь. Особых домашних происшествий в этот период не припоминаю. Паника, правда, однажды была, когда трёхмесячный ребёнок упал со стола, на котором его пеленали. Но всё, слава богу, обошлось без последствий. Маша хотя родилась в Полярном, что было отражено в соответствующей справке, однако, регистрировалась во время отпуска родителей в Ленинграде, поэтому в свидетельстве о рождении местом рождения указан Ленинград. Весной следующего года также неожиданно приехал дед – Александр Григорьевич Пожарский, и увёз Машу на лето в Ленинград к прабабушке – Марии Георгиевне Елизаровой.

2.2.7. Совсем не РОМАНтическая история, или «Так ли надо вникать в боевую подготовку?»

1960 год был, безусловно, самым продуктивным в деятельности нового дивизиона сторожевых катеров. Благодаря неутомимому Ю.В.Плахотному был создан дружный боевой коллектив, способный решать задачи противолодочной обороны как дивизионом самостоятельно, так и в составе разнородных сил флота, в том числе и во взаимодействии с авиацией. К концу напряжённой зимней кампании в газете «Советский флот» были отмечены некоторые экипажи сторожевых катеров. 8 апреля помещена фотография двух наших офицеров со следующим пояснительным текстом: «Чётко работает противолодочный расчёт на сторожевом катере, которым командует офицер Тетрадзе. Командование не раз отмечало его высокую выучку. Сейчас моряки взяли на себя повышенные обязательства в честь Дня ВМФ. На снимке Г.Тетрадзе и его помощник В.Черняев уточняют обстановку и поставленную катеру задачу».



Тетрадзе Георгий Александрович - выпускник Тбилисского Нахимовского училища 1952 г.

17 апреля в этой же общефлотской центральной газете помещена фотография ещё одного передовика. Подпись гласит: «Кандидатом в отличные называют сторожевой катер, которым командует коммунист офицер Н.Трошнев. Командир много труда вкладывает в обучение и воспитание личного состава. Корабль с опережением графика сдал положенные задачи. Сейчас идёт борьба за то, чтобы ко Дню ВМФ иметь 70 % классных специалистов».
В этот же период отмечена и целенаправленная партийно-политическая работа, проводимая замполитом В.Ф.Бессарабовым. В заметке от 31 марта в центральной флотской газете под групповым портретом помещена следующая заметка: «Настойчиво повышают свой идейный уровень офицеры Н-ского подразделения противолодочных кораблей Северного флота. Многие товарищи учатся в вечернем университете марксизма-ленинизма, другие занимаются в системе марксистско-ленинской подготовки. Все они тщательно готовятся к каждому занятию, глубоко изучают труды классиков марксизма-ленинизма. На снимке: секретарь парторганизации старший лейтенант Г.Суслин (дивизионный минёр), старшие лейтенанты С.Левин (штурман дивизиона), И.Зинченко (командир звена), Ю.Петров (командир катера) готовятся к очередному семинарскому занятию».
Для любознательных называю темы, изучаемые в тот период в системе марксистско-ленинской подготовки: «Партия-организатор побед Советской армии и флота в Великой Отечественной войне»; «В руководстве партии – главный источник могущества Советской армии и флота» и т.д. Кроме того, обязательно изучались материалы текущих пленумов ЦК КПСС и съездов партии.
Весной этого года были отмечены правительственными наградами четыре солдата – Зиганшин, Поплавский, Крючковский и Федотов, оказавшиеся в «плену» у Тихого океана на несамоходной барже, стойкость и мужество которых ставились в пример воинам Вооруженных сил страны.
23 августа 1960 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждена новая редакция Устава внутренней службы ВС СССР – основного руководящего документа, регламентирующего все стороны армейской жизни. Через неделю командиры кораблей были приглашены на доверительную беседу о новом уставе, которую проводил начальник политотдела 23 ДиОВР. Были отмечены основные отличия нового документа: усилены элементы партийно-политического характера, из деталей запомнил, что воинские части отдают честь Мавзолею В.И.Ленина и И.В.Сталина. Но самое главное, чем хотел поделиться с командирами кораблей проводник партии – это необходимость дружбы с подчинённым личным составом. Я впервые слушал пространные мысли этого немолодого кабинетного политического начальника. Они были изложены традиционно монотонно, без огонька, видимо по указанию сверху, и поэтому не зажигали слушателей. Большинство присутствующих офицеров сами прошли большую школу службы и в сомнительных педагогических советах не нуждались. Командиры нашего дивизиона были самыми молодыми из присутствующих и кое-что полезного для себя получили. Молодой коллектив офицеров дивизиона сторожевых катеров был на подъёме.



Офицеры и матросы дивизиона на демонстрации (фрагмент). В центре Дима Чеботенко, я – справа.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю