Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение в судостроении

Как "Северная верфь"
решила вопросы
импортозамещения

Поиск на сайте

Делай, что должен! И будь, что будет... - Абсолютная власть (впечатления командира атомной подводной лодки). - Мешков О.К. "Верноподданный" (эссе о Холодной Войне на море). - Санкт-Петербург: «Слава Морская», 2006 г. Часть 10.

Делай, что должен! И будь, что будет... - Абсолютная власть (впечатления командира атомной подводной лодки). - Мешков О.К. "Верноподданный" (эссе о Холодной Войне на море). - Санкт-Петербург: «Слава Морская», 2006 г. Часть 10.

Некоторые подробности о тех, кто верил в автора книги. Приложения - комментарии к книге О.К. Мешкова "Верноподданный".

Белов Геннадий Сергеевич.



Белов Геннадий Сергеевич, фото из выпускного альбома 1970 г. и на встрече с выпускниками в 1980 г. Глазами выпускников Ленинградского Нахимовского училища.

Лавров Борис Павлович (выпуск ЛНВМУ 1963 г.): "Мичман Белов - педагог от бога. При всей его показной строгости, человек чрезвычайно добрый по существу."

Гуров Сергей Александрович (выпуск ЛНВМУ 1970 г.).



"Нахимовцы ежедневно, ежечасно были под неусыпным оком старших. Воспитывавших наставников было много: командование и политотдел, педагоги и сотрудники училища. Все каким-то образом влияли на ребят, передавая им свое видение ситуации, отношение к окружающим и культуру поведения. Но непосредственно работали со своими питомцами и каждым воспитанником в отдельности офицеры-воспитатели, их помощники и старшины рот. Они первыми встречали ребят с их маленькими заботами и большими проблемами. Нахимовцы сохранили о своих воспитателях добрую и благодарную память.
Первым, кто встречал кандидатов в нахимовцы набора 1963 года, был старшина нового набора, а впоследствии и старшина 7-й (З-й)-роты мичман Белов Геннадий Сергеевич - легенда нашего 22-го выпуска ЛНВМУ. Мичман Белов прошел через всю нашу жизнь и оставил о себе самое неизгладимое впечатление. Все лучшее, что нам дало семилетнее обучение и воспитание в Нахимовском училище, неразрывно связано с именем этого незаурядного человека. Мы порой не знали, бывал ли Геннадий Сергеевич дома и была ли у него семья, - все время наш старшина роты был с нами. На нем держалось в буквальном смысле слова все ротное хозяйство. Это был наш "дядька", а многим он заменил отца. Мы, конечно, его побаивались и старались не попадать под горячую руку, но все наше бытие и сознание в училище проходило по его программе и под его руководством. Конечно, были и наказания, и обиды на старшину Белова, но за проступки в воинском коллективе мы обязаны были нести ответственность, и Геннадию Сергеевичу приходилось нас карать и миловать, воспитывать и поддерживать дисциплину и порядок в роте. Вся его наука и школа жизни пригодились нам в дальнейшей службе на флотах, и мы с гордостью всем говорили: -Я последний "питон" из роты Белова". Многое уже стерлось из памяти по прошествии почти 40 лет со дня нашего окончания училища, но Гена Белов, так мы звали его между собой, остался в ней навсегда!"

Фрадкин Марк Семенович.

Дубровина Наталья Владимировна

Тройницкая Нелли Михайловна. Преподаватель физики в Ленинградском, СПб Нахимовском училище.



Нахимовский стиль: Сорок лет Нелли Тройницкая учит будущих моряков химии и биологии. Андрей БОБЫЛЬКОВ, учитель высшей категории, участник Великой Отечественной войны, спецкор «Морской газеты» — специально для «Учительской газеты». Фото автора. - «Учительская газета» — Он-лайн №30 (10267) от 28 июля 2009 года.



Для учительницы Нелли Тройницкой День Военно-морского флота является особым и личным праздником. Более 40 лет она, учитель химии и биологии, наполняет ребят знаниями, без которых будущим морским офицерам не обойтись. Всю свою трудовую жизнь Нелли Михайловна работает в Нахимовском военном училище. На ее глазах мальчишки вырастают в богатырей, становятся личностями: командирами кораблей, адмиралами, учеными. Она всегда любуется своими бывшими учениками, всех их любит. И они платят ей взаимностью.

Из биографии
Нелли Михайловна Тройницкая родилась в поселке Каменка Пензенской области в семье военнослужащих. Отец Михаил Иванович — военкор, прошел все войны XX века — финскую, германскую, японскую. Рядом с ним, на равных, всюду была его любовь — Алевтина Анатольевна. Для солдат — медсестра и повар, для Миши — жена. Их судьба — простая и святая, как у всех однолюбов.
Юная Неля всегда хотела выстроить свою личную жизнь по родительскому образцу. И выстроила. У нее был чудесный муж, Андрей Михайлович — офицер ракетных войск, и вырос желанный сын Сергей, ставший офицером, как отец. Этой семьей любовались многие коллеги и друзья. Но вот в 2000 году случилась беда. С чем ее можно сравнить, когда умирает любимый муж и отец?
А совсем недавно, в 2007 году, рак крови парализовал Сережу... Когда нахимовцы узнали, что их бывшего товарища, сына любимой Дюймовочки (так они нежно, про себя, зовут Нелли Михайловну за ее невысокий рост) Сергея уничтожает рак, они выстроились в очередь — в очередь! — чтобы сдать кровь, необходимую для спасения товарища. Этот детский благородный порыв с разрешения специалистов был использован, но, к великому сожалению, не помог. Сергей, Сережа, «питон», их друг — умер...
В дни траура рядом с Нелли Михайловной оказались ее бывшие ученики — контр-адмиралы, директора различных корпораций, командиры кораблей, офицеры-воспитатели, учителя, нахимовцы. Благодаря такой мощной поддержке и заботе Нелли Михайловна стала приходить в себя, собирая силы, чтобы жить ради любящих ее учеников.



Нахимовское военно-морское училище

Хорошая судьба — Нелли Михайловна, помните ли вы впечатление о первом своем появлении в Нахимовском училище? — Трепет и восхищение. В 1960-х годах любой военный вуз вызывал к себе повышенный интерес и уважение, а Нахимовское училище притягивало по-особенному: и местом расположения, и выправкой воспитанников, и их неотразимой морской формой. В ту пору снимался романтический фильм с участием знаменитого актера Николая Черкасова. Этот фильм — «Счастливого плавания» — был отражением всеобщей народной любви к Нахимовскому училищу. Когда мне сказали, что я принята на работу в прославленное училище, я ликовала. Это был праздник!
Более 40 лет как я ежедневно вхожу в красивый и могучий дом на Петровской набережной, который нельзя перепутать ни с каким другим историческим зданием. Все эти годы, фактически всю свою жизнь, не перестаю гордиться, что я здесь работаю, что много лет назад мне доверили учить химии и биологии будущих моряков. — Нелли Михайловна, а вы помните своих учителей? — А как иначе? Особенно первых — Валентину Владимировну и Василия Степановича Соловьевых. В классе тесно — сорок ребятишек! А учились с удовольствием.
Помню очень многих педагогов университета Герцена. Всех перечислить не в состоянии. Но всем кланяюсь до сих пор за широту и щедрость отданных знаний, за уроки сеять «разумное, доброе, вечное». То, что я умею делать сегодня, это благодаря университету. — А вы решили стать учительницей с детских лет? — Нет. Мечтала быть летчицей. Хотелось быть похожей на Гризадубову, Раскову, Осипенко — знаменитых в ту пору воздушных асов. После окончания школы, вопреки желанию отца, приехала в Ленинград, моталась по многим аэроклубам, но глаза подвели. Вот тогда и пришла в педагогический. Учиться быть похожей на первую учительницу. — Вы учительница закрытого военного довузовского учебного учреждения. Что бы вы пожелали молодежи общеобразовательных школ? — Относиться к учебе серьезно, читать художественную литературу... Но что может пожелать старая учительница? И обязательно пройти курс начальной военной подготовки. Каждой девушке, каждому юноше. Молодежь должна уметь ориентироваться в экстремальных ситуациях: при пожаре, на воде, в лесу... Она должна уметь прыгать с парашютом, оказывать медицинскую помощь, защищаться от бандитов и террористов. И совсем бы хорошо было, если бы после окончания школы каждый юноша и каждая девушка проходили военную службу. Каждый! Как в Израиле. Меньше было бы нытиков и больных. — Уважаемая Нелли Михайловна! Этот год у вас «урожайный». Сотни людей отметили ваш юбилей. Вы получили много телеграмм и памятных сувениров. Вас наградили грамотами и медалью «Патриот России». Вы отдали училищу фактически два трудовых стажа. У вас есть право подвести итог. — Подводить итог своему труду не берусь. А вот о своем духовном состоянии скажу. Я довольна своей жизнью, у меня хорошая судьба. Первый раз робко придя в училище, услышала от боевого контр-адмирала Бакарджиева ласковые отеческие слова: «Ты нам подходишь...» А недавно бывший мой ученик, ныне назначенный начальником училища капитан 1 ранга Николай Николаевич Андреев, сказал слова, продлевающие жизнь: «Вы нам нужны...» Для учителя нет выше оценки. Потому и счастлива.

Гатчинский Евгений Витольдович. Нахимовец 1967 г. выпуска.



Горлов О.А.: "Был у нас во Фрунзе старшиной роты, когда мы пришли на 1-й курс штурманского факультета в 1970 г., веселый парень, с нормальным чувством юмора."

В 1981 - 1982 гг. - капитан-лейтенант, СПК БУ "К-465" 667Бпр., с 23.06.1984. по сент. 1989 г. - капитан 1 ранга, командир "К-465". - Вспомним ВСЕ ! - Гремиха

Козлов Юрий Александрович. Нахимовец 1966 г. выпуска.



Вспоминает однокашник по Нахимовскому и ВВМКУ им. М.В.Фрунзе Борис Клионский: "Недавно просматривал свой архив и нашёл заметку о Юре Козлове, спортивный молодой человек, кандидат в мастера спорта по ручному мячу, вратарь, вместе с Федей Гладковым  ассистент знаменосца. Потом мы учились во Фрунзе в одном классе. Нужно бы написать о нём - всё-таки интересный человек и служба у него сложилась довольно необычно... прилагаю вырезку из флотской газеты "На страже Заполярья", от, не знаю какого года и числа и кто автор -(где-то конец 1970-х)... "



"И шагнули в огонь."

"При входе на Мурманский рейд на югославском торговом судне возник пожар. По сигналу аварийной тревоги к терпящему бедствие транспорту вышло на помощь океанское спасательное судно «Памир» Краснознаменного Северного флота. Старший помощник командира капитан 3 ранга Ю. КОЗЛОВ, руководивший действиями аварийно-спасательных  групп, рассказывает:
— К терпящему бедствие транспорту океанское спасательное судно ошвартовалось лагом. Пожар набирал силу — нас встретили клубы густой копоти и пара. Борта были раскалены. Первую аварийно-спасательную группу повел в бой со стихией старший лейтенант-инженер Г. Яковчук, Вторая группа, которой командовал старший лейтенант-инженер В. Грицай, была в резерве, в готовности в любой момент   включиться   в   работу.
Борьба за живучесть на корабле всегда начинается с разведки. В помещения горящего транспорта, плотно заполненные густым едким дымом, в термостойких костюмах ушли старшина 2-й статьи В. Наумов и старший матрос В. Веремей. Риск для разведчиков был большой. Здесь, на объятом огнем судне, в отличие от учебных полигонов, все было в «фактическом исполнении» — и пламя, и газы, и пары. И опасность — тоже.
Вот последовал первый доклад: «В машинном отделении выгорела верхняя палуба». «При движении соблюдать предельную осторожность,—отдаю приказание по рации разведчикам. — Сигнальный тросик держать втугую!».
Сквозь вентиляционные шахты быстро проложили в машинное отделение несколько пожарных магистралей. Переносные генераторы погнали по ним огнегасительную пену. Но пламя на транспорте не унималось. Как позже выяснилось, иностранные моряки, покидая судно, не успели загерметизировать переборки, люки и двери. С надстройки я видел, как стальной палубный наст, побагровев  от огня, вспучился.
Переборка от высокой температуры   начала   плавиться...
Страшное это бедствие — пожар на корабле. Развивается он очень быстро, подстерегая опасностями и неожиданностями на каждом шагу. Вокруг — настоящее пекло.
Проверив, что по времени мои товарищи дольше положенного находятся в зоне огня, приказываю первой смене покинуть горящие отсеки. Их место сразу занимают подчиненные офицера Грицая.
Мощные лафетные стволы извергают на верхнюю палубу горы пены, предотвращая доступ кислорода в нижние помещения. Но огонь упорствует. Вдруг недалеко от воинов, облаченных в изолирующее снаряжение с автономной системой дыхания, ухнул взрыв. Сквозь клубы копоти веером рассыпались брызги, расплавленного металла.
И в это время — новый тревожный доклад разведчиков: обнаружены баллоны со сжатым воздухом. Рядом — металлические бочки. Маркировка на них свидетельствовала — в емкостях бензин.
Это была самая критическая минута. Промедли военные моряки хоть минуту — неминуем взрыв. Но я-то знаю, на что способны мои товарищи, крепко верю в их выучку. Недаром же в морских походах мы, что называется, до седьмого пота отрабатывали учебно-боевые задачи, связанные с борьбой за живучесть кораблей. Быстро сработали товарищи, переместив бочки подальше от огня. Вызванный по моему докладу старшему начальнику пожарный катер стал охлаждать забортной водой металлические емкости.
...Более 10 часов аварийно-спасательные группы, сменяя друг друга, вели бой с огнем А потом еще немало времени ушло на выявление и ликвидацию всех тлеющих очагов. Наконец последовал доклад нашего командира: «Поставленную задачу экипаж выполнил. Пожар на борту иностранного судна ликвидирован. Военные моряки океанского спасательного судна готовы к выполнению очередных приказов командования».

Клионский Борис: "Хотелось бы, чтобы Юра Козлов написал о себе сам - всё-таки его служба сложилась довольно необычно. Особенно уход из "непыльной" адъюнктуры кафедры Истории военно-морского искусства училища Фрунзе в АСС СФ. А чего стоил его прыжок за борт плавбазы "Волга" в Саргассовом море для спасения упавшего за борт человека, который он совершил в курсантские годы? Только он ни за что не напишет - скромный."



Стоят. Слева направо: Юрий Козлов, пятый Сергей Бабанов, крайний справа Федор Гладков. В центре лежат Борис Клионский и Александр Калиничев.

Однокашники Юрия Александровича продолжают надеяться. А Юрий все такой же, скромный, надежный, трудолюбивый.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю