Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Комплексные решения по теплоизоляции

Комплексные решения
по теплоизоляции
для судостроителей

Поиск на сайте

Верюжский Н.А. Верность воинскому долгу. Часть 6.

Верюжский Н.А. Верность воинскому долгу. Часть 6.

Во-первых, родственные корни Безпальчева берут своё начало также из среды запорожских казаков. Во-вторых, к своей фамилии Константин Александрович относился очень ревностно, несмотря на то, что по русской орфографии допущена ошибка. Все попытки заменить букву «З» на букву «С» он отметал с негодованием. Причиной такого подхода, якобы, являлось подлинное происхождение фамилии. В.С.Штепа вспоминает, что по утверждению самого Константина Александровича, его фамилия произошла от прозвища казака, который по каким-то обстоятельствам то ли лишился права иметь, то ли потерял свою палицу (или булаву) – необходимый обязательный атрибут казацкого военного авторитета и власти. Обидное прозвище казака «БЕЗ ПАЛИЦЫ», вероятнее всего, в дальнейшем видоизменилось и закрепилось, как личная родовая фамилия. После распада Казацкой Сечи многие казацкие семьи разъехались по другим близлежащим и дальним территориям. Можно предположить, что предки Безпальчевых оказались на херсонщине, где он и родился.



Славянский Мир: Казачий спецназ

Если вспомнить те годы, когда даже какое-либо упоминание о казаках имело весьма негативное отношение, не говоря уж о родственных связях, то, можно считать, что такие разговоры могли происходить только среди надёжных людей. Тот факт, что капитан-лейтенант Штепа В.С. был назначен ответственным за организацию, подготовку и участие сводной роты нахимовцев в физкультурном параде 1947 года в Москве, как раз и подтверждает о большом доверии к нему начальника училища капитана 1-го ранга Безпальчева К.А.

Или вот был случай, когда Константин Александрович, не стесняясь своего высокого начальственного положения, самолично стал показывать нам, пятиклассникам, как можно быстро научиться плавать.
В те годы в училище не было плавательного бассейна для круглогодичного занятия плаванием. В летнее время после окончания учебного года все роты выезжали на два месяца в лагеря на так называемую летнюю практику. Нахимовцы жили по-походному в палатках, но в соответствии со строгим соблюдением распорядка дня, в течение которого занимались не только плаванием, но и различными видами лёгкой атлетики, флажным семафором, световой и звуковой сигнализацией, изучали флаги расцвечивания, вязали морские узлы, но главным в наших занятиях была почти ежедневная четырёхчасовая шлюпочная подготовка. В первый же летний лагерный сбор для тех, кто не умел плавать, проводились специальные занятия. На правом берегу Даугавы, почти у самого её устья, на острове Мангальсала, где тогда располагался наш лагерь, был обустроен временный плавательный бассейн.



Первоначальное обучение плаванию проводилось таким образом. (Снимки из личного архива нахимовца Фридриха Кузовкова).

Хотя я мог слегка держаться на воде всё-таки приехал с Волги, но, тем не менее, был определён в группу начинающих, которых набралось из нашей роты человек восемьдесять. На одном из первых занятий, когда преподаватель физкультуры проводил с нами разминку, потом долго инструктировал, как надо вести себя в воде, в этот момент к нашей группе подошел сам начальник училища. Узнав от инструктора, кто мы такие, и увидев наши испуганные глаза, Константин Александрович сказал, что первонаперво не надо бояться воды: она сама будет держать на поверхности. Он тут же разделся до трусов и прыгнул в воду, а затем перевернулся на спину и, широко расставив руки и ноги, слегка ими пошевеливая, оставался так лежать довольно длительное время. Затем преодолел несколько раз бассейн разным стилями плавания и, выйдя из воды, убедительно сказал, что моряки должны хорошо плавать.



Самостоятельное плавание в бассейне свободным стилем. (Снимок из личного архива нахимовца Фридриха Кузовкова).

От такого показательного мастер-класса нашему восхищению не было предела, да и страху поубавилось. Во всяком случае, мы все к концу пребывания в летних лагерях научились не только плавать, но и участвовали в межротных соревнованиях по плаванию вместе со всеми. Для меня плавание стало одним из любимых видов спортивных занятий.

Хочу вспомнить ещё одну историю, которую рассказывал Константин Александрович Безпальчев, о том, как получил от Наркома по военным и морским делам К.Е.Ворошилова благодарность. Для придания убедительности этой истории я привёл некоторые подлинные исторические факты.
То, что он, будучи мичманом, служил на крейсере «Россiя» и принимал участие в боевых походах в Первую империалистическую войну на Балтике, а затем в годы революции был среди тех морских офицеров, которые, спасая корабли Балтийского флота от гибели, осуществили беспримерный ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт, мы знали из устных неоднократных пересказов друг другу. После Гражданской войны и непродолжительной службы командиром канонерской лодки в составе Онежской флотилии Константин Александрович Безпальчев был переведён на Черноморский флот, где в 1925 году получил под своё командование эскадренный миноносец типа «Новик».
К 1930 году в составе Морских сил Чёрного моря (МСЧМ) было всего восемь надводных кораблей основных классов, в том числе линейный корабль «Парижская коммуна», два лёгких крейсера «Червона Украiна», на котором с 1926 г. по 1929 г. в должности старшего вахтенного начальника, а с 1933 г. по 1936 г. командира корабля служил Н.Г.Кузнецов, и «Профинтерн», а также пять «новиков», одним из их числа командовал опытный морской офицер К.А.Безпальчев.



Эсминец «Петровский», которым К.А.Безпальчев командовал с июня 1926 по февраль 1930 г. Фотография предоставлена С.Н.Харитоновым.

Так вот, рассказ Константина Александровича относился к событиям того времени. Хорошо известно, что в те годы Севастополь часто посещал не только Нарком по военным и морским делам К.Е.Ворошилов, который с большим интересом и гордостью относился к морякам, но и партийное и государственное руководство страны. Командиры эсминцев заметили, что лихому кавалеристу Климу было по душе наблюдать красивую, смелую, эффектную, но крайне опасную швартовку кораблей кормой к причальной стенке чуть ли не на полном заднем ходу. Некоторые командиры эсминцев стали отрабатывать такие действия при швартовке, дабы порадовать весёлого и бравого Наркомвоенмора.
Следует сказать, что швартовка корабля кормой к причалу требует тщательной подготовки, большого опыта и слаженных действий боцманской команды и всего экипажа. Инструкциями такая швартовая операция предусматривала маневрирование корабля с особой осторожностью на самом малом ходу с отдачей двух или, в крайнем случае, одного якоря.
Как рассказывал сам Константин Александрович, ему неожиданно представился случай проявить своё морское лихачество.
Однажды, возвращаясь в базу после очередного морского похода, при подходе к причальной стенке для швартовки командир эскадренного миноносца «Петровский» К.А.Безпальчев увидел на пирсе группу военных, среди которых находился сам К.Е.Ворошилов.



ПЕРВЫЙ КРАСНЫЙ ОФИЦЕР

Ну, смотри, Нарком, как швартуются настоящие моряки! возможно, так подумал уверенный в себе командир корабля.
Морской выучкой Константин Александрович обладал отменной, швартовая команда знала свои действия «на зубок», боцман опытнейший. На виду высокого начальства эсминец на полном заднем ходу мчался на причальную стенку и вдруг, когда до берега оставалось несколько десятков метров, загрохотала якорь-цепь, ушедшего на дно якоря, и корабль, содрогаясь от изменения режима работы машин, почти остановился, а из под кормы от работающих винтов поднялся метровой высоты кипящий и бурлящий водяной вал, который в следующий момент ударился о бетонную стенку и, частично выбросившись на берег, омыл территорию прилегающего причала. Послушный умелым и решительным действиям командира боевой корабль под действием ослабевающей инерции замедлил своё движение и, мягко прижав кранцы к стенке, остановился. Пока наблюдавшие в восторге приходили в себя от увиденного, швартовные концы с эсминца были поданы и закреплены на берегу, незамедлительно был спущен трап, по которому бодро вышагивал командир эсминца «Петровский» Константин Александрович Безпальчев для доклада о выполнении своего задания. Наркомвоенмор К.Е.Ворошилов не удержался от похвалы за смелые и чёткие действия всего экипажа, а командиру корабля объявил благодарность.



« Эскадренный миноносец «ПЕТРОВСКИЙ» (Рисунок нахимовца Александра Шаурова)»

Возьму на себя ответственность утверждать, что назначение в 1945 году на должность Начальника Рижского Нахимовского Военно-Морского училища капитана 1 ранга К.А.Безпальчева, который к тому времени несколько лет командовал Горьковским подготовительным Военно-Морским училищем, не обошлось без личного решения Наркома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.
На мой взгляд, интересен такой факт, когда после упразднения Наркомата ВМФ в 1946 году, Н.Г.Кузнецов, переживая один из самых сложных периодов своей службы, около года исполнял обязанности начальника Управления ВМУЗов. В этой должности в 1947 году он посетил РНВМУ. Начальник нашего училища капитан 1 ранга К.А.Безпальчев, подчёркивая выдающиеся заслуги и глубокое уважение Адмиралу Флота Советского Союза, Герою Советского Союза Н.Г.Кузнецову, организовал торжественный приём на самом высоком уровне с построением всего личного состава училища и выносом Знамени.



Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов. Командовал Военно-Морским флотом в годы Великой Отечественной войны.

По всей вероятности, в приватной беседе два заслуженных морских офицера вспоминали свою флотскую службу двадцатилетней давности на Черноморском флоте. Совсем не случайно, думаю, в своей книге «Накануне», опубликованной уже через двадцать лет после этой встречи, Н.Г.Кузнецов написал о командире эскадренного миноносца «Петровский» К.А.Безпальчеве как о «человеке строгом и любящем порядок во всём» и одновременно тут же шутливо напомнил произошедший на рейде Севастопольской бухты со шлюпкой этого эсминца забавный случай, который любил с юмором часто пересказывать в кают-компании штурман крейсера «Червона Украiна» Ю.А.Пантелеев (впоследствии адмирал).
Полагаю, что о К.А.Безпальчеве Н.Г.Кузнецов вспомнил значительно раньше (разве уважительное отношение и товарищеская поддержка в трудные минуты забывается), когда он был восстановлен в прежнем воинском звании и в 1951 году назначен Военно-Морским министром СССР.
В связи с появлением новых тенденций в развитии подводного флота и строительством атомных подводных лодок, инициатором которых являлся Н.Г.Кузнецов, возникла необходимость в дополнительной подготовке офицерских кадров. Во второй половине 1951 года в Риге стало создаваться Второе Балтийское Высшее Военно-Морское училище подводного плавания, командиром которого в декабре 1951 года был назначен К.А.Безпальчев, вскоре получивший звание «контр-адмирал».
Парадокс истории заключался в том, что Константин Александрович, являясь родоначальником и создателем нашего Нахимовского училища, стал как бы невольным «губителем и разрушителем» своего же дорогого детища.



Центральный вход в учебный корпус. Центральный вход в Учебный корпус Рижского Нахимовского училища.

Рижское Нахимовское Военно-Морское училище просуществовало всего восемь лет с 1945 года по 1953 год, произведя пять официальных выпусков. Я, проучившись в его стенах шесть лет, являюсь выпускником последнего, юбилейного, пятого выпуска, состоявшегося в июне 1953 года. А буквально через пару месяцев директивным указанием от 26 августа 1953 года наше училище было расформировано и прекратило существование. Считается, что РНВМУ за все годы своей деятельности подготовило и выпустило 398 «питонов»-нахимовцев, списки которых, как мне известно, занесены на «Доску выпускников Рижского Нахимовского училища», которая находится в ныне единственном на всю нашу морскую державу Нахимовском Военно-Морском училище в Санкт-Петербурге, хранящем традиции нахимовцев прежних поколений.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю