Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Поиск на сайте

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 51.

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 51.

Чуликанов Вячеслав. Окончание.

Мне особенно импонирует его роман "Баязет" (1961).
Факт выхода в свет этого романа почти все историки и критики проигнорировали. Более того, прошло 40 лет после издания этого замечательного произведения, но в печати не появилось ни одной, даже самой мизерной рецензии, самого минимального самостоятельного отзыва. Хотя роман был переиздан 11 раз общим тиражом около полутора миллионов экземпляров. Можно утверждать, что два поколения работников критического и исторического цехов нашей историко-филологичесокй науки находятся в глухой обороне как к роману, так и к его автору.
Всего же с конца 1950-х по 2000 год вышло более пятисот книг Пикуля общим тиражом полмиллиарда экземпляров. Как ёрничали на закате перестройки некоторые умники: "Коммунизм есть советская власть плюс пикулизация всей страны!" Разве после всего этого Валентин Пикуль не народный писатель?! Вот вам и пять классов образования. Вот вам и "юнга, склонный к свершению необдуманных поступков".
На общем фоне творчества Пикуля как Мастера в главах романа "Курс на солнце" даже непрофессиональным взглядом нельзя не заметить ученических стараний автора, не почувствовать его робких, наивных поисков собственного стиля, манеры и языка повествования. В этом произведении нет ещё богатства литературных средств и приёмов, свободы и раскрепощённости в их использовании, лёгкости владения сюжетом. Всё это пришло гораздо позже и далось очень дорогой ценой. Очень дорогой!.. Все, кто общался с Валентином Саввичем в 1970 — 1980-е годы, вспомнят, как он любил делиться своими находками (выдержками, цитатами) из классиков. Одна — из А.П. Чехова: "То, что аристократам давалось рождением, разночинцам — ценой молодости...". Как же он радовался, находя у знаменитых предшественников подтверждение своим мыслям о значимости (и заслуженности!) ступеней своего интеллектуального восхождения!



«Это Пикуль!» | Город | «Вечерний Мурманск»

Обнаружив около 10 лет назад отрывки романа, опубликованные в забытом ныне источнике, я неоднократно порывался поделиться своей находкой, но всякий раз останавливался перед вопросом: стоит ли? Не окажет ли извлечение на свет Божий несовершенного текста "медвежью услугу" писателю, не повлияет ли на установившуюся оценку его творчества в целом? В конце концов я пришёл в выводу, что поступок мой не является предосудительным, скорее, наоборот.
Я убеждён: никогда Пикуль не был пятиклассником. Это всего лишь формальный взгляд на него как на личность. И не было в его жизни каких-то надуманных кризисов. А был молодой человек, не получивший из-за войны среднего образования, но с большими творческими задатками, с не раскрытым до поры талантом. Военная среда, поставив Пикуля в суровую годину испытаний в один ряд с мужественными защитниками Отечества, изменила весь облик его отрочества. Эта среда способствовала возникновению у него обострённого взгляда на сей несовершенный мир, на роль и место в нём человека, на собственную судьбу и судьбы окружающих людей, на историю своей Родины, наконец.
Весь жизненный и литературный путь Пикуля — это тернистый и н е п р е р ы в н ы й путь к вершине человеческого духа; крутая тропа к полной самореализации в хаосе разбросанных на ней препятствий, которые с фантастическим упорством, беспредельным фанатизмом и верой в себя всю жизнь преодолевал!

Чучкалов Сергей Михайлович



Малый охотник типа "МО-2"

Алексей Офицеров, Иван Дудоров. Мой дедушка – юнга с Соловецких островов. Воспоминания. Размышления. Книгу можно скачать на сайте АЛЬМАНАХ "СИЯНИЕ ЛИРЫ".  Три части: http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud.pdf http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud2.pdf http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud3.pdf.

Звено катеров МО-413 и МО-401 под командованием капитан-лейтенанта Чубучного несло дозор в заданном районе Финского залива. В ночь на 14 мая 1944 года сигнальщик и наблюдатели на боевых постах верхней палубы обнаружили пять силуэтов вражеских катеров, идущих в северо-западном направлении.
Колокола громкого боя, разорвав тишину в отсеках, известили боевую тревогу. Сигнальщик Сергей Моисеев доложил:
– Пять катеров в строю кильватера идут в район нашего фарватера.
Противник превосходил нас по численности, но, по всей вероятности, не замечая нас, идёт прежним курсом и той же скоростью. В сложившейся ситуации командир звена принял решение использовать внезапность и атаковать.
Радист Гречишников передал оповещение о появлении противника:
– Иду на сближение.
Дистанция между нашими катерами и противником сокращалась. Сигнальщик докладывает:
– Противник дает запрос сигнальным фонарем.
Командир:
– Продублировать их сигнал! Береснев! Дай радиограмму: “Вступаю в бой, прошу поддержки”.



Катера МО Краснознаменного дивизиона в походе. Апрель 1943 г. (Северный флот).

И чтобы упредить противника, даёт команду:
– Носовое и кормовое орудие, правый борт... дистанция... осколочно-трассирующим огонь!
Озаряемые вспышками орудийных выстрелов два наших «Охотника» устремились на врага. Противник также начал стрельбу. Трассирующие пули и снаряды проносились то ближе, то дальше от наших катеров. Осколок разорвавшегося снаряда пробил борт МО-413, срезав щит управления правым двигателем...
С мостика громко в мегафон:
– Электрик, в машинный отсек!
Я стремглав в люк кормового машинного отсека. Правая рука Вани Климова на рычаге регулировки оборотов среднего двигателя. Левую он оторвал от ручки репитора машинного телеграфа, показывает на лаз в носовой отсек. Быстро в лаз. Щит управления правым двигателем отброшен и болтается на тросиках привода подачи топлива в цилиндры мотора.
Главстаршина Лапин и моторист Володя Елисеев пытаются зафиксировать обороты, не дать заглохнуть – без щита управления двигатель не завести.
Из бачка зашприцовки (из этого бачка впрыскивается бензин в цилиндры при запуске двигателя) вылился бензин в развал блока 12-цилиндрового мотора. Бензин вспыхнул, очевидно, искра от магнето (16000 вольт) прошила экранированный шлейф проводов. Загорелись всасывающие патрубки, огонь начал распространяться по лабиринтам двигателя.
Решение приходит помимо сознания, хотя в мыслях… За переборкой более 6 тонн бензина… Не дать распространиться огню. Асбестовыми матами накрыли языки пламени, но очаги огня то в одном, то в другом месте возникали вновь. Применили все подручные средства, вплоть до капковых бушлатов. Лишенный притока воздуха огонь спал и вовсе погас… Обороты двигателя не регулировались, тахометр показывал 800-900 оборотов в минуту, что соответствовало малому ходу, но реверс работал, и можно давать передний и задний ход…
Наши комендоры и пулеметчики стреляли по целям с предельной скорострельностью. На одном из вражеских катеров разорвался осколочно-фугасный, полоснуло пламя, и фашистские катера начали уклоняться от разящих выстрелов. Поставив дымовую завесу, они отошли в финские шхеры.



Малый охотник типа МО-2

Через некоторое время в северо-западном направлении от острова Лавенсари произошла перестрелка катеров. Командир перевёл ручки машинного телеграфа на «Полный вперед», и катер стремительно направился к месту очага перестрелки.
Сигнальщик Моисеев, всматриваясь в бинокль, доложил: “Прямо по курсу три силуэта”, – распознав в них фашистские катера...
Слышны глухие взрывы, сопровождающиеся быстро угасающими языками пламени. Командир отделения комендоров Бойко доложил о готовности орудий к бою. Но бой не состоялся. Вражеские катера поспешно уходили.
При обследовании района взрыва установили, что погиб сторожевой катер СКР-122. На борт подняли двух матросов. Они были ранены и держались на воде в капковых бушлатах. (Бушлат способен держать человека на воде до 8 часов.) Спасенные матросы рассказали, что, получив приказ выйти в район завязавшегося боя, командир взял курс к нашей дозорной линии.
– Прямо по курсу обнаружили три катера противника. (Фашисты всегда вступали в боевые действия группой катеров по пять и более единиц и, можно полагать, что из пяти вражеских катеров два ушли в свои шхеры, а три оказались на встречном курсе с СКР-122).
Наш катер открыл огонь, но вскоре мы сами попали под шквальный обстрел автоматических пушек вражеских катеров. От прямых попаданий снарядов командир был убит, помощник ранен, матросы убиты или тяжело ранены. Катер потерял ход и управление. Один из немецких катеров, видя безжизненность нашего катера? стал подходить кормой для взятия нас на буксир и пленение. В этот момент радист сумел подползти к пулемету ДШК и дал очередь по немцам (на СКР данного типа крупнокалиберный пулемет установлен на баке, то есть перед рубкой).



Пулемет ДШК (ДШКМ) - Army.lv

Видя, что наши охотники быстро приближаются к месту боя, противник отказался от замысла пленить катер, да и плавающих моряков тоже, бросив несколько гранат на палубу и в открытый люк машинного отсека... Катер затонул. В район гибели СКР-122 подошёл МО-408, на борту которого был командир дивизиона капитан третьего ранга Лежепеков. Мы передали спасенных матросов на МО-408, получили приказ от командира дивизиона возвратиться в заданный район и нести дозорную службу.
Утро. На море полное затишье. Ничего не напоминало о событиях минувшей ночи, кроме вспученной и обгорелой краски на стволах пушек. Старпом Владимир Береснев обошел катер, дал некоторые распоряжения, увидел шинель, висящую на леерах:
– А это что? Юнга! Твоя?
Да, на погонах была буква «Ю». Эта шинель была с СКР-122. Её выловили ночью. На подкладке прочитали Чучкалов. Юнга – радист Сергей Чучкалов, это он, которого хотели отчислить из школы юнг, он входил в нашу группу при расписании юнг по кораблям, которой скомандовали: Кругом! Марш!» И вот, конечный экзамен. Выше этого проверочного испытания быть не может. Сергей Чучкалов дал последнюю очередь из пулемета, предпочел гибель фашистскому плену.

Справка Центрального Военно-Морского Архива от 14 апреля 2005 года № 7768

Юнга Чучкалов Сергей Михайлович 1926 г.р., уроженец города Благовещенска Башкирской АССР, прибывал в качестве юнги в частях Северного и Балтийского флотов с 29 сентября 1942 года по 14 мая 1944 года.
Погиб в бою с катерами противника на сторожевом катере МО-122 второго дивизиона сторожевых катеров Истребительного отряда Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района 14 мая 1944 года.
14 мая 1944 года сторожевой катер МО-122 был подожжен пушечно-пулеметным огнем противника. Возник пожар. СК МО-122 взорвался и затонул. Район гибели о. Сескар.



Маяк на острове Сескар

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю