Автор книги воспоминаний
В книгу вошли все четыре части, отражающие становление нахимовца, курсанта, офицера советского флота. Откровенные, интересные моменты нелегкой, наполненные трудом и морем, жизни курсантов ЧВВМУ им. П. С. Нахимова. Будни и учеба, товарищи, друзья, командиры и педагоги – все влилось в ярчайшее повествование о замечательном учебном заведении, которому совсем недавно исполнилось 70 лет, давшем стране большую плеяду высоко квалифицированных специалистов, офицеров Советского и Российского флота. Детализированная, исполненная любовью к своей профессии, неординарная манера изложения воспоминаний Николая Александровича подарит читателю незабываемые часы путешествия в мир будущих морских офицеров, в мир курсантов не таких уж и далеких 50-х. Будни офицера военно-морского флота СССР. Годы обучения в Военно-Дипломатической Академии Советской Армии - прочитав мемуары Николая Верюжского, хочется произнести одну фразу – «Так закалялась сталь!». А.Сирый.
Верюжский Н.А. Об отце.
Я уж не знаю, что со мной случилось, наверное, всё-таки повлияло появление фильма о Колчаке. Мне показалось, почему бы не рассказать о моем самом близком родственнике - участнике Гражданской войны, об отце. Ведь вспоминали о дедушке Игоря Касатонова - кавалеристе времён Первой мировой. У меня, конечно, не династия, но всё же.
Мой папа, Верюжский Александр Николаевич, родился в 1893 году в городе Тотьма Вологодской губернии (бывший Северный край) третьим, но не последним ребенком, после него в семье было ещё трое детей. Когда Александру исполнилось шесть лет, в 1899 году родители переехали к новому месту жительства в город Плёс Костромской губернии. Первоначальное воспитание и обучение с 1904 по 1908 год он получил в Плёсском городском начальном училище.
Однако из-за материальных затруднений в семье продолжать образование в Гимназии или Реальном училище не представилось возможности. Александр переехал к родственникам своей мамы - Кузнецовым, проживающим в городе Тотьма, где продолжил обучение в Тотемской учительской семинарии, после окончания которой в 1913 году, удостоился звания учителя начального училища. В течение двух с половиной лет учительствовал: в земской начальной школе (деревня Серково, Даниловский уезд, Ярославская губерния) и двухклассном училище Министерства Народного Просвещения (село Ермаково, Пошехонский уезд, Ярославская губерния).

В феврале 1916 года был призван на действительную военную службу, служил рядовым в запасном полку в Новгороде Великом. По решению командования полка в начале 1917 года направлен в Петроград (ныне Санкт-Петербург) для обучения во Владимирском военном училище.
По окончании обучения из юнкеров Владимирского военного училища в сентябре 1917 года был произведён в прапорщики. В декабре этого же года направлен в Ярославль для прохождения службы в должности младшего офицера с правом ношения холодного и огнестрельного оружия в 16-ую роту 209-го пехотного запасного полка. В январе 1918 года из армии демобилизован.
В августе 1918 года на основании предписания военкома Даниловского уезда Ярославской губернии призван в Рабоче - Крестьянскую Красную Армию (РККА) и в ноябре этого же года по решению Ярославского губвоенкома направлен в распоряжение штаба Восточного фронта.

Бойцы РККА в Гражданскую войну (1918-1921). Первый слева в нижнем ряду А.Н.Верюжский.
С 1918 года по 1921 год служил в штабе 79-ой бригады 27-ой стрелковой Краснознамённой Омской дивизии, в составе которой принимал участие в боевых действиях против Колчака на Восточном фронте. Затем бригада была переведена на Западный фронт, где действовала в боях против белополяков.
Так вот. 27-ая дивизия на Восточном фронте считалась не менее известной и боевой, чем 25-ая Чапаевская дивизия. Наибольший почёт и боевую славу 27-ая дивизия получила за беспримерный героический подвиг при взятии Омска, из которого в панике и полном беспорядке драпали колчаковские войска.
В те годы основные боевые действия для взятия крупных городов и населённых пунктов в основном велись вдоль дорог: крупные подразделения войск и артиллерия передвигались по железной дороге, пехотные части, как правило, используя гужевой транспорт, перемещались летом на повозках, а зимой на санях и, обнаружив неприятеля, вступали в бой.
Генералы-колчаковцы убеждали Верховного правителя, что Омск они удержат, во что бы то ни стало, ожидая наступления Красной Армии по главным направлениям в обход города, сосредоточив там основные свои силы.
Однако командование Красной Армии приняло решение действовать не по шаблону. Перед 27-ой дивизией стояла невероятно трудная задача: совершить в кратчайший срок многокилометровый пеший бросок с полной боевой выкладкой и боезапасом по глубокому снегу замершего Иртыша и к рассвету 13 ноября 1919 года освободить Омск от колчаковских войск. Завязался бой. Основные силы Красной Армии своевременно подоспели на помощь, вступили в бой и в ночь на 14 ноября было полностью завершено освобождение Омска.
Сибирские белогвардейские части, усиленные белочехами и другими иностранными формированиями, уже не могли оказать большого сопротивления Красной Армии. Колчак со своим штабом позорно бежал незадолго до взятия Омска красноармейскими частями, а в Иркутске был арестован, заключен в тюрьму и 15 января 1920 года расстрелян. Жалкие остатки некогда крупного Сибирского белогвардейского соединения продолжало своё движение на восток, которое теперь напоминало больше похоронную процессию, неся к Великому океану, как к кладбищу, свои несбывшиеся чаяния и мечты.
За освобождение города Омска 27-ая стрелковая дивизия была награждена революционным Красным знаменем, получила почётное наименование Омская. Об этом событии появились стихи и песни. В те моменты, когда по радио говорили и исполнялись песни о боевых делах 27-ой Краснознаменной Омской стрелковой дивизии в Гражданскую войну, папа всегда обращал внимание, что в этой дивизии он служил и воевал.