Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Системы контроля и индикаторы для авиации

Импортозамещенные
бортовые системы
для боевой авиации

Поиск на сайте

Воспоминания питомцев адмирала Н.Г.Кузнецова. Ю.В.Солдатенков, И.С.Филатов, О.С.Филатов. Часть 5.

Воспоминания питомцев адмирала Н.Г.Кузнецова. Ю.В.Солдатенков, И.С.Филатов, О.С.Филатов. Часть 5.

Из тетради для сочинений по литературе (воспитанник 23 класса Солдатенков Юрий). Окончание.

«Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие.
Память о вас никогда не умрёт»

(Надпись на памятнике на Сапун-горе в честь героев, погибших при штурме Севастополя 7—9 мая 1944 года).

«Родной Севастополь, любовь моряка!»

(Из песни «Родной Севастополь», слова С. Алымова, музыка В. Макарова).



Алымов Сергей Яковлевич. SovMusic.ru

Поезд несётся по железной дороге, узкой лентой извивающейся между горами. Со всех сторон видны остроконечные вершины Крымских гор, соединяемые хребтами, которые часто прорезаются узкими и глубокими долинами. Внимательный глаз может то тут, то там заметить следы войны. На возвышенности появляются полуразрушенные траншеи, расколотый купол ДОТа. Глубоко внизу, под мостом, на самом дне долины, лежат обгоревшие и поломанные вагоны. Все эти обломки свидетельствуют об упорных боях на подступах к Севастополю. Вот поезд вырывается из тоннеля, и внезапно отодвинувшаяся гора открывает величественный вид на море. Оно лежит, как огромная чаша, полная вина, искрящегося на солнце. Лёгкий ветерок гонит волны к берегу; встречая на пути прибрежные камни, они шелестят нежно и тихо, словно боясь нарушить спокойствие моря и берегов.
Несколько минут поезд едет по берегу моря, затем вид на него закрылся горами, и вдруг совершенно неожиданно показался Севастополь. Город герой, слава о котором гремит в песнях, как я ждал этой встречи с тобой! Я представлял тебя прекрасным, но ты оказался ещё лучше. На прибрежных холмах стоят дома, зеленеют бульвары, но нет! Это не бульвары и дома, это памятники, бессмертные памятники героическим защитникам славного города. Со звериной злобой рвались фашисты в Севастополь, но севастопольцы встали непроходимой стеной на защиту родного города. Немцы не оставили камня на камне в осаждённом городе, обстреливая его из орудий, осыпая его бомбами, но вот прошло 5-6 лет, и город опять стал таким же как прежде, даже ещё красивее.



Художник Александр Дейнека - Живопись. "Оборона Севастополя". 1942.

Знакомясь с историей Севастополя, с его героическим прошлым, я узнал очень много интересного. Вот легендарный Малахов курган, имевший огромное значение при защите Севастополя и в Крымскую, и в Великую Отечественную войну. На вершине кургана стоял памятник Корнилову и обозначено место ранения Нахимова. Немецкие варвары разрушили их, но советские люди поставят там памятник лучше прежнего. С Малахова кургана виден весь Севастополь с окрестностями. На востоке возвышается Сапун-гора, важный оборонительный рубеж, на севере - Кельбекская долина и Мекензиевы горы. На другой стороне Северной бухты стоит памятник над братской могилой двадцати семи тысяч защитников Севастополя во время Крымской войны. В восточной части города, на Историческом бульваре, стоит Четвёртый бастион и севастопольская панорама. Эта панорама - величайшее сооружение, изображающее Севастополь во время первой осады. В центре здания панорамы находится площадка в десять квадратных метров, а по сторонам - огромнейшая картина. Если стоишь в центре, то кажется, что находишься на Малаховом кургане, а вокруг раскинулся Севастополь. Эту панораму выполнил Ф.А.Рубо с учениками в начале XX века. Гитлеровцы варварски разрушили панораму, но всё же часть её удалось спасти. Теперь над её восстановлением работает заслуженный деятель искусств М.И.Авилов, ученик Ф.А.Рубо. В середине Исторического бульвара стоит памятник строителю севастопольских укреплений инженеру Тотлебену. защитнику Севастополя в Крымскую войну.



Здание панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.». Дата основания 1904.

На Матросском бульваре, расположенном на прибрежных склонах, почти у самого моря, стоит красивый памятник командиру героического брига «Меркурий» капитан лейтенанту Казарскому. Под его командованием восемнадцатипушечный бриг одержал победу над двумя турецкими фрегатами. На бронзовом пьедестале возвышается триера - эмблема корабля, а под нею - портрет Казарского и надпись: «Потомству в пример». [Командир брига Казарский приказал комендору Ивану Лисенко: «А попади-ка ты, братец, ему в ватерштаг, чтоб у него бушприт задрало и паруса посыпались!». И славный комендор Лисенко первым и единственным выстрелом из своей 28-ми миллиметровой пушчонки (правда, нарезной!) перебил ватершгаг, и турецкий корабль потерял ход.



Ватерштаг - канат, крепящий бушприт к носу судна.

Такой выстрел привёл бы в восторг нашего великого Петра, которому приходилось в свое время писать такие указы: «Который артиллерист плохо стреляет, то привязать его к мачте и бить батогами до тех пор, покуда тот не уразумеет, что артиллерия есть искусство, а не гром един»]. Но самым величественным памятником Севастополя является памятник затопленным кораблям. У входа на севастопольский рейд, в море, сооружена скала, на которой стоит мраморная колонна. На вершине колонны простёр свои крылья могучий орёл, держащий в лапах лавровый венок. Эта скала с орлом на колонне сооружена в память кораблей, затопленных у входа на рейд в 1854 году, чтобы преградить врагу путь в севастопольскую бухту. Памятник этот стал эмблемой героического города Севастополя, это символ бесстрашия, символ любви к Родине. На другой стороне Северной бухты, напротив памятника погибшим кораблям, стоит памятник защитникам Севастополя во время Великой Отечественной войны; на Мекензиевых горах - памятник пяти морякам черноморцам, ценою жизни остановившим немецкие танки. Да разве напишешь обо всех памятниках Севастополя! Каждый дом, каждый камень, каждая пядь земли обильно полита кровью севастопольцев. Само слово «Севастополь» стало символом мужества, стойкости, бесстрашия, патриотизма.



Адамсон, Амандус Генрих

Но геройская слава Севастополя не только в его прошлом. Героика строительных будней не менее прекрасна. В самый кратчайший срок из руин вырос красивый город, являющийся самым лучшим памятником его защитникам. Ведь они сражались за то, чтобы ещё краше расцвела на земле жизнь, чтобы любимый город гордо высился на родной земле, и никакой захватчик не посмел посягнуть на его честь.
Боевая слава Севастополя воспитывает в каждом советском человеке самые прекрасные черты: любовь к отечеству, ненависть к врагам, стойкость, мужество. Советские моряки свято чтят память о героях севастопольцах, поддерживают славные морские традиции. Поездка в Севастополь оказала очень большое влияние на моё воспитание. Своими глазами увидел я места героических боёв за родную страну, подробно узнал о прошлом Севастополя. Я полюбил этот прекрасный город, его памятники, его славное прошлое.
И если какой-нибудь захватчик попытается напасть на нашу страну, на наши прекрасные города, дороже которых для нас нет ничего на свете, я встану в ряды защитников и буду драться с врагами так же, как дрались русские моряки.
Так пусть же во веки веков стоит Севастополь, сияя бессмертной славой, и пусть имя его приводит в трепет наших врагов! Слава Севастополю!

(Комментарий учительницы русского языка и литературы М.Кузнецовой красным карандашом: «Очень хорошо раскрыли тему, логично, интересно, хороший стиль. 5».

Поездка в Краснодон



Сцена из спектакля "Молодая гвардия" в Театре-студии киноактера. - Молодая гвардия

На обратном пути из Севастополя в г. Энгельс (а везли нас в теплушках тоже три недели!) наш военный эшелон застрял на станции Нижняя Дуванная. В 7 км находилась станция Верхняя Дуванная. Появился кто-то из офицеров-воспитателей и предложил, воспользовавшись «отсидкой», побывать в легендарном Краснодоне. Откликнулись человек двадцать. Все были в робах (летняя повседневная одежда воспитанников). Нас подбросили на каком-то товарняке до станции Верхняя Дуванная, мы построились и двинулись бодрым шагом в направлении Краснодона. Вдруг слышим: «Эй, морячки! Вы куда?» «В Краснодон» «А чего пешком-то?» «А на чём ехать то?» «Садитесь к нам!». Некоторые набились в будку машиниста, кое-кто повис на подножках, а некоторым пришлось залезть в бункер, на уголёк. В наши, современные дни. трудно представить себе, что эти трое, славные ребята, не только подбросили нас в Краснодон, но и подождали нас, пока мы не совершили долгую экскурсию. Матери Олега Кошевого дома не было, она поехала в пионерлагерь, зато мы побывали в домике Серёжи Тюленина и поговорили с его мамой, видели его личные вещи, шахматы на доске, ... Но когда нас подвели к шурфу глубиной в 53 метра, в который бросали молодогвардейцев во время казни (а уже начались сумерки), всех нас обуял ужас. Ведь здесь погибали наши сверстники, славные парни и девушки! И только много десятилетий спустя выяснилось, что подростки - герои были преданы тремя взрослыми людьми (см. газету «Новый Петербургъ» № 9 от 26.02.2004, автор - Набойщиков). Паровозная бригада ожидала нас, и тем же путём нас вернули к своему эшелону. Все трое авторов всю свою жизнь помнят такую поездку.

Стихи саратовских подготов

Два стихотворения А. Н. Харламова, не вошедших в «Сборник стихов подготов» [5].




Первый майский парад СВМПУ (01.05.1948.) - с военно-морским флагом (это фото прислал из Севастополя выпускник СВМПУ 1948 г. Р.Е.Воронов).

Воскресная тренировка к параду

Ещё губам опухшим горячо,
В ушах звучит цыганское контральто,
А я уже затопал по асфальту,
Свой карабин закинув на плечо.
Сосед о чем-то горестно вздохнул:
«Эх, повторить бы эту ночь сначала!»,
Но тут запел заливисто Мочало:
«Для встречи справа, слушай, на краул!».
Сто сонных лиц направо повернулось,
Уставив в небо мутные зрачки,
Взревел оркестр, и мрачно потянулось
Ученье, затоптались морячки.
Свой собственный скелет не донести:
С похмелья каждый шаг, что в череп молот!
Мочало, друг, ты был когда-то молод,
Уйми оркестр и в кубрик отпусти!

1953, Ленинград.

Примечания:
а) Мочало - полковник, начальник кафедры общевойсковой подготовки.
б) В октябре 1954 года - первенство ВМУЗ по гребле на шестивесельных ялах. ЮВС - левый загребной, единственный из всей команды гребцов минно-торпедного факультета 1-го ВВМУПП, не побывавший накануне на свадьбе, и посему не имеющий специфического «выхлопа». Первое место взяли, но результат был на уровне 2-го спортивного разряда (Пить вредно! А уж курить - тем более!). Олег Стрижак спел гимн шлюпочным гонкам [10, с. 63 69, 257].



Привычное дело: Волга - и мы на шлюпках (фото Мамаева).

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю