Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение при производстве БПЛА

"Эникс" импортозаместил
"начинку"
беспилотников

Поиск на сайте

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 74.

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 74.

Кудрин Николай Михайлович. Окончание.

Замечательный французский писатель Сент-Экзюпери очень метко сказал, что все мы родом из детства. Но далеко не все сохранили чистоту, чуткость души, искренность, свежесть чувств, которыми в детстве наделяет нас природа. Многие огрубели душой, стали черствыми, равнодушными, эгоистичными.



Антуан (второй справа) с братом и сестрами. - Антуан де Сент-Экзюпери. - "КАРАВАН ИСТОРИЙ", июнь 1999

У Кудрина же до конца его дней душа оставалась чуткой, полной доброты, любви и нежности. Это в сочетании с природным музыкальным талантом и дало ему возможность создать такие замечательные, наполненные солнечным теплом и светом песни, как "Перепелка", "Деревенька моя", "Хлеб - всему голова", которые сразу покорили сибиряков, а потом и всю Россию.
Но при всей своей славе Николай Михайлович был очень скромным, простым человеком. И обстановка в его новосибирской квартире по улице Кошурникова, в доме № 10, где он жил последние годы, тоже была очень скромной, типичной для рядового труженика, выходца из русского сибирского села, с которым он сохранил связь и после переезда в город. Песни Кудрина в большинстве своем были посвящены селу. И создавал он их за простым, деревенского типа, деревянным столом, который вместе с тем служил ему и столом обеденным. Сдвинув записи на нотной бумаге в одну сторону стола, на другую его сторону он ставил тарелки с едой. А рядом на тумбочке, под рукой, стоял неразлучный друг его жизни - баян. Так что можно сказать, что и трапезу Николай Михайлович совершал без отрыва от своего композиторского производства...
Кудрину пришлось испытать много трудностей, перенести много невзгод и в юности, и в зрелом возрасте, когда он работу в филармонии сочетал с учебой на заочном отделении Московского института культуры, пробивая вместе с тем дорогу для публикации своих песен. И эти невзгоды отрицательно сказались на его здоровье. Последние годы он стал часто болеть.
Рослый, кряжистый, во время выступлений на концертах он казался здоровяком. Но мы, его друзья, знали, что здоровье у Николая ухудшается. Однако он не сдавался. Проходил курс лечения в поликлинике или, когда становилось особенно плохо, в областном госпитале для ветеранов войны. И снова садился за свой рабочий стол. Творил. Писал музыку новых песен, пока "скорая помощь" не увезла его в больницу. И там, в реанимации, 28 августа 1997 года Николай Михайлович умер, не дожив немного до 70 лет.
Но песни его живут. И в них продолжает на вечерней заре кричать перепелка, колышутся под ветром хлебные нивы, зовет к себе русская деревенька "в веснушках черемух", слышится звон ручья, шелест листьев на деревьях, плывут в океанах рассветы, закаты... И все это сливается в чудесную гармонию звуков, пробуждая в сердце все самое сокровенное. Вот почему автор этих звуков так близок и дорог народу. Вот почему его песни поет Россия. И очень хорошо, что в Новосибирске, по решению мэрии, в день рождения Николая Михайловича, 19 декабря, стали проводить праздники Кудринской песни. И хотя декабрь - месяц зимний, холодный, но праздники эти проходят с таким теплом и светом на душе, как будто зори вешние. Потому что такими являются сами песни, написанные Кудриным.
А в конце 2000 года произошло еще одно знаменательное для памяти о нем событие. После опроса новосибирцев Николай Михайлович Кудрин, как один из самых популярных и достойных наших земляков, стал "Гражданином ХХ века Новосибирской области". Затем его именем была названа одна из улиц Новосибирска, появившаяся в городе в новом столетии. Она закрепила память о нашем любимом народном композиторе Кудрине и для будущих поколений сибиряков.

Леснов Вячеслав Васильевич

От юнги до капитана. Валентина ВИЛЬЧЕК, специально для "В". - Рыба Камчатского края. 04.09.2002.

В 12 лет Слава Леснов поднялся по трапу на шхуну "Капитан Воронин", принадлежащую "Дальзверотресту". Шел 1940 год, и в экипажах многих судов работали мальчишки - юнги. Бойкий пацан не чурался никакой работы, был матросом, поваренком на подхвате у кока, грел воду для зверобоев, возвращавшихся в конце дня с богатыми трофеями моржового жира, мяса, шкур и клыков.
Детство Вячеслава прошло в городе Владивостоке на знаменитой Миллионке. Все свободное время он с мальчишками, такими же сорванцами, как и сам, проводил на море. Гурьбой бегали на Набережную, купались, загорали, ловили рыбу, и многие из них прямо из детства заступали на морскую вахту, чтобы помогать семьям.



Марсельские рефрижераторы ("Волга", "Нева", "Кубань", "Рион")

Когда началась война, поредели экипажи судов. Часть моряков была мобилизована на военный флот, часть ушла на фронт. Трехсотый приказ наркома морского флота П. П. Ширшова открыл двери школ мореходного обучения. С 1943 года мальчишки, надев курсантскую форму, через два-три месяца, окончив ускоренную подготовку, вливались в штат Дальневосточного пароходства. Вячеслав Леснов после окончания мореходки получил назначение на пароход "Кубань" и на нем первым рейсом в должности кочегара оказался в порту Сан-Франциско. В Америке перешел на либертос "Баку", полученный по ленд-лизу, и полтора года ходил на нем, в основном в Штаты, да еще успел один месяц отработать палубным учеником у легендарного капитана Анны Ивановны Щетининой на "Жане Жоресе", а в 1945-м получил назначение на пароход "Ванцетти". Так началась одиссея юнги, поднявшегося впоследствии в своей карьере на капитанский мостик. Но это будет потом, когда отгремят залпы победы, пройдет пять лет срочной службы на ТОФ, где, не теряя времени даром, Вячеслав окончит десятилетку, да еще там же художественную студию, и после учебы на курсах штурманов маломерных судов при ДВ пароходстве и окончания Дальрыбвтуза с дипломом капитана он отработает на море десятки лет. Вся же его морская вахта будет длиться почти полвека.
А пока идет война, Вячеслав исправно несет трудовую вахту. Он и матрос, и кочегар, и электрик, и, как все юнги, второй номер на эрликоне - двадцатимиллиметровой автоматической пушке. С мальчишеским задором радовался, когда удавалось во время учений выпустить очередь трассирующими, таинственно светящимися снарядами. В июле 45-го в Николаевске пароход "Ванцетти" принял на борт танки, солдат и спустился по Амуру в Татарский пролив. Здесь 9 августа получили известие о начале войны с Японией и пошли в Отомари. Под обстрелом японской артиллерии и авиационным налетом выгрузили танки, солдат и продолжили рейс на Итуруп. При входе в бухту Касатку, известную тем, что именно отсюда японцы в декабре 1941 года "стартовали" на Перл-Харбор, наблюдатели увидели, что в сторону "Ванцетти" были направлены расчехленные стволы орудий, спрятавшихся в нишах скал. Несколько часов, пока судно, имевшее на борту сорок танков и полторы тысячи солдат, двигалось к причалу, пушки неприятеля "вели" его и теплоход "Пионер" с десантом, легендарными "катюшами" и 45-миллиметровыми пушками на борту.



Пароход "Ванцетти"

А утром над всеми фортами самураев развевались огромные белые флаги и спрятанные под чехлы орудийные стволы уже не представляли опасности.
Выгрузив вооружение и десантников, приняли на борт военнопленных. 3101 солдат и 100 офицеров заняли трюмы, твиндеки и угольный бункер, а в каюте лоцмана был помещен плененный генерал Танака. Это был последний рейс парохода "Ванцетти" из Великой Отечественной войны, едва не окончившийся бедой. Самураи подняли бунт, когда проходили пролив Лаперуза. Экипаж судна был вооружен. Всем морякам выдали автоматы ППШ, а у сотни солдат, сопровождавших пленных, было установлено восемь пулеметов Дегтярева, и у каждого было личное стрелковое оружие. Но что 140 человек против разъяренной толпы? Когда японцы, сломав переборки, полезли сплошной массой на палубу, капитан Рудой решил дать команду открыть огонь, и только вмешательство генерала Танаки, узнавшего о решении капитана, спасло жизни пленников.
- Еще одним рейсом доставили 3000 военнопленных в Ванино, - неторопливо, вспоминая подробности тех дней, - рассказывает Вячеслав Васильевич, - а потом пошли в корейский порт Сейсин за нашими солдатами, и в мае 1947 года я простился с Дальневосточным пароходством.
Мы разговариваем в квартире ветерана на Пограничной. На стенах портреты родных ему людей - матери, отца, братьев - морских капитанов - Михаила и Василия, любимой женщины. Но больше всего в дорогом его сердцу занятии живописью, с которым не расставался никогда, он отдавал предпочтение морю. Бурному и спокойному, безбрежному и окаймленному скалистыми и живописными берегами...
После службы в армии Вячеслав Васильевич ходил в моря на краболове "Коряк" вторым помощником у капитана Николая Платоновича Манжолина. В "Камчатрыбпроме" он встал на капитанский мостик и закончил морскую вахту в 1988 году по состоянию здоровья.



Ушли в историю героические подвиги моряков.  В 1985 году юнга "огненных рейсов" Симон Калистратович Чистяков организовал в Находке совет юнг, в котором числились 58 человек. Они вели патриотическую работу среди молодежи и школьников, вспоминали свое детство, опаленное войной, и мечта теперешнего председателя совета юнг Вячеслава Васильевича Леснова установить стелу в память о детях, смело вставших на военную вахту в грозные годы войны как дань уважения и признательности их подвигу. Он и место выбрал для нее в одном из многолюдных уголков Находки.
Сейчас в списке совета юнг остались восемь человек, и стоит назвать их всех поименно: ВЛАДИМИР УЛЬЯНОВИЧ БЛИЗНЮК, ВАСИЛИЙ МИТРОФАНОВИЧ ВОЛИК, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ КОНОНЕНКО, ПЕТР ПЕТРОВИЧ КОРОБКИН, ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ КЛИМОВ, ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЕСНОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МИХАЙЛОВ, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ МОВИЛЬЯН; недавно разыскали еще двоих - ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА КЛЮТКОВА и ФЕДОРА СЕМЕНОВИЧА НАЙДЕНОВА. Все они, как отметил Валентин Пикуль, "вписали свою страницу в историю Великой Отечественной войны".

Малько Евгений Николаевич

НАСТАВНИКИ ЮНГ: АННА ИВАНОВНА ЩЕТИНИНА. Т.В. Афанасьева, руководитель музея истории МОУ «СОШ № 16 им. А.И. Щетининой», г. Владивосток. - Юнги Приморья в Великой Отечественной войне (Из одноименной книги)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Владивостока» в марте 2007 года торжественно отмечало 100-летие со дня образования. 100 лет - значимый отрезок времени для школы. Именно в эти волнующие дни школе присвоено имя Щетининой Анны Ивановны и установлена в здании школы в ее честь мемориальная доска. Право открыть мемориальную доску было предоставлено Миськову Виктору Михайловичу, капитану дальнего плавания, почетному гражданину города Владивостока.
Первая женщина-капитан, водившая суда в порты многих зарубежных стран, вызывавшая восхищение преданностью морю и своему делу, родилась во Владивостоке, детство прошло на станции Океанская. Ее жизнь, ее судьба - это история и довоенных, и военных, и послевоенных лет нашей страны, нашего города и, какой-то степени, нашей шкоды. Ведь Анна Ивановна - выпускница школы 1925 года. Мы трепетно храним память об этой легендарной женщине, нашей бывшей ученице.
Центральная экспозиция музея истории школы, который был открыт почти 30 лет назад, посвящена Анне Ивановне Щетининой: портреты Анны Ивановны, газетные публикации о ней, книги, ею написанные, в которых есть строки о родной школе и учителях.
При жизни Анна Ивановна была частым гостем в нашей школе, встречалась с учащимися, участвовала в мероприятиях. Об этом свидетельствуют и фотографии экспозиции. В нашем музее есть книги из ее личной библиотеки, штурвал с дарственной надписью, юбилейная медаль. Все это Анна Ивановна передала во время своих посещений в подарок школе.
Вспоминая детали жизни шумного многоголосого школьного мира, Анна Ивановна в книге «На морях и за морями» писала, что дух нашей школы был, безусловно, здоровым. Мы прилагаем все усилия, чтобы он оставался таким и по сей день, сохраняя память о прошлом, о событиях, о людях.
Анна Ивановна Щетинина многое успела сделать в жизни. Сотни людей, связавших свою судьбу с морем, вспоминают доброго, отзывчивого и требовательного наставника. «Ее пример, участие сделали из нас настоящих моряков», - вспоминает Николай Иванович Кириленко, ветеран ДВМП, участник Великой Отечественной войны. Николай Иванович и более десятка других 15-лет-них мальчишек в годы Великой Отечественной войны были приняты юнгами на пароход «Жан Жорес», капитаном которого 9 февраля 1943 года была назначена Анна Ивановна Щетинина. «И вот представьте наш восторг - впервые на пароходе, впервые видим настоящего капитана, и впервые за несколько голодных военных лет мы увидели на столе горку белого хлеба, масло, обед из трех блюд. Так и начиналась с 15 лет наша морская жизнь». Анна Ивановна Щетинина стала для своих воспитанников образцом. Из воспоминаний Н.И. Кириленко узнаем, что 52 года отдано морю, старший сын тоже работал в море.



Универсальный сухогрузный пароход типа "Либерти" (проект EC2-S-C1).  Год постройки: 1943 г. Спущен на воду 21.01.1943 г. Место постройки: California SB Corp, Terminal Is, США (заводской N Yard No 126) Грузовместимость GT (gross tonnage): 8403. Судно получено по ленд-лизу.

Помнил своего капитана 1944 года, когда у берегов Сахалина моряки высаживали десант, и юнга парохода «Жан Жорес», воспитанник Анна Ивановны Евгений Николаевич Малько. В послевоенные годы ему посчастливилось встретиться со своим капитаном-наставником. С 1944 года прошло 15 лет. Старшему штурману Малько на государственном экзамене по астрономии задает дополнительный вопрос председатель экзаменационной комиссии Щетинина Анна Ивановна. Нет, она не узнала бывшего юнгу с парохода «Жан Жорес». А Евгений Николаевич не мог не узнать своего Учителя! Юнга, матрос, штурман, капитан. Пройдя все ступени служебной лестницы, работал Е.Н. Малько и капитаном-наставником ледокольного флота. В одной из своих книг бывший начальник ДВМП, Виктор Михайлович Миськов, описывая один из трудных случае в Арктике, очень хорошо отзывается о работе Евгения Николаевича, награжденного орденом «Знак Почета». В книге ДВМП «Рейс длиною в 125 лет» есть фотография участников I слета юнг (1983 год). Рядом с Анной Ивановной Щетининой ее воспитанник Евгений Николаевич Малько.
Ходил моряком на пароходе «Жан Жорес» и журналист газеты «Дальневосточный моряк», писатель-маринист Валерий Владимирович Ботков, окончивший ШМО № 7 в первом наборе.
А вот Токарев Станислав Семенович был, наверное, самым маленьким юнгой в 1945 году на пароходе «Жан Жорес». Но и этот «малыш» до 1972 года сменил 20 пароходов и вырос от кочегара до механика.
Образцом, примером для подражания Анна Ивановна была и для девочек,
мечтающих стать моряками. В годы Великой Отечественной войны в тех-никуме рыбного хозяйства на судоводительском отделении училась группа девушек. Среди них Алла Ефремовна Сапрыкина (Резнер), до поступления - юнга парохода «Ильич», ставшая впоследствии штурманом дальнего плавания.
По картотеке межшкольного музея юнг в 1943 году был юнгой на пароходе «Сучан» выпускник школы № 16 Бурцев Иван Андреевич, а в 1942 году на пароходе «Сахалин» Филоненко Василий Тимофеевич, награжденный позже медалью за доблестный труд.
В характеристике на капитана п/х «Жан Жорес» А.И. Щетинину от 25 ноября 1944 года за подписью начальника ДВ ГМП Мезенцева, начальника Политотдела ДВ ГМП Полипиенко говорится: «Товарищ Щетинина заботливый и чуткий командир по отношению к своим подчиненным и в то же время требовательная к себе и подчиненным. Является образцом дисциплинированности для всего личного состава». Да, действительно, Анна Ивановна была и строга. Так, один из юнг после неоднократных нарушений дисциплины и положений о поведении за границей был ею списан, и уже никогда не стал моряком.
Прекрасным наставником была и первая женщина-капитан китобойца Герой Социалистического Труда Орликова Валентина Яковлевна, поступившая в Ленинградский институт инженеров водного транспорта на два с половиной года раньше А.И. Щетининой. Орликова В.Я. командовала дивизионом «плохой погоды»: «Шквалом», «Ураганом», «Штормом» и т.д. С 1953 года работала
в Министерстве рыбного флота. Затем Мурманское пароходство. В 1991 году в Мурманске названа ее именем улица. Бороздит морские просторы супертраулер «Капитан Орликова».
Один из членов экипажа, которым руководила В.Я. Орликова, вспоминает: «За 5 лет ушли только на повышение 5 помощников. Стали капитанами, директорами китобойных флотилий».
Многие капитаны Дальнего Востока считали и считают себя учениками Анны Ивановны Щетининой. Умный, неординарный человек, талантливый Капитан, прекрасная женщина, она воспитала молодых специалистов морского флота и незримо воспитывает примером своей жизни молодое поколение в настоящее время.



Встреча Анны Ивановны Щетининой на 1 слете юнг со своим учеником Евгением Николаевичем Малько. - Морской интернет-клуб.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю