Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Поиск на сайте

Воспоминания Медведева Виктора Михайловича. Часть 9.

Воспоминания Медведева Виктора Михайловича. Часть 9.

Первое время нас одних в город не отпускали. За ленинградцами приходили родственники и уводили их домой. Иногородние в воскресные дни под присмотром офицера-воспитателя или его помощника ходили в музей, на выставки, просто гуляли по городу, знакомясь с улицами и архитектурными ансамблями. Часто ходили в театры, особенно в ТЮЗ, который был шефом нашего училища. В субботу вечером и в воскресенье в клубе училища показывали кино. Репертуар фильмов был заранее известен на месяц. В Воскресенье было иногда по два сеанса. Однажды я посмотрел какое-то кино, названия не помню. По дороге встретил своего приятеля, который меня спросил, как кино. Я честно ему ответил, что какая-то мура, можешь не смотреть. Мои слова услышал случайно начальник политотдела, да как начал меня воспитывать, как я могу про советскую кинокартину говорить такие нехорошие слова и т.д. и т.п. Я думал, что меня отчислят из училища, так он был разгневан, но дело кончилось только разносом.
В училище было много всяких кружков: драматический, хореографический, струнных инструментов, хоровой. Желающие могли учиться играть на рояле, их было больше десятка. Очень сожалею, что не научился играть, в то время казалось нудным учить гаммы, хотя из нашего класса учились играть Валера Иванов, Юра Скачков, Боря Кардашов, Витя Акимов и другие.



Кардашов Владимир Герасимович

Почти каждый прошёл все кружки, пока нашёл себя. В драматическом мы ставили различные пьесы, в струнном я учился играть на домре, но почему-то оставил это занятие. Хор у нас был прекрасный. Больше всего мне понравился хореографический коллектив, в нём я плясал до самого выпуска. Мне очень нравилось лихо отплясывать и русские пляски, и украинские, и молдавские, и матросские, и многие другие, которые мы ставили под руководством нашего хореографа. Так мне это понравилось, что и в высшем училище я тоже проплясал все пять лет. Были у нас танцоры от бога, как Витя Акимов, Толя Шмаков.
Концертные программы наших самодеятельных артистов пользовались большим успехом как в училище, так и в домах культуры города Ленинграда.
Помимо этих кружков, мы ещё занимались в предметных кружках и в спортивных секциях. Я одно время ходил в секцию бокса, выступил один раз на соревнованиях по боксу, выиграл бой и ушёл с ринга непобеждённым. Некоторые серьёзно занимались борьбой, тяжелой или лёгкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, волейболом, баскетболом, греблей, лыжами. В принципе всеми этими видами спорта мы занимались на уроках физкультуры. Считалось престижным заслужить сначала значок БГТО, затем ГТО, получить спортивный разряд по какому-либо виду спорта. Некоторые имели спортивные разряды по 6-8 видам. Перворазрядниками были только те, кто усиленно занимался одним видом, много тренировался.
Каждая рота выпускала свою стенную газету. У нас, помимо газеты, по инициативе и под руководством помощника офицера-воспитателя А.В.Николаева выпускался каждую неделю «Наш телевизор», в котором в юмористической форме в виде карикатур подвергались критике ленивые, нерадивые, отстающие нахимовцы. Попасть на экран телевизора не хотелось никому.



В 1956 году фабрике им. Н.К.Крупской присвоено звание "Предприятие отличного качества"

Ещё нашими шефами была кондитерская фабрика имени Н.К.Крупской. Мы временами ходили туда, помогали очищать территорию ото льда и снега, весной от мусора, затем нас водили по цехам, показывали производство, после чего в красном уголке угощали своей продукцией. В цехах брать что-либо с конвейера категорически запрещалось. Зато в красном уголке подносы с шоколадом и конфетами только успевали подносить. Я думаю, что работники фабрики прекрасно понимали, куда так быстро исчезает их продукция, но на выходе мы никогда не подвергались обыску. Конечно же мы выносили в карманах и под брюками плитки шоколада и конфеты, которыми в училище угощали своих друзей, ибо не все могли пойти на фабрику.
Подходил к концу первый год обучения. Не все смогли выдержать требования к дисциплине и учёбе. Были и сбежавшие из училища, причём не только в первый год учёбы, но и в последующие годы. Кое-кто был отчислен за плохую успеваемость или за плохое поведение.
После майского парада, где мы со своими одноклассниками прошли первый раз, началась подготовка к экзаменам. После экзаменов нас отправили в лагерь училища, где мы продолжали свою морскую выучку. В лагерь мы ездили после 6, 7, 8 классов.
С 15 июля у нас начинались летние каникулы продолжительностью 45 суток. Нам выдавали воинские перевозочные документы на проезд от Ленинграда до места проведения каникул и обратно, отпускной билет и около 450 рублей денег, компенсация за питание. Для меня это были большие деньги. Я дал домой маме телеграмму, что еду на каникулы. На вокзале в Иванове меня встретили все мои родственники. Поезд прибыл около 9 часов вечера. Когда мы подходили к нашему дому, то я просто обомлел. Почти все мальчишки и девчонки высыпали на улицу, взрослое население заняло все лавочки во дворе, как будто ждали высокого гостя. Мама меня проинструктировала, чтобы я всем поклонился и поздоровался. Народ был в восхищении, что вот и из нашего двора мальчик куда поднялся, аж в Ленинградское Нахимовское училище. Это казалось чем-то недосягаемым. Мама очень гордилась этим и, когда мы шли в гости к родственникам, просила, чтобы я шёл в форме.



Медведев Виктор Михайлович прибыл на каникулы. Среди семьи. 1954 г.

Мальчишки тоже не прочь были пройти со мной по улицам города, когда я был в форме, вроде как у них была сопричастность к морю. Мне надо было встать на учёт в военной комендатуре. Зашёл я и в свой райвоенкомат, показался своим крестникам. Они были очень рады за меня, что я поступил не в Суворовское, а в Нахимовское училище. Выпускники Суворовского училища шли в двухгодичные средние училища, где получали среднее специальное образование. В дальнейшем появились трёхгодичные училища общевойсковые, танковые, лётные, связи, радиотехнические, зенитно-ракетные, артиллерийские, военно-инженерные, топографические, химзащиты, автомобильные, тыла, пограничные, воздушно-десантные, политические, военных сообщений. И только сравнительно недавно все училища сухопутных войск стали высшими со сроком обучения 4 и 5 лет. Выпускники Нахимовского училища сразу шли в высшие военно-морские училища за редким исключением. Было среднее радиотехническое военно-морское училище, в него направляли единицы со слабой успеваемостью. Но в то время мы об этом ещё и не думали, нам до выпуска было ой как далеко.
Подходили к концу каникулы, надо было собираться в дорогу. Честно говоря, очень трудно было отрываться от дома, от своих сверстников. Слезы застилали глаза, когда мы уезжали из Иваново. Мамы всячески успокаивали нас, просили учиться хорошо, что нам все искренне завидуют, что и остающиеся в Иваново тоже пойдут в школу.



Хандра проходила буквально в день возвращения в училище. Мгновенно мы втягивались в круговерть училищной жизни: надо было готовить классы к новому учебному году, получать учебники, тетрадки, письменные принадлежности. Между делом каждый рассказывал о проведенных каникулах. Например, Гера Бронзов провёл каникулы на Черноморском побережье Кавказа, потому что его мама жила в Мончегорске Мурманской области и ей летом хотелось погреться на солнышке. Естественно, что она взяла с собой сына, приехал он чёрный. Лёша Мазаев хвастался, что он чуть ли не весь Финский залив запросто переплывает, а потом выяснилось, что он и плавать-то не умеет. Кстати говоря, ленинградцы за редким исключением не умели плавать, хотя кругом у них вода: залив, Нева, Фонтанка, Карповка и другие реки, на Карельском перешейке масса озёр. Но купаться в городе можно было всего в нескольких местах: у Петропавловской крепости, в ЦПКиО и некоторых других. Кроме того, вода в реках и водоёмах почти всегда холодная, купальный сезон очень короткий. В период лагерной практики плавать научились все.
Мы уже начали учиться в 7 классе, можно сказать вышли из категории «сосов» и с удовольствием пели: «Давно мы были «сосами», теперь мы стали взрослыми». Редко, но бывали случаи, когда кого-то оставляли на второй год. Учился классом старше Боря Вихлянцев, который любил нас называть сосами, и вдруг его к нам привели, оставив на второй год. Вот тебе и игра судьбы.
Начались училищные будни, не успели оглянуться, надо ехать на парад в Москву.



В Москву на парад. Ильин Ростислав Андреевич, Ненастьев Алексей Николаевич, Медведев Виктор Михайлович.

Нужно сказать, что из нашей среды были назначены командиры отделений и заместители командиров взводов, которым были присвоены звания вице-старшина. У них на погонах было по две или три лычки, как на флоте у старшины 2 статьи или 1 статьи. У нас замкомвзвода был Валера Иванов.
В 7 классе я на зимние каникулы опять не поехал к матери, просто не было денег на дорогу. Таких, как я, набралось немало. Для нас организовали отдых в нашем лагере. Незадолго до отъезда туда я прихворнул, и меня положили в санчасть. Со мной лежал Озерков Саша из старшего класса. Мы с ним Новый год встретили в санчасти, нас пришёл поздравить с подарками майор Макрушан В.П., а на следующий день с утра нас двоих отправили в лагерь. Мы должны были теоретически в этот же день прибыть туда. Но что-то сбилось в расписании поездов: электричка шла только до Зеленогорска, а дальше надо было ехать на «подкидыше» до станции Каннельярви. В итоге только к вечеру добрались до станции на поезде, а ночью не пойдёшь в лагерь. Вышли мы из вагона, стоим в задумчивости, что делать. Вдруг к нам подошла женщина в железнодорожной форме и спросила, какие у нас проблемы. Мы объяснили, что вот задержались в пути по независящим от нас причинам . Она сразу же взяла нас под своё крыло, отвела к себе домой, накормила, уложила спать. Утром мы сделали зарядку, умылись по пояс раздетыми, так она своих сыновей на нашем примере повоспитывала. Накормила хорошим завтраком, и мы пошли в свой лагерь. Там уже поднялась паника, что мы не прибыли накануне, навстречу нам была выслана поисковая группа. Когда нас встретили на дороге, радости не было конца. Доложили в училище, что у нас всё в порядке, а мы сами не могли ни в училище позвонить, ни в лагерь, не было у нас такой возможности. Была только связь училища с лагерем. Отдых продолжался, мы катались на лыжах, гуляли по зимнему лесу. Кормили нас на отдыхе хорошо. Телевизора в лагере не было. В училище в одной из комнат стоял телевизор «Ленинград»  с маленьким экраном, который закрывался передвижной шторкой. Даже он казался в то время чудом. Позднее появились КВНы, которые расшифровывались как «купил, включил, не видно». Экран у него тоже был маленький, но перед ним ставилась линза,  которая увеличивала черно-белое изображение.



Из дома регулярно приходили письма. В одном из них я с удивлением прочитал: « Здравствуй дорогой сын, брат и шурин Витя!». Что это ещё за шура такой? Оказывется, моя сестра Галя вышла замуж за Мишу Ионова, и я для него стал шурин. Для меня было удивительным, что он пришёл жить в нашу 12-метровую комнату, хотя у его родителей был большой частный дом. Судя по всему его родители очень не хотели, чтобы их сын женился на бедной девушке, им нужна была богатая невеста. Я не знаю, конечно, всех тонкостей их жизни. У них никак не получались дети. Спустя какое-то время одна из женщин сказала Мише, что она беременна от него. Миша обрадовался и ушёл к той женщине, обвинив мою сестру в том, что она не может родить ребёнка. Но его радость была недолгой, заявление о беременности оказалось ложным. В итоге выяснилось, что Миша был не способен зачать ребёнка. Он отбывал срок и где-то застудил свои мужские причиндалы, что привело к бесплодию. Галина через некоторое время в 1959 году родила дочку Ольгу. Узнав об этом, Миша уговаривал мою сестру опять жить вместе, обещая удочерить девочку, но сестра не простила ему его предательства и отказалась жить с ним. В течение нескольких лет она жила с мамой и братом Петей, а потом познакомилась с Витей Вандышевым, и стали они жить одной семьёй. У них в 1970 году родилась дочка Леночка. Обе дочки выросли, выучились, вышли замуж, родили своих детей. Ольга с мужем Владимиром Михайловичем Назаренко уехала жить во Владивосток. Её муж закончил Ивановский Энергетический институт, растят двоих сыновей. Лена вышла замуж за офицера милиции, живут в Иванове.



Среди всех учебных предметов в нашем расписании был урок бального танца. Преподавал нам бальные танцы очень опытный педагог Владимир Борисович Хавский вместе со своей женой Александрой (Аллой) Васильевной. На занятия мы приходили в тапочках, танцевать приходилось друг с другом, девушек на наших занятиях не было. Начинали с изучения танцевальных позиций, умения правильно пригласить даму на танец, правильно держать руки, голову, фигуру. Начинали с более простых по исполнению танцев типа па-де-грасс, па-де-катр, затем переходили к более сложным типа вальс, полька, краковяк, па-де-спань, вальс-гавот, венгерка, молдовеняска, фокстрот, танго, русский лирический. Умение красиво танцевать —это, на мой взгляд, один из элементов внутренней культуры любого человека. Будь моя воля я бы обязал ввести курс бального танца во всех общеобразовательных учреждениях. Затраты на это дело будут незначительны, а воспитательное значение очень велико.
Кроме бальных танцев мне очень хотелось научиться плясать, для чего я записался в хореографический кружок. Руководил им Селиванов Иван Михайлович, аккомпаниатором был Мерзляков Миша, На занятия кружка приходили и девочки. Мы ставили очень хорошие пляски: морские, русские, молдавские, украинские, испанские и другие. Огромным успехом пользовался кубинский танец в исполнении Ляпунова и Пыжикова, когда они выходили в огромных сомбрерро, прекрасных костюмах, четко отбивая ритм. Были и среди моих одноклассников прекрасные плясуны: Толя Шмаков, Витя Акимов, Вася Чернов. Мы со своими плясками очень часто выступали на различных сценах города Ленинграда и всюду нас принимали с большим восторгом.



В первом ряду преподаватели русского языка и литературы (слева направо): неизвестная, Леонид Панфилович Бечик, подполковник Сергей Васильевич Полуботко, Геннадий Дмитриевич Чередников, Наталья Владимировна Дубровина.

Но всё-таки главное для нас была учёба. На уроках случались и интересные моменты. Преподавал у нас русский язык и литературу майор Бечик Леонид Панфилович. Он подходил к окну, смотрел на улицу, что-то нам диктовал и в то же время комментировал происходящее в классе. Мы сначала не понимали, как это он затылком видит, что делается в классе, а уж потом догадались, что в окне прекрасно отсвечивается всё помещение класса, и он прекрасно видит, кто чем занимается.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю