Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Уникальные сплавы для промышленности

ЦНИИчермет создал
особо прочные сплавы
для роторов и подшипников

Поиск на сайте

"Иллюзионист". Нахимовские истории от Арнольда Думбре. Адмирал Безпальчев К.А., полковник медицинской службы Марменштейн С.М.

"Иллюзионист". Нахимовские истории от Арнольда Думбре. Адмирал Безпальчев К.А., полковник медицинской службы Марменштейн С.М.

В предыдущем рассказе кто-то впервые познакомился с замечательным офицером, воспитателем, капитаном 1 ранга, контр-адмиралом Безпальчевым Константином Александровичем. Несколько слов о нем, прежде чем представить следующую историю.



Война и мир контр-адмирала Блинкова: воспоминания, письменные и фотодокументы. - Саранск : Типография "Красный октябрь", 2007.

"Воспитание нахимовцев строилось по принципу кадетских корпусов. Их обучали танцам, великосветскому этикету, избавляли от всякого физического труда, так называемой, черновой работы. В общем, растили барчуков. Главным сторонником старого, царского, воспитания был начальник Рижского нахимовского училища капитан 1 ранга Беспальчев, выходец из старых офицеров."

Из песни слова не выкинешь? Нет, это совсем из другой, да и не из песни вовсе... (в дальнейшем попробуем продолжить сей сюжет и понять причины и такого взгляда)

Вот мнение одного из боевых офицеров, участников Холодной войны.

Шестая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, 2003. Серия "На страже Отчизны", выпуск 1, 208 с. Издание выпущено к 25-летию соединения.

В.Д.Гайдук. К-123 вступает в строй

Родился я 13 января 1935 г. в Москве.
В 1946 г., окончив три класса 147-й Московской школы, был принят в 4-й класс Рижского нахимовского военно-морского училища. В РНВМУ я проучился с 1946 г. по 1953 г. Самые светлые воспоминания у меня сохранились о начальнике училища, контр-адмирале Константине Александровиче Безпальчеве. Это был человек высокой культуры и настоящий
российский моряк (он окончил Гардемаринский корпус в 1910 г.). Константину Александровичу удалось подобрать сильный педагогический коллектив и обеспечить достаточно высокий уровень преподавания по всем общеобразовательным предметам. Кроме того, воспитанники училища прошли настоящую морскую практику — длительные шлюпочные походы, а с 8-го класса плавание по Балтике на шхуне «Нахимовец» и переходы по маршрутам Рига — Таллин — Ленинград.

Морская газета. Приложение "Флот". 20 мая 2006 года. Склоняем голову....



Автор: Его благодарные воспитанники, выпускники 1950 года Борис КАРПОВ, Сергей КУЛИКОВ.    
Мы вспоминаем Константина Александровича всегда с уважением. Помним его серьезным и насмешливым, спокойным и возмущенным... он бывал разным.
Как начальник училища являл собой пример руководителя - военного интеллигента, боевого офицера и воспитателя одновременно.
Диапазон его интересов, его образованность и компетентность далеко выходили за рамки служебных обязанностей (хорошее знание литературы, музыкального и оперного репертуара. Астрономии - гораздо глубже, чем положено корабельному штурману, трудно всё перечислить). Константин Александрович был образцом для подражания воспитанникам, преподавателям, всему офицерскому составу.
Свои прекрасные качества он стремился привить и нам.
Вспоминаются не только походы в театры, на концерты, особенно, когда бывали на парадах в Москве, которые использовал так, что интереснейшие культурные мероприятия были каждый день. Запомнились его беседы по содержанию опер, балетов, звучанию отдельных музыкальных инструментов.
Его лекции по астрономии представляли его не только как знатока этого предмета, но и как прекрасного рассказчика, хотя у него была и другая цель, - познакомиться поближе с каждым воспитанником - что делает ему честь как начальнику училища.
Как опытный воспитатель, он стремился заполнить все свободное время воспитанников не только учебой и обязанностями по распорядку дня, но различными полезными мероприятиями: тренировками в спортивных секциях, подготовкой к соревнованиям различного профиля и уровня. Проводились соревнования на первенство училища по гимнастике, легкой атлетике, шахматам, танцам и т.д.
Участвовали мы в городских и республиканских соревнованиях, например, по гимнастике, в кроссах. А по профессиональным видам - флажному семафору, световой сигнализации, вязанию узлов, плаванию, шлюпочным гонкам под парусом и на веслах - соревновались регулярно. Были организованы кружковая работа, художественная самодеятельность, с которой выступали в клубе завода ВЭФ, в Доме офицеров, даже… в цирке; осваивали фотодело.
Чтобы заронить в нас интерес к науке, организовывались вечера физики и химии, где воспитанники выступали загримированными под Ломоносова (Асеев), Лавуазье.
Организовывались встречи с писателями - Отто Лацисом, Степановым - автором «Порт-Артура», деятелями кино Любовью Орловой, Григорием Александровым, артистами МХАТа и другими.
Ввел Батя и такую приятную традицию, как воскресные обеды под звуки духового оркестра (кстати, очень популярного в Риге), исполнявшего произведения различных жанров. Пусть перечисление не покажется слишком длинным, но ведь мы действительно жили насыщенной и интересной жизнью. Хочется вспомнить о всем разнообразии средств воспитательного воздействия гуманного характера для всестороннего развития воспитанников.
Он был высоко порядочным и искренним человеком, - иногда и весьма эмоциональным, даже несдержанным, особенно, когда мы его допекали своим неадекватным поведением. Бывал грубоват, но без хамства, и никто на него всерьез не обижался; - все понимали - сами виноваты.
В быту (в той части, которая была нам видна) был скромен и неприхотлив, подчеркнуто уважительно относился к своей жене, да и вообще к женщинам, и не давал ни малейшего повода для каких-либо ненужных разговоров и обсуждений.
Будучи достаточно требовательным начальником по отношению к преподавателям, к офицерскому составу, воспитанникам, был отходчив и незлопамятен.
Вспоминается случай, когда во время шлюпочного похода по реке Лиелупе он демонстрировал замеры скорости хода с помощью лага и стоял на корме шлюпки, потравливая лаглинь. В это время порывом ветра парус перебросило на другой борт и ударом гика его сбросило за корму. Он не растерялся, не выпустил из рук лаглинь. Пока спустили парус и шлюпка не потеряла ход, мы видели за кормой бурун от Батиной головы. Подняли его на борт, ему пришлось раздеваться, сушиться… Но никого он не только не обругал, а даже не упрекнул. Хотя на руле сидел старшина Саша Шашков вместе с Витей Вырелкиным.
Стоит заметить, что он не только не был бюрократом в погонах, кабинетным руководителем, но и  демонстрировал нашу будущую профессию на практике при каждом удобном случае вместе с нами, иногда с риском. Он устраивал шлюпочные соревнования под парусом в достаточно свежий ветер и приличную волну, когда шлюпкой управляли воспитанники, когда в проливах между материком и островами Эзель и Даго еще шло боевое траление.
Он умел осторожно рисковать, он был боевым офицером, имел ордена за участие в первой мировой войне.
Вспоминается и такой факт. Когда случилась беда с Николаем Герасимовичем Кузнецовым, (он был понижен в звании и должности и приехал отдыхать на Рижское взморье) - Константин Александрович не побоялся организовать его встречу так, как будто бы он по-прежнему Главком!
Когда считал нужным, бывал тверд и принципиален. За неуспеваемость и крайне злостное нарушение дисциплины отчислил Кузьмина по прозвищу «пляс» - сына министра внешней торговли без права продолжения учебы в средней школе.
Без всякой показухи он был внимательным и заботливым. Посещал лежащих в госпитале, доставал дефицитные лекарства. Например, одному из тяжело заболевших воспитанников доставал пенициллин, который был тогда новинкой.
Он принял в училище детей репрессированных родителей, считавшихся в то время «врагами народа», Он не копался и не выбирал наиболее благополучных - это была и смелаяи благородная позиция.
Психологический климат в коллективе был абсолютно нормальным. Никаких драк между нами. Никаких грубостей со стороны офицеров и старшин, а термина «дедовщина» мы тогда и не знали. При этом учебно-воспитательная работа была поставлена исключительно серьезно. Делалось все, чтобы мы получили глубокие и прочные знания. Опиралось это на тщательный подбор преподавательского состава. Мы помним многих преподавателей и сейчас потому, что это были высококлассные педагоги. Так же он подбирал офицеров и старшин, чтобы они знали флотскую службу и были склонны к воспитательной работе. Поэтому мы с хорошим чувством вспоминаем наших офицеров-воспитателей и старшин.
Высокие качества Константина Александровича были оценены. Ему было присвоено звание контр-адмирал и доверено организовать очередное училище - Второе Балтийское высшее военно-морское подводного плавания - и возглавить его.
Прошло много лет, но мы часто и с признательностью вспоминаем прекрасного человека, воспитателя многих выпусков Нахимовского и высших училищ, адмирала и отца Константина Александровича Безпальчева и ежегодно в один из дней мая месяца склоняем головы над местом его погребения. Пока мы живы - Память о нем сохранится в наших сердцах!

"Иллюзионист".

Вспоминаю одного воспитанника, армянина, с очень мелодичной фамилией – Башинджагян. Небольшого роста, весёлый, хитрый, находчивый и ленивый. Расскажу одну историю им затеянную.
Начался урок, на котором предстояло выполнение контрольного задания. Учительница, проходя между рядами учебных столов, аккуратно раскладывала каждому нахимовцу индивидуальные листочки с вариантами для выполнения задания. Подойдя к столу Башинджагяна, учительница заметила, что он демонстративно вращал в руке половину лезвия бритвы.
В наступившей тишине, когда воспитанники приступили к выполнению контрольного задания, учительница увидела, что нахимовец Башинджагян поднял руку.
− Нахимовец Башинджагян, у вас какой-то вопрос?
− Мне кажется, я нечаянно проглотил кусочек бритвы.
Этот хитрец минутой раньше предусмотрительно прикусил щёку до крови, и на его губах появилась розового цвета слюна, смешанная с кровью.
− Староста, немедленно сопроводите Башинджагяна в санитарную часть!
Появление Башинджагяна в санитарной части с заявлением о случившемся вызвало нескрываемую тревогу у медицинского персонала. Начальник медицинской службы майор Марменштейн немедленно позвонил и доложил капитану 1-го ранга Безпальчеву о чрезвычайном происшествии. Немедленно была снаряжена санитарная машина для эвакуации пострадавшего в гарнизонный госпиталь.
В госпитале доставленного нахимовца подвергли детальному анализу, тщательному осмотру полости рта и произвели обстоятельный рентген пищевода. Медицинская комиссия единодушно пришла к выводу, что никаких инородных предметов в организме обследуемого не обнаружено.
У майора Марменштейна и руководства училища, что называется, отлегло от сердца. История завершилась благополучно. Неприятных организационных выводов, к полному удовлетворению, не было и виновника волнений за симуляцию не наказали.

Арнольд Думбре.

В заключение слова признательности одному из героев рассказа.



полковник м/с Марменштейн  -  начальник медицинской службы училища.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008.

В феврале на специализированной медкомиссии у выпускного курса выявлено 12 человек со сколиозом (искривление позвоночника), что вызвало заседание учебного совета, посвященного этому вопросу. Доклад сделал Мармерштейн, где критиковал руководителей за низкий контроль по соблюдению санитарных норм в классных помещениях - слабая освещенность, запыленность классов, плохое их проветривание, неприспособленные столы и парты для молодого развивающегося организма воспитанников. Кое-какие меры после этого совета были приняты...
Вот уж кто запомнился! А все потому, что я дважды попадал в его руки. Это - начальник медслужбы, боевой офицер и фронтовой врач, прекрасный профессионал, майор, а впоследствии полковник Мармерштейн. Всегда безупречно одетый, с виду суровый военврач был очень внимательным к нам, но решительным и без церемоний. Чувствовалось закаленное в боях и твердое сердце хирурга. Помнят его, конечно же, все!..
Особо хотел бы отметить начальника медицинской службы училища полковника медицинской службы Мармерштейна, который так организовал работу своего большого коллектива санитарной части, что в училище не происходило никаких эпидемий, массовых кишечных, простудных и других заболеваний, Постоянные профилактические мероприятия, сезонные прививки, систематические медицинские осмотры регулярно проводились под его непосредственным контролем не только в период учебного года, но особенно тщательное медицинское обеспечение осуществлялось в лагерный период».

«В МОРЯХ МОИ ДОРОГИ...». Верюжский Николай Александрович (Воспоминания нахимовца Рижского Нахимовского Военно-Морского училища в период с 1947 по 1953 годы).

Особо хотел бы отметить начальника медицинской службы училища полковника медицинской службы Марменштейна, который так организовал работу своего большого коллектива санитарной части, что в училище не происходило никаких эпидемий, массовых кишечных, простудных и других заболеваний. Постоянные профилактические мероприятия, сезонные прививки, систематические медицинские осмотры регулярно проводились под его непосредственным контролем не только в период учебного года, но особенно тщательное медицинское обеспечение осуществлялось в летний лагерный период.
Вспоминаю один случай, произошедший со мной. Однажды во время одной из репетиций к параду я почувствовал некоторый дискомфорт: вероятней всего от того, что туго перетянулся поясным ремнём. Я вышел из общего строя с намерением передохнуть и просто-напросто не участвовать в этой муторной тренировке, к тому же погода в тот день была дождливая и ветреная. Но тут ко мне подошел сам начальник медслужбы Марменштейн и стал детально интересоваться моим состоянием. Я что-то невнятно объяснял, что почувствовал болевые покалывания в правом боку и, дескать, хочу отдышаться, поэтому не могу активно маршировать. Однако, к моему удивлению, он вызвал санитарную машину, которая всегда находилась поблизости, обеспечивая любые наши массовые мероприятия, в том числе репетиции к параду, и самолично повёз меня в госпиталь, где сдал в хирургическое отделение с подозрением на «острый аппендицит». В госпитале, где наслушался всяких интересных хирургических историй, я пробыл недели две и каждый день врачи мне мяли живот в ожидании очередного обострения аппендицита, которое так и не наступило. В первомайском параде я всё-таки участвовал, хотя и пропустил несколько тренировок.
Этот незначительный случай я привёл для того, чтобы ещё раз вспомнить наших воспитателей, которые сами о себе заботились и беспокоились меньше, чем о нас. Как мне стало известно значительно позже, через несколько лет после окончания училища, опытнейший врач полковник Марменштейн умер в результате заражения организма от обострения перитонита, причиной которого стал воспалившийся аппендицит.

Народ.Ру: РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955). ЮБИЛЕЙНАЯ ВСТРЕЧА РИЖСКИХ НАХИМОВЦЕВ (1945 – 1950 г.г.) Доклад контр-адмирала Шаурова Александра Алексеевича. Репино , 30 сентября 1995 года..

В феврале на специализированной медкомиссии у выпускного курса выявлено 12 человек со сколиозом (искривление позвоночника), что вызвало заседание учебного совета, посвящённого этой теме. Доклад делал Марменштейн, где критиковал руководителей за низкий контроль по соблюдению санитарных норм в классных помещениях – слабая освещённость, запыленность классов, плохое их проветривание и неприспособленные столы и парты для молодого развивающегося организма. Кое-какие меры после этого совета были приняты. В частности, были освобождены приказом от занятий спортом, всех видов физкультуры и тяжёлых физических работ наши лучшие гимнасты, уже разрядники - Гузев и Макшанчиков. Видимо, спорт действительно до добра не доводит.

Офицерский состав БО Севастополя.. Июль-декабрь 2005 г.

30-ая.
Командир майор Александер Г.А.
Военком ст. политрук Соловьев Е.К.
Пом.командира капитан Окунев В.И.
Ком. 1-ой башни лейтенант Теличко А.В.
Пом. ком. 1-ой башни лейтенант Адамов С.О. (с 12.41г лейтенант Шорохов С.А.).
Ком. 2-ой башни лейтенант Поль В.М. (с 01.42г лейтенант Беккер Я.М.).
Ком. БЧ-5 в/тех 2 ранга Андриенко И.В.
Нач.связи мл.лейтенант Пузин А.И.
Ком. взвода управл. лейтенант Репков Л.Г. (до 01.42г.).
Секр. партбюро мл.политрук Коломийцев Г.А.
Нач.хим.службы мл.лейтенант Хальмеев К.И.
Нач.сан.службы майор м/с Марменштейн С.М. (с 02.42 майор м/с Прагер А.Э.).

Несколько замечаний. Данные взяты из послужных списков ЦВМА военнослужащих.

Марменштейн С.М. Майор медслужбы с 24.04.1943, с 04.09.1941 Начальник санитарной службы Бригада морской пехоты БО ГБ ЧФ.


Главное за неделю