Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Краны-манипуляторы для военных

Военным предложили
новые автокраны
и краны-манипуляторы

Поиск на сайте

Верюжский Н.А. Офицерская служба. Часть 20.

Верюжский Н.А. Офицерская служба. Часть 20.

Как любая нормальная воинская часть мы имели открытое наименование в виде пятизначного числового обозначения и закрытое разведывательное название. Номер воинской части по непонятным причинам не был известен как комендатуре Хабаровского гарнизона, так и местной комендатуре дивизии. Однако оба эти названия были хорошо известны не только командованию штаба дивизии, но в большей степени – штатским лицам, работающим в финансовой, вещевой, продовольственной, квартирно-эксплуатационной и других службах тыла. В тех случаях, когда надо было «пробить» какой-нибудь вопрос организационного, технического или материального снабжения, тогда определяющим аргументом становились непосредственно интересы разведки. На практическом уровне реализации, когда, например, срочно требовался ремонт автотранспорта или других технических средств, самым безотказным аргументом являлся определённый объём спирта в зависимости от сложности решаемого вопроса. Поэтому прикрытие по легенде, которое, казалось бы, должно помогать и обеспечивать скрытное от окружающих выполнение специальных задач не только не способствовало, а даже, порой, мешало делу.
Руководящие документы и инструктивные указания, накопившиеся за последние два-три года в достаточном количестве, с которыми меня ознакомили, обязывали, используя опыт Великой Отечественной войны, организовать свою работу таким образом, чтобы быть готовым в любой необходимый момент выполнить требуемое разведывательное задание на территории противника.
Серьёзность складывающегося положения была настолько велика, что обязывала по существу многое изменить в моей жизни.



Такая перспектива на первых порах мне показалась просто нереальной и даже абсурдной. Одно дело, когда разведчик или разведгруппа действует на оккупированной противником территории, где нет различия во внешности и языке общения с местным населением. Другое дело, оказаться, как инопланетянин,  совершенно в инородной, враждебной среде с непредсказуемым поведением местного населения. Тем более, что главные объекты, представляющие интерес для командования флота, находились на огромном удалении за тысячи километров. Хотя по опыту войны известно, что удалённость объектов не являлась непреодолимой: весьма успешно использовались воздушные и морские способы переброски разведчиков.
Вспоминая то время, скажу, что многочисленные комиссии, инспекции, проверки следовали одна за другой, как из Пятого Управления ГРУ Генштаба, так и из Разведки Главного штаба ВМФ, а представители Разведки штаба ТОФ приезжали, чуть ли не каждый месяц. Все проверки и беседы с оперативными офицерами велись только индивидуально, оценивая возможности каждого оперативного офицера. Представители ГРУ, как мне казалось, были всегда по деловому конкретны, лаконичны, требовательны, хотя и не глушили инициативу местных руководителей, но всегда давали общие рекомендации по решению поставленных задач.



Бочкарев В.В. Колпакиди А.И. Биография крупнейшей советской разведчицы XX века, немки по национальности Рут Вернер, урожденной Урсулы Кучински, по мужьям Гамбургер и Бертон. Полковник ГРУ и известная писательница, радистка и резидент - Рут Вернер, она же "Соня", начинала свою шпионскую карьеру под руководством Рихарда Зорге в Китае. Накануне второй мировой войны создала агентурную сеть в Швейцарии ("Красная капелла") и сыграла немаловажную роль в похищении секретов атомной бомбы. И это только часть ее боевого пути. В книге использован материал из архива ГРУ (один из авторов - полковник В. В. Бочкарев - ветеран ГРУ, председатель секции стратегической разведки ГРУ, председатель ветеранской секции ГРУ, лично встречался с ней в СССР и в Германии).

В основе предстоящей работы, как становилось очевидным, являлись требования, подобные тем, которые решали оперативные офицеры в годы Великой Отечественной войны. Сейчас для меня, чтобы пояснить свои рассуждения, достаточно сослаться на опытного разведчика полковника Виктора Бочкарёва, написавшего книгу «60 лет в ГРУ». В своей книге он подробно и достаточно откровенно без всяких недоговорок изложил, какими вопросами ему, оперативному офицеру разведки Главного управления, и его сослуживцам, в годы войны, находясь на своей территории, приходилось заниматься, в том числе вербовочной работой, подготовкой так называемого переменного личного состава – разведчиков и агентов к выполнению разведывательных заданий, заброской их на территорию противника, получением от них необходимой информации. Казалось бы, что проще простого и не бывает. А раз так, то мне, стало быть, и не потребуется давать какие-нибудь разъяснения по поводу того, с каким объёмом работы мне и моим товарищам по службе пришлось встретиться и чем многие годы предстояло заниматься. Читайте В.В.Бочкарёва – очень интересно и познавательно.



Червов Николай Фёдорович

Помню в беседе с представителем ГРУ полковником Н.Ф.Червовым, впоследствии ставшим генерал-полковником, а позднее, как известно, поддержавшим опасный ГКЧП, на мой наивный вопрос, как же нам действовать в глубоком тылу противника, он коротко и наставительно заявил, что будете вести разведку с нелегальных позиций. Такой ответ не внёс мне ясности, но стало понятно, что общая концепция выработана твёрдо и окончательно. В каждом конкретном случае потребуется только его детальная проработка. Общаясь с проверяющими, я выработал для себя правило – не задавать никому, никогда, никаких вопросов, если это не вызывается складывающимися обстоятельствами.

В течение короткого промежутка времени сменилось руководство Разведки ВМФ. На смену опытному разведчику Бобкову Б.Н. пришел опытный подводник Иванов Ю.В., который постепенно освоился с новым для себя направлением работы, однако, на мой взгляд, вопросы агентурной работы полностью передоверил решать своему эрудированному заместителю и офицерам второго отдела по агентурной работе.



Вице-адмирал Иванов Юрий Васильевич

Иванов Юрий Васильевич, родился в 1920 году в г.Вольске Саратовской области. Вице-адмирал. Окончил ВВМУ им. М.В.Фрунзе и АКОС при Военно-морской академии.
В звании лейтенанта выполнял обязанности штурмана легендарной подводной лодки «С-56», командиром которой являлся капитан-лейтенант Г.И.Щедрин (впоследствии Герой Советского Союза, вице-адмирал), и участвовал в беспримерном переходе (октябрь 1942 - март 1943) в составе отряда шести подводных лодок с Тихого океана (Владивосток) на усиление Северного флота (Полярный).
Участник Великой Отечественной войны. Служил на Северном и Тихоокеанском флотах, пройдя путь от штурмана подводной лодки до командира дивизии подводных лодок.
Находился в зарубежной командировке в составе аппарата военного атташе по военно-морской части при посольстве СССР в Мексике.
С 1965 г. по 1978 г. являлся начальником Разведки Главного штаба ВМФ. Скончался в Москве в 1990 году.
Примечание: Сведения составлены по книге «ГРУ: дела и люди». – СПб: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМАПРЕСС», 2003. – 640 с.

Обладая великолепным организаторским талантом, острым, аналитическим складом ума, Ю.В.Иванов ещё более укрепил авторитет Разведки Военно-Морского флота благодаря успешной и эффективной работе на всех ее уровнях, особенно по разведке американских атомных ракетных подводных лодок,  постоянно находящихся на боевом дежурстве вблизи границ Советского Союза.



В дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, по инициативе моряков-ветеранов разведки и при поддержке командования ВМФ рассматривался вопрос о присвоении новому разведывательному кораблю имени «Вице-адмирал Ю.В.Иванов».
Ю.В.Иванов довольно часто бывал на Тихоокеанском флоте, особенно на подводных лодках Камчатской флотилии, но нашу часть, помнится, посетил всего пару раз с чисто ознакомительными целями.
Зато почти ежегодно с инспекционной проверкой приезжал вице-адмирал Хурс И.К., как будучи заместителем начальника, так и начальником Разведки Главного штаба ВМФ.
На мой взгляд, эти два человека органически дополняли друг друга. Почти одногодки с большим военным и жизненным опытом они и внешне были очень похожи: высоки ростом, чернявы, худощавы, подтянуты, с красивыми тонкими чертами лица.
В 1969 году при посещении Разведки ВМФ, о чём ранее упоминал, я видел обоих вместе и был поражен их внешней одинаковостью.
Мне, к сожалению, не довелось ни к кому из них обращаться по личному вопросу, хотя причины для обсуждения перспективы службы, как мне кажется, у меня были весьма серьёзные основания.



Вице-адмирал Хурс Иван Кузьмич

Хурс Иван Кузьмич. Родился в 1922 году в Белоруссии. Вице-адмирал. Окончил ВВМУ им. М.В.Фрунзе, отделение разведки Высших Академических курсов, Военно-морскую академию. Участник Великой Отечественной войны. В 1945 году, являясь командиром ТЩ-602, старший лейтенант И.К.Хурс участвовал в десантных операциях по освобождению Курильских островов от японских милитаристов.
С 1952 года в Разведке Главного штаба ВМФ. Начальник Разведки ЧФ (1971-1973). Заместитель начальника (1963-1971 и 1973-1978) и начальник Разведки Главного штаба ВМФ (1978-1987).
Умер в Москве в 2002 году.
Примечание: Сведения составлены по книге «ГРУ: дела и люди». – СПб: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМАПРЕСС», 2003. – 640 с.

Во время своих проверок Хурс всегда тщательно вникал во все детали рассматриваемого вопроса специальной деятельности и не оставлял без своего внимания другие моменты, например, оказание помощи, если возникала такая необходимость, при решении повседневных нужд в материальном обеспечении этой деятельности. Помимо обязательных индивидуальных бесед с каждым оперативным офицером по специальным вопросам Хурс всегда проводил общие инструктивные совещания, освещая перспективные направления и определяя главные конкретные задачи.
Иногда в ходе обсуждения серьёзных вопросов Хурс по собственной инициативе допускал возможность разговора, как бы для разрядки, на отвлечённые и даже шуточные темы. Так, например, в процессе трудных дебатов на одну принципиальную тему мне запомнились его неожиданные признания, сказанные с юмором, о своих французских корнях, поясняя тем, что во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские войска дважды прошлись по местам его исторической родины.
Особенностью его работы с людьми было то, что он непременно выделял время для приёма по личным вопросам для всех независимо от занимаемой должности. Естественно, таких желающих было всегда много. Главным вопросом у большинства офицеров, помнится, была проблема перевода «на запад». Все, кто имел беседы с Хурсом, оставались, довольны, если не конкретными сроками, допустим того же перевода, то хотя бы надеждой на возможное положительное решение этого вопроса.



Надо сказать, что у Хурса была феноменальная память на людей, с кем ему приходилось встречаться. В этом я лично убедился сам. Был такой случай. В один из торжественных дней празднования Дня Военно-морского флота, которое проходило в Центральном театре Советской Армии,  мне посчастливилось присутствовать. Это было в конце 1990-х годов, и я уже несколько лет был на пенсии. В те годы Хурс находился в отставке и возглавлял Совет ветеранов Разведки штаба ВМФ.
Хурс пришел на праздник вместе со своей дочерью и, прохаживаясь по фойе театра, постоянно находился в плотном окружении своих коллег и знакомых. Случайно оказавшись вблизи Хурса, я поздоровался. Признав меня, он вдруг повернулся в мою сторону, сделал пару шагов ко мне и, поздоровавшись за руку, поинтересовался, почему дальневосточник сейчас находится здесь. Я ответил, что уволился в запас и приехал в Москву, к постоянному месту жительства. Тогда он с нескрываемым удивлением спросил, почему я никогда не обращался к нему с просьбой о переводе в Москву и, дескать, такая ситуация могла бы быть решена положительно.
К сожалению, отмечу, что в последние годы своей жизни, судьба для Хурса была весьма несправедлива. Потеряв за короткий период, друг за другом своих близких: жену и дочь, он остался, по существу, один. Чтобы отвлечься от навалившихся жизненных проблем, он старался больше уделять внимание общественной работе в ветеранской организации, но вскоре ушёл и сам.

Итак, после достаточно пространных моих пояснений о тех далёких событиях и той ситуации, в которой я оказался, даже сейчас мне становится жутковато, если бы было осуществлено всё то, что планировалось, и к чему фактически готовились.
К счастью до реализации в полной мере агентурно-разведывательных планов, а главное до ведения боевых действий дело не дошло, хотя, на мой взгляд, сил и средств с целью отражения агрессивных устремлений противника было предостаточно.



Командование Забайкальского военного округа  перебросило к месту боев дивизион БМ-21 "Град" - совершенно новых 122-мм 40-ствольных наследниц фронтовых "Катюш". Согласованные залпы, сперва выжегшие спорный остров вместе со всеми "лесорубами", а потом полностью накрывшие полосу наступления спешивших на выручку своим регулярных частей китайской армии (по некоторым данным - до двух полков; только убитыми китайцы потеряли свыше 800 человек) были настолько убедительны, что западные эксперты еще не один год подозревали, что СССР использовал на Даманском какое-то сверхсекретное суперфантастическое оружие - не то тяжелые лазеры, не то дальнобойные крупнокалиберные огнеметы.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю