Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещенные системы водоочистки

Судовые системы
водоочистки
защитили от санкций

Поиск на сайте

Где-то у Гавайских островов. А.Г.Савинский.

Где-то у Гавайских островов. А.Г.Савинский.

Как-то на переходе в район боевой службы, где-то недалеко от Гавайских островов во время подвсплытия на сеанс связи в дневное время, я увидел в перископ какие-то непонятные предметы,  проплывающие мимо подводной лодки.



Море было сравнительно тихое и я сумел их хорошо рассмотреть. Они были плоские круглые, почти прозрачные, размерами чуть больше чайного блюдца. В верхней их части, по диаметру, располагался гребень высотой 4 – 5 сантиметров, внутри которого четко просматривалось что-то похожее на спираль. Их было много.
«Что это, подумал я, не новое ли средство обнаружения подводных лодок, придуманное американцами?».
Мы только что форсировали противолодочный рубеж США между Гавайскими и Алеутскими островами «Мидуэй – Кадьяк», где самолеты базовой патрульной авиации «вероятного противника» «Орион» в течение двух недель усиленно пытались нас обнаружить и заставить всплыть.



Базовый патрульный самолет P-3 Orion (США)

Они активно использовали имеющиеся у них на борту технические средства обнаружения подводных лодок, в том числе новые в то время поисковые системы «Джули» и «Джезебел», не жалея сбрасывали гидроакустические буи и специальные бомбочки, для фиксации после их взрыва отраженных корпусом подводной лодки эхосигналов.
В темное время, при движении под РДП для зарядки аккумуляторной батареи, из-за частого обнаружения сигналов радиолокационных станций патрульных самолетов приходилось по 7-8 раз за ночь прерывать зарядку и уклоняться срочным погружением на большие глубины.
Находясь под перископом и прослушивая переговоры самолетов между собой и с берегом, мы опасались одного их слова «immediately» - «немедленно»,- этим словом предварялось сообщение с самолета на берег об обнаружении советской подводной лодки.
Обнаружение лодки, т.е. потеря ею своего основного преимущества - скрытности - считалось срывом боевой задачи. Лодка немедленно отзывалась в базу, а ее командира, после разбора причин, как правило снимали.
Нас Бог миловал, мы скрытно прошли этот рубеж…
А что делать сейчас? Как поступить, какое принять решение? Или уходить на глубину, пока по сигналу этих новых средств лодку не обнаружил противолодочный самолет, или попытаться выяснить что же это такое?
Я вызвал в боевую рубку к перископу старпома В.И.Новикова, недавно прибывшего с учебы на командирских классах и замполита В.Д.Рыкалина - «академика».
Осмотрев горизонт, оба заявили, что их этому не учили, но наверняка это какое- то новое средство обнаружения подводных лодок, придуманное американцами.
Я решил всплыть и выловить хотя бы одну такую штуку.
В экипаже был матрос – второразрядник по плаванию. Ему и была поставлена эта задача.
Это было рискованно. Несмотря на то, что сигналов работающих самолетных радиолокационных станций и радиопереговоров в эфире не наблюдалось, противолодочный самолет мог здесь появиться в любой момент.
Мы всплыли в позиционное положение, я отдраил рубочный люк и вышел не мостик. Была прекрасная солнечная погода, а легкий теплый ветерок поднимал небольшую волну.
Вызванный наверх матрос разделся, плюхнулся в воду.
«Поймал!» - вскоре закричал он и высунув из воды руку, сжатую в кулак, поплыл к лодке. Боцман, подбирая страховочный конец, помог ему подняться на палубу.
«Вот, поймал» - повторил матрос и улыбаясь, разжал кулак. На ладони лежало что то коричневое, бесформенное, как студень.
«Медуза»,- сказал я и тоже рассмеялся. Только потом, на берегу, в одной из старых лоций я прочитал, что в этот район Тихого Океана, очень редко, ветром из теплых вод выносит медузу под названием «Парус».  Это конечно была она.



« Сигнал самолетной РЛС, справа 30, сигнал слабый» доложили на мостик.
«Все вниз!» скомандовал я и, задраив верхний рубочный люк, спустился вниз. «Срочное погружение!».
Американские противолодочные самолеты, ведя поиск наших подводных лодок, находящихся в надводном положении или под РДП, с помощью радиолокационных станций работали, как правило, на небольших мощностях излучения в импульсе и даже уменьшали их мощность по мере приближения, чтобы на лодке, которая обнаруживала эти импульсы, создавалось впечатление, что они улетают.
Самолет скрытно, на малых высотах подходил к лодке, не успевшей погрузиться, и фотографировал ее. В темное время он включал мощнейшие прожектора.
…Мы погрузились на глубину 120 метров. Я прошел в гидроакустическую рубку, акустики внимательно прослушивали горизонт. Горизонт был чист…
…Может эта злополучная медуза опасна для здоровья, подумал я и вызвав доктора, выдал ему стакан спирта. «Возьми пловца на контроль, а это для профилактики, - первая половина для наружного применения, а вторая - вовнутрь.»
Но все обошлось.



Подводные лодки проекта 641


Главное за неделю