Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Судовые закрытия с автоматическим управлением

Флоту предложили
двери и люки
с автоматикой

Поиск на сайте

Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 17.

Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 17.

Эдуард Карпов. Я ВЫРОС В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. Санкт-Петербург 2007.

В училище было много хороших учителей, которые во всех классах, от пятого до десятого, старательно и терпеливо учили ребят, в особенности тех, кому трудно давалась учеба. Особенно запомнились те, кто учил нас в старших классах.
Любовь к великому русскому языку и русской классической литературе привила мне Маргарита Михайловна Шахназарова — невысокого роста, худенькая женщина, одетая во флотский китель с погонами старшего лейтенанта. Она любила и в совершенстве знала свой предмет. На своих уроках она увлеченно рассказывала нам о великих русских писателях и поэтах, и мы стали читать произведения классиков не в хрестоматийных отрывках, а в подлинниках. Она же поведала нам о Шота Руставели и «Витязе в тигровой шкуре». Своим вдохновенным чтением пушкинских стихов она заразила нас желанием знать стихи великого русского поэта. Мы стали соревноваться в том, кто больше их выучит и лучше прочтет. Выученные тогда с любовью многие пушкинские стихи живут в моей памяти по сей день. По ходу изучения классиков она любила задавать нам домашние сочинения и потом с удовольствием читала вслух понравившиеся ей отрывки из наших работ — так она развивала в нас умение литературно излагать свои мысли.
В своем кругу мы называли ее просто по имени — Маргарита, и это не было неуважением: наоборот, в произношении этого имени без отчества всегда было что-то теплое — мы относились к ней с любовью.
В десятом классе, в свободное от учебы время, мы издавали рукописные литературные журналы. И содержание, и оформление журналов ребята полностью делали сами. Как-то раз после прочтения моего литературного опуса Маргарита посоветовала мне попробовать поступить в литературный институт. Этот совет настолько не соответствовал менталитету нахимовца, мечтающего о военно-морской службе, что был начисто проигнорирован и просто остался в памяти. Кто знает — что могло бы быть, если бы я послушался ее совета.

От редакции.

Логично будет, на наш взгляд, прервав изложение Э.Г.Карпова, предоставить возможность и другим выпускникам разных лет высказаться о любимых преподавателях.
Очень тщательно отбирался преподавательский состав. Программа обучения в Училище была шире, чем в обычной средней школе. Учебными предметами были утверждены: русский язык и литература, математика в различных её направлениях, естествознание (ботаника и зоология), физика, химия (в т.ч. в старших классах - органическая химия), история, география, астрономия, иностранные языки ( именно во множественном числе – был период, когда одновременно преподавались английский (какой моряк без него?), французский (понятно, «куртуазный» язык) и немецкий (какой военный без оного?), черчение, физическая подготовка (не физкультура!), основы военно-морского дела, общевойсковая подготовка, рисование, пение и музыка, танцы. По каждой из учебных дисциплин был подобран коллектив педагогов-фанатов в лучшем смысле слова. На каждом учебном цикле были педагоги - звёзды, на некоторых же циклах блистали целые созвездия! С самого начала очень сильным был состав цикла математики и физики – Мишин Николай Иванович, Берг Елена Анатольевна, Гамазов Андрей Константинович, Шкабич Михаил Александрович, Мартиросян Левон Николаевич, Кельс Израиль Павлович, Штейнберг Лазарь Аронович. Не менее блестяще был укомплектован цикл русского языка и литературы – Делюкина Татьяна Валентиновна, Грицак Ольга Фёдоровна, Бурунсузян Сусанна Вартановна, Шахназарова Маргарита Михайловна, Нинбург Ж.И.



Берг Елена Анатольевна. В дальнейшем после переезда преподавала в Рижском нахимовском училище, завоевала любовь рижских нахимовцев.



Лазарь Аронович Штейнберг в начале века преподавал в Новополтавской еврейской сельскохозяйственной школе.  К сожалению, его потомок, публикуя фото (ок. 1890 г.) из семейного альбома,  не сообщает, как сложилась судьба Лазаря Ароновича.

Роберт Гуревич, нахимовец 1952 года вспоминает: "Незадолго до этого исчез старик Штейнберг, который преподавал нам физику. О нём говорили, что он оказался бывшим троцкистом.

О большинстве преподавателей вскоре поведают выпускники Тбилисского нахимовского училища. Здесь же привели сведения и фотографии тех, о ком знаем до обидного мало.

Удивительно ярко вели уроки истории Хачапуридзе Мария Давыдовна, Бойко Дионисий Парамонович.

Эдуард Карпов. Я ВЫРОС В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. Санкт-Петербург 2007.



А еще у нас была несравненная Мария Давидовна Хачапуридзе, которая изумительно преподавала нам историю — от древнейших времен до девятнадцатого века. Ее уроки были спектаклями театра одного актера. Она рассказывала о событиях давно минувших дней эмоционально и темпераментно, показывая в лицах исторических героев и разыгрывая перед нами некоторые исторические действия. Ее рассказы о том, что было давным-давно, совсем не были похожи на содержание учебников истории. В ее устах история оживала, становилась интересной и привлекательной, и мы увлеченно слушали ее рассказы. Понятно, что мы многое запоминали на ее уроках, но и не ленились читать учебники — после ее уроков выглядеть перед ней профаном было бы стыдно. Спустя годы она получила общественное признание — ей присвоили звание заслуженного учителя Грузии.
Учитель химии капитан Жуковский увлеченно проводил на своих уроках многочисленные химические опыты, и многие ребята, благодаря ему, любили химию и торчали в кабинете химии все свое свободное время. Мне нравился Жуковский, но почему-то не нравилась химия. Наверное, поэтому мне и пришлось потом помучиться с химией в высшем училище.

От редакции.

На других циклах были не менее сильные преподаватели - Лебединский Григорий Михайлович, Бродская Минни Израилевна, Дзагания (Носенко) Валентина Александровна, Кшонзер Карл Эмильевич.



Григорий Михайлович Лебединский, майор преподаватель английского языка, начальник цикла иностранных языков.



Лейтенант Бродская Минни Израилевна, преподаватель английского языка. Фотография предоставлена Олегом Скоркиным, выпускником 1955 года.

Некоторые из ее работ: 1. Бродская М.И. Лексическая характеристика сложных прилагательных, образованных по модели "существительное + причастие I // Преподавание иностранных языков и его лингвистические основы. – М., Наука, 1972. – С. 184-188. 2. Бродская М.И. Модели лексико-семантического словопроизводства имен лиц в современном английском языке. "Преподавание иностранных языков. Теория и практика". -М., 1971. 3. Бродская, М. И. Сложные слова типа tooth-cutting в английской технической литературе и их русские структурные соответствия - Тетради переводчика [Текст] : науч.-теор. сб. - М. : Междунар. отношения, 19- - . Вып. 11 / под ред. Л.С. Бархударова. - 1974., с. 53-59.



Кшонзер – преподаватель логики и психологии. В дальнейшем, после Тбилисского училища работал в Тбилисской школе, о чем узнали из интересных воспоминаний Жанны Зухубая  (Я - позитивный человек. ): Потом я узнала, что мальчишки прогуливают уроки. На классные собрания ходить времени не было, но я или сама приходила в школу, или звонила педагогам: как там мои архаровцы? Мне ни разу не сказали, что мои какие-то плохие. Но однажды, они были в седьмом или восьмом классе, я прихожу в школу, и завуч говорит: ваши мальчики такие молодцы, в школу не ходят, но когда приходят, всегда подготовленные. Мне было так стыдно.
Никогда не била своих детей, а тут настучала им по попам… А они стоят, уже большие парни, и слезы не проронят. Спрашиваю: в чём дело? Они говорят: приходим на географию, она открывает учебник и читает. А прочитать мы и сами можем. Нам не интересно.
Мне стало жутко. Сижу, реву. У меня в школе были такие педагоги! Кшонзер Карл Эмильевич, преподаватель русского языка и литературы – выдающийся педагог. У нас все мои одноклассники поступили в высшие учебные заведения.



Особо выделялся Потапов Леонид Николаевич – человек недюжинной эрудиции, влюблённый в историю и природу Грузии,  талантливый учитель рисования, он был всеобщим любимцем нахимовцев.
И преподавательский состав, несмотря на неописуемые трудности периода войны и послевоенного восстановления, справился со всеми задачами обучения выше всяких похвал. Свидетельством тому является, во-первых, то, что в каждом выпуске было множество медалистов - от 7 до 27 человек на выпуск! Во-вторых, на жизненном пути многие стали учёными, конструкторами, преподавателями ВУЗ’ов с учёными званиями и степенями. Целый ряд из выпускников Училища награждены Государственными премиями и орденами. Те же, кто прошёл полную дорогу по военной службе, стали либо блестящими командирами современных боевых кораблей и выросли в опытных военачальников, получивших высокие командные должности, либо стали флагманскими специалистами разных степеней, чьи достижения также отмечены Страной. И особо следует сказать: заслуги преподавателей значимо подчеркиваются тем, что их имена запечатлелись в памяти буквально каждого нахимовца. В мемуарах практически любого и каждого из выпускников Тбилисского училища вы увидите имена этих педагогов!

Мои преподаватели. Ю.Н.Курако



Только самые добрые и хорошие слова я могу сказать о тех, кто из-за дня в день занимался нашим образованием. Нельзя не учитывать того факта, что приехали мы с различных уголков нашей необъятной страны. И вполне естественно были с разной подготовкой, способностями, наклонностями. Нас всех объединили единой идеей – стать достойной сменой офицерскому корпусу Военно-Морского Флота, пополнить его грамотными, образованными, культурными специалистами в лучших традициях Российского Флота.
Нахимовские училища и должны были стать той кузницей, в которой «ковались» бы эти кадры. В лучших традициях подобных учреждений была создана целая система образования и воспитания молодого поколения. Проводниками ее, или главным звеном в этой цепи, были преподаватели и воспитатели. Преподаватели все, без исключения, были прекрасными специалистами своего дела, случайных людей среди них не было. Они прекрасно понимали, какой конечный продукт они должны были получить из нас и поэтому усиленно, с полной отдачей своих сил над этим работали. Одни из них пришли из высших военно-морских учебных заведений, Другие имели прямое отношение к Флоту и готовы были работать в специфических условиях НВМУ. Все они носили морскую форму одежды и имели различные воинские звания.
Некоторые исключения, безусловно, были, но они только подчеркивали важность комплектования кадрами.
Так преподаватель английского языка, прибывший, к нам - до этого служил и был переводчиком при ставке маршала Рокоссовского.
Среди преподавателей были и гражданские. Это, прежде всего замечательная, удивительной души человек, преподаватель географии – Горбачёва Зинаида Никитична.



«Юные нахимовцы изучают географию страны» (фото для журнала). - Эдуард Карпов. Я ВЫРОС В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. Санкт-Петербург 2007.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю