Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты новой амфибии

Раскрыты секреты
новой амфибии
"Дрозд"

Поиск на сайте

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА. Контр-адмирал В.Г.Лебедько.

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА. Контр-адмирал В.Г.Лебедько.

Шла весна 1986 года. В Кишиневе эта зима была короткой, и в апреле стояли по-летнему теплые весенние дни. Цвела акация, оделись зеленью пирамидальные тополя и каштаны.
В конце апреля в столице Молдавии проводилась Всесоюзная вахта памяти, посвященная подвигу советского народа и его Вооруженных сил в Великой Отечественной войне. На торжества в Кишинев прибыли адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков, генерал армии В.Ф.Толубко, маршал авиации И.Н.Кожедуб, адмирал флота Н.Д.Сергеев, адмирал В.М.Гришанов и другие военачальники. В день прибытия командование войсками Юго-Западного направления в городе отсутствовало, и встречать высоких гостей в Кишиневском аэропорту пришлось первому заместителю начальника штаба войсками направления генерал-майору М.А.Зарочинцеву и мне, автору этих строк, тогда заместителю начальника штаба войск Юго-Западного направления по военно-морскому флоту. Генерал Зарочинцев встречал своих, а я встречал С.Г.Горшкова и сопровождающих его адмиралов. Кроме нас, гостей встречало руководство ЦК ЛКСМ Молдавии. В аэропорту Сергей Георгиевич сразу же поинтересовался, как обстоят дела на Черноморском флоте и на 5-й флотилии в Средиземном море. После церемонии встречи и короткого разговора мы вышли из аэропорта к машинам. По пути из аэропорта в гостиницу «Кодру», где размещались гости, мы продолжили разговор.



Доклад С.Г.Горшкову об обстановке на Средиземном море.

Ну, как у тебя тут идет служба? – спросил Сергей Георгиевич.
Замучили генералы, - ответил я.
И долго они тебя мучают?
Вот уже два года.
Два года! – воскликнул Горшков. – Я тридцать лет с ними мучился. – Немного подумав, С.Г.Горшков сказал: - Это все оттого, что тобой руководят армейские, а не общевойсковые командиры. Лично я знал двоих общевойсковых военачальников – генерала армии Ивана Ефимовича Петрова и маршала Андрея Антоновича Гречко.
Далее разговор перешел на тему ознакомления с приближающимся городом. У гостиницы нас встретил адъютант С.Г.Горшкова капитан 2 ранга Н.Кулагин. Он и занялся дальнейшим размещением своего «командующего», как он называл Сергея Георгиевича. Это было удобно. К этому времени С.Г.Горшков был уже генеральным инспектором группы генеральных инспекторов Министерства обороны и называть его «главком» было нельзя, а произносить его воинское звание было длительно. Поэтому Н.Кулагин называл его «командующим», и Сергей Георгиевич этим был в какой-то степени доволен.
Пока они размещались, я находился в приемной номера и размышлял о состоявшейся встрече. Многократно мне приходилось встречаться по служебным делам с Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза С.Г.Горшковым. Было это и на Севере, и в Ленинграде в период командно-штабных учений, проводившихся ежегодно в Военно-морской академии, и, конечно же, были встречи в Москве во время моих частых командировок с Севера и из Молдавии. Разные это были встречи: бывало, и кулаком он размахивал передо мною, а бывали и продолжительные разговоры, расспросы и ответы, советы и указания. Встреча в Молдавии была необычна тем, что Горшков уже не являлся моим прямым начальником, но его положение меня ко многому обязывало.
… Выйдя из номера в приемную и направляясь на ужин, Сергей Георгиевич сказал:
С завтрашнего дня быть повсюду со мной.
Всю неделю пребывания С.Г.Горшкова в Кишиневе я постоянно находился при нем. Ездили мы не на цековской, от комсомола, машине, а в моей служебной 31-й «Волге» вместе с представителем от ЦК ЛКСМ Молдавии В.Семипядным. В Кишиневе Горшков познакомился с Бельской Лидией Ивановной, врачом 4-го управления Минздрава республики, вдовой почетного гражданина города Героя Советского Союза полковника А.И.Бельского.



Старт акции "Память поколений" у памятника А.И.Бельскому

Иногда, когда мы надоедали Сергею Георгиевичу, он высаживал меня и Володю Семипядного из машины, и наши места занимали моя жена Надежда и Лидия Бельская. Женщины пользовались его особым расположением, и он отдыхал с ними от всяких служебно-экскурсионных разговоров.
Нужно сказать, что Вахту памяти курировал ЦК ЛКСМ Молдавии, составивший весьма плотный план различных мероприятий, включавших встречи с трудовыми коллективами, студенчеством, молодежью, посещение музеев, памятных мест, связанных с Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операцией 2-го и 3-го Украинских фронтов, проводившейся во взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской военной флотилией в августе 1944 года. Тогда командующим флотилией был контр-адмирал С.Г. Горшков.
На второй же день военачальников принял первый секретарь ЦК Компартии Молдавии С.К.Гроссу. Как и всякий большой начальник маленькой страны, Гроссу тянул со встречей, а потом спешил, показывая свою занятость государственными делами. В общем, этот визит произвел на Горшкова, мягко скажем, неважное впечатление. Он немного ворчал и был угрюмо сосредоточен. Наверное, уже тогда он почувствовал набиравший силу ветер «демократических перемен» и двуличную сущность Гроссу.
Зато встреча с общественностью города в Молдавском государственном театре оперы и балета была более приятной и какой-то душевной. Сергей Георгиевич на сцену не выходил. Мы сидели с ним в центре партера. В ходе встречи слово предоставлялось каждому из гостей, и одному из первых оно было представлено С.Г.Горшкову. Взяв микрофон, он вышел в центральный проход партера.
– Я приветствую Вас от имени военно-морского флота! – начал Сергей Георгиевич.
Выступал он спонтанно, четко формулируя свои фразы, без всякой шпаргалки. В своем выступлении отметил роль флота и Дунайской военной флотилии в освобождении Молдавии в ходе Ясско-Кишиневской операции, коротко рассказал, каким стал наш военно-морской флот, способный решать многоплановые задачи и воздействовать на военно-политическую обстановку в мировом океане. В заключении он пожелал трудящимся Молдавии дальнейших успехов в социалистическом строительстве.



Командующий КДуФ контр-адмирал Горшков Сергей Георгиевич.

Зал встал и завершил его выступление бурными и длительными аплодисментами. В перерыве он был среди людей, беседовал с ветеранами.
Мы посетили вместе Мемориал воинской славы. Сергей Георгиевич внимательно всматривался в фамилии павших воинов, отчеканенные на сотне с лишним мраморных плит, и вместе со всеми возложил цветы у Вечного огня.
В один их дней состоялась молодежная манифестация и парад физкультурников на площади Победы. В рядах физкультурников вдруг появились моряки Днестровского пароходства. Внимательно вглядываясь в ряды моряков, Сергей Георгиевич независимо от их принадлежности считал их своими. Он как никто другой, отлично понимал интегральную общность всех составляющих морской мощи государства: военного, транспортного, рыбопромыслового, научного и других флотов и их береговой инфраструктуры.
26 апреля мы поехали в Дубоссарский район на левый берег Днестра, где недалеко от поселка Лунга проводились соревнования досаафовцев на приз адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова. С выездом на развязку дорог, после проезда моста через Днестр, нас встретило руководство района и города Дубоссары и большая делегация общественности. Сергею Георгиевичу преподнесли хлеб-соль. Встреча была чрезвычайно волнующая. Здесь, вдали от морей и океанов, главного моряка страны встречали с искренним уважением и любовью. Затем длинная кавалькада машин последовала к селению Кошница. Недалеко от села мы посетили Холм Славы, с установленным на нем танком Т-34 в честь воинов, погибших в боях на Кошницко-Перерытской излучине в Ясско-Кишиневской операции. К подножию Холма было возложено множество цветов. Не успела закончиться эта церемония, как к Холму подъехала свадебная чета, по традиции приехавшая возложить цветы к памятнику. Сергей Георгиевич тепло поздравил молодых, преподнес им цветы и пожелал счастливой жизни.
Соревнования на приз С.Г.Горшкова проводились на базе республиканского ДОСААФа. В середине дня ко мне подошел первый секретарь Дубоссарского горкома Компартии Молдавии и спросил, как я считаю, Сергей Георгиевич не будет возражать, если перед обедом в узком кругу он познакомится с винами Молдавии. Нужно учесть, что это было время в разгар горбачевской борьбы с алкоголизмом. Но Сергей Георгиевич возражать не стал.



День вина! Стенд легендарного молдавского коньяка "Белый аист"

В маленькой комнате стоял стол, украшенный цветами и фруктами, минеральной водой и накрытыми салфетками бутылками коньяка «Белый аист». Нас было шестеро: С.Г.Горшков, Н.Кулагин, В.Семипядный, первый дубоссарский секретарь, я и моя жена. Сразу же хозяин налил по три четверти стакана и произнес тост за здоровье высокого гостя. Сергей Георгиевич выпил все полностью. Еще после двух тостов мы прошли в столовую, где нас ожидали члены делегации, представители общественности и участники соревнований. Обед с молдавской кухней был превосходным. В конце обеда Володя Семипядный сказал мне, что не мешало бы закончить обед молдавским «компотом». Зная эти молдавские «компоты», я возразил. Тогда Володя направился прямо к Горшкову, и согласие было получено. Коварное сухое молдавское вино, какое делали умельцы в молдавских селах, могло свалить любого. Я наблюдал за Сергеем Георгиевичем. Он выпил стакан прохладного «компота», оглядел всех присутствующих и произнес: - Хороший «компот»! Все это как-то сразу сблизило всех. Много было разговоров о флоте. Нужно отметить, что сугубо сухопутная республика мало поставляла призывников, желающих служить на кораблях. Об этой особенности я говорил Сергею Георгиевичу, и он это запомнил.
После обеда состоялось закрытие соревнований. С небольшой трибуны Сергей Георгиевич произнес проникновенную речь, в которой призвал молодежь Молдавии к службе на флоте. Несмотря на все «компоты», как всегда, речь его была четкой и выразительной. Затем он вручил призы и грамоты победителям и главный приз - макет боевого корабля – команде, занявшей первое место.
Сразу же после этого он подозвал меня и сказал: - Немедленно в машину.
Тепло, попрощавшись с присутствующими, Сергей Георгиевич сел в машину, и мы помчались с ним вдвоем в Кишинев.
У гостиницы он сказал: - Завтра, в семь, быть у меня.
На следующий день рано утром я вошел в номер С.Г.Горшкова. Его еще не было, и у самовара хлопотал адъютант. Через некоторое время в комнату вошел Сергей Георгиевич в майке и «семейных» трусах. Поздоровавшись, он пригласил меня к чаепитию. Хороший крепкий чай бодрил и располагал к разговору. Я поделился с Сергеем Георгиевичем, как тяжело было мне и моим подчиненным вживаться в армейскую среду, как мы отстаивали значение Объединенного Черноморского флота для обеспечения возможных боевых действий приморских фронтов. В ту пору войсками Юго-Западного направления командовал генерал армии Иван Александрович Герасимов. Это был боевой генерал, танкист, прошедший с боями Финскую кампанию, всю Отечественную войну и закончивший воевать на берегах Тихого океана. К сожалению, его в городе тогда не было. Взаимоотношения у меня с ним сложились прекрасные, и это помогало мне решать многие флотские вопросы, но, в общем, он был подвержен влиянию остального генералитета, относившегося к флоту, как к чему-то второстепенному, с нескрываемым чувством превосходства. Было уважение, но понимания не было. Сергей Георгиевич знал И.А.Герасимова как старого боевого солдата и с интересом слушал меня. Нужно сказать, что, в отличие от многих других военачальников, Горшков умел слушать, и если твое суждение совпадало с его мыслями, то было видно по его глазам, насколько он заинтересован в том, о чем идет речь. Но, если не совпадали точки зрения или он не слышал в докладе того, что хотел, его реакция могла быть прямо противоположной.
Скоро подошел адмирал В.М.Гришанов, и все вместе мы поехали на встречу со студентами в Кишиневский государственный пединститут имени Ионы Крянге (был в XIX веке такой молдавский писатель). Встреча была теплой, непринужденной. Все сидели за одним большим, во весь зал, столом. С речью выступил Василий Максимович. Сергей Георгиевич, по окончании встречи, вручил ректору института памятную медаль «50 лет Северному флоту».



На следующий день мы прощались. В аэропорту пили кофе. Адмирал Флота Н.Д.Сергеев говорил о недавно вышедшей под его редакцией книге «И.С.Исаков. Океанология, география и военная история», интересовался, как восприняли её моряки на флоте и очень уважительно (не в пример некоторым историкам) отозвался об Иване Степановиче Исакове, как о человеке и флотоводце. Чувствовалось, что Сергей Георгиевич был с ним согласен. Вот и последние минуты прощания, самолет с гостями взял курс на Москву.
В 1987 году, весной, почти через год, я вновь встретился с С.Г. Горшковым. Находясь в Москве, в командировке, я зашел к начальнику штаба войсками направления генерал-полковнику В.С.Колесову, который обучался в то время на курсах при Академии Генерального штаба. Возвращаясь к станции метро «Фрунзенская» по улице Хользунова, я остановился, пропуская выезжавшую из переулка машину. Впереди, рядом с водителем, сидел С.Г.Горшков, а позади - была видна его супруга Зинаида Владимировна. Машина остановилась.
- Здравствуй Лебедько!
Здравия желаю, - ответил я.
Ты чего здесь делаешь?
Заезжал решать кое-какие вопросы со своим начальством в Академии Генштаба.
Мучают тебя генералы?
Бывает. Но мы сработались.
С.Г.Горшков прощально махнул рукой, и машина поехала. Я стоял, отдавая честь этому выдающемуся адмиралу, патриоту и строителю нашего океанского Военно-морского флота.




Ранее опубликованное

Адмирал Немитц Александр Васильевич. В.Г.Лебедько, кандидат военных наук, контр-адмирал.
Князь Варшавский. В.Г.Лебедько, кандидат военных наук, контр-адмирал.
В.Г.Лебедько. Пароход "Казахстан" (август 1941 г.). - СПб., 2008. Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
АДМИРАЛ БЕРЕЗИНЫ. Контр-адмирал, кандидат военных наук Владимир Лебедько.
РОЗЫ И ТЕРНИИ В СУДЬБЕ МИНИСТРА МОРСКИХ СИЛ РОССИИ АДМИРАЛА ПАВЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЧИЧАГОВА. В.Г. Лебедько, контр-адмирал в отставке, кандидат военных наук.
"Выбор". Н.Загускин, Н.Лапцевич (О книге контр-адмирала в отставке В.Г. Лебедько "Верность долгу"; ). - Морской журнал № 2. 2007.


Главное за неделю