Начинаем знакомить читателей нашего блога с, пожалуй, самой душевной частью воспоминаний рижского нахимовца Марка Дмитриевича Агронского. Ранее были опубликованы:
Жизнь каждого человека интересна и достойна, чтобы её основные деяния были зафиксированы и сохранены для пополнения семейной саги. Особенно, если это касается талантливого человека, оставившего заметный след не только в своей семье, но и в обществе. Таким человеком в нашей семье является моя жена Агронская (Пожарская) Александра Александровна, которую я просил ответить на мои вопросы, связанные с её детскими годами и периодами творчества, которые недостаточно освещены в моих ранее написанных мемуарах для домашнего чтения и хранения. Пытаюсь брать у неё интервью, реконструируя прошлые события.
7. «С песней по жизни…»
Диалоги о пении и не только.
«Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет!....» В.Лебедев - Кумач
7.1. Детство. Блокада.
Вопрос: — Что помнишь о жизни на улице Софьи Перовской до войны и во время блокады?
Улица Софьи Перовской (Малая Конюшенная) - Фотографии старого Петербурга Ответ: — Всплывают в памяти лишь отдельные эпизоды. У нас в семье была девочка Тоня, которую взяли няней, когда мне исполнилось всего несколько месяцев. Она сама была еще подростком, но детям быстро понравилась своим умением развлекать нас играми. Сама сочиняла спектакли, в которых были заняты дети. В одном из них под новый 1940 год Галя (сестра) была барыней, я – прислугой, а Саша Давыдов (брат) Хвостиковым. Гале было всего два года, она ещё не говорила, поэтому сидела молча в Тонином с украшениями платье на детском плетёном кресле. Тоня выезжала на петухе-качалке с подарками, пели песни о петухе и о многом другом. В этот раз деревянная игрушка не выдержала веса няни, и петух сломался. Смеху было много. Помню, что и до войны было голодно. У бабушки были две подруги - Оля и Ира, которые жили вместе. Одна из них была певицей с хорошим голосом. На выпускном экзамене в консерватории пела Татьяну Ларину из оперы «Евгений Онегин». Они могли доставать кое-какие продукты, в частности, приносили бабушке сахарный песок. Однажды, когда в очередной раз были у нас, спросили: «Маня, у тебя не закончился сахар?» Бабушка ответила, что не помешает добавить. Но я, маленькая, открыла буфет и показываю, что у нас ещё целая супница песка. — Тебе попало? — Нет, только все посмеялись. Кстати, эта старинная супница сохранилась в нашей семье до сих пор. Дальнейшую судьбу маминых подруг не знаю, может быть погибли или умерли в блокаду. — Ты больше бывала в бабушкиной квартире? — Я всегда жила у бабушки. Спала с ней у стенки на одной кровати. Галю укладывали спать на отдельном матрасе с ножками у окна в соседней комнате Кати. Дед спал отдельно на своём добротном массивном диване, на котором и скончался в 1968 г. Дед был эвакуирован вместе с оркестром Филармонии до блокады в августе 1941 г в Новосибирск. Наше семейство тоже пыталось эвакуироваться, но доехали только до Вологды и вернулись через несколько дней. — Почему? — Там нас никто не ждал, к тому же кончились деньги. Помню, что Новый 1942 год встречали ещё с бабушкой, которая была эвакуирована вместе с Катей (родная тетя) позже, весной 1942 года, когда вскрылась Ладога.
Эвакуация населения Ленинграда по Ладожскому озеру Отъезд и переправу через Ладогу организовал Пожарский (мой папа). Мы провожали их на поезд, который ходил только до Ладожского озера. В Новосибирске Катя работала кассиром сначала в столовой, а затем в Филармонии. Позднее собирались вывезти из блокадного города и нас с Галькой в Новосибирск. Мама даже дала телеграмму, чтобы нас там встретили. Но наша поездка почему-то сорвалась. Бабушка ходила на вокзал ежедневно и спрашивала, есть ли дети из Ленинграда. Вместо своих внучек она случайно на вокзале Новосибирска встретила Тоню, которую в составе бригады лесорубов из Калининской области отправили на заготовку сибирского леса. Дело в том, что после начала блокады бабушка сказала, что не сможет её прокормить. И Тоня уехала на свою родину в город Красный Холм в 175 км от Калинина (Твери). Когда начали гнать немцев на Запад, лесорубов вернули домой рубить деревья в Калининской области. Тоня сразу после войны вернулась к нам на Перовскую. — Впоследствии Шура неоднократно говорила, что Леночка, которая в наше время была частой гостьей в доме на Перовской и встречается на фотографиях в домашнем альбоме, спасла вас от голодной смерти. — Лена действительно что-то приносила. Приносили и другие родственники, которые первоначально обосновались в бабушкиной квартире, и жили одной семьей под защитой метровых стен этого дома. Во время бомбёжек дети «прятались» в туалете. Поперёк на бабушкиной кровати спали дети – Саша Давыдов, Володя Атлантов, дочка Нюры Богдановой Ира и мы с Галькой. Взрослые спали на полу. Вскоре эта семья начала разъезжаться. Тётя Маня, мама Володи Атлантова, не уезжала и всю блокаду работала в театре. После отъезда бабушки она получила квартиру от театра в соседнем доме. Это дом №8 по Перовской, откуда впоследствии тётя Маня уехала в Москву к Володе, солисту Большого театра.
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР Владимир Атлантов — С Володей Атлантовым я изредка встречался, но с его мамой разговаривать не приходилось, знаю, что она тоже была певицей. — Да, она была хорошей певицей, что подтверждают сохранившиеся в нашем доме старые театральные программы, где встречается имя Марии Александровны Елизаровой, как исполнительницы многих сопрановых партий. До войны с 1921 года она работала в Михайловском театре, но пела и в других ленинградских театрах преимущественно в классических операх. — Какие оперы ты слушала с её участием? — Оперу Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», где она была девушкой-снегурочкой, а также оперу «Лакме» французского композитора Лео Делиба, где она пела партию юной жрицы Лакме. По памяти её основной репертуар такой: Татьяна в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Лиза в опере П.И.Чайковского «Пиковая дама» в Государственном народном доме. Партию Германа пел Н.К.Печковский. Можно отметить, что поклонниками красавца Печковского, портрет которого в этой роли есть в альбоме Кировского театра на стр. 106, были все старшие дамы Елизаровы, которые бегали почти на все спектакли с его участием. А он кроме Германа пел Ленского в «Евгении Онегине», Альфреда Жермона в «Травиате», Фауста в одноимённой опере Ш.Гуно, Ромео в «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно и др. Марфа в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Микаэла в опере Ж. Бизе «Кармен». Графиня Розина в опере В.Моцарта «Свадьба Фигаро». Русалка Панночка в опере Н.А.Римского-Корсакова «Майская ночь». Либретто оперы написано композитором по одноимённой повести Н.В.Гоголя. Она же Прилепа в интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» в Мариинском театре, где партию Германа исполнил Н.К.Печковский.
Красавец Н.К.Печковский (1896-1966) был кумиром всех любителей оперного пения. Кстати, эту партию я пела в Музыкальном училище, а мои одноклассники Рита Янау была Миловзор и Юра Смоляк – Златогор. Этот музыкальный шедевр (пастораль «Искренность пастушки») и ранее был нашим с Галей коронным номером на всех семейных праздниках, где я была Прилепа, а Галя – Миловзор. Можно привести ещё несколько ролей моей родственницы: Сюзанна в опере Г.Шарпантье «Луиза» в постановке А.Н.Феона в Михайловском театре (7 ноября 1921 г.). Монна Джинерва в опере немецкого композитора М.Шиллингса «Мона Лиза» вместе с Н.К.Печковским (Джиованни) в Михайловском театре (27 марта 1926 г). Крестьянка Церлина, которую соблазнил Дон-Жуан в одноимённой комической опере Вольфганга Амадея Моцарта. Арсена в очень популярной во всём мире оперетте Иоганна Штрауса «Цыганский барон». Принцесса в апельсинах Николетта в опере Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», поставленной в 1926 году в Большом оперном театре государственного народного дома имени К.Либкнехт и Р.Люксембург (в помещении кинотеатра «Великан»). В эти годы сцена этого кинотеатра использовалась как филиал Мариинского театра, которым руководил Н.К Печковский, являвшийся одновременно певцом и режиссером. В этом филиале проходили практику студенты режиссерского отделения Ленинградской консерватории. (Альбом «Театр оперы и балета имени С.М.Кирова», 1983, с.144). Райская птица Сирин в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Мариинском театре (5 марта 1927 г.). Певица Антония в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Ева в опере Р.Вагнера «Мейстерзингеры». Александрина в опере «Именины», забытого ныне композитора В.В.Желобинского, поставленной в Михайловском театре в 1935 году.
Желобинский Валерий Викторович Либретто оперы составлено на основе одной из повестей современника Пушкина писателя Н.Ф.Павлова. В брошюре, изданной в 1935 г., об истории этой постановки есть портрет Марии Александровны в этой роли. Партию Татьяны она пела многократно, в том числе в блокадном Ленинграде в помещении Театра комедии на Невском проспекте, где 7 ноября 1942 года оперой «Евгений Онегин» открылся Ленинградский городской театр. Дирижировал спектаклем его музыкальный руководитель К.И.Элиазберг. Под управлением Карла Ильича Элиазберга немного раньше 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена «Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича, которая стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Алиса Форд в опере «Фальстаф» Дж.Верди. В книге «Малый театр оперы и балета (1918-1968 )» издания 1968 г на странице 50 помещена фотография М.А.Елизаровой в этой роли. В августе 1941 года Малый оперный театр был эвакуирован в г. Оренбург (Чкалов).