
Командир рулевой группы БЧ-1 старший лейтенант Селин В.Т. и командир БЧ-4-РТС капитан-лейтенант Боровков Владимир, Южная Атлантика, 1959 год.
Оставили справа Канарские и Азорские острова, преодолели рубеж ПЛО Ньюфаундленд-Азорские острова. Северной Атлантикой через Исландско-Фарерский рубеж ПЛО вышли в Норвежское море. Все было благополучно, но буквально дней за 7-10, когда поход подходил к концу, случилась неприятность, если не сказать больше.
Уклоняясь от Норвежского рыболовного траулера, погузились по команде «Срочное погружение» одной боевой сменой (эта команда за 130 суток экипажем была отработана до автоматизма).
И тут лодка стала стремительно погружаться на глубину, причем то с диферентом на нос, то с диферентом на корму. Провалились на 220 метров, всплыли аварийным продуванем средней группы балластных цистерн, а потом и всех балластных цистерн. После этого случая некоторое время срочное погружение стали проводить по сигналу «Боевая тревога» по просьбе начальника экспедиции.
А случилось вот что: когда разобрались механики, то оказалось, что были заполнены торпедозаместительные цистерны. Это 9 тонн воды, а это значит 9 тонн отрицательной плавучести.
Лодка при срочном погружении и так погружается с отрицательной плавучестью (около 30 тонн), а тут еще 9 лишних тонн. И продувается цистерна быстрого погружения при достижении лодкой глубины 10-15 метров воздухом высокого давления(ВВД) и практически на глубине получает нулевую плавучесть, управляется ходом ПЛ и горизонтальными рулями. Этот случай моряки лодки запомнили на всю оставшуюся жизнь.

Преодолев штормовое
Лодку торжественно встречали в г. Полярном. О проделанной работе и выполнения задания командования был составлен отчет и представлен комиссии ГШ ВМФ СССР, которая встречала подводную лодку «Б-82». За время похода ПЛ прошла более 22 тысяч миль, было сделано (решено) около 1000 астрономических определений места ПЛ по солнцу, звездам, луне, сфотографированы айсберги на 50 широте в Южной Атлантике.
Каждый штурман использовал по 3-4 журнала астрономических вычислений. Много задач по определению места лодки решили командиры ПЛ, особенно капитан 2 ранга И.И.Гуляев, и, как не покажется читателям странным, командиром группы БЧ-5 инженер-лейтенантом С.Чебаевским.

Второй механик танкера, боцман резервного экипажа ПЛ, командир моторной группы Славик Чебаевский (
За успешное выполнение задания командования командир ПЛ «Б-82» капитан 2 ранга Г.Н.Швецов и командир АПЛ «К-27» (строящейся) капитан 2 ранга И.И.Гуляев были награждены орденами Боевого Красного Знамени, зам.командира по политчасти и командир БЧ-1 – орденами Красной Звезды, командир БЧ-5 лодки и командир БЧ-5 резервного экипажа орденами Красной Звезды, командир группы БЧ-3 лейтенант В.Д.Ильин – медалью «За Отвагу» - он же секретарь партбюро ПЛ.

Офицеры ПЛ "Б-82" Ильин Владимир Данилович и Селин Владимир Терентьевич.
Другие члены экипажа лодки были награждены Почетными Грамотами ГК ВМФ СССР, ЦК ВЛКСМ, ценными подарками. Весь экипаж был отправлен на отдых в санаторий МО СССР на Рижское взморье.
Капитан танкера «Вилюйск» был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а личный состав танкера удостоился благодарности Главкома ВМФ СССР .
Вообще история танкера «Вилюйск» весьма интересная. Танкер «Вилюйск» был построен на финской фирме «Раума Репола» по заказу Советского Союза в конце 1957 года. Экипаж был из г. Владивостока. Приписан был к Владивостокскому Морскому Пароходству. Обеспечив экспедицию в Атлантику в 1958-1959 г.г., танкер посетил с грузом топлива остров Диксон.
Затем с грузом бензина перешел на Черное море. Там прошел доковый и текущий ремонт. Вернулся в Полярный и в октябре 1959 года вновь отправился в экспедицию по замеру гравитационных полей трех океанов. В этих походах участвовали две подводные лодки 611 проекта 161 БПЛ СФ: это ПЛ «Б-88» и ПЛ «Б-90», которые одновременно приказом ГК ВМФ СССР перебазировались на ТОФ. Экспедиция обеспечивалась судами морского пароходства: теплоход «Михаил Калинин» и танкер «Вилюйск».
Поход длился 6 месяцев. На судах размещались резервные экипажи: 161 бригады ПЛ СФ и резервный экипаж, сформированный на ТОФе, командир резервного экипажа капитан 2 ранга К.К.Киреев. Корабли прошли три океана (Атлантический, Индийский, Тихий). Вышли из Полярного и закончили свой переход в г. Петропавловске-на-Камчатке (октябрь 1959 г.- март 1960 г.)
После того, как комиссия выслушала наши замечания и предложения по походу, вся команда лодки уехала на отдых в санаторий «Рижское взморье» в Лиелупе и в Приейдайне. Лодка перешла на завод СРЗ-35 в поселке Роста, Мурманск-17.

Лодку поставили в средний ремонт. Во время похода вышел из строя один дизель, шахту РДП заклинило в верхнем положении, прибор 24 в боевой рубке вышел из строя, и ряд других неисправностей имели место. Из основного экипажа на лодке оставались: старпом Ю.В.Степанов, командир группы БЧ-5, замполит резервного экипажа, старшина команды мотористов и я – командир рулевой группы старший лейтенант Владимир Селин.
Остальные офицеры и матросы были с резервного и других экипажей. К этому времени я получил звание «старший лейтенант», и, как единственному офицеру с основного экипажа, мне поручили исполнять обязанности старпома.
Обязанности командира исполнял Ю.В.Степанов. Он летом получил звание «капитана 3 ранга». Ничего особенного за эти 6 месяцев стоянки в ремонте не произошло. Были сданы в ремонт и на проверку навигационные приборы, получены штурманские пособия и карты, короче, была обновлена вся штурманская документация.
Лодка досрочно закончила средний ремонт и в конце ноября 1959 года прибыла в Полярный под командованием нового командира капитана 3 ранга Ю.В.Степанова. Вот такие воспоминания остались у автора этого похода в 1958-1959 годов.
А меня назначали командиром БЧ-1 ракетной подводной лодки «К-79» на 140 ОБПЛ СФ в губу Оленья.

ПЛ «К-79» на рейде губы Оленья, 1966 год.
Юрий Петрович Веселов в дальнейшем служил в 16-й ДиПЛ СФ (СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2007 г.). Его сослуживец В.П.Зайцев вспоминает: Экипаж (К-77) был укомплектован грамотными и хорошо подготовленными офицерами. Бросилось в глаза и то, что на этом корабле многие офицеры были людьми солидного возраста. Особенно выделялся командир БЧ-1 капитан 3 ранга Ю.П.Веселов, который был ровесником командира и начал свою службу с девяти лет, еще в Нахимовском училище. Это был настоящий моряк, для которого море — дом родной.
Горчаков Владимир Ильич
Предполагаем, что Владимир Ильич Горчаков проходил службу на кораблях

Грибовский Владимир Антонович
Не знаем, как сложилась его судьба, но предполагаем, что Владимир Антонович (13.03.1932 г. р.) - один из нахимовцев -
Долгополов Лев Николаевич
Об отце и сыне Долгополовых. -
В канун Дня памяти и скорби на Северном флоте состоялся выход

На могилах в море не поставить памятников – ни мемориальных плит, ни крестов. Однако на штурманских картах координаты мест, где наши моряки совершили свои подвиги, отмечены особо. В приказе командующего Северным флотом сказано: «Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-североморцев на местах героических боев определить координаты мест боевой славы…» Проходя близ этих мест, на кораблях и судах ВМФ обязательно приспускают флаги, подают звуковые сигналы тифоном, а в море ложатся венки из живых цветов. Так было и будет всегда…
Продолжение следует.

Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус.