C января 1942 года и Пушкинский театр перестал получать электроэнергию. Спектакли пришлось отменить, но это грозило моральной смертью, тогда обессилевших актеров загрузили работой, в день назначали по две-три репетиции, всех актеров разделили на концертные бригады, встречи с любимыми артистами – Колесниковой, Кедровым, Янетом, Пельцер, Свидерским, Максимовым, Орловым – приносили бодрость, энергию, оптимизм не только защитникам города, но и исполнителям.
Заслуженная артистка СССР Лидия Александровна Колесникова, исполнительница героической Елены в спектакле «Раскинулось море широко».
Михаил Бондаренко в роли матроса-весельчака Жоржа Борн.
Трогательные, искренние письма, цветы перевязанные веточками зеленой хвои. Однажды Пельцер преподнесли корзину, солист балета А.Комков едва не выронил ее из рук. Оказалось в ней были картофель, брюква, морковь и головка капусты. Все это придавало силы артистам.
Но ведь дело театра – ставить спектакли, считали руководители, думали об этом артисты – нужно готовиться к новой жизни.
Тему Балтики предложил балтиец Вишневский. Искренняя дружба актеров с балтийскими моряками, тесно скрепленная во время войны. Концертные бригады театра работали на кораблях в Кронштадте и на Неве, на переднем крае обороны в районе Рыбацкого и у Пулковских высот, на Карельском участке фронта и в районе больницы Фореля, на Ладоге, где строилась знаменитая «дорога жизни», и в госпиталях.
Галина Павловна Семченко – Королева шефских концертов.
Народный артист Н.Янет и директор театра Г.Максимов обратились к находившимся в Ленинграде драматургам Всеволоду Вишневскому, Александру Крону и поэту Всеволоду Азарову с просьбой написать для театра пьесу, никто из них не знал жанра оперетты. Не знала и история театра такого случая, когда пьеса создавалась не последовательно, а параллельно. Первый акт писал Крон, второй Вишневский. Музыку писала бригада композиторов – В.Витлин, Н.Минх, Л.Круц. Жена Вишневского, художница Софья Касьянова, делала оформление. Долго выбирали название для пьесы, наконец, было найдено образное и точное «Раскинулось море широко».
Через двадцать два дня, 7 ноября сорок второго года в осажденном Ленинграде, вопреки недоеданию, обстрелам, пронизывающему холоду, возникло ощущение праздника. Радио транслировало приказы, музыку. Но одним из главных признаков торжества стали расклеенные по городу синие афиши с изображенным на них силуэтом военного корабля и крупными буквами название спектакля. Премьера началась в пять часов пополудни. Обстрел по городу в тот день велся яростный, но кто на это обращал внимание, премьера состоялась, шквал оваций громче всяких канонад.
«Этот спектакль интересен той своеобразной особенностью, – писал тогда в «Правде» летописец и хроникер блокадного искусства Николай Тихонов, – что представляет картины не прошлого, не вчерашнего, а сегодняшнего дня города. Казалось бы, что средствами почти развлекательного характера трудно передать рассказ о защитниках Ленинграда, казалось бы, что сама мысль отразить героические черты моряков в куплетах и песенках, во всей шумной непрерывной пестроте музыкального комедийного спектакля не может иметь успех. И, однако, это не так. Ленинградский великий оптимизм живет в каждом жителе – защитнике города, и чувство меры, правильно приложенное к комедии, дало возможность написать, а артистам сыграть музыкальную комедию. Герои стали героями, злодеи раскрылись во всей своей черноте, картины борьбы не принижены танцами и песнями, и зритель оставляет театр бодрым, веселым, уверенным».
Героическая 900-дневная оборона Ленинград – одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны.
В дни блокады работало радио, через все преграды на большую землю звучал взволнованный женский голос, исполненный колдовской мужественности, Ольги Бергольц.
« … Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…»
Волшебный голос сказочницы Марии Петровой ждали и дети и взрослые. Фронтовые репортажи вел молодой фронтовой корреспондент Л.Маграчев с улиц, из цехов. В бомбоубежище Кировского завода для рабочих читал свою новую поэму «Киров с нами» Николай Тихонов. Звучал метроном – пульс жизни города.
В центре Лазарь Маграчев.
Работал Блокадный театр оперы и балета – основатель Надежда Львовна Вельтер, автор-постановщик литератутно-музыкальной композиции «Кармен», которая дала толчок к созданию этого театра.
Надежда Львовна Вельтер – автор-постановщик композиции «КАРМЕН», руководитель хора "Первой Конной Армии Буденного", рассказывает нам историю своего театра.
В январе 1943 года было прорвано вражеское кольцо, приближался великий перелом в ходе войны. Начал работать еще один театр – «Городской драматический» в помещении Пассажа, а в закаленном Театре музыкальной комедии готовилась одна из труднейших классических оперетт – «Летучая мышь».
Театр нёс миссию выживания, веру в слабеющие силы всех ленинградцев. А если танцует Нина Васильевна Пельцер, выпрыгнув из мужских валенок – подаренных ей начальником трамвайной службы тов. Сорока, после её просьбы: «Спасите мои ноги!», – на промёрзлую сцену, значит – Город живёт, и стоять будет! Не зря ее танцы сравнивали с разорвавшейся бомбой – столько силы и энергии несла эта несгибаемая маленькая, тоненькая женщина.
Через сорок лет, на этом вечере, Народная артистка Нина Васильевна Пельцер перетанцевала солистов ансамбля Ленинградского военного округа.
Н.В.Пельцер и солисты ансамбля Ленинградского военного округа.
Сколько приятных воспоминаний было в этом зале при встрече Всеволода Борисовича Азарова, одного из авторов этого спектакля.
Всеволод Борисович Азаров.
Горячо приветствовали прототипа героя спектакля лейтенанта Кедрова – первого кавалера ордена Александра Невского, командира звена катеров Чернышева Игоря Петровича.
И.П.Чернышев – прототип героя спектакля Кедрова.