Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Боевые возможности кораблей, построенных в Татарстане

Новые корабли
корпорации "Ак Барс"

Поиск на сайте

Эротическая поэма на тему инновационного развития. Стихи накануне Первого апреля. К.Лукьяненко.

Эротическая поэма на тему инновационного развития. Стихи накануне Первого апреля. К.Лукьяненко.

Эротическая поэма на тему инновационного развития

Сегодня уже ясно, что Россию в ближайшем будущем ждут большие перемены. Что удалось, например, услышать на прошлой неделе? Первое, президент заявил о готовности приступить к исполнению своих предвыборных обещаний. Второе, наше государство опять должно быть социальным и даже, более того, социально справедливым. Похоже, метод прост: долой прежнюю номенклатуру! Да здравствует новая номенклатура! Пока на этом социальная справедливость, кажется, должна закончиться. Потому что, чем больше новой номенклатуры, тем социально справедливее будет страна. На какое-то время, конечно.

Еще хочется упомянуть о совсем скромной новости: любимая дочь академика Нигматуллина назначена директором Института Генплана Москвы. Ну, и что здесь плохого? Тем более, что дочке всего 28 лет, а молодым у нас везде… и я зря ерничаю, но… В своем первом интервью после назначения девушка очень искренне сказала: «У нас в Америке…» Я бы и об этом промолчал, но на прошлой неделе я узнал о том, что мой самый любимый до недавнего времени чиновник высокого ранга (я как-то писал о нем, его не называя), который помог Ходорковскому осознать превратности судьбы и сделал так, чтобы Браудер не показывался больше в России, оказывается, два года назад ушел из семьи и вновь женился. Опять же, чего не бывает! — Седина в бороду, а плоть — на первое апреля. Но мой любимый чиновник женился на секретарше. И даже не просто на секретарше, а секретарше из «Белого дома», но не нашего, не в Москве, а у Обамы, в Вашингтоне. Помните, как Ющенко однажды летел в Америку на самолете и женился на соседке? Вот такой вот брак по любви.

Если бы не первое апреля я об этом бы и не вспомнил, но на фоне социальной справедливости и обещания приступить к выполнению обещаний, я себе позволил. Как предисловие к серьезной теме: инновационное развитие. Тут мои шутки заканчиваются и начинаются серьезные рассуждения, которые, правда, на научную статью не тянут, но на хорошую публицистику — вполне.

Итак, когда можно начинать разговоры об инновационном развитии? — Тогда, когда страна шагнула в эпоху, называемую постиндустриальным обществом. Поэтому пока России еще нужно «сдать хвосты» и неуды по индустриализации, чтобы как-то уверенно чувствовать себя в постиндустриальном состоянии. Теперь, небольшое замечание: постиндустриальная экономика — это когда сфера услуг дает хотя бы 51% ВВП. Позволю себе две интерпретации этой цифры. Первое, страна должна производить так много, чтобы на всех хватало, и чтобы еще полстраны занимались непонятно чем, проедая то, что зарабатывает первая половина страны, но при этом не «халявно», а производя платные услуги. Это в идеале, который, как показывает практика, недостижим. Не может пока одна половина страны кормить всю страну и еще зарабатывать на услуги. Тут все продвинутые читатели начнут мне говорить, что я не прав, тем более первого апреля.

Но тут как раз та ситуация, которую в свое время предвидел старый раввин когда говорил: « И ты прав, и ты тоже прав, и ты, Сара, права», — и к чему споры? А спор потому, что в данном случае прав только я. Дело в том, что в странах, которые считают себя постиндустриальными, так устроена статистика, что в сферу услуг входит банковский сектор, который относится ко всему остальному населению как к невесте, которая перед брачной ночью спрашивала у мамы, ей в ночной сорочке ложиться или без. Нужно сказать, что у банковского сектора это хорошо получается. Вспомните хотя бы о Кипре. Я уже-таки молчу о США, где банковский сектор зарабатывает в год 9,6 триллиона долларов, не первого апреля будет помянуто.

Те люди, которые так долго говорят об инновационном развитии России, неужели они думают, что российскому банковскому сектору кто-то даст столько зарабатывать? Конечно, могут и дать, но не дадут, потому у России нет соответствующих аргументов. Не выросли еще пока. Поэтому всякие рассуждения об инновационном развитии России все еще носят чисто теоретический и немного мазохистский характер, потому что нельзя себя так долго изводить бесплодными мечтаниями, достойными прыщавого юнца в начальной стадии пубертатности.

Закроем глаза на эту малость, но это нам ничего не даст. Сколько бы мы ни стояли с закрытыми глазами, мы не выполним второго условия постиндустриального общества — сведение к минимуму ручного труда. Другими словами, труд должен быть высокоинтеллектуальным. А чтобы труд был высокоинтеллектуальным, у нас должна быть высокоинтеллектуальная власть, которая правит трудом или делает вид, что правит. Но вы сегодня видели, чтобы у власти проснулся интеллект? Наоборот, то место власти, где у нее по определению должен сидеть интеллект (на Ленинском проспекте, там, где Академия Наук), сегодня испытывает на себе удары хлыстом ото всех кому не лень. Бьют так больно, что вся власть при этом подпрыгивает, но делает вид, что это ей приятно.

Тот, кто предъявлял такие требования к постиндустриальному обществу, наверное, ничего не знал о таджиках, коллективный интеллект которых выше, чем у персонального компьютера, и по параметру интеллектуального труда мы тоже могли бы пройти в постиндустриальное общество, но тут на нашем пути возникает еще одна беда. Оказывается, такое общество предъявляет особые требования к фундаментальным наукам, предпочитая их эмпирическим знаниям. То, что у нас туго с фундаментальной наукой, никого убеждать не нужно. Зато у нас есть академики, а у каждого академика бесплатная секретарша, бесплатный помощник, бесплатный водитель с автомобилем и социальный пакет для гидропоники мозга. Но реального урожая в виде плодов фундаментальной науки пока нет — глубоко закопали в советское время, еще не проросла. Однако, и это не страшно, потому что результаты фундаментальной науки нужны тогда, когда есть спрос, а когда спроса нет, то и производить эти результаты запрещает современная экономика.

Но даже если мы, — по праву первого апреля, — прекратим издеваться над бедной наукой, у которой плохо с фундаментальными исследованиями, над бедной страной, у которой плохо с интеллектом, и над бедным постиндустриальным обществом, до которого мы пока еще недоросли, то, оказывается, у нас есть еще счастливая возможность сразу выйти на путь инновационного развития, но при условии, что мы не будем развиваться сразу во все стороны, как сейчас, и не в ту сторону, куда нас хотят затащить консультанты от экономики, т.е. в сторону инфраструктурного развития, а выберем не просто развитие, а инновационное развитие, которое пользуется спросом в мире.

Тут пора рассказать анекдот (одни говорят, что с бородой, а другие — что с усами):
Первый: Я знаю, как заинтриговать дурака….
Второй: Как?
Первый: Потом скажу….

Теперь можно, не спеша, перейти к трем основным направлениям развития, которые без натяжки можно назвать инновационными:
Во-первых, создание технологий, повышающих техническую безопасность, т.е. способных действенно предотвращать техногенные катастрофы или не допускать их даже при возникновении человеческого фактора.

Во-вторых, создание технологий, характеризующихся очень высокой предсказуемостью результатов. Это касается, в основном, крупномасштабных исследований, т.е. создание экспериментальной науки, поставленной на поток.

В-третьих, и это самое главное, самое сложное и самое недоступное сегодня для наших чиновников от науки и образования. Я имею в виду приоритетное развитие систем опережающей подготовки кадров. Такая система должна строиться на основе синтетического, универсального образования.

От себя еще хочу добавить, что нужна инновационная философия, способная более точно отражать реальный мир и транслировать его в понятном формате в те властные структуры, которые сегодня больше всех говорят о необходимости инновационного развития, но, в отличие от вас, мои дорогие читатели, пока еще не понимают его простейшей сути.

Слава России!

1 апреля 2013 г.



Нынешние поколения будут...

Стихи накануне Первого апреля
Не умею я отрекаться,
И душа моя — Азия.
Я из породы электростанций,
И этим всё сказано.

Чужие места для меня колючи,
Чужие страны — картинны,
Хотя в них и жизнь лучше,
И вина.

Конечно, кофе надо пить в Тунисе,
А рыбу есть в Таиланде.
Но там, где отец тебя в детстве высек,
Там и родина, там и ладно.

Ладно, потому что рядом все наши.
Если обманут, то больше по привычке.
Но зато у нас самые лучшие марши
И самые зеленые электрички.

И самые лучшие соседи в вагоне,
И самые мирные в мире солдаты,
Но честь свою никогда не уронят
И после третьей, и после пятой.

Но наш народ не всегда гибкий,
И если стала черства коврига,
Он встанет вдруг, как один, с улыбкой,
И, молча, сбросит любое иго.

31 марта 2013 г.



Constantin Loukianenko


Главное за неделю