Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Современные средства противодействия беспилотникам

Единый день
экспертизы
по противодействию
беспилотникам

Поиск на сайте

Еще один шаг в прорыве информационной блокады. О ликвидации Музейно-мемориального комплекса истории ВМФ России в Северном Тушино г. Москвы.

Еще один шаг в прорыве информационной блокады. О ликвидации Музейно-мемориального комплекса истории ВМФ России в Северном Тушино г. Москвы.

У поcледнего причала. Андрей Федоров (фото автора). - «Московская правда», 24 июля 2013 г.



В редакцию пришло письмо капитана первого ранга, заместителя председателя РОО «Морское собрание» Александра Кузиванова, выразившего коллективное возмущение ветеранов­подводников по поводу закрытия единственного в Москве музея ВМФ России. Корреспондент «МП» возмущение разделил и решил разобраться, что к чему.
Стыдно сказать, но даже и не знал, что у нас в Москве, в акватории Химкинского водохранилища почти напротив Северного речного вокзала у вечного причала стоит дизельная подводная лодка Б­369 «Новосибирский комсомолец». Ровно десять лет назад подлодка превратилась в музей вместе с экранопланом «Орленок» (единственным в мире сохранившимся экземпляром) и десантно­-штурмовым катером «Скат». Все они стали экспонатами музейного комплекса ВМФ России под открытом небом.
К своему стыду, повторюсь, не знал, что в Москве есть такой уникальный музей. А вот мои коллеги со своими детьми в него ходили. Осматривали отсеки подводного корабля, выслушали интересный рассказ об истории именно этой лодки и нашего подводного флота в целом. Узнали, как служат на подобных кораблях военные сейчас. И все в один голос утверждали: дети после посещения подлодки были в полном восторге! Особенно после того, как сами попробовали управлять экранопланом на специальном симуляторе. Виртуально полетать не только над водой, но и над сушей, приводниться, взлететь, подняться на высоту 3 тысяч метров ­ это ли не счастье для мальчишки?!
И вот 28 мая этого года музей прекратил свое существование.
В своем письме Александр Кузиванов подробно описал, как происходила процедура закрытия, начавшаяся, по его мнению, еще в ноябре прошлого года, когда Музейно­мемориальный комплекс истории ВМФ России потерял свой самостоятельный статус и был присоединен к парку культуры и отдыха «Северное Тушино». А в мае без всякого предварительного уведомления дирекции парка Департамент культуры Москвы издал приказ, на основании которого подводную лодку Б­369 вообще закрыли для посещения и отключили от городского энергоснабжения. Для сотрудников музея это был шок. В недоумении были и посетители парка, уже купившие билеты на посещение подводной лодки (электричество вырубили в разгар рабочего дня, когда люди стояли в очереди, чтобы попасть в музей).
Будет ли в будущем открыт Музей морского флота и какова дальнейшая судьбы самой подводной лодки и других уникальных экспонатов, неизвестно. А ведь именно территория музея была все эти десять лет местом встречи для ветеранов морского флота, клубов юных моряков Москвы, кадетов морских училищ и обычных москвичей и гостей столицы, которым интересна история нашего Военно­морского флота.



«Формально приказ Департамента культуры уже выполнен. Но еще можно остановить процесс гибели музея и его экспонатов, если власти Москвы положительно решат вопрос о выделении средств на сохранение кораблей, строительство нормального музейного здания, как это было первоначально запланировано прежними постановлениями правительства Москвы. Первым шагом в этом направлении может стать восстановление статуса музея и его направленности, пусть даже в составе паркового комплекса «Северное Тушино», ­ так закончил свое письмо в редакцию ветеран­подводник.
Уверен, что к такому пожеланию присоединились бы тысячи военных моряков, курсанты морских училищ, работники других музеев столицы и простые горожане.
Вот только один из многих отзывов о музее ветерана подводного флота США Брансома Бина, посетившего его в прошлом году: «Я был восхищен качеством музея и сохранившимися экспонатами. Очень доволен, что здесь чтят память моряков, и не только российских. Хорошее отношение к морякам­-подводникам. Я очень удивлен, как относятся к памяти моряков в России!»
Теперь же, судя по письму Александра Кузиванова, добрые слова американского моряка могут быть в мгновение ока перечеркнуты жирной резолюцией какого­то чиновника. Какого именно ­ поехал выяснять на следующий день.
­ Похожее письмо ­ от имени музейных работников, Морского собрания, ветеранов ВМФ, юных моряков, подростковых морских военно­патриотических клубов, а также ветеранов­-моряков из Петербурга и Мурманска, было не так давно отправлено министру культуры РФ, председателю Военно­исторического общества Владимиру Мединскому, ­ рассказал мне при встрече Кузиванов. ­ Не понимаю, кому мешал этот музей. Ведь на лодке хранятся уникальные экспонаты. Личные вещи моряков, фотографии, картины художников­-маринистов. Сейчас лодка обесточена. Отсеки не вентилируются. Естественно, от сырости многие экспонаты будут утеряны навсегда.
Отправился в дирекцию ПКиО «Северное Тушино», где встретился с его директором Ильей Чернышевым.
­ Ни в коем случае музей ВМФ России не будет закрыт! ­ заверил меня Илья Игоревич. ­ Экспонаты там действительно уникальные. При этом именно подводная лодка приносит реальный доход всему парковому комплексу.
­ Так зачем же закрывать такую доходную вещь?
­ Дело в том, что, когда я стал директором ПКиО «Северное Тушино», сразу обратил внимание на то, что составляющие морского музея (подводная лодка, «Скат» и экраноплан) нам вообще не принадлежат. Как выяснилось, когда эти экспонаты были размещены на территории парка, их реставрацией и оборудованием набережной (люди же должны были иметь к ним доступ) занимался Департамент строительства города Москвы. И до сих пор все вышеперечисленные экспонаты числятся на его балансе. После завершения всех работ департамент должен их нам официально передать. Но дело в том, что реконструкция парка и территории музея ВМФ затянулась на годы. Одно время заглохла, теперь вот снова возобновилась. Так что пока идет стройка, в том числе и нового павильона для морского музея, подводная лодка будет обесточена и закрыта для посетителей.
­ И когда откроется?
­ Это, к сожалению, зависит не от нас, а от подрядных строительных компаний.
­ Музейные работники будут восстановлены в своих прежних должностях?
­ Конечно. Все, кто сейчас находятся в вынужденном отпуске ­ технические работники, экскурсоводы, ­ вернутся на свои рабочие места.
­ Значит, беспокойства, что музей больше никогда не откроется, а саму лодку вообще куда­нибудь уволокут, а потом распилят на металл, у москвичей быть не должно?
­ Нет. Все будет, как прежде. И даже лучше.
После ободряющего разговора с директором парка решил проехать две остановке на автобусе вдоль парка, к месту, где на вечный причал встала Б­396.
На металлических воротах при входе в музей натыкаюсь на табличку: «Музей закрыт. Охрана справок не дает». Как­-то не оптимистично. Хоть бы про реконструкцию упомянули и про ее сроки.
В сопровождении главного научного сотрудника музея Анатолия Савченко проходим на территории бывшего мемориального музейного комплекса.
Бытовки для рабочих, кучи щебня и песка, трубы и прочий строительный антураж занимают сегодня практически всю (не такую уж, кстати, и большую) музейную территорию. Правда, есть проход на пирс к самой Б­396. Делаю несколько снимков подводной лодки.
­ А был ли смысл отключать лодку от городского энергоснабжения? ­ задаю вопрос Анатолию Кузьмичу. ­ Экспонаты ведь уникальные, говорят.
­ Абсолютно никакого. Просто было соответствующее постановление Департамента культуры: доступ посетителей временно прекратить, электроэнергию отключить. После того как музей передали в ведение ПКиО «Северное Тушино», руководство парка разместило здесь стройматериалы. Все­-таки наша территория обнесена забором, есть охрана... По сути сегодня музей ­ это склад всяких строительных штук, вывоз которых будет зависеть от того, насколько быстро будут работать подрядчики. Ведь в самом парке планируют сделать много разных аттракционов. Например, плавучий бассейн с подогревом воды, трассы для сноубордистов и серфингистов...
Безусловно, эти аттракционы будут давать городу несравнимо больший доход, нежели экскурсии на подводную лодку и симулятор экраноплана, поэтому эти коммерческие объекты будут строить в первую очередь. Ну а просветительская и патриотическая работа с молодежью может и подождать.
После всех встреч сложилось двоякое мнение о происходящем. С одной стороны, парк в Тушине нужно благоустраивать и наполнять всевозможными аттракционами, создавать новую инфраструктуру... С другой стороны, совершенно непонятно, почему все эти благие начинания должны делаться в ущерб другому не менее интересному и важному объекту, каким является музей ВМФ РФ с его уникальными экспонатами.
Страницы: 1  2  
0
28.07.2013 22:19:01
Пыталась написать в личку  и не смогла. Если можно - прошу ответа. У меня есть связь с Содружеством ветеранов подводников Гаджиево; мои статьи публиковались на сайте Содружества и еще на сайте Братства Ракетчиков и артиллеристов. Если сочтете нужным - могу попытаться связаться с кем-нибудь из них и попытаться подключить к проблеме. И, если можно - просьба писать здесь - как дела с музеем. Я член Союза Военных Моряков и могла бы подобную информацию размещать там.
Ссылка 0
0
28.07.2013 22:44:34
Переслал Ваше предложение Александру Кузиванову. С уважением и благодарностью, КСВ.
Родитель Ссылка 0
Страницы: 1  2  


Главное за неделю