Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещенные пропульсивные системы

Речные катамараны
оснастят
отечественными двигателями

Поиск на сайте

Неизвестный адмирал. Часть 32.

Неизвестный адмирал. Часть 32.



Хорошхин Борис Владимирович

Товарищ Хорошхин – командующий Днепровской флотилией - поделился воспоминаниями о свой разведывательной деятельности в низовьях Днепра в годы Гражданской войны. А товарищ Кожанов Иван Кузьмич – командующий Черноморским флотом - рассказал тоже о своей разведывательной работе на Волге в годы Гражданской войны. Будучи командиром разведывательно-диверсионного отряда Волжской военной флотилии, неоднократно высаживался с десантом в тыл белогвардейских войск. Он же рассказал о своем пребывании во второй половине 1920-х годов военно-морским атташе в Японии. Кожанов до Октябрьской революции обучался в Морском кадетском корпусе, был офицером царского флота. По моей просьбе он рассказал о состоянии японского флота, его боеспособности, базах, об объектах береговой обороны, о морской авиации. Его рассказ вооружил меня весьма важными сведениями, необходимыми для исполнения моей служебной функции по должности помощника, а затем начальника Дальневосточного сектора.
Возвратившись из командировки, о ее результатах я письменно доложил начальнику отдела, сказав, что поездка была весьма полезной.
Месяца через полтора-два в Отдел пришел печатный труд профессора Военно-морской академии Егорьева – «Обзор Дальневосточного морского театра военных действий», содержавший довольно обширную информацию о его зарубежной части: о составе военно-морских сил иностранных государств данного географического района, о дислокации корабельных и авиационных соединений и объединений, об инженерном оборудовании морских баз, портов, побережья, о системе водных коммуникаций, об особенностях географического, метеорологического, гидрологического характера и т.д., включая объекты военного кораблестроения и береговое военное строительство. Я, конечно, вцепился в труд профессора, который предназначался для командного состава создававшегося Тихоокеанского флота. Вместе с информационными материалами по Дальнему Востоку, имевшимися в отделе, книга профессора дала мне многое для начального представления Дальневосточного морского ТВД. И все это, как говорится, оказалось к месту и времени.



Контр-адмирал Егорьев Всеволод Евгеньевич (сын Е.Р.Егорьева, командира крейсера «Аврора», погибшего в Цусимском сражении 15 мая 1905 г.) с нахимовцами Ю.Климовым и В.Ушаковым, демонстрирующими модель линкора "Адмирал Сенявин". Фото И. А. Бродского. 1952 г. Из кн. В.К.Грабаря.

Создавался Тихоокеанский флот (ТОФ). Нам предстояло сформировать его разведорганы, подобрать кадры, соответствующую документацию, отработать табели снабжения материальными и техническими средствами, решить многие другие вопросы вплоть до порядка согласования взаимодействия разведотдела ТОФ с армейскими дальневосточными разведорганами.
Данную работу мы выполняли вместе с Елеазаром Александровичем Зайцевым – старослужащим флотским командиром, назначенным начальником (первым на ТОФе) разведотдела штаба Тихоокеанского флота. Перед отправлением во Владивосток он проходил соответствующую подготовку.
В последующие годы служба не раз сводила нас и перешла, в итоге, в хорошую дружбу.



Седьмого июня 1934 года Владивосток встретил участников полярной экспедиции и экипаж легендарного парохода "Челюскин", фото Алексея Кушешвили Дальневосточной студии кинохроники.

В 1934 году я встретился с ним во Владивостоке. В 1937-1938 гг. мы вместе оказались в Испании в период народно-революционной войны испанского народа против германского, итальянского, португальского, испанского фашизма. В 1943-1944 гг. в течение нескольких месяцев работали в Разведуправлении Главного морского штаба. Он был начальником одного отдела, я – другого. Вместе выезжали на флоты и флотилии с инспекторскими задачами.
Елеазар Александрович выходец из крестьянской семьи. В 1904 году в девятилетнем возрасте работал пастухом в кулацком хозяйстве. В 1906-1914 г.г. работал чернорабочим на петроградских заводах, а в 1914-1918 годах – в типографии помощником электромонтера. В 1918 году стал матросом Балтийского флота. В 1919-1920 гг. в составе матросских отрядов участвовал в Гражданской войне на Петроградском фронте, в подавлении контрреволюционных мятежей на балтийских фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь», воевал на Юго-западном фронте. Оставаясь на службе в гарнизоне гор. Очаков, в составе «летучих отрядов» вел борьбу с националистическими, контрреволюционными бандами. В 1922 году командовал артиллерийским плутонгом (батареей) на линкоре Балтфлота. В 1923-1925 годах служил в морской приграничной охране. В 1925-1927 г.г. обучался на параллельных курсах Военно-морского училища имени М.В.Фрунзе (двухгодичные курсы, созданные для командного состава-практиков, не имевших теоретической подготовки). Окончив, служил на бригаде эскадренных миноносцев Балтийского флота. В 1933 году окончил Военно-морскую академию и прибыл в Морской отдел Разведупра штаба РККА. Пройдя здесь подготовку, он был назначен на должность начальника разведотдела штаба Тихоокеанского флота, где мы и встретились вновь в 1934 году.
Елеазар Александрович был верным коммунистом с 1919 года. Отличался высокими организаторскими способностями, был энергичным работником, верным товарищем, пользовался авторитетом и уважением среди сослуживцев.



Мемориал - Зайцев Елеазар Александрович.

Во второй половине двадцатых и в начале тридцатых годов в Разведупре сложился интернациональный коллектив оперативных работников, в составе которого, помимо русских, были: латыши, финны, эстонцы, немцы, поляки, болгары, венгры, осетины, армяне.
Мне и сейчас помнятся их лица и фамилии: Салнынь, Герман, Винаров, Львович, Скарбес, Стигга, Маневич, Радо, Мрочковский, Зорге, Мамсуров, Римм-он, Римм-она, Тылтынь-он, Мария Тылтынь, Вера Бердникова, Мира Полякова, Феррари Голубева, Урванцева, Наташа Звонарева. Все они были коммунистами, имели советское гражданство. Они-то и направлялись в разведываемые страны для выполнения заданий. Возвращаясь из-за рубежа, они назначались начальниками отделов или их заместителями в Разведупре.



Елена Константиновна Феррари (итал. Elena Ferrari, псевдоним; она же Ольга Фёдоровна Голубева или Голубовская).

Так, например, Стигга – латыш – руководитель и организатор крупных нелегальных разведывательных операций в Европе, или болгарин Ванко Винаров – соратник «Гришки» по работе в Китае.
Весьма деятельную группу составляли женщины-разведчицы, за плечами которых были славные разведывательные дела и немалый стаж такой работы со времен Гражданской войны в тылу белогвардейских войск, в штабе Колчака и в последующие годы за рубежом.
Генеральной линией, если можно так сказать, в оперативной работе было создание нелегальных организаций за рубежом. Вначале они разрастались до крупных масштабов и носили наименования центров. Работали: Берлинский, Парижский, Венский, центры. Управлять на местах такими крупными организациями становилось трудно. К тому же в их состав проникали провокаторы, были провалы. Тогда приступили к их дроблению, с очищением их состава от сомнительных и малодеятельных людей. Такие небольшие организации, не только добывающие информацию, но и предназначенные исключительно для конспиративной связи, находились в ряде других стран, в том числе в США. Некоторые нелегальные организации имели, как бы, вспомогательное назначение, хотя и не только. Они способствовали легализации нелегалов или в стране назначения или в промежуточной легализации с последующим переводом в другую страну, к месту работы. В этом деле выделялась организация Мрочковского – военного деятеля в звании комкора, с тремя ромбами. Он создал посредническую коммерческую фирму, сначала небольшую с пребыванием в Берлине, потом в Париже, а затем она выросла до того, что своими представительствами охватила многие страны Запада и Востока, включая и США. Ее главная контора перебралась из Парижа в Нью-Йорк. Помимо содействия нелегалам в легализации, в числе сотрудников конторы и ее представительств были местные люди, добывавшие разведывательную информацию о состоянии обстановки во многих странах. Примечательно однако то, что фирма Мрочковского своими прибылями финансировала расходы на организацию разведки, ее оперативной работы в течение ряда лет. Когда потребовалось закрыть фирму, Мрочковский передал в фонд нашего государства более пяти миллионов долларов США.



Мрочковский Стефан Иосифович. Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.И.Микоян вручает орден Ленина С.И.Мрочковскому.

Глава XV. На ледоколе «Красин».

В конце февраля месяца 1934 года меня вызвал начальник Разведупра Я.К.Берзин.



Берзин Ян Карлович

«Из Кронштадта, - сказал он, - для спасения экипажа и научных работников парохода «Челюскин», раздавленного льдами Чукотского моря, направляется ледокол «Красин» (а также группы зимовщиков с женщинами и детьми, направлявшаяся на остров Врангеля в Чукотском море). Звонил Инспектор Военно-морского флота и просил направить тебя к нему и с ним на ледоколе в качестве помощника. Когда «Красин» на востоке закончит работу с челюскинцами, мы сделаем вызов во Владивосток морского атташе в Японии А.С.Ковалева. Об этом просил Командующий создаваемого Тихоокеанского флота, заодно поговоришь и ты с ним по своим делам. Поговоришь и с Зайцевым – начальником разведки флота (капитан 1 ранга Е.А.Зайцев - начальник разведки ТОФ в 1933-1934 гг.). Для данной операции создана правительственная комиссия под председательством товарища Куйбышева. Начальником экспедиции идет инспектор Военно-морских сил Петр Иванович Смирнов-Светловский. Он просит прикомандировать тебя на время похода в его распоряжение. Иди к нему за указаниями. Он ждет. Согласен?».



Смирнов-Светловский, Пётр Иванович

«Как же не согласиться с такой оказией, - ответил я.

Дело вот в чем. Я занимал должность начальника Дальневосточного сектора. Принял я этот сектор от товарища Ковалева Александра Семеновича, только что окончившего Военно-морскую академию.
П.И.Смирнов знал меня. Мне, правда, однажды пришлось вместе с Ковалевым, перед его отъездом в Токио, докладывать Смирнову о характере военного кораблестроения Японии. Последняя строила корабли новых конструкций и новых классов, включая авианосцы и морские самолеты. Ему нужны были такие данные как члену советской делегации, участвовавшей на конференциях Лиги наций по разоружению.



Военно-морской атташе капитан 2 ранга Ковалев Александр Семенович.

Продолжение следует.


Главное за неделю