Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Кран-манипуляторы для военных

Пятерка кран-манипуляторов
закроет все потребности
военных

Поиск на сайте

Неизвестный адмирал. Часть 44.

Неизвестный адмирал. Часть 44.

К студеному морю

Северные земли, в том числе Мурман, издавна принадлежали восточным славянам. Они стали составной частью древнерусского государства, возникшего в XI веке.
Первые русские мореплаватели появились на побережье Белого и Баренцева морей, называвшихся тогда Студеным морем, в XI-XII веках. Они были выходцами главным образом из Новгородской и Ростов-Суздальской земель.
Освоение Великим Новгородом севера Карл Маркс считал прогрессивным делом. «Новгородцы, - писал он, - сквозь дремучие леса проложили себе путь в Сибирь. Неизмеримые пространства между Ладожским озером, Белым морем, Новой Землей и Онегой были ими несколько цивилизованы и обращены в христианство».



Ладога - древняя столица Северной Руси.

Движение новгородцев на Север началось из района Ладоги и велось в различных направлениях. Первые поселения славян возникли в середине XI века в районе устья реки Двина и на западных берегах Онежской губы и Кандалакшского залива. Наиболее крупные из них были Холмогоры, возникшие на правом берегу Двины на месте древнего Чудского поселения. В начале XII века в устье Двины был заложен Архангельский монастырь.
В начале на Севере для промысла пушнины, морского зверя и рыбы шли промышленники и купцы, которые пребывали здесь по несколько месяцев, а иногда и лет. Продвигались преимущественно по рекам и озерам на плоскодонных судах, а иногда и волоком. Собрав большую добычу, купцы возвращались в Новгород, где продавали свои товары, а затем снова отправлялись на промысел.
Великий Новгород, выделившийся из состава Русского государства в XII веке, представлял собой одну из крупнейших морских держав того времени. Имея небольшие, но прочные суда, новгородцы вели морскую широкую торговлю со многими прибалтийскими странами, в том числе со Швецией и Данией.
Вслед за купцами и промышленниками на побережье Студеного моря шли барские холопы, монахи, переселенцы-крестьяне. Оседая здесь на постоянное жительство, они объединялись в промышленные артели и занимались охотой на пушного зверя, рыболовством, звереловством, солеварением.
Первые русские поселенцы, обосновавшиеся на побережье Онежской губы и в районе устья Двины, были первыми русскими мореплавателями на Севере. Основной целью их дальних плаваний был промысел морского зверя. Начав охоту за моржами на островах Онежской губы, зверобои, по мере уменьшения этого ценного зверя на ближайших островах, продвигались все дальше на Север, и в начале XIII века достигли Кольского полуострова (Терского побережья) и острова Моржовец, который стал основным местом промысла моржей.



Н.Рерих. Нижняя часть фриза посвящена древнейшему промыслу народов Севера.

Дальнейшие поиски лежбища моржей привели русских мореходов к необходимости выйти в Северный Ледовитый океан.
Кроме морского и пушного промыслов, новгородцев влекло стремление на Север установить торговые связи со Скандинавскими странами.
На Кольский полуостров русские проникли из районов Онежской губы по двум направлениям: через Кандалакшский залив и горло Белого моря. На мурманском побережье они создали несколько поселений. Наиболее крупные из них были Кола и Печенга.
Норвежцы, посягавшие на эти земли, недружелюбно относились к поселению здесь новгородцев. Длительная борьба завершилась в начале XIV века подписанием договора о границе между Новгородом и Норвегией и о развитии мореплавания на Севере.
В XIV веке русские совершили несколько походов в Северную Норвегию для установления торговых связей. Тогда они плавали и далеко на Восток, вплоть до устья реки Оби и Печеры. Во время этих плаваний были открыты новые острова, полуострова и побережья, которые вошли в состава Новгородского государства.
Эти дальние морские походы, совершавшиеся в чрезвычайно трудных условиях, были возможны потому, что новгородцы имели прочные морские корабли. Русские поморы издавна славились искусством судостроения.



Первыми судами, пригодными для плавания во льдах вблизи побережья, были лодки-осиновки, имевшие длину до 16 футов, ширину – 3 фута и осадку около 1 фута. Они могли перевозить несколько человек и более 300 кило груза.
Для походов в отдаленные районы строились «весновальные» карбасы длиною до 30 футов, шириной около 7 футов, осадкой до 4-х футов. На них можно было перевозить до 3-х тонн груза. Эти суда имели весла и парусное вооружение, состоявшее из одной мачты с прямым парусом. Самые крупные суда русских поморов – заморские ладьи имели длину около 30 метров. Парусное вооружение ладьи состояло из двух-трех мачт, на которые поднимались прямые паруса. Строились и другие типы судов.
Создание в XV веке русского централизованного государства и присоединение в нему Новгорода с его обширными владениями послужило новым толчком в развитии мореплавания русских в северных морях. Значительно усилился приток крестьян и ремесленников из Москвы, Вологды, Костромы, Галича и других земель. Они селились на побережье Северного Ледовитого океана и занимались зверобойным и рыбным промыслом, торговлей.



Кочи были почти идеальными судами для мореплавания, рыболовства, добычи морского зверя в северных водах. Этот флот возник совершенно независимо от флотов других европейских держав и без малейшего учения у них.

В течение XV-XVI веков русские создали на Севере несколько новых городов, в том числе Архангельск – основной порт Русского государства на Севере, основанный в 1584 году. Вместе с крестьянами и ремесленниками в поисках новых угодий и богатых промыслов на Север шли монахи. В 1417 году на побережье Двины возник Николо-Карельский монастырь, а в 1425 году – Соловецкий монастырь. Затем были основаны Кандалакшский (в устье реки Нива), Усть-Кольский (на реке Кола) и Печенегский монастыри. Северные монастыри стали не только распространителями славянской культуры на осваиваемых землях, но и крупными центрами судостроения.
Позже вокруг Скандинавии в Белое море стали ходить датчане и англичане.
Не менее успешно развивалось мореплавание у русских и в восточном направлении. В XVI веке поморы освоили побережье Северного Ледовитого океана между реками Обь и Лена и включили его в состав Московского государства. Суда поморов совершали плавания от устья Северной Двины до устья Лены, они регулярно ходили в богатый город Мангазея на Новую Землю и Землю Грумант (Шпицберген).
Успешное продвижение по Северному Ледовитому океану на Восток привело русских мореплавателей к мысли о возможности достичь северным морским путем Китая. Первым эту смелую мысль высказал Дмитрий Герасимов. Он же составил и первую русскую карту Северного Ледовитого океана с указанием пути в Китай.



Карта XVI века. Белая линия — маршрут плавания Д. Герасимова вокруг Европы, красная линия — проект плавания в Китай по северным морям.

Как только этот дерзновенный проект стал известен за границей, многие мореплаватели западноевропейских стран устремились на Север, надеясь первыми пройти намеченным путем. Наибольшую активность в организации полярных экспедиций проявили Англия и Голландия, рассчитывая найти новые морские пути в Индию и Китай, чтобы избежать зависимости от португальцев и испанцев в торговле с богатыми восточными странами.
Первую экспедицию с целью поиска северо-восточного прохода организовали англичане в 1553 году. В ее состав входили три судна. Два из них погибли в Баренцевом море, а третье проникло в Белое море и достигло устья Северной Двины. Результатом этой экспедиции явилось установление торговых связей и дипломатических отношений между Россией и Англией.
В 1556 году на поиск северо-восточного прохода направлялись две экспедиции, и тоже безуспешно. Они доходили до побережья Новой Земли, но встретив плавающий лед, отправлялись обратно.
В 1596 году голландские моряки, снарядив два судна в Амстердаме с той же целью, отправились на Север. Однако и эта экспедиция не увенчалась успехом. Не удалось пройти дальше Новой Земли.
Освоение наиболее трудного, восточного участка Северного морского пути русские мореплаватели начали из района устья реки Лена в 30-х годах XVII века.
Бесстрашные мореходы И.Ребров, И.Перфильев, И.Полухин, М.Стадухин и другие постепенно, шаг за шагом, преодолевая невероятные трудности ледового плавания, продвигались все дальше и дальше на восток.
В 1648 году цель, к которой на протяжении многих столетий стремились смельчаки из многих стран, достиг Семен Дежнев. Выйдя из устья реки Колыма на шести судах, он первым в истории обогнул крайнюю восточную оконечность Азии и таким образом прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий океан, установив, что Америка и Азия разделены проливом.



Плавание С. Дежнева вокруг большого каменного носа И. Пшеничный.

Богатство русского Севера по-прежнему притягивало к себе иностранцев. Не ограничиваясь выгодной торговлей с Московским государством, они стремились любыми путями прибрать к своим рукам его владения на побережье Северного Ледовитого океана. Некоторые авантюристы вынашивали даже планы вторжения в русские земли через северные моря.
В 1571 году шведские, немецкие, германские корабли нападали на Соловецкие острова. И каждый раз русские поморы, поддержанные московскими войсками, давали решительный отпор захватчикам. Постоянная угроза захвата северных земель западными странами заставляла русских заняться укреплением обороны побережья Студеного моря.
Строительство укреплений на Севере сыграло немалую роль в защите морских побережий русского государства.
К созданию военной силы на Балтийском и Белом морях приступил Иван Грозный. В 1570 году в районе Вологды началось строительство кораблей. По свидетельству документов, на вологодских верфях находилось до 20-ти кораблей, отличавшихся хорошей отделкой. Работы проходили в большом секрете и по готовности корабли должны были быть переправлены сначала в Белое море, а затем на Балтийское море. Эта задача была решена лишь в конце XVII и начале XVIII веков в период царствования Петра Первого, когда русское государство достаточно окрепло и превратилось в одну из сильнейших морских держав мира.
До завоевания выхода в Балтийское море и создания Санкт-Петербурга главным центром русского кораблестроения был Архангельск. Строительство коммерческих судов на Архангельской (Соломбальской) верфи началось в 1694 году, а военных кораблей несколько позже.



Зарождение регулярного военно-морского флота России.

С начала Северной войны (1700 год), которую Россия вела против Швеции за выход в Балтийское море, и до 1715 года на Соломбальской верфи было построено 19 линейных кораблей и фрегатов. По мере вступления в строй они переводились вокруг Скандинавии в Балтийское море.
С 1715 года строительство кораблей широко развернулось в Санкт-Петербурге. Роль Соломбальской верфи в строительстве флота стала падать. Постепенно утрачивал свое значение и Архангельский порт. Торговля с заморскими странами также перемещалась с Белого на Балтийское море.
Петр Первый, предвидя возможность нападения Швеции на Архангельск, в 1700 году принял меры по усилению обороны порта с моря. Он распорядился установить на входе в Северную Двину несколько береговых батарей, создать укрепления, увеличить численность гарнизона города, развернуть наблюдательные посты и ввести строгий контроль иностранных промысловых судов, прибывавших в Белое море.
Не подозревая об этих мерах, шведская эскадра под командованием вице-адмирала Шеблата под видом английских и голландских торговых судов (якобы купецкие люди) 24 июня 1701 года подошла к устью Северной Двины. В качестве лоцманов для проводки своих кораблей к Архангельскому порту шведы пытались использовать двух местных жителей – Ивана Рябова и Дмитрия Борисова, которых захватили на ближайших островах. Но они жестоко просчитались, надеясь заставить русских людей изменить своей земле. Рябов и Борисов подвели два шведских корабля к русским береговым батареям и посадили их на мель. Воспользовавшись этим, батареи открыли огонь и потопили эти неприятельские суда. Шведы решили расстрелять русских патриотов. Однако Рябову удалось выброситься за борт и вплавь добраться до берега. Борисов же погиб, с честью выполнив свой долг перед Родиной.



Подвиг русских лоцманов Рябова и Борисова в Архангельске, июнь 1701 г. Даниил АДАШЕВ.

После потери двух кораблей вице-адмирал шведов отказался от атаки Архангельска. Разорив несколько прибрежных селений, эскадра покинула Белое море.
После победоносного окончания Северной войны, в ходе которой Россия создала регулярный военный флот и превратилась в одну из сильнейших морских держав, русский народ еще активнее продолжал освоение северных морей.
В течение XVIII века было организовано несколько экспедиций, в которых участвовали военные моряки и ученые.
Наиболее крупной из них была Великая северная экспедиция, осуществленная с 1733 по 1743 годы.
Руководителем экспедиции, состоявшей из несколько отрядов численностью около тысячи человек, был назначен капитан-командор В.И.Беринг, а его помощником капитан Чириков. Отряды возглавлялись также наиболее опытными офицерами военного флота.
Участникам экспедиции предстояло провести съемку побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до пролива, связывающего северные моря с Тихим океаном, выяснить возможность плавания по Северному морскому пути из Атлантического океана в Тихий, разыскать путь в Японию, достичь северо-западного побережья Америки и исследовать Курильские острова.
По числу участников, протяженности территории, подлежащей изучению, важности задач Великая северная экспедиция явилась поистине великой, не имевшей себе равных в истории.



Отрядам Великой Северной экспедиции приходилось не только плавать в студеных морях, но и совершать длительные сухопутные походы.

Продолжение следует.


Главное за неделю