Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новый метод соединения листов металла для судостроения

Судостроителям предложили
соединять листы металла
методом сварки взрывом

Поиск на сайте

Неизвестный адмирал. Часть 46.

Неизвестный адмирал. Часть 46.

Северный театр военных действий

Северный театр военных действий, его географические, метеорологические, гидрологические и другие условия резко отличаются от условий других морей, оказывают специфическое влияние на мореплавание, на использование оружия, на ведение боевых действий, требуют повышенной выносливости личного состава.
Синоптические процессы развиваются быстро. Погода в течение суток изменяется несколько раз. Слабый ветер нередко быстро усиливается и через полтора-два часа доходит чуть ли не до урагана, разводя на море высокие волны с мощными гребнями.
В любое время года возникают туманы, снежные заряды, до нуля опускается видимость, небо закрывается сплошной облачностью черно-свинцового цвета. Баренцево море редко бывает спокойным, особенно в весеннее и зимнее время.
При низких температурах воздуха корабли, застигнутые в море штормом, подвергаются сплошному обледенению, снижающему их остойчивость (способность корабля, выведенного из равновесия, возвращаться в первоначальное положение), приводящие порой к гибели корабля.



Старший лейтенант П.В. Лейберг на мостике советской подводной лодки К-1, подвергшейся обледенению.

Особенностью заполярного ТВД являются также полярные дни мая и июня (больше двух месяцев), когда солнце не заходит за горизонт, светит день и ночь, и полярные ночи с ноября до конца января, когда солнце вовсе не показывается из-за горизонта.
Нередкие магнитные бури, вспышки северного сияния создают помехи, а то и вовсе исключают пользование радиосвязью.
Можно отметить позитивные стороны Баренцева моря. Во-первых, это единственное море у нашей страны на Севере, которое не замерзает, не замерзают его заливы, в том числе Кольский залив, в глубине которого находятся Мурманск, Североморск, Полярное (главная база Северного флота), другие заливы и бухты. Во-вторых, Баренцево море имеет весьма широкий выход для кораблей в Атлантический океан, в то время как остальные наши флота, включая флотилию Белого моря, такого выхода не имеют.
Все наши флота находятся как бы в закрытых акваториях, выход из которых находится в руках соответствующего «хозяина»: выход из Черного моря – в руках турок; из Балтийского моря – в руках Германии, Дании, Швеции; выход из Японского моря – в руках Японии.



Баренцево море не замерзает потому, что вдоль южного берега Норвегии и Советского Союза проходит мощная ветвь теплого (от 4-х до 12-ти градусов) атлантического течения Гольфстрим. У горла Белого моря ветвь поворачивает на Север и проходит до половины острова Новая Земля. Здесь течение разбивается на мелкие ветви, уходящие в глубину моря.
Площадь Баренцева моря в полтора раза больше площадей Балтийского, Черного, Азовского морей вместе взятых. По параллели море равно расстоянию от Риги до Иркутска (от Шпицбергена до бухты Тикши); а по меридиану от Архангельска несколько далее мыса Новая Земля, равное девятьсот семидесяти двум милям (миля 1854 метра).
Побережье Баренцева моря изрезано многочисленными фьордами, бухтами, губами, заливами, глубоко впадающими в сушу. Мурманск, например, от входа в Кольский залив находится на расстоянии 40 километров, главная база флота – 10 километров. Побережье, можно сказать, усыпано множеством сопок, ущелий, озер, болот, ручьев. Имеются и реки. Местность сильно ограничивает применение самоходных боевых средств, усложняет действия сухопутных сил, особенно в месяцы, когда гранитные сопки, высоты покрываются ледовой коркой.



Предвоенные месяцы

В сороковом году немцы оккупировали Норвегию. Северный флот приступил к воздушной разведке над Баренцевом морем в его западной части вдоль берегов северной провинции Норвегии Финмаркен и провинции Финляндии Петсамо, граничащей с западной границей Советского Союза.



Немецкие военные корабли в норвежском порту (1940 год).

В начале 1941 года североморские летчики обнаружили возрастание количества немецких морских транспортных судов, входящих и выходящих в норвежский порт Керкинес и финский - Петсамо. Оба этих порта находятся на южном берегу Варангер-фьорда недалеко от советской государственной границы. В Варангер-фьорд выходят и наши, советские полуострова Средний и Рыбачий.
Немецкие оккупационные войска распространились по всей территории северной норвежской провинции Финмаркен, от города Нарвик, стоящего на берегу Атлантического океана, до упомянутого выше Варангер-фьорда.
Провинция Финмаркен расположена на относительно ровной территории, уходящей от берега к удаленному лесному массиву. Берег провинции высокий и весь изрезан многочисленными фьордами.
В те годы население провинции было малочисленное, занималось рыболовством и охотой на морского и лесного зверя. Жили небольшими селениями. Больших городов провинция не имела. Торговали товарами, добытыми и разделанными в море и в лесу. Все жители городов практически знали друг друга.
В первой половине июня месяца 1941 года до нас, североморцев доходили слухи о накоплении немецких войск с боевой техникой в восточной части норвежской провинции Финмаркен в близости к советской западной государственной границе, что данный район немцами избран якобы для скрытия от английской разведки и подготовки войск к вторжению на Британские острова. В то время Германия воевала против Англии.
Мы не поверили этим слухам. Английская разведка – это английская разведка!! Ее глаза и уши не пропустят события такого рода. Да и немцы хорошо знают, что такое «английская разведка», они не настолько глупы, чтобы выставлять себя на смех англичанам.



Вторжение в Норвегию.

Вскоре данный вопрос был разрешен. Разрешен норвежскими антифашистами, переходящими нашу государственную границу по суше или на мотоботах морем на полуостров Рыбачий. Они многое рассказали нам о занятиях и поведении немцев:
– Строят бетонную дорогу от города Нарвик до финского Петсамо, фортификационные объекты, аэропорты, бункеры, казармы и прочие военные объекты.
– Доставляют строительные материалы, боевую технику, боеприпасы, одежду, продовольствие и многое другое.
– На транспортах по морю вывозят из Петсамо в Германию никель, из Норвегии – железную руду.
– В восточных районах Финмаркена накапливаются немецкие войска.
– Норвежцы, за малым исключением, ненавидят немцев, возмущены их поведением. Многие мужчины, парни, женщины ушли в партизаны.
– Немцы разыскивают коммунистов, антифашистов, подвергают их аресту с последующим расстрелом.



Все это было доложено Военному Совету Северного флота: Командующему контр-адмиралу Головко Арсению Григорьевичу, Члену военного совета контр-адмиралу Николаеву Александру Андреевичу, Начальнику штаба Северного флота – контр-адмиралу Кучерову Степану Григорьевичу.
Анализируя вышесказанное, Военный Совет флота пришел к полному и твердому убеждению: Германия готовится к нападению на Советский Союз, а не к вторжению на Британские острова. Анализировали донесения и оперативной разведки военных округов и флотов. Они также свидетельствовали о накоплении немецких войск и боевой техники у нашей государственной границы, об активизации немецкой воздушной разведки в нашей приграничной зоне.
Суммируя донесения, Военный Совет флота принял решение:
– Снять с кораблей лишнее и ненужное для боевых действий имущество.
– Иметь полные емкости корабельного топлива, комплекты боеприпасов.
– Сократить увольнение личного состава на берег.
– Повысить боевую готовность кораблей и береговой обороны, а также бдительность всех служб флота.
– Корабли рассредоточить по заливам, бухтам, губам.
– Выполнять все это без шума и огласки под прикрытием, например, выхода в море на решение задач боевой подготовки. Провести соответствующую работу с корабельным офицерским составом.



Пикирующий бомбардировщик Ju-87B-2 «L1+XF» из штабного звена IV.(St)/LG1, аэродром Банак, Северная Норвегия, весна 1941 г. - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев. Дмитрий Дёгтев, Михаил Зефиров, Николай Баженов.

Вскоре радиоразведка доложила о прибытии в северные порты и фьорды Норвегии немецких эскадренных миноносцев (эсминцев) и сторожевых кораблей, а на аэродромы, в том числе на финские, бомбардировщиков и истребителей.
Командующий флотов контр-адмирал А.Г.Головко о принятом Военным Советом флота решении доложил наркому (народному комиссару) военно-морского флота Николаю Герасимовичу Кузнецову.
Разговор шел по телефону правительственной линии. Кузнецов ответил: «Сверху (имеется ввиду Сталин) поступило указание не предпринимать ничего такого, что создавало бы напряжение в советско-германских отношениях. Не поддаваться на провокации. Оружие применять только при нападении». И все же… решение Совета флота Кузнецов одобрил.
Мероприятия такого же характера были приняты Военными Советами Балтийского и Черноморского флотов.
Итог такого флотского «самовольства» проявился при первых налетах фашистских бомбардировщиков на базы флотов (это было в 3 часа ночи 22 июня 1941 года). Ни один флот не понес каких-либо серьезных потерь. А в сухопутных войсках, скажем об этом с огромным сожалением, в первый же день войны было потеряно 1200 (тысяча двести) самолетов, находившихся на аэродромах не рассредоточенными.
Сухопутные войска не были приведены в готовность и находились в пунктах постоянного расквартирования, на учебных полигонах, в лагерях, в пути, растянутыми на четыре с половиной тысячи километров по фронту и более чем 400 километров в глубину.

Продолжение следует.


Главное за неделю