Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Диверсификация ОПК

Опыт диверсификации
корпорации
"Проект-техника"

Поиск на сайте

Неизвестный адмирал. Часть 52.

Неизвестный адмирал. Часть 52.

Разведка Северного флота на протяжении всей войны держала одновременно от 5 до 9 радиофицированных разведывательных групп на северном побережье Норвегии. Они обнаруживали в норвежских фиордах формирование и движение немецких конвоев, по этим данным наводились на врага силы и средства флота.
Группы пребывали в тылу врага, укрываясь в ущельях сопок, от 3-х до 9-ти месяцев. При высадке на вражеский берег они снабжались одеждой, продуктами, оружием, питанием для радиостанций и медикаментами. Высадка производилась преимущественно с подводных лодок, реже выбрасывались с парашютами. В ближайший тыл противника высаживались с торпедных катеров. Если требовалось пополнение запасов, таковые выбрасывались в условленное место. Прием групп с вражеского берега и доставка их в базу проводилась из дальнего тыла подводными лодками, из ближнего – торпедными катерами.
В 1944 году, например, по данным лишь одной разведгруппы было потоплено 28 транспортов и кораблей охранения. По донесениям другой группы было потоплено 17 транспортов и кораблей противника. Лишь по одному донесению третьей группы было потоплено 14 немецких транспортов и кораблей.
Наблюдательный пост, возглавлявшийся на территории Финмаркен старшиной 2 статьи Лянде (из отряда Леонова), с февраля по октябрь 1944 года донес о движении вдоль норвежского берега около шестисот немецких транспортов и кораблей. Всего в 1944 году было потоплено 115 транспортов и кораблей. За всю войну 400 кораблей и 10 (?) подводных лодок.



Разведчики разведотряда Штаба СФ в 1943 г. Слева направо: второй - Анатолий Игнатьев, третий - командир группы Владимир Николаевич Лянде, пятый - радист Михаил Николаевич Костин.

Так же успешно действовала агентурная разведка Балтийского и Черноморского флотов.



Начальник Разведки БФ Л.К.Бекренев. 1943 год.

Разведка Балтийского флота искала и привлекала латышей, эстонцев, финнов и перебрасывала их в глубокий тыл самолетами для легализации и оседания в портовых городах с разведывательными задачами. В ближний тыл перебрасывались мелкие группы разведчиков-краснофлотцев для скрытного наблюдения на дорогах, в районах скопления войск.
Уже в 1942 году было заброшено 53 разведчика и агента на территорию Финляндии, Эстонии, Латвии. К апрелю 1944 года разведка КБФ имела за рубежом 6 резидентур и 14 отдельно действующих агентов на территории Восточной Пруссии и прибалтийских стран.
Своей дееспособностью, ценностью сведений о морском противнике особенно выделялись резидентура Федорова в Эстонии. Федоров стал Героем Советского Союза. И резидентура Аболиньша в Латвии, охватившая наблюдением практически все порты и крупные города страны. В ней действовало 58 разведчиков.



Федоров Владимир Дмитриевич. Аболиньш Эрнест Давидович.

По донесениям Аболиньша о движении немецких кораблей и судов и о деятельности портов направлялись бомбардировщики и торпедоносцы, наводились подводные лодки, которые топили корабли и суда с живой силой и военными грузами немцев.
Черноморская агентурная разведка в какой-то начальный период войны опиралась на своевременно созданную запасную агентурную сеть и оставленную в оккупированных немцами Одессе, Николаеве, Херсоне, а затем и в Севастополе. Но эта сеть постепенно угасала из-за доносов немецких прислужников и из-за расходования питания раций.
Летом 1943 года был создан отряд «Сокол». Базируясь скрытно в лесных массивах Крымских гор, разведчики организовали разветвленную сеть из советских патриотов в городах Крыма, сведения которых о противнике были весьма ценными для флотского и армейского командования. Данными отряда «Сокол» обеспечивалось, в частности, известная операция флота, когда корабли, включая крейсер, ворвались в Феодосию и высадили непосредственно на пирсы десант, освободивший город от оккупантов.



Бойцы разведывательного отряда ЧФ "Сокол" с партизанами 1944 г. - Боевые действия разведчиков Черноморского флота в Крыму 1943—1944 гг. Е.Б. Мельничук.

Агентурной разведкой ЧФ были охвачены практически все крупные города Северо-западного угла Черного моря и Крым.
Две резидентуры черноморцев работали в Болгарии. В 1942 году, смастерив передатчик, резиденты восстановили радиосвязь с разведотделом и передавали информацию о положении в стране, о немецких гарнизонах, об обороне черноморского побережья Болгарии.
(Кстати, радиоузел ЧФ находился в Эшери (Абхазия).
В июле 1941 года при разведотделе Северного флота был создан разведывательно-диверсионный отряд численностью около 100 человек. Возглавил его машинист с подводной лодки Леонов Виктор Николаевич. То был отряд молодых, но волевых, смелых людей. Его высаживали в тактический и оперативный тыл вражеских войск мотоботами и торпедными катерами.
Отряд совершал налеты на землянки опорных артиллерийских пунктов противника, находившихся на побережье. Сопротивлявшихся фрицев расстреливали, растерявшихся - брали в плен, опорные пункты подрывали, захватывали с собой документы. За годы войны в отдел было приведено 83 «языка». Отряд устраивал засады. На одну из них на полуострове Варангер, в оперативном тылу, налетела колонна автомашин зенитного полка немцев. Разведчики колонну разгромили, забрали с собой 6 фрицев и два больших портфеля с оперативными и административными документами, приказами, позволившими нам вскрыть группировки и дислокацию войск. Резали проводную связь противника, подрывали его автобазы и склады. Редкий поход отряда обходился без стычки с немцами. Были, конечно, хотя и небольшие, потери среди его бойцов.



Л.К.Бекренев и В.Н.Леонов. 1945 год.

В одной из операций отряд вместе с отрядом северного оборонительного района, что был на полуостровах Средний и Рыбачий, были высажены с моря в тыл врага, чтобы ликвидировать две артиллерийские батареи на мысе Крестовый, чем открыли возможность прорыва первого крупного броска десанта в Петсамо-фьорд, высадить его на пирсы порта и выбить немцев из Лиинахамари. Не могу не сказать о подвиге бойца леоновского отряда матроса Лысенко – богатыря отряда.
Отряд, приближаясь к батареям в темноте, наткнулся на проволочное заграждение, чем поднял тревогу в немецком гарнизоне. Бойцы снимали бушлаты, набрасывали их на проволоку и перебирались через загражденье. Враг запускал осветительные ракеты и открыл пулеметную стрельбу. Проволока держалась на металлических козлах. (Земли там не было, был гранит). И вот Лысенко поднял на плечи козла, а с ними приподнял и проволоку, крикнул: «Пролазь, братва, пока стою». Бойцы прошмыгнули под проволокой. После захвата батареи, при осмотре героя нашли в его теле более двадцати пулевых пробоин. Тогда отряд потерял 11 своих бойцов.



181-й особый разведывательный отряд Северного флота. 1944 г., после взятия мыса Крестового.

Как не вспомнить слова В.И.Ленина: «Во всякой войне победа, в конечном счете, обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать свою жизнь для блага своих братьев поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести»
Это была одна из последних операций отряда, которую он провел в октябре 1944 года в тылу немецких войск. Тогда войска Карельского фронта и Северного флота совершали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, итогом которой было освобождение советского Заполярья. Оба отряда – отряд тов. Леонова и отряд СОРа под командованием тов. Барченко-Емельянова, высадившись с катеров на вражеский берег и совершив труднейший, более чем 30-ти километровый переход в тылу противника (по карте напрямую, а так все 60 км, виляя по лощинам, ущельям и обледеневшим сопкам), на третьи сутки скрытно подошли к позициям батарей и внезапно атаковали гарнизоны двух фашистских батарей на мысе Крестовый, что в глубине Печенгского залива. Враг упорно сопротивлялся, но дерзость разведчиков, мужество, ненависть к врагу привели к победе. Часть гарнизона была уничтожена в бою, орудия батарей тоже уничтожены, в плен взято 117 фашистов. Разведчики потеряли 7 человек.



Отряд Леонова, конец 1943 года.

Последнее боевое задание в Заполярье отряд тов. Леонова выполнил в конце октября 1944 года, после освобождения норвежского города Киркенес. Отряд был высажен на Варангер-полустров, чтобы установить, сохраняет ли противник свои гарнизоны на полуострове. Если да, то захватить плацдарм и удерживать его до прихода нашего десанта. Совершив марш до Варде, уже в сопровождении благодарных и ликующих норвежцев, тов. Леонов донес, что фрицы сбежали, противника на полуострове нет.
Четыре разведчика отряда Агафонов, Бабиков, Никандров, Пшеничных за подвиги, совершенные в Заполярье и на Дальнем Востоке, куда отряд был переброшен перед войной с Японией, носят ныне Золотую Звезду Героя. А пятый – их командир, В.Н.Леонов был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.



Встреча с разведчиками, Героями Советского Союза Бабиковым и Леоновым в академии. Виталий Бекренев: В.Н.Леонов приходил и поздравлял отца в его последний 90-й год рождения 15 марта 1997 года. На похороны отца он по состоянию здоровья придти не смог. М.А.Бабиков впоследствии стал генералом.

Первым командиром этого отряда был полковник Л.В.Добротин. Отряд закончил свою боевую биографию с почетным наименованием - гвардейский.
Операций, проведенных разведывательными отрядами в разных пунктах расположения фашистских войск, было много. У меня нет сейчас сводных данных. Однако, представление о количестве операций в тылу врага можно получить из таких, например, показателей: только в 1944 году и только отрядом тов. В.Н.Леонова было проведено около полусотни операций. Только, примерно за полтора-два месяца 1944 года, в период подготовки к Петсамо-Киркенесской операции, раздельными действиями отряда тов. Леонова и отряда Северного оборонительного района было проведено в общей сложности, более 40 разведывательно-диверсионных операций. За годы войны только отряд штаба флота привел 83 «языка», три из них были офицерами.

Продолжение следует.


Главное за неделю