Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Системы контроля и индикаторы для авиации

Импортозамещенные
бортовые системы
для боевой авиации

Поиск на сайте

АДМИРАЛ РУССКОГО ФЛОТА ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ НЕВЕЛЬСКОЙ. К 200-летию со дня рождения. Н.А.Верюжский. Часть 10.

АДМИРАЛ РУССКОГО ФЛОТА ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ НЕВЕЛЬСКОЙ. К 200-летию со дня рождения. Н.А.Верюжский. Часть 10.



Капитан 1-го ранга В.Н.Чернавин, начальник штаба 3-й дивизии подводных лодок СФ, руководитель надводными силами обеспечения

Так вот, В.Н.Чернавин в своих записях вспоминает, с какими жёсткими, а по существу катастрофическими условиями плавания надводным кораблям сопровождения пришлось встретиться при преодолении района ревущих сороковых широт и пролива Дрейка. Он даже использовал слова, как мне показалось, некоторого разочарования, что ему и всему экипажу, испытывая такие неудобства, приходилось находиться на надводном корабле, а не на подводной лодке, идущей в подводном положении, где качка почти незаметна.



«Гавриил Сарычев» в море. Снимок матроса В.Корнеева

Справка. «Гавриил Сарычев» – экспедиционное океанографическое судно, проект 850. Заложен 11.08.1964, спущен на воду 29.12.1964, введён в строй 30.06.1965г. Водоизмещение: стандартное: 2420 т., полное: 3090 т. Размеры: длина: 89,7 м., ширина: 13 м., осадка: 4,75 м. Скорость полного хода: 16,3 узлов. Дальность плавания: 11000 миль (14,2 уз), 8800 миль (16,3 уз), Автономность: 60 суток.
В 1966 году введён в состав 38-й бригады разведывательных кораблей Разведки Тихоокеанского флота. В течение тридцати лет участвовал во многих разведывательных походах. Только в 1975-1976 г.г. СРЗК (средний разведывательный корабль) «Гавриил Сарычев» пробыл в море на боевой службе (БС) 190 суток. В 1993 году выведен из состава флота и отправлен на утилизацию.

Однако возвратимся к «Байкалу», которому предстояло преодолеть зону печально известных сороковых широт. Началось подлинное столпотворение – кругом ходили высоченные водяные горы. «Байкал» бросало как щепку. Качка была беспощадной, западные ветры рвали снасти и паруса, волны перекатывались по палубе, увлекая за собой всё, что было плохо закреплено, и что, как говорят, плохо лежало.



Батерсворт Джеймс. Клипер в штормовом море

«Ни в одном путешествии не встречается такого неудачного и беспокойного плавания, как мы вытерпели на нашем переходе», — писал в своих письмах старший помощником командира «Байкала» лейтенант Пётр Васильевич Казакевич. Все вспоминали добрыми словами строителей из Финляндии, построивших их парусник таким мореходным и остойчивым.
Наступил 1849 год. Штормовой ветер вместе с качкой принёс прохладу — недалеко была Антарктида. Затем пошли дожди, стало пасмурно, в каютах и в кубрике появилась сырость. 10 (22) января 1849 года транспорт «Байкал» пересёк меридиан южной оконечности острова Огненная Земля – скалистого и мрачного мыса Горн, обогнув который, вырвался на просторы Тихого океана и стал постепенно выходить из ревущих и стонущих ветров.
Постепенно всё дальше и дальше моряки уходили от злополучного мыса Горн под защиту западного южно-американского побережья. Становилось теплее, можно было снова проветривать судовые помещения, сушить ставшее влажным обмундирование. А затем вновь наступила полоса безветрия, позже сменившаяся противными ветрами, затруднявшими переход.



Мыс Горн

В то самое время, когда «Байкал» находился у берегов Чили, в северном полушарии, в зимнем и морозном Санкт-Петербурге 29 января (10 февраля) 1849 года проходило заседание Особого комитета, на котором рассматривалась программа действий и обсуждалась инструкция Г.И.Невельскому, представленная А.С.Меншиковым царю на утверждение. Хитрый и сообразительный А.С.Меншиков, поддерживая инициативного генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева, безусловно, понимал, что благодаря талантливому исполнителю Г.И.Невельскому появился шанс окончательно разрешить так называемый «Амурский вопрос». Инструкция, основное содержание которой было разработано непосредственно самим Геннадием Ивановичем Невельским, после прохождения многочисленных согласований и исправлений, но в основном поддержанная А.С.Меншиковым и Н.Н.Муравьевым, наконец-то была завизирована Императорской подписью.
На Камчатку незамедлительно в тот же час курьером были отправлены соответствующие указания. Начальнику Петропавловского порта капитану 1-го ранга Ростиславу Григорьевичу Машину предписывалось встретить надлежащим образом прибывающий в мае 1849 года транспорт «Байкал», произвести его разгрузку и выполнить необходимый ремонт, обеспечить отдых экипажу и всячески содействовать быстрейшему выходу корабля из Петропавловского порта для исполнения данному ему поручения. Утверждённую императором Николаем I Инструкцию для Г.И.Невельского генерал-губернатор Н.Н.Муравьев намерен был вручить ему лично в Петропавловске. С этой целью Николай Николаевич планировал произвести инспекторскую ознакомительную поездку на Дальний Восток и посетить порты Охотск, Аян и Петропавловск на Камчатке.
Об этих событиях Г.И.Невельскому на тот момент, конечно же, ничего не было известно. После кратковременного пребывания в бразильском порту Рио-де-Жанейро вот уже второй месяц беспрерывного плавания «Байкал» мужественно боролся с морской стихией, все устали и нуждались в отдыхе. 25 января (6 февраля) 1849 года открылся чилийский берег и 2 февраля (14 февраля) «Байкал» встал на якорь в Чилийском порту Вальпараисо.



Современный вид порта Вальпараисо, Чили

Не более четырёх суток отдыха Г.И.Невельской позволил экипажу: во что бы то ни стало нужно было привести «Байкал» в Петропавловск своевременно, а впереди расстилался ещё почти весь непредсказуемый Великий (Тихий) океан. При благоприятном стечении обстоятельств, как предполагал Г.И.Невельской, можно будет дать более продолжительный отдых морякам на Гавайских (Сандвичевых) островах. С начала XIX века русские корабли, совершая кругосветные плавания, регулярно посещали Гавайские острова, где построили русскую крепость. Вождь острова Кауаи даже изъявлял желание войти в состав Российской Империи. Однако Император Александр I отказался принять Гавайские острова в состав Российской империи.

Справка. Гавайские острова́ (англ. Hawaiian Islands) — архипелаг из двадцати четырёх островов и атоллов, расположенный в северной части Тихого океана (между 19° и 29° северной широты).
Гавайские острова открыл 18 января 1778 года знаменитый английский моряк Джеймс Кук во время своего 3-го кругосветного путешествия (здесь же он и погиб 14 февраля 1779, когда повторно зашел сюда после годового плавания по северной части Тихого океана). Кук дал им название Сэндвичевы острова (это название не прижилось) в честь одного из знаменитых лордов Великобритании: Джона Монтегю – изобретателя сэндвича.
Архипелаг вытянут с северо-запада на юго-восток, имеет вулканическое происхождение; впоследствии получил своё название от названия крупнейшего острова — Гавайи (средние координаты острова — 21° 30’ с.ш. и 158° з.д). В 1893 году Королевство Гавайи прекратило своё существование, острова вошли в состав США в 1898 году. Бо́льшая часть островов архипелага составляет пятидесятый штат США с 1959 года. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Очередное почти двухмесячное плавание по Тихому океану для «Байкала» оказалось на редкость благоприятным: почти полное отсутствие штормов, солнечная погода, попутный ветер. Экипаж выглядел бодрым, отдохнувшим, больные быстро поправлялись. Всё свободное время отводилось судовым работам.
31 марта (12 апреля) 1849 года на рейд Гонолулу транспорт «Байкал», сверкая свежей покраской и ухоженной парусной оснасткой, пришел, словно, прибыл на смотровое учение, как будто не было более чем полугодового труднейшего плавания.



Порт Гонолулу. Гавайские острова

На рейде к великой радости увидели транспорт Российско-Американской компании «Князь Меншиков» под командой капитан-лейтенанта А.О.Рудакова, хорошего и старого знакомого Г.И.Невельского. Пасхальная неделя, на которую как раз попали в Гонолулу русские моряки, прошла как один день. Они вместе гуляли, бродили по базару, любовались тропическими красотами. Превосходный климат, гостеприимные люди, живописная природа острова — всё это располагало к отдыху. Г.И.Невельской и А.О.Рудаков с офицерами нанесли визит королю Камеамеа.
Но даже и из такого райского уголка земли, каким являются Гавайские острова, морякам приходится когда-нибудь уходить. Наступило такое время и для экипажа «Байкала». Г.И.Невельской отдал приказ идти на север, в далёкую Камчатку. Изредка налетали шквалистые ветры, иногда шёл дождь, начались пасмурные дни и ночи, с каждым днём становилось холоднее: чувствовалось дыхание севера.
Г.И.Невельской рассчитывал на длительное плавание, но попутный ветер, сопровождавший транспорт почти всё время оставшегося пути, ускорил время прибытия в конечный пункт назначения.



Современный Петропавловск-Камчатский - город и порт на Дальнем Востоке России

Вскоре моряки увидели снежные вершины Камчатки. И хотя суровая картина предстала их глазам, на душе у каждого из них потеплело: транспорт подходил к восточной окраине России. Из-за сильного снегопада «Байкал» сразу не смог войти в Авачинскую губу. Только на следующие сутки 12 мая (24 мая) 1849 года «Байкал» встал на якорь в Петропавловской гавани. В результате огромное расстояние было пройдено за 8 месяцев и 23 дня. В общей сложности Г.И.Невельской позволил транспорту стоять в промежуточных портах по маршруту следования всего 33 дня.
В Петропавловске «Байкал» встретили с большой радостью и торжественно. Начальник Камчатского порта капитан 1-го ранга Ростислав Григорьевич Машин проинформировал Г.И.Невельского о всех полученных от генерал-губернатора Н.Н.Муравьёва распоряжениях и намерениях лично вручить Г.И.Невельскому утверждённую Императором Инструкцию для его дальнейших действий. Н.Н.Муравьёв должен был совершить поездку из Иркутска, через Якутск в Охотск, а затем на корабле посетить Камчатку и прибыть в Петропавловск. Однако к моменту нахождения Г.И.Невельского в Петропавловске генерал-губернатор Н.Н.Муравьёв ещё находился в пути.
Г.И.Невельской не мог знать на тот момент, что Н.Н.Муравьёв, безнадёжно застрял со своим многочисленным походным отрядом в непроходимых сибирских таёжных дебрях и не поспевал своевременно прибыть в Петропавловск. Во избежание непредвиденных ситуаций генерал-губернатор решил отправить с секретной депешей своего верного и надёжного порученца капитана М.С.Корсакова для вручения командиру «Байкала» официального царского разрешения на проведение исследований в устье Амура.



Справка. Пожалуй, следует сказать несколько слов о Михаиле Семёновиче Корсакове (1826-1871), с которым Г.И.Невельскому пришлось в последующем иметь служебные отношения. М.С Корсаков был достаточно близким родственником Н.Н.Муравьёва. Окончил школу гвардейский прапорщиков, служил в гвардейском Семёновском полку, но по ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева (будущего графа Амурского) М.С Корсаков в 1949 году был переведён в Иркутск на должность адъютанта по особым поручениям. Бравый гвардеец был высок ростом, красив, безупречен в исполнении поручений генерал-губернатора.
Вся его дальнейшая карьера была тесно связана с сибирским краем. В 1852 г. назначен начальником казачьего отделения Главного управления Восточной Сибири, В мае 1855 г. стал командующим войсками, сосредоточенными в устье Амура, а вскоре занял должность военного губернатора Забайкальской области и наказного атамана забайкальских казаков. В 1860 г. М.С.Корсаков был переведен в Иркутск и возглавил Совет при генерал-губернаторе, а после отставки Н.Н. Муравьева в 1861 г. занял его место, став в 35 лет самым молодым генерал-губернатором в России. Именем М.С.Корсакова названы город, бухта и мыс на Сахалине, несколько посёлков в Приамурье, острова в Енисейском заливе (Карское море).



Николай Верюжский

Продолжение следует


Главное за неделю