
В церемонии наречения нового имени кораблю, прошедшей на Корабельной набережной Владивостока, приняли участие представители командования ТОФ, экипажи военных моряков соединения, представители «одноименного» морского МГУ им. Невельского из Владивостока, ветераны флота. После митинга православный священник освятил корабль.

Отныне имя адмирала Геннадия Ивановича Невельского работает на укрепление боеспособности флота Российского. На вооружении корабля: две сдвоенные 57 мм артиллерийские установки АК-725, две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М», четыре пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2″. На борту могут разместиться 15 танков, боевая техника и грузы всего до 500 тонн и 225 десантников с полным боекомплектом.

В июне 2013 года на Тихоокеанском флоте планировалось провести военно-исторический «Поход памяти», посвящённый нескольким знаковым датам: Дню Победы, 200-летию со дня рождения адмирала Г.И.Невельского и 282-й годовщине Тихоокеанского флота.

Отряд кораблей Тихоокеанского флота должен был выйти из Владивостока по специальному маршруту. Первый пункт похода - сахалинский порт Невельск, затем острова Курильской гряды Кунашир, Шумшу и Парамушир. Корабли посетят Петропавловск-на-Камчатке. На обратном пути отряд зайдет в порт Охотск, где около трехсот лет назад зарождались морские силы на Тихом океане. Последним пунктом захода станет город Корсаков, затем корабли возьмут курс на Владивосток.
По многолетней традиции в период проведения

«Адмирал Невельской» — на сегодняшний день один из лучших кораблей флота своего класса. Находится в режиме постоянной боевой готовности, отвечает всем техническим требованиям и полностью готов к выполнению самых сложных и трудных походов. В ближайшем будущем кораблю предстоят крупные учения и дальние боевые походы.
В сентябре-октябре 2013 года БДК «Адмирал Невельской» находился в составе военно-морской группировки кораблей России в операционной зоне Средиземного моря.

* * *
Возвратимся, однако, к тем событиям, которые сопровождали Г.И.Невельского после завершения его успешной деятельности в Приамурье.
Вернувшись в Санкт-Петербург, Геннадий Иванович не участвовал ни в морских плаваниях, не командовал боевыми кораблями и соединениями. По существу, как мне кажется, в конце своей служебной деятельности он в какой-то степени повторил судьбу своего первого наставника адмирала Фёдора Петровича Литке.
В 1857 году Г.И.Невельской был назначен членом Морского ученого совета, где активно участвовал в разработке и уточнении морских карт и пособий, по морским вопросам консультировал политиков и предпринимателей. Являлся действительным членом Императорского Русского Географического общества. Значительную часть жизни он посвятил систематизации материалов, собранных им в ходе Амурской экспедиции.
Последнюю свою награду орден Святой Анны I-ой степени с назначением пожизненного пенсиона в две тысячи рублей серебром в год сорокапятилетний контр-адмирал Г.И.Невельской получил в 1858 году после подписания Айгуньского договора о разграничении государственной границы с Китаем, которое стало возможным в результате успешной деятельности Амурской экспедиции под его непосредственным руководством.

Своё пятидесятилетие Г.И.Невельской отметил в звании вице-адмирала, а к шестидесятилетию ему был присвоен чин — полного адмирала.
Здоровье Г.И.Невельского периодически ухудшалось. Временами он был вынужден выезжать за границу для лечения.
Основной целью последних лет жизни Г.И.Невельского было написание книги об Амурской экспедиции. В этом ему активно помогала супруга, Екатерина Ивановна Невельская, являвшаяся очевидицей и участницей описываемых событий. В 1875 году работа над книгой была в основном завершена. Первоначально она называлась «Действия наших морских офицеров в 1849 по исход 1855 года на отдалённом Востоке нашего Отечества и их последствия». К сожалению, Геннадий Иванович не увидел изданной своей книги.
Прошло ещё несколько лет, прежде, чем посмертные записки Г.И.Невельского увидели свет. Это случилось уже после его смерти. Окончательный вариант книги под названием, в изменении которого принимал участие Великий князь Константин Николаевич Романов «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849—1855», был окончательно подготовлен его вдовой Е.И.Невельской и был издан только в 1877 году.

Геннадий Иванович Невельской родился 23 ноября (5 декабря) 1813 г. в селе Дракино Солигаличского уезда Костромской губернии, скончался 17 (29) апреля 1876 в Санкт-Петербурге.

PS. Адмирал Г.И.Невельской по праву занимает достойное место среди уважаемых людей – настоящих патриотов России, принёсших ей неувядаемую Славу, Почёт и Уважение!
И чему тут удивляться, когда Г.И.Невельскому поставлено памятников по всей России больше, чем другим адмиралам, а на географической карте нанесены десятки названий его имени.

PРS. Использованы фотографии из архивов Шумакова В., Балакина В., Корниенко В., Лукаш Д.Т., Серебрянского В. и из интернета.

Николай Верюжский
Октябрь 2013 г.
В спальном кубрике наши кровати стояли рядом, а во время подготовки к параду в Москве мы делили с ним двухъярусную койку. Как-то раз Серёжа показал мне пачку фотографий. На них был его отец в окружении известных адмиралов на открытии памятника адмиралу Невельскому во Владивостоке.
Оказалось, что новенький приходился
А адмиралы с фотографии решили, что Серёжа должен продолжить морскую традицию в семье. Ей принадлежало несколько известных и в советское время моряков. Но
Несколько лет назад я попытался поискать его в сети. Не нашёл. Сейчас стало известно, что живёт он в США. Меня такой поворот событий совсем не удивил.
Из всех потомков этот Сергей, как я понял, единственный эмигрант с советскими корнями.
Он явно выпадает из обширного списка, приведенного по тому линку, который Вы дали, Аркадий...
Не сказалось ли ваше с ним соседство койками в питонии?
Уж не Вы ли его охмурили?
1. Не комментировать
2. Не писать два последних предложения в комментарии
3. Не писать одно последнее предложение в комментарии.
Есть и другие варианты, как-то не читать сообщение и пр. Но авторы пишут интересно, возникают мысли и что с ними делать? Идти по первому варианту?
Среди потомков адмирала Г.И. Невельского есть много достойных людей. О них можно найти интересные материалы.
Мне выпало знакомство с нахимовцем Кукель-Краевским. Он органически не хотел подчиняться кому бы то ни было.
Строй, распорядок дня, жизнь по Уставу- всё это было ему трудно. Если сравнить, например, со мной, так мне даже строевые занятия нравились, нравилось при гребле по команде заносить вёсла и синхронно со всеми опускать их в воду. Серёжу такие вещи тяготили. Мы вот тоже сейчас с удивлением смотрим новости из Северной Кореи. На их порядок жизни.
В нынешнем Китае, как и раньше, группы китайских туристов не бредут разношёрстной толпой. Они идут организовано, сплочено, почти строем. Меня это немного удивило. А обсуждаемое решение Сергея не явилось для меня неожиданным. В шестом классе мы не говорили и не думали о политике. Но советская жизнь была очень политизирована, ходить нужно было строем. Были люди, которым это не нравилось.
Kinz, я ещё немного злоупотреблю Вашим вниманием и терпением авторов настоящего блога (в любом случае Вы получите мой ответ на почту).
У Вас, простите, вижу пресловутую двойную мораль, Kinz.
Я приведу несколько цитат из опубликованного на данном блоге. Уважаемые люди пишут об очень заслуженных военачальниках, исторических личностях: Кутузове и Чичакове.
Мне не простили бы даже одного слова из употреблённых в текстах.
"Как это ни прискорбно, но победа в Березинском сражении, откликнулась адмиралу черной неблагодарностью, и в один момент коренным образом изменила всю его дальнейшую жизнь. Вместо признания заслуг и почестей, положенных герою войны, Чичагов был оклеветан и оплеван современниками, из-за чего некоторое время спустя, он вынужден был покинуть пределы так горячо любимой им Родины. Адмирал скитался на чужбине, сначала в Англии, потом в Италии и, наконец, во Франции. В 1834 году, так и не оправданный соотечественниками, Павел Васильевич отказался вернуться в Россию, за что указом Николая I был уволен в отставку, лишен на Родине всего своего состояния, наград и пенсионного содержания".
"... весной 1812 года при сдаче Кутузовым дел и обязанностей главнокомандующего Молдавской армией адмиралу Чичагову в ходе проверки казны армии была выявлена огромная недостача денежных средств, причем вес закрытых и опечатанных денежных мешков соответствовал весу, указанному в документах, в то время, как внутри вскрытых мешков вместо золотых монет оказались медные деньги, значительно меньшего номинала". (
Сравните с тем, что пишет об адмирале Чичакове известный всем писатель Леонид Раковский в своём историческом романе "
Впрочем пишу я о другом: победитель Наполеона адмирал Павел Васильевич Чичаков "скончался 20 августа 1849 года в Париже и был похоронен в его предместье Соо". (
Kinz, Вы можете считать меня эмигрантом. Но я таковым себя не ощущаю. В русском языке есть и другое слово, тоже иностранного происхождения,- репатриация. Но и его я не приемлю. В языке иврит есть другой термин: "
1. Не комментировать
2. Не писать два последних предложения в комментарии
3. Не писать одно последнее предложение в комментарии.
Кто знает, но получилось так, будто у Вас на самом деле выбора не было никакого.
Так или иначе, а меня-то удивило отсутствие у Вас удивления, судя по всему, беспрецедентным фактом эмиграции среди советских потомков Невельского.
Хотя, конечно, может быть, он и не эмигрировал, а просто там работает до сих пор, что коренным образом меняло бы ситуацию. Командировка, например.
Ведь если сравнивать советское и наше время с царским по этому семейству, выходит так, что в позапрошлом веке у "Невельских", скажем так, было гораздо больше причин уехать из России, чем в прошлом и нынешнем.
Но Вы далее пишете:
Значит из царской России эмиграция приветствуется? Тогда русские были меньшими патриотами или смысл слова "Родина" поменялся? Некоторые предки этой семьи жили, а их потомки и сейчас продолжают жить за границей.
Господь с Вами, я не приветствую вообще никакую эмиграцию.
Но если из царской России люди того семейства эмигрировали во множестве, а из советской и постсоветской - только один тот Ваш сосед по койкам, то, видимо, в советской-то им было не слишком неуютно.
А Ваше "отсутствие удивления" теперь разъяснилось - Ваш сосед, судя по Вашим описанию и уточнениям, возможно, был просто несмышлённым своенравным трудным подростком, который в конце концов предпочёл власть шерифа власти участкового уполномоченного.
И правильно. У шерифов, судя по американским фильмам, разговор короткий. И короткоствольное огнестрельное оружие продаётся почти свободно.
Но Вы далее пишете:
У Вас, простите, вижу пресловутую двойную мораль, Kinz.
Моя мораль простая и без всякой двойственности - я до мозга костей советский и теперь российский военный, хотя и давно в отставке. А каждого из эмигрантов, независимо от мотивов их эмиграции, надо выслушивать критически. Особенно, когда "из-за бугра" речь заходит о Родине, Отечестве, патриотизме и других категориях, непосредственно связанных с обороноспособностью страны.
Дальше, извините, Аркадий, там у Вас частности по другим вопросам, мало связанным с темой. Я воздержусь на них отвечать.