Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Разведывательные дроны

Как БПЛА-разведчики
повышают точность
ударных подразделений

Поиск на сайте

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА. В.Н.Лавров. Часть 1.

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА. В.Н.Лавров. Часть 1.



Лавров Валерий Николаевич – капитан 1 ранга в отставке, кандидат военно-морских наук, доцент. Из 38 лет службы в ВМФ 15 лет прослужил на дизельных и атомных подводных лодках («С-69», «С-28», «К-135»). Принимал участие в 9 боевых службах. В должности старшего помощника участвовал в походе атомной подводной лодки «К-135» на Кубу в 1970 г. Подводный крейсер, вооруженный крылатыми ракетами, скрытно преодолел все рубежи противолодочной обороны США, всплыл у границы кубинских территориальных вод и, встреченный кубинскими МПК, прошел в порт Съенфуэгос.
Учился в Военной академии тыла и транспорта. Закончил её с Золотой медалью и был назначен заместителем командира 37-й дивизии подводных лодок КБФ по тылу. Затем длительное время преподавал в Военно-Морской Академии им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова и вел большую научно-исследовательскую работу. Им выполнены более 40 научных трудов.
С 1988 по 1991 гг. находился в Ливийской Джамахирии, где занимался подготовкой командного состава Ливийских ВМС. Во время военных действий США в Ираке в ходе операции «Буря в пустыне» был военным советником. Командировка в Ливию стала последним эпизодом военной биографии В.Н. Лаврова. В феврале 1992 г. он уволился из рядов ВМФ.
Автор многих статей, очерков, рассказов, опубликованных в разное время в журналах и газетах. В 2006 г. в издательстве «Судостроение» вышла его книга «Первые российские подводные плаватели», посвященная 100-летнему юбилею подводного флота России. В конце 2013 г. то же издательство выпустило в свет его вторую книгу на эту же тему – «Первопроходцы российского подводного флота», представляющую собой второе издание первой книги, дополненное главой «Покорители фантастических глубин» – о создании и судьбе первой в мире боевой подводной лодки, способной погружаться на глубину 1000 м.
В соавторстве с известным питерским историком-краеведом Галиной Бунатян Лавровым написаны две книги: «Пригороды Санкт-Петербурга» (2003 г.) и «Царское Село. Здесь жили цари и поэты» (2011 г.). Обе вышли в свет в издательстве «Паритет».
В настоящее время В.Н.Лавров пишет книгу «Фамилия», предназначенную для его детей и внуков. Предлагаемые выдержки из этой книги повествуют о том, как для курсантов 2-го Высшего Военно-Морского училища подводного плавания (г. Рига) было организовано ежегодное практическое обучение (после каждого курса теоретического обучения), включая итоговую стажировку выпускников на подводных лодках в качестве дублеров командиров групп (1955 – 1958 гг.)


Использованы фотографии из личного архива В.Н.Лаврова, а также из книги В.П.Митрофанова «Командир-Коммодор-Капитан».



2-е ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ подводного плавания. ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, НАША АЛЬМА-МАТЕР! - Советский подводник. Честь имею.

Дальний штурманский поход на УПС «Седов» (02.08. – 02.10.1955 г.)

Ранним утром одного из последних дней июля 1955 г. курсанты 2-го Высшего Военно-Морского училища подводного плавания выгрузились на Балтийском вокзале в Ленинграде и построились в колонну по три. На левом рукаве бушлатов все еще красовалась одна курсовка. Форма-3 и другие личные вещи были уложены в морские чемоданы, называемые кисой, которые вместе с картами, приборами и учебными пособиями были погружены на два грузовика. Автомашины с сопровождающими груз мичманами отправились в Ломоносов, чтобы оттуда на пароме переправиться в Кронштадт. Колонна курсантов пошла пешком к Сенатской площади (пл. Декабристов), где у дебаркадера нас ожидал морской буксир.
Многие попали в Ленинград впервые, поэтому то и дело раздавались возгласы восхищения, задавались вопросы курсантам-ленинградцам. Офицеры не обращали внимания на эти вольности в строю, так как в этот ранний час улицы были совершенно пустынны. Не обошлось и без смеха. На Невском проспекте рядом с известным кафе «Север» был не менее известный ресторан «Нева» (сейчас там книжный магазин «Буквоед»). Эту вывеску прочел курсант Арно Паркель. Почему-то посчитав, что вывеска написана латинскими буквами, он громко изрек: «Смотрите, ребята, иностранный кабак “ХЕБА” (НЕВА)».




«Седов» на картине Евгения Чуприна

После погрузки на буксир шли Невой, каналом. Издалека увидели купол Морского собора в Кронштадте. Высадились на стенку Усть-Рогатки, рядом с ошвартованным кормой к стенке красавцем четырехмачтовым барком «Седов». Командиры рот поднялись на борт по трапу, установленному с кормы «Седова». Мы же со стенки с удовольствием рассматривали корабль, которому предстояло на два месяца стать нашим домом.
Одно из самых крупных парусных судов, четырехмачтовый барк был построен немецкой фирмой Крупа на верфях в Киле и спущен на воду 14 февраля 1921 г. Судно нарекли «Магдалена Винен» (по имени жены судовладельца).


Главные размерения барка:

Водоизмещение – 6 500 т.
Длина наибольшая – 117,5 м
Ширина на миделе – 14,7 м
Высота надводного борта – 7 м
Осадка в полном грузу – 7,5 м
Количество мачт – 4
Наибольшая высота мачты
(второго грота) – 57 м
Общее число парусов – 32
Общая площадь парусов – 4 192 кв.м




«Магдалена Винен» за несколько минут до спуска на воду

Немного из истории. Судно вышло на океанские просторы в роли «Винджаммера» – парусного гиганта коммерческого назначения, то есть судна, приспособленного для перевозки, так называемых, медленных грузов.




К середине 30-х годов прошлого века разорившаяся судоходная компания продала барк Северогерманскому Ллойду – страховой компании, владевшей большим количеством судов и занимавшейся подготовкой кадров для торгового флота. Барк был переоборудован в учебно-парусное судно и получил новое имя «Коммодор Йонзен». Система подготовки кадров была продумана так, чтобы судно приносило прибыль. Практиканты, исполняя матросские обязанности, не получали жалованья. Кроме того, за свое обучение и питание они вносили плату. При этом в маршрутах и характере перевозимых грузов существенных изменений не было. Таким образом, расходы по содержанию судна снижались, а прибыль увеличивалась.
С началом 2-й Мировой войны судно было мобилизовано и использовалось на Балтике для доставки снабжения в порты вблизи «восточного фронта». После Победы над фашистской Германией при распределении ее флота между союзниками «Коммодор Йонзен» был передан Советскому Союзу и получил имя «Седов».
В первое плавание под советским флагом барк вышел после выполнения большого объема восстановительных работ в июне 1952 года под командованием большого энтузиаста парусного дела капитана 2 ранга Митрофанова Петра Сергеевича. Наш поход был шестым дальним плаванием «Седова» и вторым – в 1955 году.
Несколько позднее стали известны сроки и маршрут похода:
– плавание с 2 августа по 4 октября 1955 г.;
– по южной схеме – Кронштадт, Балтийское море, проливная зона, Северное море, Английский канал (проливы Ла-Манш и Падекале), Бискайский залив, остров Мадейра, Азорские острова.
– возвращение – Центральная Атлантика, Северное и Балтийское моря и Кронштадт.
Но пока – подготовка к плаванию. Огромный парусник уподобляется «Ноеву ковчегу». На его борту собираются курсанты двух училищ (Рижского и Архангельского), гидрографическая партия, группа молодых офицеров – слушателей каких-то курсов переподготовки, группа радиоразведки, оркестр нашего училища, несколько корреспондентов и. разумеется, штатная команда «Седова» – всего около 400 человек. В трюмах этого «Ноева ковчега» скрываются двухмесячные запасы продовольствия и пресной воды на эту массу людей, запасы топлива для двигателя и дизель-генератора, запасные паруса и тросы, краска и моющие средства, тысячи морских карт по всему маршруту и сотни таблиц, пособий и навигационных журналов для ведения прокладки курсантами, десятки секстанов и комплектов штурманского прокладочного инструмента, специальное оборудование для гидрографов и радистов и многое другое. Веселое оживление вызвала погрузка двух десятков хрюшек, для которых устроили загон на шкафуте по левому борту.
Только повзрослев, мы поняли всю сложность организации подготовки и успешного проведения такого похода с максимальной пользой для будущих офицеров флота. Значительно позднее мы оценили опыт, мудрость и громадную ответственность руководителя похода – начальника нашего училища контр-адмирала Безпальчева Константина Александровича. А ведь ему уже шел шестидесятый год!




Контр-адмирал Безпальчев Константин Александрович (1896 – 1973 гг.) Фото 1953 г. Рига

С окончанием погрузочных работ и размещения личного состава нас уволили в город Кронштадт. Не помню организацию увольнения (кого и до какого часа), но в городе я оказался один. Кронштадт тогда был закрытым городом с мощным судоремонтным заводом и другими предприятиями. Кажется, это был будний день. В Петровском парке встречались только молодые мамы с колясками, на улицах – редкие прохожие, спешащие по своим делам. Я постоял у памятника Петру I, расположенному напротив Усть-Рогатки. На тыльной стороне постамента прочитал его наказ «Оборону Флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело».



Памятник Петру I открыт в 1841 г. Скульптор Т.Ж.Н.Жак. Отливка П.К.Клодта. Надпись выполнена позднее – в 1881 г.

Невольно подумалось о том, что если бы потомки не выполнили этот наказ, то и Ленинград не устоял бы в течение страшной 900-дневой фашистской блокады.
Выйдя из парка, пошел по уютным и чистым улицам города – колыбели Балтийского флота.
На якорной площади полюбовался великолепным Морским собором и прекрасным памятником Адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Спустя много лет, в разных гарнизонах подводников-североморцев я встречал надпись-завещание великого флотоводца, высеченную на этом памятнике: «Помни войну!». Думаю, что это завещание актуально и сегодня.




Морской Собор в Кронштадте. Построен по проекту архитектора В.А.Косякова в 1903 – 1913 гг. Памятник С.О.Макарову. Скульптор Л.В.Шервуд.1913 г. Фото Карла Буллы

Погуляв по городу какое-то время, оказался у кинотеатра, который тогда назывался «Три эсминца». Зашел в магазин. На все оставшиеся деньги купил полтора или два килограмма конфет «Соевый батончик». С этим кульком я отправился на корабль. Вступив на верхнюю площадку трапа, отдал честь Военно-морскому флагу и вдруг осознал, что я уже год ношу флотскую форму, но впервые в жизни возвращаюсь с берега на корабль, на свой корабль, который уже завтра должен выйти в море!
В носовом кубрике, куда я спустился, несколько курсантов занимались подготовкой к завтрашнему дню. Я последовал их примеру. Переоделся в чистое рабочее платье. Завернул в непромокаемую кальку Служебную книжку (удостоверение личности курсанта), комсомольский билет, фотографию мамы и почти незнакомой мне девушки с красивым именем Лариса, что в переводе с испанского означает «чайка». Все это спрятал в бумажник, который зашил в кармане формы-3, уложенной в рундуке.




Фото 1955 г. Рига

Продолжение следует


Главное за неделю