Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение теплообменного оборудования

Найдено решение
для замены импортных
теплообменников

Поиск на сайте

ТРЕТЬЯ ПРАКТИКА. В.Н.Лавров.

ТРЕТЬЯ ПРАКТИКА. В.Н.Лавров.

Восьмого августа 1957 года курсанты 3-го курса 2ВВМУ ПП уезжали в Мурманск для прохождения практики на подводных лодках Северного флота. Меня провожали отец, только что уволенный из Вооруженных Сил и еще непривычно чувствующий себя в гражданском пиджаке и шляпе, мама и невеста – Лариса Войтова.



Отъезд на практику. Слева направо: Н.Н.Лавров, М.ФЛаврова, В.Лавров, Л.Войтова. Рижский вокзал. 8 августа 1957 г.

В Полярном

Мурманск увидеть почти не удалось, так как прямо с поезда курсантов перевели в порт к пассажирскому причалу и отправили на рейсовом катере в Полярный – в то время «столицу» подводников Северного флота. Екатерининская гавань была буквально забита подводными лодками, в основном 613-го проекта.



У полярнинского причала. Первым корпусом (слева) - ПЛ «С-347». Командир капитан 3 ранга В.Н.Чернавин. 1957 г.

На одну из этих новейших лодок меня назначили для прохождения практики в должности командира отделения штурманских электриков БЧ-1. Память сохранила фамилии командира «С-346» капитана 3 ранга Василия Ивановича Зверева, старшего помощника капитан-лейтенанта Вячеслава Тимофеевича Виноградова, но, к сожалению, не помню фамилии своего непосредственного начальника – командира БЧ-1 (штурмана), который через месяц принимал у меня зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию заведывания штурманского электрика.



У полярнинского причала. Первым корпусом (ближняя) «С-347». Вторым корпусом ПЛ «С-346». Командир капитан 3 ранга В.И.Зверев.

Мы не были перегружены занятиями, поэтому сначала освоили территорию подплава, а потом начали увольняться в город.
Прямо от причалов был хорошо виден «циркульный дом» с памятником И.В.Сталину перед ним; стадион, построенный матросскими руками еще до Великой Отечественной войны. Над стадионом возвышалось здание с колоннами, где в войну размещался Штаб флота, а рядом с ним – Дом офицеров и здание госпиталя.




Памятник И.В.Сталину (демонтирован в 1960-е гг.) перед «циркульным домом». Слева – здание Штаба флота в годы ВОВ. В центре – Дом офицеров (сгорел в 1990-е гг). Справа – здание госпиталя. Фото 1957 г.

Над территорией причалов на скале возвышалось фундаментальное здание 33-ей дивизии, перед которым установлен памятник подводникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь же – бюст легендарного командира Федора Видяева.



Памятник подводникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Полярный. 1957 г. Курсант А.Сливенко (в центре) со старшинами-подводниками. Полярный. 1957 г.

Осень была теплая. В свободное время мы любили встречаться в небольшом скверике у здания бербазы.



Слева направо курсанты 3-го курса В.Лавров, В.Джусь, А.Сливенко, матрос-подводник(?), А.Свеколкин. Фото август 1957 г. Полярный. Слева направо А.Свеколкин, Е.Смирнов. Практика после 3-го курса. Фото сентябрь 1957 г. Полярный.

За время моей практики на «С-346» лодка несколько раз выходила в море.



Подводная лодка «С-346» в Баренцевом море. Сентябрь 1957 г.

Запомнился наиболее продолжительный выход в конце сентября 1957 г. с коротким заходом в Гремиху (Йоканьгу). Этот выход дал мне возможность не только ознакомиться с театром Северного флота, который знал только по карте, но и почувствовать суровый нрав Баренцева моря. Получив разрешение находиться на мостике, я с восхищением наблюдал, как уверенно командир В.И.Зверев управлял подводной лодкой при входе в базу в сложных навигационных условиях.
К сожалению, через несколько лет я узнал, что капитан 2 ранга Василий Иванович Зверев трагически погиб под колесами пригородной электрички, будучи в отпуске в Ленинграде. Его друг Владимир Николаевич Чернавин (командир ПЛ «С-347»), пройдя огромный нелегкий служебный путь, стал Героем Советского Союза Адмиралом Флота и Главнокомандующим ВМФ СССР. Вот такие разные судьбы друзей-командиров.




Адмирал Флота В.Н.Чернавин. Фото 1989 г. Западная Лица

Закончив практику на подводных лодках, 29 сентября 1957 г. мы покинули Полярный и на буксире отправились в Мурманск.



Справа налево А.Сливенко, А.Свеколкин, Е.Смирнов, В.Лавров. На буксире в Кольском заливе. Фото 29.09.1957 г. Дежурный по вагону В.Лавров. Станция Полярный круг. Фото 30.09.57 г.

Крейсер «Адмирал Макаров»



Слева направо: А.Сливенко, В.Лавров, А.Свеколкин, В.Гузиков, Е.Смирнов. На буксире курсом в Кронштадт. Фото 01.10.1957 г. Финский залив. Слева направо: Т.Кобахидзе, А.Паркель, В.Лавров. Курс в Кронштадт для продолжения практики. Фото 01.10.1957 г. Река Нева.

Первого октября поездом прибыли в Ленинград и снова на буксире были доставлены в Кронштадт. Следующий этап нашей практики – штурманский поход по Балтийскому морю на крейсере «Адмирал Макаров».



Крейсер «Адмирал Макаров» (бывший «Нюрнберг») на дозаправке. 1957 г.

Крейсер, построенный на верфи «Дойч Верке» в Киле в конце 1935 г., получил имя «Нюрнберг».



В конце 1945 г. при разделе трофейного флота крейсер достался Советскому Союзу. Приказом Главнокомандующего ВМФ от 13.02.1946 г. крейсеру было присвоено новое имя «Адмирал Макаров». Начался новый период в жизни корабля.
Планом похода был предусмотрен интересный маршрут: Кронштадт – Таллин – Пальдиски (залив Тага-Лахт) – Рига – Лиепая (Либава) – Балтийск – острова Гогланд и Эланд – Таллин. В этом походе курсанты изучили особенности плавания в восточной, юго-восточной и центральной части Балтийского моря, закрепили навыки кораблевождения и получили хорошую астрономическую практику.




Слева направо: А Паркель (на записи), Е.Смирнов, В.Лавров измеряют высоту Солнца. Крейсер «Адмирал Макаров». Балтийское море. Октябрь 1957 г.



Курсант В.Лавров. Фото 1957 г. Рига

Суровым морским волком, «обветренным как скалы», вернулся я с практики. И не только я. Но если других волновала учеба, предстоящий, хотя еще и далекий выпуск, то моя суровость была обусловлена и оправдана тем, что мне предстояло: сбрить усы и принять самое главное решение в жизни – вступить в брак, взять на себя ответственность за судьбу другого человека и будущих детей. Готов ли я к этому в 20 лет? Психологически – ДА! Я очень любил Лару, и с тем же неизменным чувством доживаю свою жизнь.

Продолжение следует


Главное за неделю