Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Диверсификация ОПК

Опыт диверсификации
корпорации
"Проект-техника"

Поиск на сайте

«Подгот Конецкий, встать в строй!» В.Ф.Касатонов.

«Подгот Конецкий, встать в строй!» В.Ф.Касатонов.

27 сентября 2014 года в Санкт-Петербурге торжественно отметят 70-летие создания военно-морских подготовительных училищ.
Ярким представителем героического племени подготов является Конецкий Виктор Викторович – моряк, писатель, «шестидесятник».


В июне 2014 года благодарные читатели и моряки-ветераны Флота, бросившие якорь в Бресте и нашедшие в синеокой Беларуси свой последний причал, собрались в конференц-зале Брестской городской библиотеки имени А.С.Пушкина. Сигнал «Большой сбор!» дала директор - молодая красивая женщина Семашко Светлана Николаевна, руководитель городской библиотечной сети, куда входят 18 районных библиотек, раскинувшихся по всему городу, в которых работают почти две сотни квалифицированных и хорошо подготовленных сотрудников. Причина сбора проста и понятна – 06 июня исполнилось 85 лет моряку-писателю Конецкому Виктору Викторовичу.



Редкое фото В.Конецкого во время службы на флоте.

Судьба этого морского бродяги имеет много общего с моей, несмотря на то, что он старше меня на 10 лет. Мы оба ленинградцы, пережившие блокаду родного города во время Великой Отечественной войны. Нас обоих взрастил и вывел в люди Военно-морской Флот, его в числе самых первых подготов, меня в числе первых воспитанников ленинградского Нахимовского училища. Он закончил 1-ое Балтийское военно-морское училище в 1952 году, я - это же училище в 1960. Оба начали офицерскую службу на Северном флоте. Затем наши пути разошлись. Он, талантливый человек, с глубоким внутренним миром, с тонкой ранимой душой мыслителя и философа, был отторгнут повседневной грубостью нашего военно-морского Флота, и стал известным писателем, оставаясь пилигримом бескрайних просторов Мирового океана в Морском (гражданском) флоте. Все, о чем он писал, близко и интересно мне.


Его писательская судьба своеобразна и необычна, никто до него так не писал. Я даже поначалу сомневался, можно ли его считать писателем, ибо считал, что главным качеством писателя является сочинительство. Вспомните, как раньше писали на книгах: «Сочинение господина Пушкина А.С.» Творчество Конецкого Виктора Викторовича – это реальные, как бы производственные, романы и повести со странными названиями: роман-странствие «За доброй надеждой»; «Путевые портреты с морским пейзажем»; путешествие с улыбкой «Вчерашние заботы»; «Путевые дневники». Он сам писал о себе в литературных заметках «Здесь обойдемся без названия»: «… Я перешел на новый жанр. Через 10 лет в подобной манере все будут писать. Кроме гениев. Но к такому жанру привыкнуть надо… Все нынче устали от лжи. Женщины от мужской, мужчины от женской, все вместе от всемирной. И художественные фантазии, сочиненности, выдуманности перестают воздействовать на людей. Люди хотят доподлинности, хотя бы в книге, если в жизни им суют ложь и в глаза, и в уши, и в нос, и даже в вены – уколы какой-нибудь глюкозы… Я уже 15 лет неосознанно, интуитивно, вполне возможно от слабости (не обладаю способностью к классической простоте и последовательности) прибегаю к факто-фрагментарно-автобиографически-саморекламному жанру. Это жанр вызывает у определенной группы читателей отвращение… И поэтому введение самого себя в книгу дело щекотливое, и лишних хлопот получаешь полон рот. Но, если, черт возьми, чувствуешь, что так надо?!»

Да, он почувствовал, что так писать надо, что это интересно читателям. Он понял, что Море, покрывающее свыше 70% поверхности Земного Шара, никого не оставляет равнодушным. Каждый человек в глубине души жаждет приключений, каждый хочет побывать в далеких неизведанных странах, или хотя бы прочитать о них. Робинзоны Крузо, острова сокровищ, королевские пираты, морские бродяги Билли Бонсы - это во все времена привлекало и сегодня привлекает воображение читателей, тем более, если автор сам участник этих приключений. Неслучайно великий Леонардо да Винчи сказал: «Познание минувших времен и стран Света – есть пища и украшение человеческих умов».



1960-1970 годы были очень плодотворны в творчестве Виктора Викторовича Конецкого. Я хочу особенно отметить его повесть «В шторм и штиль». Это гимн Морю, гимн Солнцу, добрые слова дельфинам - лучшим друзьям моряков, и, наконец, это гимн мальчишечьим романтическим мечтам о море. Нашим с вами мечтам, благодаря которым мы стали моряками. Помните:


«В Кейптаунском порту с какао на борту, «Жанетта» поправляла такелаж…»

И дальше в этой разухабистой песне – гордые, мужественные морские волки сходили на берег и шли:

«Идут, качаются, вливаясь в улицы,
И клеши новые полощет бриз…
Туда, где нет забот, где море не придет,
Где все повенчаны с вином и женщиной,
Где каждый сам себе свой господин!»


А как красиво звучала у Виктора Конецкого фраза: «Он ей сказал: «Туда взгляните, леди, где в вышине летает альбатрос. Моя любовь вас приведет к победе, хоть знатны, леди, вы, а я простой матрос…» Как много благородства, гордости и чести в этих красивых словах. И мы хотели быть такими же простыми, сильными и мужественными. Я был потрясен его мыслями: «Наша лимфа имеет такой же солевой состав, как и морская вода. Море живет в каждом из нас, хотя мы давным-давно отделились от него. И самый сухопутный человек носит в своей крови Море, не зная об этом. Наверное, поэтому так тянет людей смотреть на прибой, на бесконечную череду валов и слушать их вечный гул. Это голос давней Родины, это зов крови в полном смысле слова».



Творчество подгота Виктора Конецкого не легкое чтиво. Оно рождает мысли, требует определенных усилий. В его книгах много раздумий, размышлений, много мудрости. И в укор сегодняшним «женским романам», хочу привести слова Виссариона Григорьевича Белинского: «Художественное произведение мертво, если оно не есть вопль страдания или дифирамб восторга, если оно не есть вопрос или ответ на вопрос».

Особое место в литературном творчестве моряка Виктора Конецкого занимает тема флотского юмора, что делает его единственным и неповторимым. Иначе и быть не могло, он же прошел «школу» флотского становления, в которой нельзя выжить без улыбки, видя окружающую действительность. Не могу не назвать несколько шедевров: «Невезучий Альфонс», «Квазидурак Елпидифор Пескарев», «Рассказы Петра Ивановича Ниточкина» и жемчужина его юмора «Фома Фомич Фомичев в институте красоты».

В начале шестидесятых годов вышли два кинофильма, которые сделали Конецкого известным: «Путь к причалу», (режиссер Георгий Данелия), сценарий которого был написан Виктором Викторовичем по его одноименной повести. А годом ранее вышел фильм «Полосатый рейс» (режиссер Владимир Фетин). Сценарий этого фильма придумали и написали Виктор Конецкий и знаменитый Алексей Каплер. В основу сценария легли реальные события. Вспоминал Виктор Конецкий: «Мы везли с острова Врангеля трёх медведей. Для цирка в Мурманске. Один выбрался из клетки и стал метаться по пароходу. Зверюги эти очень страшные. Кое-как, вооружившись пожарными шлангами, загнали его обратно…» Оба этих кинофильма и сегодня живут и востребованы современными зрителями.



Виктор Викторович был человеком со сложным характером. Осторожным в выборе друзей и знакомых. Он жил своей внутренней жизнью, закрытой для многих, что характерно для творческих личностей. «Только одиночество дает необходимую свободу» - эти слова довольно часто встречаются в дневниках Леонардо да Винчи. И, если верить современникам художника, он был абсолютно свободен. Не имел близких друзей, почти не общался с родственниками, не был женат и не влюблялся, хотя и существует весьма туманная версия о его страсти к Джоконде.

Виктор Конецкий, наш старший флотский товарищ, многое дал мне. Вот, к примеру, несколько его сообщений, которые мне показались очень интересными:

1. - «Труд моряков относится к категории тяжелого».
- «На Земном шаре нет магистрали, схожей по трудности с Северным морским путем».
- «Курево, наркотики, алкоголь – все это психофармакологические препараты. С их помощью наш организм вырабатывает гормон любви к жизни, хотя бы на секунду, минуту или часок подавляет гормон страха перед ее сложностью».


2.«Драйверами» называли когда-то самых отчаянных капитанов чайных клиперов. Они и в ураганный ветер не спускали парусов и не брали рифов, а когда мачты уже готовы были улететь к чертовой матери, стреляли в парус из пистолета. Дырочку от пули ураганный ветер за десятые доли секунды превращал в огромные дыры, и парус обвисал лохмотьями. А мачты оставались на местах».

3.«Монастыри для вдов погибших в море моряков – есть. Один расположен на берегу Босфора. Другой – на маленьком островке в Ионическом архипелаге, на южном его мысе (сам видел в бинокль). Говорят, в монастырь принимают только тех вдов, у которых мужья не только погибли в море, но и трупы которых не обнаружены».



Подгот Виктор Конецкий вышел из строя и покинул нас тихо, не прощаясь, 30 марта 2002 года. Ушел туда, где большинство, как говорят англичане. А мне кажется, что наш знаменитый моряк-писатель ушел в очередное странствие. Ведь именно о себе он написал:


«Последний раз маяк мелькнет
и снова жизнь моя пойдет
четыре через восемь.


И как ты чувствуешь себя,
В каюту с вахты приходя,
Никто тебя не спросит.


В привычном ритме, день за днем,
Проходит рейс кошмарным сном
Четыре через восемь.


Вот так и жизнь твоя пройдет,
За рейсом рейс, за годом год
Четыре через восемь».


«Прекрасный, редкий цветок отцвел. Ласковая звезда погасла. Трудно жилось ему: быть честным человеком на Руси очень дорого стоит».
Моряк, писатель. Талантливый человек. «Шестидесятник». Ленинградец. Петербуржец - Виктор Викторович Конецкий. А ведь все началось с Ленинградского подготовительного военно-морского училища!




Но вы с нами, Виктор Конецкий. Вы среди нас. Ваши книги у меня под рукой. В них я нахожу «вопль страданий и дифирамб восторга». Невольно хочется, чтобы 27 сентября 2014 года на встрече подготов всех времен в училище подводного плавания контр-адмирал Чернавин Лев Давыдович скомандовал: «Подгот Конецкий, встать в строй!»


Капитан 1 ранга В.Ф.Касатонов (50-56-60)


Главное за неделю