Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Ширится география доставки военных грузов

Новые направления
доставки
военных грузов

Поиск на сайте

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 14.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 14.

Владислав Гущин. Хвала «подготам»

«Подгот» - не трус, «подгот» - не жмот,
«Подгот» - он никогда не врет,
«Подгот» друзей не подведет,
Всегда поймет, найдет, спасет.
«Подгот» - таков он есть «подгот»:
Он женщин любит, водку пьет,
На все болезни он плюет,
Его холера не берет.
«Подгот» всегда готов в поход.
Прикажут - Эверест возьмет,
А надо - сквозь огонь пройдет.
«Подгот» не опозорит флот!




Владислав Гущин. Автобиографические воспоминания. - ДВЕНАДЦАТЬ КНИГ

Примечание
. Горьковское военно-морское подготовительное училище. В предвоенные годы в связи с ростом мощи советского военно-морского флота возникла острая потребность в дополнительном количестве хорошо подготовленных морских офицеров. По решению правительства в начале 30-х годов была расширена сеть военно-морских учебных заведений. Однако офицеров с высшим образованием, которых готовили в двух учебных заведениях -ВВМУ им. М.В.Фрунзе и ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского в Ленинграде было уже недостаточно. Поэтому в 1938-1939 годах были организованы новые высшие военно-морские училища - Тихоокеанское, Каспийское и Черноморское, предназначенные для подготовки вахтенных офицеров. Но из-за недостаточно высокого уровня общего среднего образования в стране встал вопрос о качественной подготовке будущих курсантов для этих училищ. По историческому опыту было известно, что морских офицеров необходимо воспитывать со школьного возраста. Для решения этой проблемы по инициативе Наркома ВМС адмирала Н.Г.Кузнецова в июле 1940 г. были организованы семь средних специальных школ - в Москве, Ленинграде, Горьком, Владивостоке, Киеве, Одессе и Баку, которые находились в ведении Наркомпроса [42]. Но этого оказалось недостаточно. Стало ясно, что первоначальная подготовка кандидатов для поступления в высшие военно-морские училища должна вестись по-иному, тем более в условиях военного времени.




Привычное дело: Волга - и мы на шлюпках (фото Мамаева).

31 марта 1944 г. И.В. Сталин подписал Постановление СНК СССР № 330. «Разрешить Наркомвоенморфлоту вместо специальных военно-морских средних школ организовать три военно-морских подготовительных училища закрытого типа, из них: в г. Ленинграде с контингентом учащихся 1200 чел., в г. Горьком - 600 чел., в г. Владивостоке - 600 чел. Организацию военно-морских подготовительных училищ провести до 15 июля 1944 г.»
30 апреля 1944 г. на основании выше упомянутого постановления правительства Нарком ВМС Н.Г. Кузнецов подписал приказ о формировании подготовительных училищ в Ленинграде, Горьком и Владивостоке. Годом раньше, 25 июня 1943 г., приказом Н.Г. Кузнецова было организовано Бакинское военно-морское подготовительное училище.
4 мая 1944 г. начальником Горьковского военно-морского подготовительного училища был назначен К.А. Безпальчев. Новое назначение - это приказ и Безпальчев без промедления включился в трудную работу по организации и становлению нового учебного заведения (хотя высказывал сомнения в целесообразности организации такого училища именно в городе Горьком). Судя по воспоминаниям выпускников этого училища, представленных в настоящем сборнике, он выполнил эту работу блестяще, оставив о себе добрую память [36, 37].


Воспоминания выпускников Рижского Нахимовского военно-морского училища



«Б А Т Я». Начальник Рижского Нахимовского военно-морского училища с 1945 по 1951 год Безпальчев Константин Александрович

«БАТЯ»

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;


Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. - прекрасный человек.


А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».



Сочихин Аполлос Сергеевич, 1931 г. рождения. Окончил Рижское Нахимовское училище (1949) и Высшее военно-морское училище подводного плавания (1953). Проходил службу на подводных лодках Черноморского и Балтийского флотов. После увольнения в запас (1957) по состоянию здоровья более 30 лет (до 1997) работал конструктором в НПО «Импульс».

Здесь наш причал

1945 год. Конец войны. Мы, дети, которым было 14-15 лет, спасенные армией, народом и родителями, пережившие войну и оккупацию, живые свидетели этого великого времени истории Советского Союза. Небывалый трудовой подъем народа захватил и передался нам, детям, которые испытали блокаду, бомбежки, обстрелы, голод и холод. Пройдя и пережив эти неимоверные трудности, мы восхищались подвигами наших воинов: моряками, лётчиками, танкистами, пехотинцами и партизанами. Нам хотелось хоть чем-то быть похожими на них. Конечно, мы были романтиками и мечтателями ...
И когда было объявлено о формировании Рижского Нахимовского училища, многие из нас, не задумываясь, подали заявления о желании там учиться. Было огромное желание стать достойными продолжателями славных боевых традиций Советских моряков.




Начальником училища был назначен капитан 1 ранга Константин Александрович Безпальчев, выпускник Морского корпуса 1915 г.
Это был лихой моряк, крутой и требовательный начальник с громовым голосом, от которого дрожали все провинившиеся, с внимательным и строгим взглядом глаз. Его манера внешнего поведения, разговора и общения выражали глубокие знания, волю и твердость характера.
С первых дней работы К.А. Безпальчев проявил себя талантливым организатором службы, быта и подготовки училища к учебно-воспитательному процессу. С огромным потоком проблем и забот в труднейших условиях разрухи первых послевоенных месяцев, в только что освобожденной Риге, когда надо было за три-четыре месяца отремонтировать здание учебного корпуса, казармы времен Петра I, привести в порядок территорию, подготовить к занятиям классы, оборудовать столовую, клуб, подобрать воспитателей и преподавателей, наладить службу закрытого военного заведения и обеспечить быт будущих воспитанников - вот далеко не полный перечень неотложных дел, которые надо было выполнить к сентябрю-октябрю 1945 г.
К.А.Безпальчев проявил и подтвердил репутацию талантливого руководителя и организатора на этом ответственном этапе. Его смелости и «пробивной» способности решать бытовые и хозяйственные вопросы с правительством Латвии и ГШ ВМФ могут позавидовать современные начальники. Вот факты. За четыре месяца выделенные для училища здания - знаменитая рижская Пороховая башня с примыкавшим к ней четырехэтажным учебным корпусом, двухэтажная казарма, находившаяся после освобождения города в полуразрушенном состоянии, благодаря титаническим усилиям и воле К.А. Безпальчева были приведены городскими властями в порядок и уже в октябре 1945 г. в училище были зачислены первые кандидаты в воспитанники, успешно сдавшие вступительные экзамены.




Пороховая башня главный ориентир Рижского Нахимовского Военно-Морского училища. Учебный корпус Рижского Нахимовского Военно-Морского училища.

В конце сентября 1945 г. я получил вызов в Ригу, куда и прибыл в середине октября. На вступительных экзаменах по одному из предметов получил «двойку», по остальным две «тройки» и одну «четверку». По баллам не проходил. На мандатной комиссии капитан 1 ранга Лев Яковлевич Плискин после тёплой, по-человечески душевной беседы, сказал мне, что несмотря на то, что количество кандидатов значительно превышает штатную численность старшей роты (7 классы) и мой низкий общий балл, но учитывая, что я сирота (отец репрессирован и расстрелян в 1938, мать умерла от голода в блокаду) из блокадного Ленинграда, начальник училища капитан 1 ранга Безпальчев, в порядке исключения, разрешил принять меня с двухмесячным испытательным сроком. Надо ли говорить, как я был рад и благодарен этим руководителям за чуткость и человечность!
Надо сказать, что Безпальчева побаивались, и не без оснований, не только мы, воспитанники, но и наши старшие наставники и командиры. Чего только стоит, например, этот эпизод. После четвёртого урока роты строем поднимаются по трапу учебного корпуса на четвёртый этаж в столовую. Вдруг сверху, откуда видны пролёты всех этажей, раздается громкий голос Безпальчева: - Первая рота! Остановите движение! Командира роты - ко мне! Движение всех рот останавливается на трапе. Безпальчев с грозным видом стоит на площадке третьего этажа, как у леера на мостике корабля, и, не снижая голоса (слышно на всех этажах), воспитывает ведущего строй первой роты хлёстко, доходчиво за разговоры в строю, баловство, за неопрятный внешний вид воспитанников. Роты стоят на трапе и воспринимают наглядный урок воспитания порядка и дисциплины. Все настроились принимать пищу, а тут новая команда Безпальчева: «Роте подняться на 4 этаж, спуститься вниз на первый, привести строй в порядок и снова подняться наверх». Все остальные роты, как по струнке, следуют в столовую. Зато в самой столовой, когда по сигналу «Слушай все», стоя за длинными столами с бачками пищи, хлебом и кружками с компотом, по команде «Всем сесть» одновременно опускаются на банки (длинные скамейки) все роты, становится веселее.




Безпальчев в позе руки за спиной стоит в центре зала громадной столовой, наблюдает за принятием пищи, заодно и за меню, чем кормят ребятишек. Рядом с ним в накрахмаленном халате и колпаке возвышается статная фигура шеф-повара Турченко Антонины Михайловны, участника Великой Отечественной войны, мастера кулинарии. Она радовала нас, детей, вкусно приготовленной разнообразной пищей, а по выходным и праздничным дням - сладкими пирогами. Воспитанникам младших рот (4 и 5 классы) каждый день давали по стакану молока.
Командование, воспитатели и обслуживающий персонал, понимали, что имеют дело с детьми, и старались окружить нас, по возможности, домашним теплом и заботой.
Постоянное внимание начальник училища уделял учебно-воспитательному процессу: был сформирован учебный отдел, уроки вели лучшие учителя Риги и квалифицированные офицеры-преподаватели, которые сумели увлечь нас каждый своим предметом, совмещая учебную программу с интересными и увлекательными рассказами о выдающихся ученых, их вкладе в развитие науки. Образцы проведения уроков показывал сам К.А.Безпальчев, влюбленный в парусный флот, великолепно знающий устройство парусных судов, их такелаж и оснащение, команды, подаваемые при управлении парусами. И до сих пор из того далекого детского прошлого слышится громкий, вдохновенный и торжественный голос Безпальчева: «На фалах и нералах, гафель-гарделях и дерик-фалах, топсель фалах и оттяжках! Паруса поднять!» А как прекрасно и интересно он вел урок астрономии, это было путешествие в мир звезд, указывающий путь морякам в море, помогающих определить место корабля в море.
Изучение предметов проходило не только глубже и содержательнее, чем требовала программа средней школы, и, главное, интереснее. Например, к 10 классу (к выпуску) мы довольно свободно могли разговаривать на английском языке, в чем несомненная заслуга преподавателя капитана Енина Ивана Николаевича. Конечно, большое значение в деле обучения и воспитания нахимовцев имела и строгая дисциплина в классах и в училище.




Старший лейтенант Енин Иван Николаевич, преподаватель английского языка, и капитан Носырев, преподаватель истории Рижского Нахимовского училища. - ДВЕНАДЦАТЬ КНИГ.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru



Главное за неделю