Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Энергооборудование для флота

"Новая ЭРА"
ипмортозаместила
выключатель переменного тока

Поиск на сайте

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 17.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 17.



Наиболее интересным и сложным по исполнению для двух старших рот был 260-мильный поход на шлюпках по Рижскому заливу на остров Роя в рыбачий посёлок. Туда большую часть пути шли под парусом, однако вначале из-за штилевой погоды пришлось и погрести. Но при подходе к острову поднялся шквальный ветер в 6-7 баллов, пошла крупная зыбь, шлюпки захлёстывало водой, пришлось её всё время вычерпывать.
Всего в походе участвовало 8 шлюпок, из них - один 10-весельный катер в сопровождении двух рейдовых катеров, на одном из которых был руководитель похода - Безпальчев. Наш приход к поселку вызвал неподдельный интерес и любопытство у местных жителей. Они, наверное, впервые наблюдали такое зрелище. После ночёвки прямо в шлюпках, на следующий день из-за сильного встречного ветра Безпальчев принял решение идти двумя колоннами на буксире у моторных катеров. Но это был не более лёгкий вариант, весь переход сопровождал проливной дождь, шквальный ветер, часто рвались буксирные тросы, а осуществлять маневр для заводки нового буксира в штормовых условиях было нелегко.




Приходится удивляться смелости Безпальчева, взвалившего на себя такой груз ответственности. Но всё это я отношу не столько к его смелости, сколько к высокому профессионализму моряка, который был основан на личном опыте и уверенности в своих возможностях да, и наверное, уже и веры в наши умения и дела.
Интересным и зрелищным был шлюпочный поход по реке Лиелупе на республиканский пионерский костёр. Участвовало 28 шлюпок, которые шли двухкильватерными колоннами под парусом и на вёслах, протяженность маршрута в одну сторону — 15 миль. На берег выходили по «форме раз» (летняя белая), под оркестр. Наверное, это было эффектное зрелище!
И ещё в этот сезон два небольших похода: 30-мильный в Майори при 100 % охвате воспитанников и 12-мильный в Межапарк.
Проводились и комбинированные эстафеты: бег, плавание, гребля и парус...
1950 год - последний наш нахимовский год.
13 февраля - рота награждена переходящим призом - картиной «У берегов Кавказа» за первое место в смотре-конкурсе художественной самодеятельности.
15 февраля - лыжные соревнования на 3 километра.
В феврале на специализированной медкомиссии у выпускного курса выявлено 12 человек со сколиозом (искривление позвоночника), что вызвало заседание учебного совета, посвященного этому вопросу. Доклад сделал Мармерштейн, где критиковал руководителей за низкий контроль по соблюдению санитарных норм в классных помещениях - слабая освещенность, запыленность классов, плохое их проветривание, неприспособленные столы и парты для молодого развивающегося организма воспитанников. Кое-какие меры после этого совета были приняты.




Полковник м/с Саул Маркович Марменштейн  -  начальник медицинской службы училища

19 мая приказом начальника училища допущено к выпускным экзаменам на аттестат зрелости 79 человек нашей роты, кроме двоих - один из-за слабого знания русского языка, а другой - по неуспеваемости. Кстати, за 4 года существования училища было отчислено 28 % воспитанников и кандидатов, 50 % из них - по неуспеваемости...
И наконец, незабываемый день в нашей истории.
22 июня 1950 г. - на площади перед Дворцом пионеров мы принимали присягу на верность своей Родине. И насколько мне известно, никто из нас по большому счету её не нарушал и не предал, а Леша Венедиктов подтвердил это самой дорогой ценой - своей жизнью, погибнув в море на боевом посту.




Гибель Алексея Николаевича Венедиктова

Тогда же мы получили аттестаты зрелости и знаки воинского отличия курсантов 1 -го курса высших военно-морских училищ.
И последнее событие в хронологии нашей истории - это поход на учебном паруснике «Лавена» под командованием капитан-лейтенанта П.Е. Игнатьева в Ленинград на парад в честь дня ВМФ на Неве.
Далее некоторые обещанные цитаты из приказов и документов.
Из приказа от 3 января 1946 г.: «Последнее время замечаю, что пробу мне подают не со стола воспитанников. Это безобразнейшее очковтирательство. Кроме того, во время приема пищи в столовую заходят повара и все кому не лень делают замечания воспитанникам к месту и ни к месту. Запрещаю всем, кроме шеф-повара, заходить в столовую во время приема пищи. Пробу начальнику училища подавать только из того, что накрыто на столах».
Из приказов 1947 г.: «Воспитанники, получающие редкие посылки и особенно со сладостями, делятся с офицерами и помощниками офицеров-воспитателей, а те, забывая, что они имеют дело с детьми, опаленными и обожженными войной и сиротством, не отказываются от этих подарков. Удивляюсь, что среди нас находятся такие взрослые дяди, настолько лишенные щепетильности и мудрости, что позволяют себе брать это. Категорически запрещаю под различными благовидными поводами брать от воспитанников все и везде».




Примечание. Издавна в ряде стран мира изображение пеликана, кормящего своим телом голодных детёнышей, стало традиционной эмблемой воспитательных домов, приютов для сирот и других подобных учреждений. Легенда рассказывает, что пеликан - единственное существо, которое разрывает свое тело, чтобы накормить умирающих от голода птенцов. Распространение этой легенды привело к тому, что пеликан стал символом родительской любви и жертвенности. Скульптурное изображение этой птицы с птенцами можно увидеть на фасадах зданий вышеназванных учреждений. В частности, эта эмблема служит украшением фронтона нескольких зданий Педагогического университета имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге [75]. Эта эмблема с полным основанием могла занять место на всех зданиях, где более 25 лет трудился Константин Александрович Безпальчев по обучению и воспитанию молодого поколения моряков.
Ученые-орнитологи отвергают правдоподобность легенд о рвущем свое тело пеликане. Есть другая версия. Известно, что пеликаны собирают пойманную рыбу в своеобразный мешок, находящийся под клювом. Чтобы выбросить наружу улов, пеликан прижимает к телу свой огромный клюв. Птенцы торопятся выхватить из клюва извергаемую рыбу. Со стороны кажется, что они рвут тело кормильца.


«Офицер-воспитатель младший лейтенант Глазенков за опоздание в строй лишил обеда ряд воспитанников и второй раз в этот день оставил их без вечернего чая. И это делает воспитатель! Следовало за опоздание не допускать воспитанников к общему столу, а после ухода роты из столовой организовать их питание, а уж затем наказать в дисциплинарном порядке (офицер получил взыскание).



«... В связи с тем, что младшие классы не доедают свой паек по норме, утвержденной Наркомом обороны, уменьшить им количество приготавливаемой пищи, а остающиеся продукты (до 15%) перераспределять старшим, где растущий организм требует больше нормы. Младшим же в качестве компенсации выдавать более калорийную пищу за счет молочных продуктов, яиц и прочего - при наличии этих продуктов в порту».
«... Помните, что воспитывая ребенка, мы должны проявить великое терпение и искренность, всячески искоренять имеющиеся еще у многих воспитателей недостатки, но не грубостью и издевательством, а упорной и повторной требовательностью добиваться нужных результатов так, чтобы воспитанник видел в своих воспитателях старших и любимых товарищей, а не грозных карателей».
«... Необходимо, чтобы выставленные «двойки» были действенными, т.е. необходимо, чтобы после этого всегда следовали бы: расследование, дополнительное занятие, а в нужных случаях - дисциплинарное взыскание и всегда - обстоятельное внушение».


Из инструкции по подготовке к летней практике 1947 г.

«... Во всех занятиях использовать больше игровых элементов, больше увлекательного и азарта. В целях воспитания чувства ответственности, воли и выносливости - никогда не подчеркивать, что воспитанники - это дети, но всегда подчеркивать и поддерживать их самостоятельность, даже их небольшое самолюбие и всегда проявляемую ответственность. Постоянно воспитывать и приучать переносить трудности флотской службы с закалкой тела и духа через многочисленные занятия греблей и парусом при любой погоде. Если поход или занятие организовать увлекательно, то воспитанники с охотой и увлечением перенесут все трудности походной жизни и тогда им будут не страшны никакие физические и моральные нагрузки. Понятие отдых нельзя отождествлять с понятием безделья».



Каждый занят своим делом

Не могу не отвлечься от цитирования и сказать несколько слов от себя. Видимо, эта невидимая для нас воспитательная работа приносила свои плоды. Так для меня, на протяжении всей службы, самым тяжелым грузом и постоянно присутствовавшим - это был груз непреходящего чувства ответственности. Много достойного в воспитание и обучение вносили и другие. Ведущую роль среди них играл Лев Яковлевич Плискин (помните, что все это лишь из архивных документов, а не личные воспоминания). Плискин особое внимание уделял гуманитарным дисциплинам, особенно русскому языку и культуре речи. Вот несколько его высказываний на заседаниях учебного совета:
«... хорошее знание русского языка развивает логическое мышление, а это в свою очередь - необходимая база и фундамент для овладения всеми науками, в том числе и военными;
... на всех занятиях, независимо от дисциплины, обращать внимание на знание русского языка, а через него воспитывать речевую культуру и общую культуру в целом;
... учитель должен постоянно проявлять теплое и заботливое отношение к личности воспитанника;
... необходимо воспитывать уверенность в своих силах у одних и делать невозможным лень и нерадивость у других (как выразился В. Пикуль, «помочь раскрыть самого себя и свои качества, пока что дремлющие втуне».




Плискин Лев Яковлевич - капитан 1 ранга, заместитель начальника училища по учебной части

Однако вокруг нас не все было окрашено в розовые цвета. Нас обучали и воспитывали разные по уровню знаний и умений воспитатели. Многие из них прошли огонь и кровь только что закончившейся войны. Не все из них прошли школу Макаренко. И все же отдельные негативы в нашей жизни - это лишь эпизоды, которые не были определяющими во всей атмосфере этих прошлых лет. (Все серьезные проступки воспитанников и неправильные действия воспитателей получали отражение в приказах начальника училища, который и определял меру наказания).

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru



Главное за неделю